20 сентября 2017

Курды: от автономии к независимому государству

 

Вадим Волохов

Сегодня Ближний Восток реально стоит на пороге нового раскола и появления очередного очага конфликтов. Вызвано это тем, что после продолжительных и, как оказалось, безрезультатных консультаций и переговоров между властями Ирака и курдской автономии, 15 сентября 2017 года парламент Курдистана принял решение о проведении 25 сентября 2017 года референдума о независимости, а еще через полтора месяца, намечено провести выборы в парламент, который может провозгласить национальную независимость и, тем самым, создать первое курдское государство на Ближнем Востоке.

Планируется, что референдум о выходе из Ирака состоится в трех мухафазах, входящих в состав курдского региона и в районах, которые оспариваются курдскими и иракскими правительствами, но в настоящее время находятся под курдским военным контролем. Оспариваемые области включают ключевую богатую нефтью провинцию Киркук.

С заявлениями против проведения 25 сентября плебисцита о независимости Иракского Курдистана незамедлительно выступили Лига арабских государств, США и Великобритания.

Теперь помешать референдуму может только какой-то форс-мажор. В результатах референдума уже никто не сомневается, а потому речь идет только о возможных сценариях реагирования, поскольку независимый Курдистан «может спровоцировать новую войну и ввергнуть страны региона в многолетний и кровопролитный хаос».

 

Давайте кратко рассмотрим расстановку сил и возможные реакции стран региона на новую угрозу.

Политические аналитики военный сценарий развития событий считают маловероятным, хотя его и не исключают полностью. Скорее всего, на первых этапах основная борьба развернется вокруг вопроса признания, и здесь многое будет зависеть от позиции Вашингтона, который пока уклоняется от резких и категоричных суждений, предложив «отложить» проведение этого референдума и признав его сейчас «нецелесообразным». При этом не следует забывать, что Масуд Барзани и его сторонники внимательно прислушиваются к голосу Белого дома.

Вашингтон никогда не скрывал своих планов по созданию независимого курдского государства для оказания давления на Ирак, Сирию, Иран и Турцию. В то же время Белый дом понимает, что сейчас не лучшее время для этого, когда в Сирии и Ираке продолжаются военные конфликты, а международные силы ведут борьбу с террористическими группировками, создавшими на части их территорий «исламский халифат». Да и обижать весьма важного союзника по НАТО в лице Анкары Вашингтон не хочет. Кроме того, в США понимают, что еще один конфликт в регионе из-за независимости Курдистана американская военная машина просто не выдержит, поскольку против курдов в этом случае единым фронтом выступят Турция, Иран, Сирия и Ирак, да и все арабские страны. Ни Саудовской Аравии, ни Египту, ни другим арабским странам независимый Курдистан в чувствительном месте арабского мира не нужен.

Но будет полезным предположить, что в обозримом будущем Вашингтон обязательно вернется к этой теме. Прежде всего, чтобы создать прецедент для развала Ирана и Сирии под лозунгом «демократизации Ближнего Востока и права народов на самоопределение», для начала отколов от них курдские районы.

 

Иракское правительство, понимая, что курды ни при каких обстоятельствах не откажутся от проведения референдума, активно пыталось хотя бы отодвинуть срок его проведения.

Так, парламент Ирака 12 сентября, не дожидаясь итогов предполагаемых консультаций в Багдаде между центральным правительством и руководством курдской автономии, проголосовал против проведения референдума о курдской независимости и обязал премьер-министра страны Хайдера аль-Абади принять все возможные меры для сохранения единства Ирака и начать серьезный диалог для урегулирования нерешенных разногласий. Х. аль-Абади, в свою очередь, призвал курдов начать прямые переговоры для выхода из кризиса. Курды в ответ заявили, что решение иракского парламента не является обязательным для исполнения.

В Эрбиле 14 сентября М. Барзани встретился с представителями США, Франции, Великобритании, Германии и ООН. В ходе встречи США и западные страны предложили М. Барзани перенести референдум о независимости на два года, но курдский лидер ответил отказом.

В тот же день, 14 сентября с. г., парламент Ирака проголосовал за отстранение от должности губернатора провинции Киркук Н. Карима, поддерживающего курдскую независимость, а 16 сентября объявил об увольнении президента Ирака курда Фуада Масума, обвинив его в «нарушении присяги и поддержке референдума о независимости Иракского Курдистана». Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 16 сентября заявил о готовности к военному вмешательству в случае, если референдум о курдской независимости приведет к эскалации насилия, но при этом подчеркнул, что «переговоры всегда возможны».

Курдская сторона признала решения иракского парламента неконституционными. При этом глава курдской автономии М. Барзани пообещал использовать силу в случае попыток сорвать проведение референдума.

В свою очередь, Федеральный суд Ирака запретил проведение референдума 25 сентября с вопросом о независимости Иракского Курдистана. Формально референдум считается незаконным и его итоги не подлежат признанию и рассмотрению. Тем не менее, крайне маловероятно, что курды подчинятся этому решению, а это будет означать существенное ужесточение обстановки.

Теперь вопрос в другом, решится ли Багдад на силовой вариант в отношении курдов. Иракская армия значительно ослабла в войне с ИГИЛ, когда потеряла около 90 тыс. военнослужащих убитыми и ранеными.

У Багдада есть еще в резерве вооруженные формирования радикальных шиитских группировок, которые могли бы выступить против курдов. Но захочет ли он привлекать их и чем придется иракскому правительству за это расплачиваться. Более того, в случае начала войны с курдами Багдад не сможет вести ее на два фронта и будет вынужден прекратить боевые действия против ИГИЛ. Такой вариант также для Ирака неприемлем.

Проблема в том, что, не реагируя на референдум, Ирак рискует тем, что Курдистан создаст свое независимое государство и реагировать на это станет вообще невозможно. По сути, это тупик, которым очень искусно воспользовался М. Барзани, назначив проведение референдума в момент наихудших возможностей для Багдада.

Некоторые политики в Ираке говорят, что Багдад может законно рассмотреть дело в Совете Безопасности ООН, чтобы подать в суд на Курдистан. Но что это может изменить?

В Багдаде прекрасно понимают, что вслед за выходом Курдистана из состава иракского государства, последует дальнейший распад страны с созданием независимых арабских государств с условным названием «Шиитостан» и «Суннитостан». Кроме того, Ирак вполне может потерять часть своих территорий на севере и северо-востоке, на которые претендуют курды, включая Киркук и крупнейшее киркукское месторождение нефти, на котором добывается почти 40 % всей нефти в Ираке.

При этом следует отметить, что на этом фоне не все гладко внутри самой курдской автономии. В Эрбиле до сих пор продолжаются тяжело идущие переговоры между делегациями Демократической партии Курдистана (ДПК), Патриотического союза Курдистана (ПСК) и движения «Горран», которое продолжает бойкотировать курдский парламент в вопросе достижения соглашения о поддержке этими тремя основными курдскими партиями самой идеи референдума через созыв парламента Иракского Курдистана. Отсутствие одобрения на законодательном уровне его итогов просто дезавуирует саму идею проведения референдума.

Среди нерешенных вопросов остаются согласование Закона о выборах президента и новые модели распределения доходов от экспорта углеводородов.

 

Можно предположить, что определяющей все-таки, скорее всего, будет позиция Анкары, которая может просто перекрыть иракским курдам любой выход во внешний мир в обход Багдада.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал референдум ошибкой и угрозой территориальной целостности Ирака.

Это вполне понятно, поскольку независимость Иракского Курдистана подтолкнет турецких курдов, составляющих почти треть населения страны, к аналогичному шагу.

Тем самым вооруженные столкновения армии с боевиками РПК (Рабочей партии Курдистана) разгорятся с новой силой, как и теракты в Юго-Восточной Анатолии, а возможно и в крупных городах Турции. В этой ситуации возможно вторжение турецкой армии на Север Ирака. Совершенно ясно, что Анкара сделает все возможное, чтобы не допустить выхода из состава турецкой республики провинций, населенных курдами.

 

А пока, по некоторым данным, в Эрбиле в ближайшее время должна состояться встреча главы турецкой спецслужбы MIT Хакана Фидана, командующего спецподразделением «Кодс» КСИР ИРИ генерал-майора Касема Сулеймани с Масудом Барзани, которые хотят убедить его пойти на компромисс с Багдадом.

Примечание:

Касем Сулеймани (прозвище «Тень») родился 11 марта 1957 года в Раборе, провинция Кербар, Иран. Военный деятель, генерал-майор, с 2000 года является руководителем спецподразделения «Кодс» в составе КСИР, предназначенного для реализации военных и тайных операций за пределами Ирана.

«Кодс» под руководством К. Сулеймани оказывает военную поддержку группировкам ХАМАС и Хезболла в Палестине и Ливане, а также сыграл важную роль в формировании политической ситуации в Ираке после вывода оттуда американских войск. Начиная с 2012 года К. Сулеймани предположительно помог правительству Б. Асада переломить ход гражданской войны в Сирии и отбить стратегические города и территории у повстанческих группировок. К. Сулеймани также участвует в оказании помощи правительству Ирака в борьбе против террористов «Исламского государства».

Внутри Ирана К. Сулеймани считается национальным героем, о котором снимают документальные и художественные фильмы, пишут песни и кому посвящают достижения. Среди политиков он считается выдающимся стратегом и организатором специальных операций, а также создателем широкой агентурной сети на Ближнем Востоке с опорой на шиитские общины. Он является наиболее влиятельной и мощной фигурой на Ближнем Востоке, несмотря на то, что «никто ничего о нем не слышал».

 

Кроме того, Хакан Фидан намерен обсудить с руководителем спецслужбы курдов Масруром Барзани его встречу с главой военного крыла Рабочей партии Курдистана (РПК) Кемалем Байюком, который недавно приезжал в Эрбиль для консультаций с главой разведслужбы Иракского Курдистана.

Примечание:

Хакан Фидан родился в Анкаре в 1968 году. Дипломат, с мая 2010 года глава Национальной разведывательной организации Турции (MIT).

После окончания магистратуры в области управления и политологии в Университете штата Мэриленд (UMUC) получил степень доктора в Университете Билькент (Анкара). С 1986 по 2001 год служил унтер-офицером в турецкой армии. С 2003 по 2007 год возглавлял организацию по содействию развивающимся странам. В ноябре 2007 года Х. Фидан был назначен заместителем статс-секретаря в президиуме министров. С мая 2010 года — глава турецкой разведслужбы MIT. 7 февраля 2015 года покинул свой пост, чтобы баллотироваться на выборах в парламент Турции от Партии справедливости и развития.

9 марта 2015 года отказался от своей кандидатуры и вернулся на прежнюю должность. В 2009 году участвовал в секретных мирных переговорах с Курдской рабочей партией (КРП) в Осло, а также беседовал с Абдуллой Оджаланом.

Анкара не без оснований подозревает, что между двумя этими силами явно намечается альянс, который становится более очевидным в рамках проведения референдума, а вернее — крайней заинтересованности клана Барзани в поддержке этой идеи РПК и ее филиалами в лице прежде всего Партии демократического союза (ПДС) в Сирии.

Это означает, что референдум в Иракском Курдистане автоматически приведет к проведению аналогичных плебисцитов уже в Сирии и к явно вырисовывающейся перспективе образования там сначала квази-государственной автономии с последующим присоединением к независимому курдскому государству. А это уже угроза национальной безопасности Турции и ее территориальной целостности. При этом уместно вспомнить, что Вашингтон уже создал в курдских районах на севере и северо-востоке Сирии свое военное присутствие.

 

Дамаск, ослабленный 6-летней войной с вооруженной оппозицией и террористами ИГ, не хочет раздражать сирийских курдов резким отношением к референдуму, пока они сражаются против общего врага. Но руководство Сирийской Арабской Республики прекрасно понимает, что курдские группировки не только сильно окрепли за время противостояния с ИГ и «Джабхат ан-Нусрой», но и де-факто создали свою автономию в северо-восточных районах САР, которые граничат с Иракским Курдистаном. Поэтому в случае объявления независимости Курдистана, сирийская курдская автономия безусловно захочет присоединиться к новому государству.

 

Наряду с Анкарой, решающее слово будет и за Тегераном. Ведь в свое время именно ИРИ спасла тысячи курдов от преследований С. Хусейна, в том числе и видных членов семьи самого М. Барзани, включая нынешнего премьер-министра Иракского Курдистана Нечирвана Барзани.

Главный военный советник Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи генерал Яхья Рахим Сафави несколько дней назад в интервью иранскому информационному агентству ISNA выразил консолидированное мнение высшего иранского руководства и иранской военно-политической элиты, заявив, что референдум может спровоцировать «войну и длительную нестабильность» во всем ближневосточном регионе. «Итоги референдума реализуют враги мусульман, причем, вынашиваемая ими идея раздела не только Ирака, но и Сирии, чревата самыми серьезными последствиями», — подчеркнул Я. Сафави.

Примечание:

Яхья Рахим Сафави, азербайджанец по рождению, родился 2 января 1958 года в Исфахане. С 1981 по 1988 годы воевал на ирано-иракском фронте, имеет правительственные награды. По сентябрь 2007 года (в течении 10 лет) был Главнокомандующим КСИР (Корпус стражей исламской революции).

В настоящее время занимает пост главного военного советника при Верховном главнокомандующем ИРИ, считается одним из ближайших доверенных лиц Верховного лидера и напрямую ему подчиняется. Согласно Резолюции 1737, принятой СБ ООН в 2006 году, подпадает под санкции как «лицо, принимающее участие как в ядерной программе Ирана, так и в программе по разработке баллистических ракет». 1 сентября 2007 года аятолла А. Хаменеи снял Я. Сафави с поста главнокомандующего КСИР без пояснения причины, однако считается, что его отставка последовала после того, как Я. Сафави выступил с речью, в которой неявно предупредил мулл о том, что вооруженные силы Ирана не готовы к войне против намного более сильных врагов.

Нынешний пост, по мнению экспертов, изолирует генерала от активной общественной жизни, ставит крест на его военной карьере и отстраняет его от участия в высокой политической игре. В 2010 году Я. Сафави выступил с заявлением о маловероятности военного нападения США и Израиля на Иран, и готовности КСИР и иранской армии к отражению возможных ударов противников. В своем выступлении Я. Сафави подчеркнул, что «оба режима способны совершить нападение на Иран, но лишены политического решения для этого дела. В случае нападения Америки и режима Израиля, Исламская Республика Иран создаст для них большие проблемы».

 

Главный политический советник Верховного лидера ИРИ Али Акбар Велаяти в своем выступлении в Тегеранском университете «Азади» сказал, что Иран не поддерживает идею курдского референдума, так как его позиция вытекает из принципа защиты территориальной целостности стран региона Ближнего Востока. При этом, иранские курды, в отличие от иракских, сирийских и турецких, к независимости не стремятся и не выступают против центрального правительства Исламской Республики Иран, которое в последнее время потратило огромные средства на развитие экономики и инфраструктуры курдских районов страны.

Примечание:

Али Акбар Велаяти родился 24 июня 1945 года в Ростамабаде, округ Шемиран. Советник по международным делам Верховного лидера ИРИ.

По образованию врач, позднее занялся политикой и весьма успешно. Был министром иностранных дел при президентах Хаменеи и Рафсанджани. Дважды выдвигал свою кандидатуру на президентские выборы, но не прошел.

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани заявил 17 сентября, что власти ИРИ закроют все пограничные переходы с Иракским Курдистаном в случае проведения там 25 сентября референдума. По его словам, действующие пограничные соглашения были заключены между Ираном и курдским регионом в составе интегрированного Ирака, предупреждая, что курдское отделение от Ирака приведет к закрытию всех пограничных переходов Ирана с этим регионом, сообщает Tasnim News. «Иран определенно признает только единое, интегрированное и федеральное правительство Ирака», — подчеркнул А. Шамхани.

Он также пригрозил, что отделение иракского региона Курдистана ознаменует конец всем военным соглашениям и договорам в сфере безопасности между Тегераном и Эрбилем, заявив, что Иран впоследствии примет новую политику в области безопасности прилегающих границ.

В случае отделения Иракского Курдистана Иран будет вынужден пересмотреть свою политику в отношении курдов и принимать совершенно разные подходы к борьбе с антииранскими группами, которые присутствуют и действуют внутри Иракского Курдистана.

Таким образом, Иран убежден, что Ирак не должен быть расчленен. Если он распадется на несколько частей, то такая же участь постигнет и Сирию, и Турцию.

 

На сегодня есть только одна страна, которая однозначно и решительно выступает за создание независимого курдского государства — это Израиль.

Еврейскому государству выгодно создать на Ближнем Востоке подальше от своих границ мощный очаг напряженности, который отвлечет внимание и ресурсы основных оппонентов Израиля.

Но в данном случае от Тель-Авива мало что зависит, поскольку он не является участником всего этого процесса.

 

 

 

Таким образом, если не будет каких-либо совершенно непредсказуемых событий, расстояние между референдумом и его признанием может занять годы, а то и десятилетия. И даже если референдум состоится, он, наверняка, останется во многом на бумаге и неким больше пропагандистским явлением в силу просто непризнания его со стороны международного сообщества. При этом, блокирование экспорта углеводородов со стороны одного только Багдада способно вызвать в курдской автономии полный экономический коллапс, не говоря уже о транспортной изоляции со стороны Турции и Ирана.