11 сентября 2016

Где можно ожидать удара России...

Юрий Радковец

Как бы это не было обидно, однако Украине необходимо готовиться к худшему. После фактического провала двусторонних переговоров между лидерами США, ФРГ, Франции и России по «украинскому вопросу» на полях саммита G20 в КНР (4-5 сентября с. г., Ханчжоу) стороны перешли на новый уровень противостояния.

Так, с одной стороны, США и Европейский Союз расширили санкции против России, которые будут продолжаться до тех пор, пока Москва будет пренебрегать международным правом, угрожая территориальной целостности, безопасности и суверенитету Украины, а с другой — Москва в рамках последней внезапной проверки боевой готовности войск (сил) Южного, при участии Западного и Центрального военных округов Вооруженных сил России (25-31 августа с. г.), и СКШН «Кавказ-2016», активная фаза которого была проведена 5-10 сентября с. г. в Южном военном округе ВС РФ на Юго-Западном стратегическом направлении, а практически — на украинском направлении, продемонстрировала готовность применения всех возможных средств вооруженной борьбы (включая оружие массового поражения) 100-тысячной группировкой войск для достижения своих геополитических целей.

Все это, к сожалению, очень напоминает предвоенную ситуацию возможной крупномасштабной агрессии России против Украины и объединенной Европы (в т. ч. НАТО). Именно так или почти именно так было и перед Первой и, особенно, перед Второй мировыми войнами.

 

Что все это будет означать для Украины и Европы (НАТО)?

Наше Государство как было, так и останется на пересечении интересов России и Запада. Как минимум, Россия вновь активизирует вооруженное противостояние на Донбассе, а как максимум — территория Украины снова станет ареной боевых действий между Западом и Востоком. На сегодня Россия уже открыто готовится к этому как путем развертывания мощных группировок Вооруженных сил РФ на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях РФ, так и за счет активизации боевых действий в Донецкой и Луганской областях.

А для демонстрации решимости и необратимости планов России, по ее указанию, 7 сентября с. г. «президент» подконтрольной России самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Е. Шевчук издал «указ» о реализации итогов референдума от 17 сентября 2006 года «о признании независимости Приднестровья и дальнейшем свободном присоединении к Российской Федерации».

То есть, после агрессии Российской Федерации против Грузии в августе 2008 года, российской оккупации и последующей аннексии украинского Крыма, а также оккупации отдельных районов Донецкой и Луганской областей в 2014 году — это очередной случай открытого нарушения Москвой территориальной целостности стран бывшего СССР, а также наглой демонстрации своих «исключительных прав» на постсоветском пространстве.

Последствия «исключительных прав» Москвы на постсоветском пространстве

По оценкам экспертов Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», установление полного контроля над Приднестровьем позволит Российской Федерации ощутимо укрепить свои позиции в Черноморском регионе, который имеет ключевое значение для российских интересов.

Вместе с тем, этому будет предшествовать угроза проведения масштабного наступления российских оккупационных (российско-террористических) войск (сил) на Азово-Черноморском операционном направлении (вдоль северного Черноморского побережья) при поддержке войск (сил) «крымской группировки», в направлении Приднестровья на соединение с Оперативной группой российских войск в Приднестровском регионе РМ (ОГРВ) и формированиями силовых ведомств самопровозглашенной ПМР.

По сути, это позволит создать плацдарм для дальнейшей экспансии России в Европу — на Балканы. Там, на Балканском полуострове, находится главный союзник режима В. Путина в Европе — «Великая» Сербия. Кроме того, перманентное сохранение напряженности в этом регионе (из-за нестабильности ситуации в Греции, Македонии, Боснии и Герцеговине, Косово), которая при определенных обстоятельствах может перерасти в очередное вооруженное противостояние, фактически делает Балканы возможным «детонатором» подрыва стабильности Европейского Союза на Юге Европы.

Исторически Россия всегда имела значительное влияние на Балканские страны. Не вдаваясь в подробности, стоит только вспомнить довольно значительную роль России в освободительной борьбе славянских народов на Балканах против османского ига в 17-18 веках. Значительная роль отводилась Россией Балканскому полуострову еще и в конце 19-го века, что стало одной из основных причин серии балканских войн, а затем и Первой мировой войны. В начале 20-х годов 20-го века Балканы стали также одним из основных направлений действий Москвы по «экспорту мировой революции». В конце 90-х годов прошлого века Россия — активный участник миротворческой деятельности на территории ряда стран бывшей Югославии после ее распада. Позже, главным образом после операции «Союзная сила» (т. н. «Косовской войны»; 24.03-10.06.1999 г.) ограниченный российский военный контингент был вынужден постепенно покинуть территорию бывшей Югославии. Фактически, с тех пор Россия и живет планами восстановления своего влияния на Балканах.

В этом контексте основные усилия России были направлены и сейчас сосредоточены на противодействии европейской и евроатлантической интеграции балканских стран путем политико-дипломатического, экономического (в т. ч. энергетического), военно-технического и информационного давления на ряд стран, а именно: Хорватию, Черногорию, Албанию, Сербию, Македонию, Боснию и Герцеговину. В ряде случаев России удается если не прекратить это движение, то значительно его затормозить во времени путем искусственного создания и перманентной поддержки межгосударственной и религиозно-этнической напряженности, внутриполитической и социально-экономической нестабильности, а также подстрекательства экстремизма и радикализма. Прежде всего, это касается таких стран, как: «Великая» Сербия, Босния и Герцеговина, Македония.

Вместе с тем, по информации отдельных источников, за последние 20 лет Россия заполонила балканские страны агентами своих специальных служб (главным образом ФСБ, СВР и ГРУ ГШ ВС РФ), которые достаточно активно, но скрытно скупали отдельные частные кредитно-финансовые учреждения, предприятия энергетики, коммуникаций и транспорта, объекты недвижимости и т. д., а также широко инвестировали в основные государственные проекты этих стран.

Ну чем не подготовка к созданию целой системы по реализации «гибридной» политики и войны на Балканах?

Кстати, в сентябре-октябре с. г. в «Великой» Сербии планируется проведение совместных военных учений подразделений сербских, российских и белорусских вооруженных сил под условным наименованием «Славянское братство» (пройдут на полигоне Никинци, что в 30 км от сербско-хорватской государственной границы). Участие в этих учениях, кроме Специальной бригады ВС Сербии, примут также военнослужащие ВДВ России и ССО Беларуси.

Другие сербско-российские учения под наименованием «Барс-2016» также пройдут на территории и в воздушном пространстве Республики Сербия в октябре с. г. (в районе г. Ниш и на военном аэродроме Батайница в Белграде). Учение будет проводиться на самолетах сил военной авиации и ПВО Сербии. Российские и сербские пилоты будут выполнять полеты в составе смешанных экипажей. В ходе учений будут использоваться преимущественно самолеты МиГ-29 и новые многоцелевые вертолеты Ми-17, которые Сербия недавно приобрела в России. С этой целью в Сербию прибудут более 20 российских пилотов, которые совместно с сербскими пилотами будут отрабатывать задачи по контролю и защите воздушного пространства, а также нанесению воздушных ударов по наземным объектам.

Российские СМИ уже подают эти учения как таковые, что проводятся «у стен НАТО». В этом контексте ими используется будто бы сербская пословица — «На небе Бог, а на земле — Россия».

В 1914 году с такого «братства» началась Первая мировая война. Ровно через 100 лет — в 2014 году — Россия напала на Украину (в т. ч., считайте, с участием сербских наемников). А что же будет дальше?

По мнению экспертов центра «Борисфен Интел», это действительно довольно показательные и тревожные аналогии и признаки. Тем более, в условиях хронических политических и социально-экономических проблем как в приведенных выше балканских странах, так и в соседних — Италии, Греции, Болгарии и Румынии, которые достаточно широко используются Кремлем в своих коварных целях. Все больше действия России в этом регионе перестают походить на обычное «бряцание оружия», превращаясь на наших глазах в хорошо спланированную системную экспансию.

 

Ну а как же насчет угрозы масштабной операции России на Западном стратегическом направлении против стран Балтии и Польши (против Центральной Европы, на Сувалкском направлении)?

Здесь (на Западном стратегическом направлении) угроза масштабной операции России не является абсолютно неправдоподобной и также сохраняет свою актуальность.

Сейчас российские военные самолеты (боевые и разведывательные) регулярно курсируют вблизи границ стран Балтии и Польши; боевые и разведывательные корабли, а также подводные лодки постоянно находятся в их исключительно экономических зонах; военные учения вблизи их границ носят провокационно агрессивный характер с привлечением широкого спектра наступательных видов вооружения и военной техники.

Но задачи аналогичного содержания и характера отрабатываются российской стороной и на Юго-Западном стратегическом направлении (то есть на южном фланге НАТО). Только здесь добавляется еще фактор необходимости отстаивания и закрепления за Россией аннексированного Крыма в новом геополитическом статусе, что «требует» от нее проведения мероприятий геостратегического характера.

Таким образом, на Западном стратегическом направлении (против стран Балтии и Польши) угроза проведения масштабной операции России не является абсолютно неправдоподобной и на сегодня сохраняет свою актуальность.

На Юго-Западном стратегическом направлении (то есть на южном фланге НАТО) угроза проведения Россией масштабной операции против Украины и Европы (НАТО) на сегодня и на ближайшую перспективу является чрезвычайно реальной, что требует совместной и адекватной реакции как национальной системы безопасности и обороны Украины, так и коалиционной системы безопасности и обороны объединенной Европы и НАТО.

Усиление фактора угрозы на Юго-Западном стратегическом направлении обусловливается амбициями России о необходимости упрочения аннексированного Крыма в новом геополитическом статусе, что требует, по ее убеждению, проведения радикальных мероприятий геостратегического характера.

 

Более подробная информация и оценки по данному вопросу будут изложены в очередном «Экспресс-анализе событий недели» № 15/09 на сайте Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» и в последующей аналитической статье об особенностях и итогах СКШН «Кавказ-2016» (http://bintel.com.ua).

 

www.reliablecounter.com