24 января 2017

Ближневосточная конференция в Париже

Алексей Волович

15 января с. г. в Париже по французской инициативе состоялась международная конференция по Ближнему Востоку, в которой приняли участие представители почти 70 государств и международных организаций. Следует отметить, что первый раунд этой конференции прошел 3 июня 2016 г., в котором приняли участие представители 28 стран и организаций. Конференция в Париже проводилась с учетом и в развитие решений и рекомендаций, содержащихся в Заявлении «ближневосточного квартета» (ООН, Евросоюз, США и Россия) от 24 сентября 2016 года, а также в резолюции СБ ООН № 2334 от 23 декабря 2016 года.

 

Ход конференции


Участники конференции

В этом мероприятии принял участие госсекретарь США Джон Керри, для которого визит в Париж стал последним в данном качестве. Там также присутствовали главы МИД ведущих стран мира, посланники всех стран Лиги арабских государств, «Большой двадцатки» и постоянных членов Совбеза ООН. Евросоюз на конференции представляла верховный комиссар по вопросам внешней политики Федерика Могерини. Россию — посол РФ в Париже Александр Орлов.

Открывая конференцию, президент Франции Франсуа Олланд, заявил, что «Ближний Восток не сможет вновь обрести стабильность, если не вести переговоры о самом старом из всех существующих конфликтов, так как он по-прежнему служит поводом для преступных сил, привлекающих на свою сторону заблудшие умы». Ф. Олланд утверждал, что «цинизм и скепсис в отношении мирного процесса усиливают экстремизм», подчеркивая, что инициатива, выдвинутая его страной, не навязывает никаких решений. Ф. Олланд ранее заявлял: перенос американского посольства в Иерусалим, как обещает президент США Дональд Трамп, «является провокацией, которая будет иметь катастрофические последствия».


Жан-Марк Эро

Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро заявил, что конференция собралась с целью стимулировать возобновление процесса урегулирования палестино-израильского конфликта и заявить, что сосуществование двух государств — единственно возможное решение этого конфликта. Прямые переговоры между Израилем и палестинцами приостановлены с апреля 2014 года. С осени 2015 года наблюдается очередное обострение напряженности в зоне конфликта, в результате которого погибло около 250 палестинцев и 40 израильтян.

Парижская конференция проходила в преддверии инаугурации избранного президента США Дональда Трампа с целью донести до него коллективный международный призыв придерживаться в его будущей ближневосточной политике существующих международных принципов урегулирования палестино-израильского конфликта. Как известно, в ходе предвыборной кампании Д. Трамп демонстрировал большие симпатии к Израилю. В частности, он призывал администрацию президента Б. Обамы заблокировать резолюцию СБ ООН № 2334, требующую от Израиля прекратить поселенческую деятельность, а также обещал перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отказался принимать участие в парижской конференции, считая, что решение палестино-израильского конфликта может быть найдено только в ходе прямых переговоров между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА), а «не навязано международным сообществом». Хотя представители ПНА не приглашались на форум в Париже, но они поддержали французскую инициативу.

 

Итоговое коммюнике

В заключительном коммюнике конференции, принятом после ожесточенных обсуждений, с большим трудом был достигнут компромисс, базирующийся на рекомендациях «Ближневосточной четверки» и на резолюции СБ ООН № 2334 от 23 декабря 2016 г. Итоговое коммюнике участников ближневосточной конференции содержит призыв к Израилю не предпринимать односторонних действий, которые могут негативно повлиять на ключевые проблемы: статус Иерусалима, проблему беженцев, установление территориальных границ и вопросы безопасности.


Жан-Марк Эро и Джон Керри

В итоговом заявлении участников конференции содержится призыв к Израилю и ПНА «официально подтвердить приверженность решению палестино-израильского конфликта, основанному на принципе «двух государств для двух народов». В документе также сообщается, что международное сообщество «не признает изменений существовавших до 1967 года границ Израиля без согласования обеими сторонами». Участники конференции подтвердили неприятие поселенческой деятельности Израиля на Западном берегу, Голанских высотах и в Восточном Иерусалиме. Глава МИД Франции Жан-Марк Эро выразил надежду, что палестинцы и израильтяне «воспользуются рукой помощи, которую мы им протянули». Согласно этому документу, до конца 2017 года должна состояться еще одна конференция с той же повесткой дня.

Британские дипломаты не подписали итоговое коммюнике участников конференции по палестино-израильскому конфликту. Соединенное Королевство имело на конференции «статус наблюдателя». Представитель МИД Великобритании подверг критике то обстоятельство, что встреча проходила в отсутствие обеих сторон конфликта и за несколько дней до инаугурации нового американского президента Д. Трампа, «в то время как США будут важнейшим гарантом какого бы то ни было соглашения». В таких условиях существует риск, что парижская конференция приведет лишь к «ужесточению позиций» сторон, — говорится в заявлении МИД Великобритании.

 

Реакция Б. Нетаньяху и его соратников


Биньямин Нетаньяху

Открывая 15 января еженедельное заседание правительства, премьер-министр Б. Нетаньяху заявил, что «конференция в Париже — пустая затея, придуманная французами и палестинцами с целью попытаться навязать Израилю условия, несовместимые с нашими национальными интересами». По его словам, «конференция отдаляет мир, укрепляя непримиримость палестинских позиций и уводя палестинцев от прямых переговоров без предварительных условий».

Накануне конференции в Париже второй человек в израильском правительстве министр обороны Израиля Авигдор Либерман призвал французских евреев переезжать в Израиль в связи с «антиизраильской» политикой Франции. По его словам, конференция в Париже по ближневосточному урегулированию «никаких проблем решить не может, это самый настоящий трибунал против Государства Израиль». По словам А. Либермана, в Париже «готовился фактически современный процесс Дрейфуса, только теперь на скамье подсудимых вместо одного еврея будет весь народ Израиля». Несомненно, что эти заявления А. Либермана были согласованы с главой правительства Б. Нетаньяху.


Авигдор Либерман

В этой связи представляется уместным напомнить, что 30 июня 2009 года президент Франции Н. Саркози, потребовал от премьера Израиля Б. Нетаньяху сместить А. Либермана с поста главы израильского МИДа, имея в виду его радикальную и бескомпромиссную позицию по отношению к палестинцам. Это требование Н. Саркози было расценено израильским правительством как вмешательство во внутренние дела Израиля. С небольшим перерывом в 2013 году А. Либерман продолжал занимать должность министра иностранных дел до мая 2015 года, а в мае 2016 года Б. Нетаньяху назначил своего давнего соратника и «друга В. Путина» на пост министра обороны, который считается в Израиле вторым по значению после поста премьер-министра.

Посол Израиля в ООН Дани Данон назвал ближневосточную конференцию в Париже «попыткой перехватить инициативу в момент смены власти в Вашингтоне». По словам Д. Данона, эта конференция является «поощрением палестинского террора и отказа администрации М. Аббаса вести прямые переговоры с Израилем».

 

В эти дни в Москве…

Следует отметить, что в эти же дни (15–17 января с. г.) в Москве в Институте востоковедения РАН при участии его научного руководителя профессора-востоковеда Виталия Наумкина, (обучавшего автора этих строк арабскому языку в ВИИЯ в Москве в конце 60-х годов прошлого века), проходили неформальные межпалестинские переговоры по восстановлению национального единства.



16 января глава МИД РФ С. Лавров и специальный представитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки М. Богданов встретились с руководителями девяти палестинских движений и партий, половина из которых в Израиле, США и некоторых странах ЕС считаются террористическими. Россия ни одну из этих организаций к террористическим не относит. Предыдущая подобная встреча проводилась в Подмосковье в мае 2011 года. Выступая на открытии встречи, С. Лавров заявил, что «Москва видит объединенную Палестину, как независимое государство, которое живет в мире и безопасности бок о бок со всеми своими соседями». Тель-Авив считает, что объединение ХАМАС с умеренными палестинскими партиями и движениями приведет к их радикализации и исламизации, что будет представлять угрозу для палестино-израильского переговорного процесса по мирному урегулированию конфликта.

Накануне проведения конференции глава ПНА 83-летний Махмуд Аббас заявил, что если американское посольство будет перенесено из Тель-Авива в Иерусалим, то палестинцы могут вернуться к пересмотру вопроса о признании Израиля, вследствие чего «США потеряют легитимность в роли посредника в деле урегулирования конфликта, а возможность сосуществования двух государств будет сведена к нулю». По некоторым данным, М. Аббас попросил президента РФ В. Путина убедить президента США Д. Трампа не переносить американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим.

* * *

Очередная ближневосточная конференция, состоявшаяся в Париже 15 января с. г., была беспрецедентной по своему составу. Однако внушительная представительность этой конференции была нивелирована отсутствием представителей сторон конфликта — руководителей Израиля и Палестины, ради достижения взаимопонимания и компромисса между которыми эта конференция, собственно, и проводилась. В итоговом документе еще раз были повторены известные положения и призывы, многократно декларировавшиеся в подобных документах и резолюциях на протяжении последних 50 лет. Однако этот документ не содержал определения конкретных инструментов урегулирования хронического палестино-израильского конфликта.

Израильские власти и политологи, цитируя различные международные документы и правовые акты, пытаются доказать, что Израиль владеет неотъемлемым правом на территории Иудеи и Самарии (Западного берега), Голанских высот, и Восточного Иерусалима. По их мнению, требование международного сообщества к Израилю — это политическая рекомендация и политическая позиция, но никак не юридическое основание. В этом контексте цитируется постановление Апелляционного суда Версаля от 13 марта 2013 года, в котором якобы утверждается, что нельзя юридически обосновать утверждение, что Израиль оккупировал палестинские территории и незаконно поселил там своих граждан, если эти территории ранее принадлежали незаконному оккупанту — Иордании, а палестинского государства никогда прежде не существовало. Исходя из этого, Апелляционный суд в Версале признал израильские поселения на территории Западного берега законными, а палестинские претензии — безосновательными.

В разъяснении Апелляционного суда также говорится о том, что все международные правовые акты, на которые ссылаются палестинцы, подписаны между государствами, и обязательства или запреты, которые они содержат, адресованы государствам. Поскольку ни Палестинская администрация, ни Организация освобождения Палестины не являются государствами, поэтому ни один из этих актов к ним не применяется.


Дональд Трамп и Биньямин Нетаньяху

В последнее время израильское правительство делает ставку на новую американскую администрацию президента Д. Трампа, известного своими заявлениями в поддержку требований Израиля. По нашему мнению, политика американской администрации президента Д. Трампа в отношении палестино-израильского конфликта будет в значительной степени пересмотрена и скорректирована в плане усиления поддержки Израиля. Об этом, в частности, свидетельствуют первые заявления Никки Хейли, губернатора штата Южная Каролина, которую по рекомендации Д. Трампа Сенат утвердил 24 января на должность полпреда США в ООН. В частности, Н. Хейли заявила, что «нигде провал ООН не был более последовательным и более возмутительным, чем в его предубеждении против нашего ближайшего союзника — Израиля». По некоторым данным, представители еврейских поселений в Иудее и Самарии присутствовали на инаугурации Д. Трампа, чего раньше никогда не было. Информация о присутствии на этом мероприятии палестинцев пока не поступала.

Отстаивая право Израиля на территорию Западного берега, израильские юристы ссылаются на резолюцию № 242 СБ ООН от 22 ноября 1967 года, в которой говорится, что Израиль должен был отойти с территорий, но не «со всех, а лишь с некоторых». При этом отмечается, что границы прекращения огня от 1949 года, достигнутые в результате соглашений Израиля и его соседей — не являются ратифицированными границами. Утверждается также, что термин «военная оккупация» не может относиться к присутствию Израиля в Иудее и Самарии, поскольку для Израиля эти территории не являются «территориями другого государства», принимая во внимание, что Иордания не имела никаких легальных прав на эти территории. Израильские юристы подкрепляют свою аргументацию ссылками на договор в Осло от 1993 года и израильско-палестинское временное соглашение от 1995 года, которые не запрещали строительство еврейских поселений в Иудее и Самарии, оставляя этот вопрос на рассмотрение участников переговоров об окончательном урегулировании палестино-израильского конфликта.

Учитывая вышесказанное, представляется маловероятным, что в ближайшие годы будет возможным достижение урегулирования палестино-израильского конфликта в формате «два государства для двух народов». Реализация такого формата урегулирования возможна в том случае, если к власти в Израиле придут политические силы, поддерживающие такой формат. Но это также представляется маловероятным и едва ли возможным.