30 сентября 2016

«Возглавляя Военную разведку Украины, я докладывал о российской угрозе. Но меня уволили»

Интервью президента «Борисфен Интел» Виктора Гвоздя информационно-аналитическому ресурсу Azeri.Today

— Российская агрессия против Украины продемонстрировала вопиющую профнепригодность соответствующих служб Украины, которые просто проморгали приготовления России. На ваш взгляд, почему так произошло?

— Вопрос касается не профессионализма, хотя и этого нельзя не учитывать, вопрос — в другом: специальные службы — часть системы государственного управления и обеспечения национальной безопасности. Они — инструмент реализации государственной политики. Никогда в демократическом обществе структуры безопасности не являются доминантой над политическими или государственными институтами, не формируют самостоятельно политическую повестку дня. Кроме того, в украинско-российских отношениях присутствовал синдром «старшего брата» и продолжительное время имелось заблуждение о существовании «дружественных разведок» (как следствие, практически отсутствовало «российское направление»). А, как известно, в современном глобальном мире «дружественных разведок» нет и быть не может. Есть «разведки дружественных стран».

Невзирая на все сложности, информация о намерениях, планах и приготовлениях (на т. н. подготовительном этапе к «гибридной войне») у украинской разведки (и внешней, и военной, и пограничной), могу сказать со всей ответственностью, имелась и своевременно докладывалась высшему военно-политическому руководству страны (президенту, министру обороны, секретарю СНБО). Однако с учетом того, что у того руководства была явно не проукраинская позиция, информация оказалась невостребованной, постоянно «ставилась под сомнение» или игнорировалась. Более того — добывающие эту информацию сотрудники и докладывавшие ее руководители изгонялись (осуществлялась целевая зачистка), а источники — «засвечивались»… Сферы обороны, государственной безопасности и разведки разрушались целенаправленно.

Приведу пример из своего личного опыта. Весной 2010 года, будучи руководителем Военной разведки Украины, я докладывал руководству страны об угрозах национальной безопасности Украины, исходивших от Российской Федерации. Каково же было мое удивление, когда документ мне вернули! На нем рукой одного из вице-премьеров, отвечающего за оборонные вопросы, было написано: «Не надо нас пугать Россией». Вскоре меня уволили с должности без объяснения причин… Так что никакой тотальной «вопиющей профнепригодности» не было и нет. Мы знали и знаем очень много. Это подтверждается даже тем, что в целом система национальной безопасности довольно быстро (в состоянии войны) оправилась и на сегодняшний день весьма эффективна.

Понятно, что с развединформацией нужно уметь работать, по крайней мере, ее надо учитывать при выработке политических, управленческих решений и их реализации. А когда аналитические сводки внешней разведки неожиданно находят в мусоре частного дома президента (имею в виду документы, обнаруженные после бегства Януковича) — ожидать чего-либо путного не приходится. Разведка и ее информация должны быть востребованы.

И еще несколько слов о профессионализме. У сотрудников украинской разведки, даже с учетом того, что во многом — это советская школа (кстати, не самая плохая), профессионализм был, есть и будет. Однако, как показали события, он практически бесполезен без патриотизма и порядочности. А вот с интегральным показателем этих качеств среди сотрудников проблемы действительно были…

— Новые власти Украины предприняли попытку очистить Минобороны и СБУ от непатриотично настроенных людей. Удалось ли полностью очистить важнейшие ведомства от «пятой колонны»?

— Да, проблема «засоренности» Минобороны, СБ и разведывательных структур Украины пророссийскими агентами, в большей мере — сторонниками и приверженцами «русского мира», была и, невзирая на предпринятые меры, имеется. СВР, ГРУ ГШ ВС и ФСБ РФ — очень сильные в операционном плане структуры и весьма достойный противник. Следует отметить, что разведка РФ, с учетом возрождения глобальных амбиций России, также претендует на глобальный статус, во многом унаследовала многолетние наработки (в т. ч. агентурные позиции) советской разведки. Эта «триада» специальных служб продолжительное время (более 20 лет) практически безнаказанно и активно работала по Украине. Можете себе представить степень и глубину инфильтрации… Сегодня политический уровень работы по Украине в ведении СВР. Стратегический, оперативно-стратегический и оперативный делят между собой ФСБ и ГРУ ГШ, а оперативно-тактический и тактический отдан ГРУ ГШ. Кроме того, ФСБ совместно с т. н. «МГБ ДНР/ЛНР» обеспечивает работу в Донбассе, а также безопасность в аннексированном Крыму. Их сотрудники и агентура пытаются действовать нагло и дерзко, используя наработки и «забазированность» предыдущих лет. В частности, активность вербовочной работы возросла на порядок, в т. ч. на перспективу. Однако и наши спецслужбы окрепли — многое противнику уже не удается. Об этом свидетельствуют систематические задержания и аресты лиц, работающих на Россию, как в Министерстве обороны, так и МВД, СБУ и других спецслужбах. В частности, 16 сентября этого года был задержан заместитель начальника штаба АТО, который работал на Российскую Федерацию.

На сегодняшний день уже вступили в силу приговоры суда в отношении 22 украинских военнослужащих — агентов РФ. Кроме того, еще 13 находятся под следствием. В то же время данный процесс крайне сложный и чувствительный по характеру, как в связи с глубоким проникновением агентов России в силовые структуры и спецслужбы Украины во время правления режима В. Януковича, так и вследствие необходимости избегать ошибочных решений в отношении честных людей и патриотов нашей страны.

— Глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе считает, что все находящиеся в стране «воры в законе» — это агенты российских спецслужб. Вы согласны с ней?

— Безусловно, нет. То, что в Украину вынуждены были переместиться отдельные одиозные личности уголовного мира вследствие тотальных и довольно жестких «зачисток» криминалитета в Грузии, усиления «давления» на криминалитет в России — это факт. Конечно, российские спецслужбы активно используют криминалитет для достижения своих специфических целей, прежде всего на одном из фронтов «гибридной войны» — криминальном. Особенно активно уголовные элементы используются на оккупированной части Донбасса. Ими пополняют т. н. «ополчение». По некоторым данным, в последнее время спецслужбы России значительно активизировали меры по дестабилизации обстановки на не оккупированной территории Украины, в т. ч. путем ухудшения криминогенной ситуации. В частности, с начала сентября с. г. сотрудники ФСБ РФ проводят массовые мероприятия по вербовке осужденных за тяжкие преступления и отбывающих наказание на временно оккупированных территориях ОРДЛО. Данный вербовочный контингент из числа уголовников пополняет действующие на не оккупированной территории Украины организованные преступные группировки, руководители которых «подписались» на сотрудничество с ФСБ РФ под влиянием ростовских «воров в законе». ФСБ развернула свою активную вербовочную деятельность в таких исправительных учреждениях, как Калининская исправительная колония № 27 (Горловка, около 1000 осужденных), Никитинская исправительная колония № 87 (Горловка, около 700 осужденных), Енакиевская исправительная колония № 52 (Енакиево, около 450 осужденных), Западная исправительная колония № 97 (Макеевка, около 1100 осужденных). Уголовникам, согласившимся на сотрудничество со спецслужбой России, оформляют условно-досрочное освобождение и вручают украинские документы (паспорта, военные билеты), в основном с элементами частичной подделки. Следует отметить, что недавние бунты в ряде исправительных колоний Украины были спровоцированы «ворами в законе», опять же, по указанию руководства ФСБ. Этому, к сожалению, способствует и криминализация украинского общества (зафиксирован рост преступности на 40 %).

Однако нельзя утверждать, что «все находящиеся в стране «воры в законе» — это агенты российских спецслужб». Это явное преувеличение. Возможно, это отчасти попытка уйти от ответственности за криминогенную ситуацию в стране. Не следует переоценивать (лично я бы не стал этого делать), а тем более демонизировать противника — российские спецслужбы. Именно полиция (органы правопорядка) должна создавать «среду нетерпимости» для пребывания в Украине «воров в законе», и тогда их не будет.

— Экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми сказал, что вступление Украины в Евросоюз рано или поздно приведет ко вступлению Украины в НАТО: «Вступление в НАТО Украины для России — смерти подобно. Это смертельная опасность для государства, поскольку военные базы НАТО на территории Украины превращают в груду металла противоракетную оборону страны и ставят под угрозу даже ракеты среднего радиуса действия и все жизненно важные центры России. То есть Россия остается без обороны». Действительно ли это так?

— С уважением отношусь к Якову. Он — признанный международный эксперт и авторитет в сфере безопасности. Вообще, наши израильские коллеги имеют громадный опыт работы, обширные операционные возможности, обладают добротной разведывательной информацией и способны ее системно анализировать. То, что сказал Я. Кедми, — абсолютно правильно, за исключением вывода: «…Россия остается без обороны». Это — нагнетание и явное преувеличение. Этакий прием устрашения, в т. ч. с политическим подтекстом. Якобы нельзя допускать интеграцию Украины в ЕС, а тем более — в НАТО, т. к. это затрагивает базисные интересы РФ в сфере защиты ее национальных интересов и обеспечения безопасности. При этом г-н Я. Кедми совершенно не беспокоится о безопасности Украины. Это — однобокий (тенденциозный) подход.

Да, по обычным вооружениям РФ объективно уступает НАТО, США и Китаю. Вместе с тем стратегическая оборона России базируется не на паритете обычных сил (вооружений), а на паритете средств ядерного нападения (СЯН). РФ обладает полноценной ядерной триадой, потенциал которой — второй в мире, после США, и больший, чем у всех остальных членов «ядерного клуба» вместе взятых. Очевидно, что как упреждающий, так и ответный удар будет губительным для всей планеты. Кроме того, в последние годы осуществляется их активное перевооружение — РФ принимает на вооружение современные СЯН наземного и морского базирования. Согласен, с точки зрения военного искусства, гипотетическое приближение баз к границе (возможное размещение их на территории Украины) создает для РФ проблемы в поддержке баланса и паритета в сфере обороноспособности. Однако вести речь в ключе: «…Россия остается без обороны» я бы не стал. Более того, нам известны возможные ответные шаги России при подобном развитии событий. Так, одним из них станет размещение российских СЯН в Крыму, Калининградской области, возможно, на Сахалине и Курилах. Также сохраняется потенциал военных баз за пределами территории РФ. Не исключена милитаризация космоса. Есть и другие меры…

— А насколько, вообще, выглядит реальным в перспективе вступление Украины в НАТО, а также размещение военных баз США на территории Украины?

— Как известно, в начале 90-х годов Украина добровольно отказалась от ядерного потенциала (кстати, третьего в мире), имевшегося на ее территории после распада СССР. Будапештский меморандум (1994 г., Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия) закрепил гарантии Украине при ее безъядерном статусе. Гарантами выступили США, Россия и Великобритания. Самостоятельно надежно обеспечить свою безопасность рядом с таким соседом, как РФ, Украина объективно не в состоянии. Возможен выход: возродить свой ядерный потенциал сдерживания (очень дорого и противоречит всем международным обязательствам Украины) или присоединиться к системе коллективной трансатлантической безопасности (НАТО). Иного пути просто нет. Оставаться между ЕС (НАТО) и Россией в глобальном противостоянии, тем более на фоне агрессии последней, — крайне опасно. Думаю, что в кратко– и среднесрочной перспективе (по крайней мере, до урегулирования вопросов по Донбассу и Крыму) присоединение к НАТО не состоится, а в долгосрочной — это единственно возможный выбор. Альтернативой также может быть система европейской безопасности (в рамках ЕС), которую инициируют Германия и Франция, в случае ее создания. Базы НАТО на территории Украины — это уже коллективное решение, в случае присоединения Украины к НАТО. Вне блокового формата размещение баз НАТО на территории Украины маловероятно.

— Ситуация на территориях Донбасса и Луганской области Украины, как вы знаете, продолжает оставаться напряженной — все еще идут ожесточенные бои. Существует такое мнение, что в ближайшей перспективе в Украине начнется полномасштабная война, которую активно поддерживают страны-члены НАТО и их союзники в Азии и на Ближнем Востоке. Как вы думаете, развяжется ли большая война в Украине между Западом и Россией?

— Противоречия между Западом (прежде всего США) и Россией заметно обострились. Действия последней окончательно разрушили всю послевоенную систему глобальной безопасности, весь послевоенный миропорядок, закрепленный в Ялте (1945) и в Хельсинки (1975). Это — геополитика. «Большая [гибридная] война» между Западом и Россией уже идет и идет довольно давно — с начала т. н. «нулевых», когда Россия начала активно пытаться возвратить себе статус одного из глобальных «центров силы» (фактически вернуть статус СССР). Дальше — больше. Сейчас мы даже наблюдаем ее стремление вернуться к биполярному миру (РФ-США). Ситуация на Донбассе действительно сложная, однако она контролируемая, а посему — постараюсь успокоить Вас и вашу аудиторию: «большой войны» (в Вашем вопросе, я так понимаю «горячей») в Украине между Западом и Россией не будет. «Большая [«горячая»] война» никому не нужна — ни Западу, ни России, ни Украине (тем более, на ее территории). «Большая война» в центре Европы в XXI веке? Вы можете себе это представить? Обратите внимание: у нас четыре атомные электростанции и 15 ядерных энергоблоков. Вы забываете о Чернобыле, а Запад хорошо о нем помнит! Конфликт такого масштаба очень быстро выйдет за рамки регионального и станет глобальным, а последний — перерастет в ядерный, поскольку противостоять обычными вооружениями НАТО Россия объективно не способна. Урегулирование ситуации на Донбассе — исключительно политико-дипломатический вопрос. Конечно, Россия всячески поддерживает нестабильность, пытаясь заморозить конфликт, грубо навязать свои условия мира на Донбассе и его реинтеграции в Украину (на правах т. н. «особого статуса» — автономии, чем создать очередного «троянского коня») и… тянет время: скоро выборы в США, в следующем году — во Франции и Германии, где партия г-жи А. Меркель теряет свои позиции. В Европе есть страны (вице-президент США Дж. Байден говорил минимум о пяти), которые готовы в следующем году снять санкции с России. Даже при 1-2 «дрогнувшем» тут же последует «эффект домино»…

Ситуация сложная — окно возможностей для Украины объективно сужается, однако «большой войны» в Европе, на территории Украины, не будет! И еще: Россия из экспозиции своих возможностей «большой войны» против Украины вышла в 2015 году. «Прогулка, как в Крыму» уже не повторится. А вот масштабная «гибридная война» России против Запада, против Украины (на дипломатическом, информационном, экономическом, финансовом, духовном и др. фронтах), безусловно, будет продолжаться. Даже после формального урегулирования вопроса по Донбассу останется проблема Крыма, а это — долгосрочная перспектива…

— Западу удалось поставить под свой контроль страны Юго-Восточной Европы, прибалтийские страны, в том числе и Грузию, и Украину. На ваш взгляд, какие страны в будущем могут оказаться в кольце недружественного «санитарного кордона» вокруг России?

— Если Россия будет продолжать свою неоимперскую политику, то в «кольце» т. н. «недружественного «санитарного кордона» вокруг России» со временем могут оказаться даже страны из числа членов СНГ. Позиция «старшего брата» — неприемлема. Иностранная оккупация частей территории Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана сопровождается изъятием этих зон из нормальной экономической и политической жизни, а население фактически отрезается от европейских и мировых социальных и экономических процессов. Приднестровье, Крым, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах в условиях иностранной оккупации превращаются в закрытые милитаризованные зоны с уклоном на обслуживание потребностей вооруженных сил оккупантов. Продвижение демократических ценностей в политической жизни этих территорий резко приостановлено. Наоборот, идет обратное движение, формируются элементы закрытого общества и репрессивной модели его построения.Посмотрите на глубину и остроту противоречий в Союзном государстве России и Беларуси. А еще есть страны Закавказья, Средней Азии. Не все так просто, ведь стабильность во многих государствах СНГ зависит от личных позиций лидеров этих стран, а в России — от личности В. Путина. Когда-то такой «персонифицированной стабильности» наступит конец. А национальные интересы уже сегодня не всегда совпадают.

Китай избрал свой путь. Для него сближение с Россией носит ситуативный характер (в противостоянии с США) и заключается в получении «дивидендов» от «мягкой экспансии» российского Дальнего Востока и Сибири. Афганистан — сохраняющаяся перманентная угроза терроризма и наркобизнеса. Турция и Иран — «попутчики» России до определенного момента (в частности, с последним так и не достигнуто согласие по ограничению нефтедобычи). Временная ось «Москва — Тегеран — Анкара» сложилась только для урегулирования «сирийского кризиса», ведь там узел проблем всего Ближнего Востока, а союз БРИКС — уже «дал микротрещину» (после импичмента президенту Дилме Роуссефф). Мир меняется, и меняется очень динамично.

— Российские эксперты утверждают, что западные спецслужбы руками ИГИЛ и других террористических организаций стремятся организовать «цветные революции» в Центральной Азии. Есть вероятность, что Запад сможет претворить в жизнь задуманное?

— Международный терроризм, деятельность ИГИЛ, ее последствия для мира — вызов столетия. ИГИЛ и Талибан в том или ином виде уже «пробрались» на территории постсоветского пространства, в названный Вами регион и даже на территорию самой России (прим.: в Ираке, Сирии, отчасти Ливии и на Синае (Египет) в рядах ИГИЛ воюют около 4000 выходцев из России). Полагаете, нет обратного движения? Идет активная вербовка сторонников. Национальные спецслужбы пытаются держать ситуацию под контролем — ячейки пока немногочисленны, разобщены, действуют нелегально, в т. н. «спящем режиме», однако, поверьте, метастазы международного терроризма уже там. Кстати, они уже и в Европе — в потоке нелегальных мигрантов на континент «выведены на оседание» сотни членов и сторонников ИГИЛ. Противодействие международному терроризму — это отдельная большая тема для разговора. А вот использование международных террористических организаций в политических целях, в т. ч. для провокаций или даже для провоцирования т. н. «цветных революций» — весьма опасный путь, хотя он и не нов. В свое время и Советский Союз, и Запад активно прибегали к их услугам, более того, они даже пытались «взращивать» идеологически «ручные» террористические организации. Довольно быстро те выходили из подчинения своих патронов, и мир сталкивался с новой «террористической чумой». Глобализация существенно интернационализировала эти процессы (если память мне не изменяет, в ИГИЛ воюют выходцы из 56 или 57 стран), а свои ячейки она имеет (по крайней мере, декларирует) в 25 странах.

Скажу Вам так, любая «цветная революция» невозможна, если к этому нет внутренних предпосылок: граждане довольны жизнью, власть авторитетна в народе, слышит и заботится о людях. Яркий тому пример — Азербайджан. В государствах, которые Вы перечислили (Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан), ситуация существенно разнится. В ряде стран, безусловно, есть довольно глубокие внутренние противоречия (уровень жизни, глубина гражданских свобод, этнические разногласия и т. д.), на которых гипотетически могут сыграть внешние силы… Пока же ситуация под контролем. Кроме того, Центральная Азия — «зона особого внимания» России, которая осознает меру потенциальных для себя угроз в случае дестабилизации этого региона. И она очень активно занимается в этом регионе «миротворческой деятельностью». Следствием такого рода «миротворческой деятельности» России является последующее обязательное сохранение своего военного присутствия в этих странах в виде разного рода военных баз, центров подготовки, оперативных групп и других войсковых формирований, как правило, с миротворческими целями. При этом такое военное присутствие остается в странах, богатых на редкоземельные материалы и энергоносители (нефть или газ), через которые проходят трубопроводы для транспортировки этих энергоносителей, имеющих стратегические объекты и склады (хранилища) или позволяющих контролировать стратегические транспортные коммуникации (сухопутные, воздушные или морские).

В частности, наиболее ярким примером таких действий Кремля в Центральной Азии стала поддержка в 1992-1993 годах пророссийского режима тогдашнего президента Таджикистана Рахмона Набиева в его противостоянии с «Объединенной таджикской оппозицией» национально-демократического и умеренно исламского характера. Именно это позволило России оставить свои войска на территории Таджикистана в виде 201-й дивизии, а потом — 201-й военной базы ВС РФ, а также ряда других подразделений вооруженных сил России.

Аналогичным образом Россией были нивелированы и результаты «Тюльпановой революции» в Кыргызстане в марте 2005 года, когда вместо пророссийского президента страны Аскара Акаева пришел к власти оппозиционный прозападный политик Курманбек Бакиев. В 2010 году путем поддержки Россией оппозиционных к Бакиеву кланов, а также организации контрреволюционного переворота были приведены к власти пророссийские президенты — сначала Роза Отунбаева (на переходный период), а потом Асламбек Атамбаев. Следствием этого стало фактическое прекращение работы авиабазы США в киргизском аэропорту Манас, которая использовалась Соединенными Штатами Америки для обеспечения своих сил стабилизации в Афганистане.

Подобного от России можно ожидать и в случае возникновения конфликта в Узбекистане после недавней смерти президента страны Ислама Каримова. Так, Москва может поддержать один из узбекских кланов, после чего будет диктовать ему свои условия. Прежде всего, это будет касаться требований о присоединении к Евразийскому экономическому союзу, возврата страны в ОДКБ, а также максимального ограничения ее сотрудничества с США и другими западными странами. Более того, не исключаются требования России о размещении ее военных баз на территории Узбекистана под видом «гарантирования безопасности».

Учитывая принципиальную важность данных вопросов для России, она может использовать нынешнюю ситуацию в Узбекистане для специального провоцирования там вооруженного противостояния с помощью местных узбекских кланов, или же исламских экстремистов и радикалов-националистов. На сегодняшний день Москва уже имеет достаточный опыт таких провокаций в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и (да-да!) Нагорном Карабахе, а также в Крыму и на Донбассе.

Возвращаясь к исламским фундаменталистам в этом регионе, обязательно необходимо учитывать жесткую позицию Китая. Дестабилизировать всю Центральную Азию, тем более извне, силами ИГИЛ или других террористических организаций теоретически возможно, хотя практически — весьма сложно. В этом, прежде всего, не заинтересованы ключевые игроки в регионе (по крайней мере, пока), сами граждане и местные национальные элиты. Люди могут быть недовольны властью, однако им не нужен хаос. Кроме того, следует помнить, что местные власти при подавлении будут традиционно действовать крайне жестко (такие примеры мы наблюдали), в т. ч. с использованием вооруженных сил стран-членов ОДКБ.

— Каким вам видится в перспективе урегулирование Карабахского конфликта?

— Проблема Нагорного Карабаха — крайне сложная, историческая. Это следствие непродуманной национальной политики в СССР. На протяжении всей истории СССР проблема сохранялась, но имела латентный характер, а с его распадом обострилась до вооруженного конфликта. Ситуация осложнилась дальнейшей оккупацией Арменией части районов Азербайджана. Напряжение, которое периодически возникает, свидетельствуют только об одном — Карабахский конфликт не решен, а лишь заморожен.

Очевидно и то, что этот конфликт не имеет военного решения. Как известно, процесс урегулирования Карабахского конфликта в настоящее время ведется на основе «мадридских принципов», выдвинутых Минской группой ОБСЕ (страны-сопредседатели — Франция, США и Россия) в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. Представляется, что стороны должны найти такое политико-дипломатическое решение, которое устроит всех, и чтобы при этом никто не чувствовал себя победителем или побежденным — ни Азербайджан, ни Армения. В этом контексте определенные перспективы урегулирования создали встречи лидеров Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна в Вене (май 2016 г.), Санкт-Петербурге (июнь 2016 г.), где были подтверждены ранее изложенные и принятые базовые принципы урегулирования. Безусловно, этот процесс предполагает взаимные уступки и компромисс. Вместе с тем, я уверен в мудрости президентов и народов Азербайджана и Армении, которые решат непростой вопрос Карабахского конфликта.

Осознаю, что прочный мир в регионе во многом зависит от позиции стран-сопредседателей Минской группы (США, Россия и Франция), а также Турции и Ирана. Ситуативное сближение России, Турции и Ирана, а также создание консультативного совета глав МИД России, Турции и Азербайджана создает благоприятные внешние предпосылки и почву для урегулирования карабахского конфликта. Повторяю, война никому не нужна!

Ну а Украина, как вы знаете, занимает неизменную позицию, которая основывается на уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в международно-признанных границах.

Напоследок хотелось бы поблагодарить Вас за интересные вопросы и пожелать добра и мира народу Азербайджана!

 

Оригинал интервью: https://azeri.today/articles/818/

  www.reliablecounter.com