17 июня 2016

О создании и функционировании на оккупированной территории Донбасса вооруженной полицейской миссии ОБСЕ

Юрий Радковец

Суть вопроса. Как известно, в конце апреля 2016 года, по обращению Украины, Немецким председательством ОБСЕ были обработаны комплексные инициативы по организационным, правовым и практичным аспектам деятельности вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе.

По оценкам экспертов, инициативы Немецкого председательства в ОБСЕ и Секретариата ОБСЕ, проработанные Центром предупреждения конфликтов совместно с Департаментом по противодействию транснациональным угрозам ОБСЕ в плане разработки положений документа по созданию и функционированию на оккупированной территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей (далее — ОРДЛО) Украины вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, а также определению необходимой помощи и оценке финансовых затрат, в целом приемлемы для украинской стороны.

Так, Украинская Сторона соглашается с тем, что вооруженная Полицейская миссия ОБСЕ должна быть отдельной миссией, которая будет нести исключительную ответственность за обеспечение безопасной обстановки на оккупированной территории ОРДЛО, а не полицейским компонентом уже существующей Специальной мониторинговой миссии в Украине (далее — СММ ОБСЕ).

Основной целью вооруженной полицейской миссии ОБСЕ должно быть содействие стабильной обстановке в ОРДЛО, и как ожидаемое следствие — обеспечение надежного и безопасного избирательного процесса в зоне ответственности, в соответствии с существующим законодательством Украины.

Позиция Украины относительно развертывания вооруженной полицейской миссии ОБСЕ заключается в том, что мандат миссии должен быть максимально широким, а сама Полицейская миссия станет самой масштабной в истории ОБСЕ.

Следует также отметить, что основным требованием Украины является ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ размещении вооруженного полицейского контингента на неконтролируемом участке российско-украинской государственной границы с целью недопущения незаконного пересечения государственной границы вооруженными формированиями и вооруженными лицами, перемещения военной и специальной техники, вооружения и боеприпасов.

Неконтролируемые миссией ОБСЕ участки украинско-российской границы

Украинская Сторона также считает, что для организации Полицейской миссии ОБСЕ необходимы соответствующие силы, средства, ресурсы, вооружение и военная техника, а именно:

- 10 000 полицейских офицеров ОБСЕ для полного мониторинга зоны ответственности (ОРДЛО) в круглосуточном режиме 24/7;

- около 2500 патрульных автомобилей;

- бронированные автомобили (количество должно быть определено отдельно), которые могут быть использованы в потенциальных конфликтных («горячих») точках, с целью защиты или в случае эвакуации;

- автобусы для быстрого развертывания полицейского контингента в любом направлении и месте (количество должно быть определено отдельно);

- водометы для обеспечения правопорядка;

- вертолеты (количество должно быть определено отдельно), которые могут быть использованы в потенциальных конфликтных («горячих») точках, в целях защиты или в случае эвакуации;

- средства транспортировки задержанных нарушителей.

Кроме того, Украина должна настаивать, чтобы вооруженный полицейский контингент ОБСЕ, на период выполнения мандата в пределах ОРДЛО, был размещен:

- на всех пунктах пропуска на временно неконтролируемом участке российско-украинской государственной границы;

- на контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения;

- на всех избирательных участках (согласно предварительным данным ЦИК, на территории ОРДЛО ранее размещалось более 2000 избирательных участков);

- во всех местах проведения предвыборной агитации;

- на всех полицейских участках в пределах зоны ответственности;

- в местах отвода тяжелого вооружения Сторон.

Организационные аспекты. Организация деятельности вооруженной полицейской миссии ОБСЕ должна происходить по следующему алгоритму:

1. Планирование, организация и сбор информации об актуальной военной ситуации в ОРДЛО — Е минус 150 суток.

2. Развертывание вооруженной полицейской миссии ОБСЕ и наращивание сил — Е минус 90 и 45.

3. Достижение полной оперативной способности Полицейской миссии ОБСЕ — Е минус Х (в случае невозможности организовать избирательный процесс).

4. Свертывание миссии — Е от плюс 30 до плюс 60.

Примечание: «Е» — день выборов, а «Х» — дата, на которую запланированы выборы.

При этом Украинская Сторона отмечает, что даже в случае обеспечения вооруженной полицейской миссии ОБСЕ некоторых условий безопасности в ОРДЛО, риски для ее деятельности остаются, хотя и должны быть минимизированы совместными усилиями.

По оценкам экспертов Центра «Борисфен Интел» такими рисками могут быть:

- Российская Федерация вполне прогнозируемо может использовать формат деятельности вооруженного Полицейского контингента ОБСЕ для легализации и расширения собственного военного присутствия на территории ОРДЛО (в т. ч. в формате так называемых «русских миротворческих сил» — исходя из циничного опыта подобных действий в Приднестровье и Грузии), а также для расширения объемов военно-технической помощи незаконным вооруженным формированиям «ДНР» / «ЛНР»;

- вооруженный полицейский контингент ОБСЕ может не восприниматься отдельной категорией населения ОРДЛО и рассматриваться как таковой, что ставит под сомнение «полномочия местных правоохранительных органов»;

- возможные инциденты в сфере безопасности (когда жизнь полицейских ОБСЕ будет подвергаться значительным рискам /опасности или угрозе/), несмотря на наличие у них личного оружия) могут привести к преждевременному свертыванию операции Полицейской миссии ОБСЕ в ОРДЛО;

- непредсказуемая реакция (поведение) и возможные провокации со стороны всех сторон конфликта;

- посредственное травмирование полицейских осколками, стрелковым и холодным оружием, самодельными взрывоопасными устройствами, тяжелым вооружением и техникой и тому подобное.

Правовые основания. С целью принятия странами ОБСЕ положительного решения по организации деятельности вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе, представляется необходимым инициировать принятие Постановления Верховной Рады Украины «Об одобрении обращения от имени Украины в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций и Парламентскую Ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по развертыванию на территории Украины международной полицейской миссии ОБСЕ».

Во избежание правовой коллизии и недопущения нарушения требований Конституции Украины, а именно — ст. 17 раздела 1 («На территории Украины запрещается создание и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом. На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз») необходимо также принять Закон Украины «О порядке развертывания и деятельности на территории Украины Полицейской миссии ОБСЕ с целью обеспечения безопасности и стабильности». Предложение о внесении на рассмотрение Верховной Рады Украины проекта такого закона (как безотлагательного) должны предоставить субъекты законодательной инициативы, учитывая ее стратегическую важность и актуальность.

Бюджет. В случае принятия консолидированного решения о необходимости формирования вооруженного Полицейского контингента численностью в 10 000 человек, Секретариат ОБСЕ (Постоянный Совет ОБСЕ) может обратиться к Организации Объединенных Наций с просьбой оказать материальную, техническую, консультативную и логистическую помощь ОБСЕ в вопросах развертывания вооруженной полицейской миссии в Украине. По отдельным оценкам, только с финансовой точки зрения бюджет развертывания такой миссии на 6-месячный срок составит 260-280 млн евро, что фактически и будет показателем предельной суммы расходов на такое размещение.

Применение оружия. Персонал вооруженной полицейской миссии ОБСЕ должен быть вооружен как в целях самообороны, так и для применения вынужденных силовых мероприятий (действий).

При обращении с оружием и выполнении мандата вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, ее персонал имеет право руководствоваться «Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», принятыми Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с нарушителями (Гавана, Куба; 27 августа — 7 сентября 1990 года).

Справка:

П. 9 Специальных положений определяет: «Служащие органов правопорядка не должны применять огнестрельное оружие против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения; для предупреждения совершения особо серьезного преступления, связанного с серьезной угрозой жизни; для ареста лица, представляющего такую ​​угрозу и сопротивляющегося их приказам, или с целью предотвращения его побега, и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры недостаточны для достижения этих целей.

В любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни».

Вместо выводов: некоторые предостережения.

1. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время отсутствуют согласованные политико-дипломатические механизмы принятия консолидированного решения по организации деятельности отдельной вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. В Секретариате ОБСЕ нет конкретных предложений относительно функций, задач, полномочий, а также необходимой численности персонала вооруженной полицейской миссии и необходимых ресурсов для ее развертывания на временно неподконтрольной Украине территории.

2. Немецкое председательство в ОБСЕ на сегодняшний день имеет также только ориентировочные оценки, которые на данном этапе не могут отражать реальные параметры и необходимые ресурсы вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Кроме того, все элементы-составляющие по развертыванию вооруженной полицейской миссии ОБСЕ обязательно должны быть прописаны в мандате такой Миссии, который еще предстоит разработать и утвердить всеми 57 странами-членами ОБСЕ в ближайшей перспективе. С учетом членства и позиции России в ОБСЕ — это реально? Вопрос риторический.

3. Необходимо также учитывать, что ОБСЕ еще ни разу за время своего существования не проводила ни одной миротворческой операции (миссии) по принуждению к миру и даже по поддержанию мира (или поддержанию правопорядка). ОБСЕ имеет полномочия только относительно наблюдательных миссий (мониторинга и контроля ситуации) и посредничества — обязательно в рамках соглашения между ООН и ОБСЕ — и только после завершения конфликта. Миротворческие же операции (миссии), различные по содержанию, направленности и конечным результатам, может вводить и проводить только ООН. А провокационные намерения путинского режима по так называемым «российским миротворческим силам» (исходя из циничного опыта подобных действий в Приднестровье и Грузии) — это не что иное, как планы по расширению и легитимизации военного присутствия России на оккупированной территории Донбасса.

И тут, как говорится, комментарии уже отсутствуют!

 

www.reliablecounter.com