3 января 2017

«Конфликт 29 декабря между Азербайджаном и Арменией был искусственно спровоцирован Москвой»

Виктор Гвоздь

генерал-лейтенант, президент независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», экс-глава Службы внешней разведки Украины, специально для Azeri.Today

 

Характерной особенностью второй половины 2016 года стало обострение конфликтов на территории бывшего СССР, которые были спровоцированы Москвой, и сегодня поддерживаются Кремлем для сохранения своего влияния на постсоветском пространстве.

В частности, это касается и активизации вооруженного противостояния на Востоке Украины и в Нагорном Карабахе — основных «горячих точках» на территории бывшего Советского Союза. Примерами этого стали масштабное нападение российско-террористических войск на позиции сил АТО Украины 19 декабря 2016 года на Светлодарской дуге (на Донбассе), а также вооруженные провокации Армении против Азербайджана 29 декабря с. г.

Все эти события являются звеньями одной цепи политики режима В. Путина, который почувствовал возможность «развязать себе руки» после избрания Д. Трампа президентом США. В данной связи, ожидая возможных изменений в политике США, а, соответственно, и Европейского Союза, Россия перешла на качественно новый уровень действий по реализации своих целей.

В отношении Украины такие действия включают переход Москвы к прямым угрозам применения вооруженной силы для реализации целей российской политики на украинском направлении. После определенного «периода заигрывания» с Баку, на сегодняшний день такой же подход используется Кремлем и в отношении Азербайджана.

Так, 29 декабря 2016 года генеральный секретарь ОДКБ (антинатовский проект России) Н. Бордюжа прямо обвинил Азербайджан в «нападении на Армению». Учитывая ведущую роль России в ОДКБ, тем самым он прямо обозначил позицию Москвы в отношении Азербайджана.

В более широком аспекте — действия России по обострению ситуации между Азербайджаном и Арменией преследуют и ряд других, в т. ч. геополитических целей, включая: подрыв позиций Азербайджана, как одного из основных источников альтернативных поставок энергоносителей в Европу; отвлечение внимания международного сообщества от событий вокруг Сирии; оказание давления на Турцию (как основного союзника Азербайджана) по вопросу сирийского конфликта и т. д.

Возвращаясь к конфликту 29 декабря, следует подчеркнуть, что он был искусственно спровоцирован Москвой и используется сегодня Россией в своих геополитических целях для сохранения влияния на Армению и Азербайджан, а по большему счету — и на весь Южный Кавказ. Именно Карабахский конфликт позволяет России сохранять свое военное присутствие в регионе в виде 102-й военной базы ВС РФ на территории Армении.

Как я уже говорил ранее в своем интервью, Карабахский конфликт не имеет военного решения, и он будет продолжать оставаться «замороженным», так как это выгодно России.

Учитывая реальные на сегодня обстоятельства в России и регионе, конфликт вокруг Нагорного Карабаха в принципиальном плане не будет иметь никакого решения до радикальных изменений ситуации в самой России, а именно — возникновения критического кризиса в Российской Федерации на основе как межгосударственных, так и социально-экономических проблем.

В этой связи самое главное значение для приближения момента урегулирования Карабахского конфликта будет иметь продолжение/усиление США и ЕС политико-экономических санкций против России, которые были введены после оккупации и последующей аннексии Россией украинского Крыма, а также начала военного конфликта на Донбассе и введения на его территорию российских оккупационных войск.

Минская группа ОБСЕ также никогда не разрешит этот конфликт, так как ОБСЕ, по сути, бессильна и совершенно беспомощна в решении подобных вопросов, тем более при сохранении на нее ощутимого влияния со стороны России. В этих условиях Азербайджану целесообразно искать весомой поддержки в справедливом разрешении Карабахского конфликта у США, Турции и стран бывшего Советского Союза с аналогичными территориальными проблемами — при полном игнорировании любых предложений со стороны России.

И еще один момент. Азербайджану, кстати, как и Украине, целесообразно и крайне необходимо было бы выйти перед международными и региональными организациями (прежде всего ООН, ЕС, НАТО и ОБСЕ, а также ГУАМ, ОЧЭС и возможно «Вышеградской четверкой») с принципиально новой инициативой в сфере обеспечения международной безопасности, а именно — необходимостью разработки и принятия отдельного международно-правового механизма и инструментария для неотложного разрешения конфликтов, где одной из сторон конфликта выступает Российская Федерация.

Как известно, на сегодня ряд независимых стран, главным образом на территории СНГ, являются свидетелями и непосредственными участниками конфликтов (в подавляющем большинстве — «замороженных»), где одной из сторон конфликта является Российская Федерация, а именно: на территории Азербайджана — Нагорный Карабах; на территории Молдовы — Приднестровье; на территории Грузии — Абхазия и Южная Осетия; на территории Украины — Крым и Донбасс.

Этого, наверное, будет достаточно, чтобы международное сообщество поддержало такого рода инициативу Азербайджана и Украины, особенно на фоне последних агрессивных угроз и амбиций России и в отношении ряда европейских стран (в частности, Финляндии, Польши и стран Балтии).

Ну а Украина, как Вы знаете, занимает неизменную позицию, которая основывается на уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в международно-признанных границах.

И в заключение. Полностью согласен и с оценкой данной ситуации, которую дал украинский эксперт, полковник запаса Сергей Грабский.

Напоследок хотелось бы пожелать добра и мира народу Азербайджана в новом 2017 году и выразить уверенность в том, что мир обязательно придет в Вашу страну!

Примечание: Данный материал был подготовлен в рамках спецпроекта Azeri.Today: «Трибуна зарубежных экспертов».

 

Источник: Azeri.Today

www.reliablecounter.com