17 января 2017

Страсти вокруг «антиизраильской» резолюции СБ ООН

Алексей Волович

23 декабря 2016 года Совет безопасности ООН принял резолюцию S/RES/ 2334, осуждающую строительство израильских поселений на палестинских территориях и квалифицировал эти действия Израиля как нарушение международного права. Резолюция подтверждает, что строительство поселений Израилем «не имеет юридической силы и является вопиющим нарушением международного права и одним из главных препятствий на пути к достижению урегулирования в соответствии с принципом сосуществования двух государств». Резолюция содержит требование к Израилю прекратить строительство поселений на палестинских территориях. Хотя сама резолюция не предусматривает никакого наказания или принудительных мер за её неисполнение, однако она может иметь серьезные последствия политического характера для Израиля. 14 членов СБ ООН, в том числе и Украина, проголосовали за резолюцию, а США, которые ранее традиционно блокировали подобные резолюции в отношении Израиля, воздержались.

С начала резолюция была вынесена на голосование делегацией Египта, но вскоре была отозвана им «под давлением Израиля и избранного президента США Д. Трампа». 23 декабря практически идентичный текст резолюции снова был вынесен на обсуждение Совета безопасности по инициативе Сенегала, Новой Зеландии, Малайзии и Венесуэлы. За последние 30 лет США заблокировали около 40 «антиизраильских» резолюций СБ ООН и вот наконец решили исправить свою «традиционную произраильскую тенденциозность» в отношении палестино-израильского конфликта.

 

Возможные последствия резолюции для Израиля

Резолюция СБ ООН 2334 носит скорее символический и рекомендательный характер, чем обязательный, так как в ней отсутствуют пункты, требующие конкретных действий или санкций. Это объясняется тем, что данная резолюция была принята в рамках Главы VI Устава ООН — «Мирное разрешение споров», а не Главы VII — «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии». Однако эта резолюция может служить основой для принятия последующих документов, обязательных для исполнения. Согласно резолюции 2334, генсек ООН должен каждые три месяца предоставлять Совбезу доклад о том, как выполняются ее положения, однако это не предполагает принятия мер к принуждению для их выполнения.

По словам израильского обозревателя Итамара Эйхнера, резолюция открывает путь к международным санкциям против Израиля, грозит политическому руководству страны Гаагским трибуналом, а лидерам поселенческих организаций — привлечением к суду в любой стране мира. Принятие резолюции СБ ООH 2334 может отразиться на судьбе палестинского иска против Израиля, которую в настоящее время рассматривает Международный уголовный суд (МУС). Палестинская национальная администрация (ПНА) обвиняет Израиль в совершении военных преступлений в ходе операции в Секторе Газа в 2014 году и в ходе строительства поселений в 2015-м году. До сих пор дело находилось на стадии предварительного рассмотрения, однако не исключено, что теперь МУС переквалифицирует его в уголовное разбирательство.

 

Нынешний статус Западного берега и Восточного Иерусалима

Западный берег р. Иордан и Сектор Газа

Западный берег р. Иордан и Сектор Газа

В ходе Шестидневной войны 1967 г. территория Западного берега р. Иордан была занята Израилем. С 1995 г. после подписания соглашения в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП), отдельные части Западного берега контролируются Палестинской национальной администрацией, созданной в результате этих соглашений. По определению СБ ООН, территория Западного берега р. Иордан находится под израильской оккупацией. Израиль оспаривает определение этой территории в качестве «оккупированной», настаивая на термине «спорная территория».

По данным ООН, в настоящее время территория Западного берега разделена на три зоны: зона А (17,2 % территории) находится под полным контролем ПНА, зона B (23,8 % территории) — под гражданским контролем ПНА (гражданская власть ПНА и ответственность ПНА за общественный порядок), но под военным (охранным) контролем Израиля, зона C (59 % территории) — под полным контролем Израиля. Впрочем, многие еврейские и израильские эксперты утверждают, что ПНА контролирует от 90 до 98 % территории Западного берега, при этом не утруждают себя представлением ссылок на какие-либо международно признанные документы.

Площадь Западного берега, включая Восточный Иерусалим, составляет 5640 кв. км, около 25,5 % территории Израиля. По оценкам ЦРУ США, население Западного берега и Восточного Иерусалима по состоянию на 2016 год составляло 2,6 млн палестинских арабов и около 0,5 млн евреев.

Израильские поселения — это населённые пункты, созданные на палестинских территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 г. — на Западном берегу, в Секторе Газа и Восточном Иерусалиме, а также на Голанских высотах, где проживают друзы. Подавляющее большинство стран-членов ООН (около 140 стран) определяют данные территории как оккупированные, что оспаривается Израилем, определяющим эти территории как «спорные территории, ранее не принадлежавшие никакому государству».

После Шестидневной войны Израиль начал создание на территории Западного берега поселений для израильских граждан. Совет безопасности и Генассамблея ООН считают создание таких поселений противоречащим международному праву и неоднократно требовали от Израиля прекратить их строительство. При этом Израиль до сих пор не объявлял об аннексии территории Западного берега (кроме Восточного Иерусалима), хотя к этому все чаще призывают радикальные политические силы Израиля правого толка.

Вдоль границы Западного берега Израиль возвёл бетонный разделительный барьер (стену) высотой до 8 метров и длиной более 700 км с 60-метровой полосой отчуждения. Во многих местах барьер глубоко вдаётся в территорию Западного берега и отклоняется от линии прекращения огня 1949 года, отгораживая к израильской стороне более 10 % площади Западного берега. Израиль объясняет постройку барьера необходимостью защиты своего населения от непрекращающихся с 2000 года проникновений на территорию Израиля террористов-смертников.

 

Реакция на резолюцию в США

С момента вступления в должность в январе 2009 года 44-й президент США Б. Обама последовательно выступал против строительства еврейских поселений на палестинских территориях. Однако «уговоры» Вашингтона неизменно игнорировались израильскими правительствами, которые с 2009 года и по настоящее время возглавлял Б. Нетаньяху. Поэтому Б. Обама пошел на крайний, хотя и довольно мягкий шаг, приняв решение не препятствовать утверждению резолюции 2334 Советом безопасности ООН. Кстати, президент Б. Обама вовсе не стал первым президентом США, «позволившим» принятие антиизраильской резолюции СБ ООН. При Б. Клинтоне и Буше-младшем Совбез принял, в общей сложности, 12 резолюций по израильско-палестинскому вопросу, и почти каждая из них содержала критику действий Израиля.

В администрации Б. Обамы воздержание США от голосования по этой резолюции объяснили тем, что политика премьер-министра Б. Нетаньяху в отношении поселений не привела ни к каким подвижкам в переговорном процессе. Очевидно не последнюю роль во всей этой истории с резолюцией 2334 СБ ООН сыграли весьма напряженные отношения между Б. Нетаньяху и президентом Б. Обамой практически на всем протяжении последних 8 лет.

Джон Керри

Джон Керри

28 декабря Госсекретарь США Дж. Керри выступил с речью в собственном ведомстве, в которой изложил взгляды администрации президента Б. Обамы на арабо-израильский конфликт. По мнению Дж. Керри, хотя израильский премьер Б. Нетаньяху на словах декларировал приверженность созданию палестинского государства, на деле его коалиция «поддерживает поселения и стремится идти в обратном направлении». По словам Дж. Керри, еврейские поселения на Западном берегу — это «препятствие к миру, наряду с террором и оккупацией, и их расширение ставит под угрозу возможность мирного процесса». Дж. Керри считает, что «Израиль должен вернуться к границам 1967 года, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону в рамках обмена населением». Он также заявил, что столицей обоих государств, согласно видению администрации Б. Обамы, должен стать Иерусалим, который не будет подлежать дальнейшему «переделу».

По словам Дж. Керри, «вся политическая система США, демократы и республиканцы, отвергают поселенческую политику Израиля». Дж. Керри также осудил «подстрекательство к террору со стороны палестинской администрации и попытки делегитимизировать Израиль на международном уровне». В заключение своей речи он также упомянул о беспрецедентной по объему военной помощи, которую администрация Б. Обамы на протяжении 8 лет оказывала Израилю и утвердила предоставление 38 млрд долл. на предстоящие 10 лет.

Однако среди американских политиков есть немало деятелей, как демократов, так и республиканцев, которые осуждают позицию администрации президента Б. Обамы в отношении Израиля и обещают бороться за отмену резолюции 2334 посредством принятия соответствующего законодательства, а также «наказать страны и организации, выступающие против Израиля, включая ООН». Так, бывший заместитель госсекретаря США Эллиот Абрамс утверждает, что президент Б. Обама в течение всех восьми лет своего пребывания у власти «делал все, что только было в его силах, чтобы ослабить правительство Израиля и максимально отдалить США от Израиля». Спикер Палаты представителей Пол Райан назвал решение администрации Б. Обамы воздержаться при голосовании резолюции 2334 «абсолютно позорным», а известный в Украине сенатор Джон Маккейн высказал мнение, что таким образом Соединенные Штаты оказались «замешаны в вопиющем нападении на Израиль»…

Джон Маккейн и Линдси Грэм

Джон Маккейн и Линдси Грэм

Председатель подкомитета Сената по финансовой помощи Линдси Грэм, который в конце декабря 2016 года вместе с сенаторами Дж. Маккейном и Эйми Клобучар посетил Украину, где получил из рук президента П. Порошенко орден Ярослава Мудрого «за весомый персональный вклад в укрепление отношений между Украиной и США», и обещал оказывать всестороннюю помощь Украине в её конфронтации с Россией, в то же время заявил, что будет добиваться прекращения оказания помощи всем странам, которые проголосовали 23 декабря 2016 года в поддержку резолюции СБ ООН 2334. Хотелось бы, чтобы сенатор Линдси Грэм все же определился: он за оказание помощи Украине или за ее прекращение?

Новоизбранный президент США Дональд Трамп заявил, что после 20 января «в ООН все будет по-другому». Некоторые «ободрённые» Трампом израильские политики уже начали давать ему советы: активизировать военное присутствие США на Ближнем Востоке, отказаться от идеи мирного урегулирования по формуле «два государства для двух народов», поддержать строительство поселений в Иудее и Самарии, перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим и пересмотреть ядерное соглашение с Ираном.

Дональд Трамп и Дэвид Фридман

Дональд Трамп и Дэвид Фридман

Думается, что приняв решение воздержаться при голосовании резолюции СБ ООН 2334, Б. Обама попытался затруднить Д. Трампу в будущем возможность усиления «абсолютно неограниченных произраильских тенденций» в ближневосточной политике США, перспектива реализации которых стала вполне очевидной после его решения назначить послом в Израиль 57-летнего адвоката по делам банкротств Дэвида Фридмана, исповедующего ортодоксальный иудаизм и владеющего ивритом. Д. Фридман — давний компаньон Д. Трампа по бизнесу, многие годы защищавший интересы компаний Д. Трампа. Ещё не заняв пост посла США в Израиле, Д. Фридман уже заявил о намерении перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, о поддержке расширения еврейских поселений на Западном берегу и о необходимости отказаться от американской поддержки «иллюзии создания двух государств». Д. Фридман призывает значительно увеличить финансовую помощь Израилю и предлагает отказаться от признания Махмуда Аббаса «законным лидером несуществующего государства Палестина». Он уверен, что палестинцы предпочли бы жить в едином израильском государстве. Впрочем, взгляды Д. Фридмана не находят однозначной поддержки как внутри американской еврейской общины, так и в самом Израиле.

 

Реакция на резолюцию в Израиле

Биньямин Нетаньяху

Биньямин Нетаньяху

Уже 23 декабря премьер-министр Б. Нетаньяху обрушился с жесткой критикой на ООН и президента США Б. Обаму: «Это решение является позорным. Нет большего абсурда, чем назвать Стену плача и еврейский квартал Иерусалима оккупированной территорией. Принятое решение не только не приближает мир, оно отдаляет его. Подумайте сами, насколько это абсурдно: полмиллиона человек убито в Сирии, Ближний Восток в огне, а они цепляются к единственной демократии в регионе!». По словам Б. Нетаньяху, резолюция СБ ООН 2334 будет отменена, как и принятая в 1980 году резолюция, приравнявшая сионизм к нацизму. В заявлении правительства сообщалось, что Израиль отвергает эту «позорную антиизраильскую резолюцию ООН» и не будет соблюдать ее положения.

Б. Нетаньяху распорядился приостановить помощь Сенегалу, прекратить финансирование пяти структур ООН, «наиболее враждебно настроенных к Израилю» и отозвал посла из Новой Зеландии. Он отменил планировавшийся на 27-28 декабря 2016 года официальный визит премьер-министра Украины В. Гройсмана в Израиль, свой визит в Анголу, а также встречу с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй во время Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, от участия в котором он также отказался.

В целом, реакция израильского правительства на выступление Дж. Керри 28 декабря была крайне раздраженной. Канцелярия Б. Нетаньяху обвинила администрацию президента США Б. Обамы в том, что она «не только не защитила Израиль от этого несправедливого нападения в ООН, но и сотрудничала за кулисами с его зачинщиками». В этот же день канцелярия премьер-министра Израиля распространила заявление по поводу речи госсекретаря Дж. Керри, в котором она была названа «несбалансированной и антиизраильской». В заявлении отмечалось, что Дж. Керри говорил только о поселениях на Западном берегу и «почти проигнорировал корень конфликта и его основной источник: отказ палестинцев признать право еврейского государства на существование в любых границах».

Нафтали Беннет

Нафтали Беннет

Председатель правой национал-религиозной партии «Бейт Йехуди» («Еврейский дом») и министр образования и диаспоры Израиля Нафтали Беннетт призвал продолжить не только строительство еврейских поселений, но и практику аннексии территорий на Западном берегу. Н. Беннет также заявил, что выступление Дж. Керри ещё раз убедило его в правильности его позиции против создания Палестинского государства. При этом он пообещал делать все от него зависящее, «чтобы в сердце нашей страны не было создано террористическое образование». Следует отметить, что Н. Беннет неоднократно заявлял о том, что «принцип «двух государств» похоронен, и пришло время аннексии Иудеи и Самарии». Министр туризма Ярив Левин («Ликуд») резко и пренебрежительно раскритиковал речь Дж. Керри: «Очень много слов и очень мало понимания реальности. Речь Керри является премией террору и полным игнорированием нашего права на эту страну».

Посол Израиля в ООН Дани Данон объявил, что «запретить израильтянам строить в Иудее и Самарии — это все равно, что запрещать французам вести строительство в Париже». Посол Израиля в США Рон Дермер назвал ООН «шайкой хулиганов», что явно свидетельствует о его не очень высоком дипломатическом реноме.

Многие израильтяне, выражая возмущение голосованием Украины за резолюцию СБ ООН 2334, напоминают, что израильское правительство оплачивало лечение украинских раненых, финансировало семинары психологической реабилитации солдат и офицеров АТО, закрыло израильское консульство в Крыму и открыло новое почетное консульство во Львове, а осенью 2016 года согласилось на работу в Израиле 20 тысяч украинских строителей. Говорилось также о том, что в 2017 году наши страны планировали заключить Соглашение о зоне свободной торговли.

Ицхак Герцог, Ципи Ливни, Яир Лапид

Ицхак Герцог, Ципи Ливни, Яир Лапид

Иной была оценка речи Дж. Керри со стороны израильской парламентской оппозиции. Так, лидеры блока «Сионистский лагерь» Ицхак Герцог и Ципи Ливни считают, что «Керри был и остается верным другом Израиля и его речь отражает его искреннюю обеспокоенность будущим нашей страны». Предложения Дж. Керри также поддержал депутат упомянутого блока Амир Перец. Назвав резолюцию СБ ООН 2334 «опасной и неразумной», лидер центристской партии «Еш Атид» («Есть будущее») депутат Кнессета Яир Лапид тем не менее назвал реакцию главы правительства на эту резолюцию «исключительно непотребной и истеричной». По его словам, «подобная реакция демонстрирует не силу, а стресс и смятение».

Лидер радикальной левой партии «Мерец», депутат Кнессета Захава Гальон заявил, что «речь Керри передает однозначное послание правительству Израиля: поселения — это заряд взрывчатки при любом будущем урегулировании, базирующемся на принципе двух государств, и для существования Израиля в качестве еврейского и демократического государства». По его словам, «историческая Эрец-Исраэль принадлежит двум народам — евреям, которые вернулись на свою историческую родину, и палестинцам, жившим здесь на протяжении многих поколений. Поэтому принцип двух государств это единственная возможность для тех, кто выступает за жизнь, а не за смерть». Традиционно осуждающее строительство поселений издание «Гаарец» заявило, что, проголосовав за резолюцию № 2334, мир «попытался спасти Израиль от самого себя».

 

Реакция на резолюцию в Украине

Элиав Белоцерковский

Элиав Белоцерковский

МИД Украины распространило заявление, в котором отмечалось, что Украина, как и все члены СБ ООН, а также Генеральный секретарь ООН, неоднократно осуждали поселенческую деятельность Израиля, поскольку она противоречит международному праву. Украина выступает за мирное сосуществование двух независимых государств Израиля и Палестины. Посол Израиля в Украине Элиав Белоцерковский был приглашен в МИД Украины для обсуждения дальнейшего развития двусторонних отношений в ситуации, сложившейся после принятия резолюции 2334 СБ ООН. Послу Израиля разъяснили, что Украина придерживается последовательной позиции по урегулированию израильско-палестинского конфликта, которую неоднократно обнародовала в различных форматах. Украинская сторона выразила разочарование по поводу эмоциональной реакции отдельных израильских чиновников и политиков на результаты голосования в СБ ООН 23 декабря и отменой запланированного визита премьер-министра Украины В. Гройсмана в Израиль. Сам В. Гройсман «с пониманием» отнесся к этому решению Б. Нетаньяху и заявил о своем намерении интенсифицировать в дальнейшем переговоры с израильской стороной для урегулирования проблемных вопросов и более активного развития двусторонних отношений.

Позиции украинских экспертов и общественных деятелей в оценке ситуации, возникшей после голосования Украины за резолюцию СБ ООH 2334, диаметрально различны. Так, председатель правления благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко назвал реакцию израильского правительства на принятие «антиизраильской резолюции» СБ ООН слишком «категорической и даже истеричной». Беспрецедентным назвал Б. Яременко решение Израиля ограничить отношения с ООН, которая собственно сделала возможным образование этого государства. Вместе с тем, Б. Яременко считает, что украинцы могут поучиться у израильтян как следует защищать национальные интересы.

Политик и экс-депутат Верховной Рады от «Партии регионов» Тарас Черновол назвал Биньямина Нетаньяху «одним из спекулянтов, которые порой пытаются любую критику власти Израиля называть антисемитизмом и едва ли не оправданием Холокоста». Далее Т. Черновол привел 17 примеров того, как Б. Нетаньяху на уровне двусторонних отношений и в международных организациях игнорировал интересы Украины, «при этом заискивая перед Россией, даже не получая взаимности».

Иосиф Зисельс и Андрей Адамовский

Иосиф Зисельс и Андрей Адамовский

С другой стороны, Ассоциация еврейских организаций и общин (ВААД) Украины, сопредседателями которой являются Андрей Адамовский и Иосиф Зисельс, выразили «глубокое разочарование и искренне возмущение» голосованием делегации Украины в СБ ООН в поддержку «антиизраильской» резолюции. По их мнению, «далеко назад отброшено достигнутое состояние двухсторонних отношений… и все мы стали заложниками недальновидных, непродуманных действий группы чиновников».

Комментируя голосование Украины в СБ ООН за резолюцию 2334, бывший дипломат и советник главы СБУ Маркиян Лубкивский считает, что «украинская дипломатия в очередной раз попала в ловушку… речь идет о разбалансированности, несогласованности украинской внешней и внутренней политики». Далее М. Лубкивский говорит о том, что 2016 год был весьма плодотворным и активным для развития украинско-израильских отношений на уровне прорыва. Однако, по его мнению, голосование делегации Постоянного представительства Украины при ООН за «антиизраильскую резолюцию» по сути перечеркивает весь год двусторонних отношений.

 

Выводы и прогнозы

Во всей истории с принятием Советом безопасности ООН резолюции 2334, на наш взгляд, больше всего внимание простых людей, неискушенных в различных нюансах международной политики, в первую очередь привлекает весьма бурная реакция израильского руководства, как будто оно представляет не маленькую страну, образованную по решению ООН, а, как минимум, крупную региональную державу. Однако попытки соразмерить влияние Израиля в мире с его территорией (две трети Одесской области) в данном случае не подходят. Израиль — великая страна благодаря величию его народа, а не его территории, на которой он смог создать процветающее государство, несмотря на 70-летнию конфронтацию с арабами. По данным ЦРУ США, ВВП Израиля (281,9 млрд долл.) находится на уровне ВВП Египта и Пакистана. Бюджет Израиля (76,12 млрд долл.) в три раза больше бюджета Украины. Военный бюджет Израиля (16,4 млрд долл.) втрое больше чем в Украине, почти такой, как в Канаде, и всего в 4 раза меньше военного бюджета России (!). Израиль — одна из шести стран мира, производящих все виды вооружений. В глобальном индексе инноваций Израиль занимает пятое место, опережая США. Перечень всех достижений Израиля может занять много страниц.

Большая сила маленького Израиля состоит в том, что он является государством не только израильтян, а всего еврейского народа во всем мире — 14,3 млн человек по состоянию на 2016 год. На сегодня 54 % еврейского населения планеты живет за пределами Израиля, и только 46 % — на исторической родине. Наибольше количество евреев проживает в США — 5,7 млн чел., за которыми следуют Канада — 385 тыс., Франция — 485 тыс., Великобритания — 270 тыс., Россия — 186 тыс., Украина — 63 тыс. чел. и десятки других стран. Естественно, еврейская диаспора во всем мире помогает Израилю, однако эту помощь не стоит преувеличивать. Так, вклад евреев мировой диаспоры в израильскую экономику оценивается в среднем в 58 млрд шекелей в год — всего лишь 6,5 % от ВВП Израиля.

То обстоятельство, что в США проживает больше трети всех евреев в мире, составляет основу традиционно партнерских и стратегических американо-израильских отношений. Общеизвестно, что еврейская диаспора в США занимает ведущее место во всех сферах жизнедеятельности американского общества, особенно в бизнесе, СМИ, науке, медицине, культуре и политике. В отличие от большинства выходцев из различных стран мира, которые считают себя прежде всего американцами и ставят интересы США выше интересов своей исторической родины, американские евреи всегда и прежде всего остаются евреями, а потом уже американцами. И всегда на первом месте у них стоят интересы Израиля.

В руках американских евреев сосредоточено не более 8-10 % национального богатства США, однако благодаря доминированию еврейского капитала в инвестиционном бизнесе и оптовой торговле США, евреи контролируют 70-80 % американской экономики. Кроме того, владея только 25 % американских СМИ, благодаря своему посредничеству в сфере информации и рекламных инвестиций, евреи контролируют практически все американские СМИ, что играет ключевую роль в формировании общественного мнения в США. Часто можно услышать, что и Конгресс США находится под контролем американских евреев, но на самом деле это не так. В последнем по времени 114-м Конгрессе, избранном в ноябре 2014 года, евреев оказалось всего 29, причем 27 из них — от Демократической партии. Из них 10 в Сенате (на 100 членов) и 19 в Палате представителей (на 435 членов). Не так уж много по сравнению с Верховой Радой Украины.

Политика США на Ближнем Востоке всегда была и будет произраильской, независимо от того, кто в тот или иной исторический момент занимал или будет занимать Белый дом. Так что президенту Дональду Трампу мало что придется менять в ближневосточной стратегии Вашингтона, тем более, что до сих пор он не был замечен в роли геостратега высокого уровня. Скорее ему в его возрасте придется не один год учиться работать президентом великой страны, на которой лежит огромная ответственность за сохранение мирового порядка. Не думаю, что Конгресс США позволит совершенно непредсказуемому президенту Д. Трампу, не имеющему опыта работы на выборных должностях и вышедшему из самых маргинальных слоев своей Республиканской партии, кардинально изменить политику США в отношении ООН, Израиля и Ближнего Востока в целом. Могут изменяться определённые не существенные нюансы, но основные направления этой политики останутся неизменными. Президент США — всего лишь часть большой политической системы США, в которой он исполняет определенные функциональные обязанности, но лично от него в выборе стратегического курса внешней политики Вашингтона зависит немного.

Ситуация вокруг голосования по резолюциям, касающимся арабо-израильского и других конфликтов, включая украинско-российский, вполне очевидно демонстрирует, что право «вето» постоянных членов СБ ООН является не только пережитком прошлого, но и таким фактором, который практически сводит на нет эффективность функционирования ООН. Международные отношения должны развиваться не «по понятиям», а в соответствии с международным правом. Однако постоянные члены Совета безопасности при голосовании различных резолюций часто руководствуются не международным правом, а своими интересами или интересами своих союзников. Что значит «наказать» ту или иную страну за голосование в Совете безопасности ООН? Что значит «принять санкции» в отношении ООН? Если это не абсурд, то что это? Вступая в Организацию Объединенных Наций, каждое государство дает обязательство уважать и выполнять решения Совета Безопасности. Если то или иное государство не может или не хочет этого делать, то никто такое государство силой удерживать в ООН не будет.

Согласно многим соцопросам, подавляющее большинство израильских евреев поддерживает политику создания еврейских поселений на Западном берегу. Поэтому любое следующее израильское правительство будет и дальше проводить эту политику, что будет оставлять все меньше шансов для создания палестинского государства на этой территории. С другой стороны, даже если палестинское государство и будет когда-нибудь создано на территории Западного берега и Сектора Газа, оно все же не решит основной проблемы — возвращения миллионов палестинских беженцев на свои земли, поскольку из 12 миллионов палестинских арабов во всем мире за пределами Палестины проживает около 7 млн палестинцев, преимущественно беженцев. Такое количество палестинцев никак не может быть размещено на территории 6,2 тыс. кв. км Западного берега и Сектора Газы, где в некоторых районах плотность населения достигает 6 тыс. человек на 1 кв. км. Таким образом, миллионам палестинских беженцев возвращаться практически некуда. С другой стороны, полмиллиона евреев, которые на сегодня поселились на Западном берегу, уже никогда оттуда не уйдут, и их количество будет только увеличиваться. Как на такой территории с многочисленными еврейскими анклавами создать палестинское государство? Вряд ли еврейские переселенцы захотят стать гражданами палестинского государства.

Евреи и арабы жили на территории между Средиземным морем и рекой Иордан многие сотни лет до конца ХІХ столетия в целом как добрые соседи. В ноябре 1947 года ООН выделила каждому народу территории для создания двух государств, но это решение до сих пор не реализовано в полной мере. Каждый из двух народов считает эту землю своей и не признает исключительное право другого народа на эти земли. Для выхода из этого тупика ООН при поддержке большинства своих членов предлагает все ту же формулу «two states solution» образца 1947 года и категорически отвергает формулу «one state for two nations». Но почему? Говорят, что палестинцы никогда не согласятся жить в одном государстве с евреями? Но так ли это на самом деле? Все ли палестинцы так думают? Оказывается далеко не все. Во-первых, около двух миллионов палестинцев сегодня являются гражданами Израиля и живут рядом с евреями на протяжении многих лет. Во-вторых, каждый год палестинцы и евреи все больше ассимилируются, тем более, что они являются «двоюродными братьями», потомками одного праотца Авраама, то есть этнически родственными народами.

Согласно соцопросу, проведенному в ноябре 2010 года Палестинским центром общественного мнения и американским «Pechter Middle East Polls Institute» в 19 арабских кварталах Восточного Иерусалима, 54 % жителей этих кварталов предпочитали оставаться под властью Израиля и только 31 % хотели быть гражданами Палестины. В случае передачи Палестине этой части города, 40 % опрошенных арабов заявили о намерении перебраться в районы, остающиеся под контролем Израиля, и только 37 % согласны принять «родную власть». По мнению многих экспертов, включая покойного лидера ливийской революции и мыслителя М. Каддафи, компромисс между арабами и евреями состоит в создании единого государства, которое М. Каддафи предлагал назвать «Изратина». На мой взгляд, если сегодня на палестинских территориях провести референдум под международным контролем с одним вопросом: «Желаете ли вы быть гражданами палестинского государства или гражданами Израиля, в котором арабы имели бы равные права с евреями?», то результаты могут быть весьма неожиданными для сторонников формулы «two states solution».

Что касается голосования Украины в СБ ООН за резолюцию 2334, то любой другой вариант исключался, учитывая давнюю принципиальную позицию Украины по вопросу о палестино-израильском конфликте. Однако, на мой взгляд, не последнюю роль в принятии украинским руководством решения проголосовать за резолюцию СБ ООН 2334 сыграли также и простые экономические расчеты. Несомненно, что все 20 арабских стран, а также десятки других мусульманских стран осуждают создание еврейских поселений на Западом берегу. Поэтому, если бы Украина проголосовала против резолюции СБ ООН 2334 или даже воздержалась, то это могло бы обернуться значительными потерями в торговле Украины с арабскими и мусульманскими странами, учитывая, что в январе-октябре 2016 года суммарный экспорт Украины только в арабские страны составил 3,3 млрд долл., в то время как экспорт в Израиль — всего 0,52 млрд долл. Не исключено также, что Украина могла бы недосчитаться и нескольких тысяч абитуриентов и студентов из арабских и мусульманских стран в 2017 году. Думаю, что прагматичные по своему менталитету евреи могут это понять.

На первый взгляд, странным представляется «избирательное негодование» израильского руководства по отношению к 15 странам, участвовавшим в голосовании резолюции СБ ООН. Больше всего досталось «хромой утке» — президенту США Б. Обаме. Однако, если бы у Б. Обамы оставался хотя бы один год до окончания каденции, то думаю, что риторика премьер-министра Б. Нетаньяху и его министров не была бы столь воинственной и даже оскорбительной по отношению к президенту США. Досталось «на орехи» от израильского правительства и другим странам — 10 непостоянным членам Совета безопасности, включая Украину, а также двум постоянным членам — Великобритании и Франции. При этом Б. Нетаньяху похоже «пощадил» Россию и Китай, которые практически оказались вне критики. Некоторые израильские политологи объясняют это тем, что Москва и Пекин «всегда последовательно выступали против поселенческой деятельности». Мол, позиция Москвы и Пекина была предсказуема. Так ведь Украина и другие непостоянные члены нынешнего состава СБ ООН тоже последовательно выступали против этой деятельности, но им, к сожалению, не удалось избежать разящего гнева Биби (Б. Нетаньяху).

На наш взгляд, резолюция СБ ООН 2334 ничего не изменит в поселенческой политике Израиля. Строительство еврейских поселений и дальше будет продолжаться на Западном берегу, возможно, даже более ускоренными темпами. Никто и никогда уже не заставит Израиль изменить эту политику, которую поддерживает подавляющее большинство израильтян. Точка невозврата окончательно пройдена. И это требует поиска новых нетрадиционных подходов к урегулированию палестино-израильского конфликта, возможно путем создания Палестинской автономии в рамках Государства Израиль, возможно путем распространения израильского гражданства на всех палестинских арабов, проживающих в настоящее время на палестинских территориях. Возможно, будут найдены и другие пути урегулирования этого многолетнего кровавого конфликта, унесшего десятки тысяч жизней евреев и арабов. В этом конфликте Украина никогда не поддерживала и не будет поддерживать одну из двух конфликтующих сторон. Украина всегда была и будет на стороне примирения и сосуществования израильтян и палестинских арабов на их общей земле.

 

www.reliablecounter.com