21 октября 2013

«Битва за «Восточное партнерство»

Украина, Молдова и Грузия на перекрестке между Западом и Востоком.

С приближением саммита «Восточного партнерства» ЕС в ноябре с. г. в Вильнюсе противостояние между Западом и Российской Федерацией за возможность влиять на Украину уже напоминает «холодную войну» в политической, экономической и информационной сферах.

Одна из главных причин — перспектива программы ЕС «Восточное партнерство», предоставляющая возможность реализовать второй этап расширения ЕС на Восток. Если на первом этапе членами ЕС стали страны Центральной и Восточной Европы и Балтии, формально не входившие в геополитическое пространство России, то сегодня возможность вернуться в Европу получают Украина, Молдова и Грузия. А их Москва считает «частью русского мира» и «объектами ее исключительного влияния».

Страны Центрально-Восточной Европы http://interaffairs.ru/

Исходя из этого, европейская интеграция Украины, Молдовы и Грузии повлечет за собой принципиальные геополитические изменения, как для Европейского Союза, так и для России. Она обязательно скажется на их базовых потенциалах (в т.ч. экономическом, военном и демократическом), территориальном устройстве в Центральной и Восточной Европе и Черноморском регионе, а также на их возможностях влиять на состояние дел в Европе и мире.

Кроме того, реализация европейских планов стран бывшего СССР определенным образом сказывается на государственной идеологии российского руководства и усилиях президента РФ В. Путина, касающихся возвеличивания традиций российской и советской империй (фактически единоличной системы государственного правления) и отрицания западных ценностей.

Этим и объясняется углубление противоречий между Россией и ЕС по украинскому вопросу, являющимся одним из определяющих факторов геополитических процессов в Европе и Евразии.

В рамках этих противоречий руководство Российской Федерации предпринимает комплексные меры воздействия на страны СНГ, начиная с применения инструментов политического и экономического давления и заканчивая масштабными информационными кампаниями и поддержкой пророссийских движений, других политических сил, отстаивающих идеи евразийской интеграции и отрицающих европейский выбор. Активность и агрессивность этих мер возрастает накануне саммита «Восточного партнерства» ЕС.

Закрытие российских границ для украинских и молдавских товаров http://www.dw.de/

Так, в начале лета этого года Россия развязала масштабные торгово-экономические войны против стран-участниц «Восточного партнерства», в частности, против Украины, Молдовы и Грузии. Применялись меры по закрытию российских границ для украинских и молдавских товаров, объявлялось специальное эмбарго на отдельные группы экспортной продукции Украины и Молдовы. Прежде всего, это касалось украинской молочной продукции, кондитерских изделий украинской компании «Roshen», металлических труб большого диаметра и украинского угля, а также молдавского вина и коньяков. Россия свернула сотрудничество также и в других важных для нашего государства областях, в частности, самолетостроении, где приостановлена ​​реализация совместных проектов по производству военно-транспортных самолетов Ан-70 и Ан-124.

Не прекращается российское торгово-экономическое давление на Грузию. Москва фактически отказалась от конструктивного сотрудничества с Тбилиси, пресекая все попытки нового грузинского руководства во главе с премьер-министром страны Б. Иванишвили по восстановлению двухсторонних отношений, прерванных во время российско-грузинского конфликта в августе 2008 года. Так, после достижения в сентябре с. г. принципиальных договоренностей по возвращению грузинских товаров на российский рынок уже в октябре, Россия опять прибегла к эмбарго на винодельческую продукцию Грузии.

Аналогичные меры предпринимаются Россией и в отношении других стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство» — Армении и Беларуси. Манипулируя ценой на газ, демонстративно политически поддерживая Азербайджан и поставляя ему вооружение и военную технику, Россия вынудила Ереван отказаться от своих планов по присоединению к Таможенному союзу и, по сути, от заключения Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом.

Правда, России фактически не удалось такими же мерами повлиять на планы Украины, Молдовы и Грузии в вопросах их европейской интеграции. Тогда она решила прибегнуть к другим подходам, создав в Украине и Молдове мощные пророссийские силы. Они продвигают идеи евразийской интеграции, одновременно повышая напряженность в украинском и молдавском обществе.

Яркий пример — организация митингов в Украине и Молдове с требованием проведения референдумов о присоединении к ЕС или Евразийского союза, а в молдавском случае — еще и с требованием отставки проевропейского правительства республики.

Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) открыто объявила курс на осуществление «революционных перемен» http://comunist.md/

В Молдове такие акции организовывает Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Пользуясь поддержкой России, она открыто объявила курс на проведение «революционных перемен» с целью устранить находящееся у власти руководство. ПКРМ пытается спровоцировать социальные волнения в Молдове, переведя их в массовые беспорядки и акции гражданского неповиновения (в т. ч. перекрытие дорог и блокирование государственных учреждений, «марши на Кишинев» и т. д.). С одной стороны, так молдавские коммунисты стремятся создать условия для захвата государственной власти, а с другой — сорвать заключение Соглашения об ассоциации между Молдовой и ЕС в ноябре с.г. в Вильнюсе.

Россия пытается оказывать давление на страны СНГ на региональном уровне, используя ориентирующиеся на Российскую Федерацию местные властные структуры и политические силы. В основном такие факты зафиксированы в Украине — в Харькове, Крымской автономии, Одессе и Донбассе, в Молдове — в Приднестровье, а в Грузии — в Абхазии и Южной Осетии.

Проведение конференции в Харькове 24 сентября с. г. «Харьков, как столица евразийской интеграции»

В качестве примера таких действий: проведение конференции в Харькове 24 сентября с. г. — «Харьков, как столица евразийской интеграции»; визиты в Приднестровье в сентябре с. г. вице-премьер-министра РФ, специального представителя президента России по вопросам приднестровского урегулирования Д. Рогозина и Патриарха Русской Православной церкви Кирилла, поддержавших идею евразийской интеграции самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Россия также увеличила объемы финансово-экономической помощи сепаратистским режимам Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, в открытую противопоставляющие себя Молдове и Грузии.

Россия реализует концепцию создания так называемых «еврорегионов» http://euroregion.ru/

Россия также реализовывает концепцию создания так называемых «еврорегионов» с целью поэтапного вовлечения стран СНГ в Евразийский союз (в виде отдельных регионов) и внесения раскола в их общества. При этом, взяв за образец самопровозглашенные республики в Молдове и Грузии, Россия пытается применить методы их создания в восточных и южных регионах Украины.

Прибегает также к провоцированию внутренних конфликтов в странах-участницах «Восточного партнерства». В частности, специально замедляется урегулирование приднестровской проблемы в формате переговорного процесса «5 + 2». Руководству ПМР оказывается помощь в организации инцидентов в Зоне безопасности на границе между Молдовой и Приднестровьем. А на Кавказе, под предлогом инженерного обустройства границ Абхазии и Южной Осетии, делаются попытки с помощью «ползучей» оккупации оторвать от Грузии ее территории.

Исламская экстремистская организация
«Хизб ут-Тахрир»
http://ru.wikipedia.org/

Представители российской политики и средства массовой информации настойчиво навязывают мысль о «неизбежности обострения ситуации в Крыму» по причине «активизации антиукраинской деятельности» крымских татар и исламской экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир».

В рамках противодействия европейской интеграции стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство» Россия усиливает давление также на их европейских партнеров. В первую очередь на Польшу и Литву — страны, вызывающие у Москвы, как правило, особое раздражение. Ведь они, настойчиво отстаивая свои интересы перед Российской Федерацией, активно поддерживают европейский выбор Украины, Молдовы и Грузии. Кстати, с июля с. г. Литва председательствует в ЕС, а в ноябре с. г. в Вильнюсе принимает на своей территории саммит «Восточного партнерства».

Россия также применяет элементы торговых войн в отношении Польши и Литвы. Как пример — ограничивается ввоз в Россию мясомолочных продуктов польского и литовского производства, усиливается досмотр литовского транспорта на российской границе.

Россия не против повлиять также и на позиции «старых» членов ЕС, в частности ФРГ, Францию, Бельгию и Нидерланды http://censor.net.ua

Россия не упускает случая надавить также и на «старых» членов ЕС, в частности ФРГ, Францию​​, Бельгию и Нидерланды, достаточно сдержанно относящихся к расширению Европейского Союза, полагая, что внутренние проблемы организации этим только усложнятся. Все это вместе взятое, а также заинтересованность деловых кругов стран «старой Европы» экономическим сотрудничеством с Россией (интерес к которому в ряде случаев предпочтительней противостояния угрозам со стороны Российской Федерации) используется российской стороной для реализации своих планов в Европе. С этой целью Россия кропотливо работает с руководством и деловыми структурами упомянутых стран, пытаясь их убедить в «нецелесообразности» заключения соглашений об ассоциации между ЕС и участниками «Восточного партнерства», а также в «выгодности» для Европейского Союза сохранять постсоветское пространство именно под контролем Российской Федерации.

Однако руководство Европейского Союза не идет на уступки Москве, последовательно реализуя программы ЕС «Восточное партнерство» и поддерживая страны «Восточного партнерства». При этом также осуществляя на нее давление в наиболее чувствительных вопросах.

Так, 12 сентября с. г. Европейский парламент принял резолюцию «Об осуществляемом Россией давлении на страны «Восточного партнерства», осуждающую приведенные выше меры РФ, как такие, что не соответствуют нормам международного права, а также подтверждающую право стран СНГ на самостоятельный выбор своей внешней политики. С аналогичными заявлениями выступили и другие западные организации, в т. ч. НАТО.

Генеральный секретарь НАТО Ф. Расмуссен подтвердил «открытость дверей Альянса» для Украины http://lenta-ua.net/

Более того, 10 октября с. г. Генеральный секретарь НАТО Ф. Расмуссен подтвердил, что «двери Альянса открыты» для Украины, а также засвидетельствовал о высоком уровне заинтересованности Североатлантического союза в сотрудничестве с Украиной. В частности, в данной связи были приведены планы участия Украины в учениях Сил реагирования НАТО Steadfast Jazz вначале с. г. на территории Польши.

А в противовес торгово-экономическим санкциям со стороны России руководство Европейского Союза ввело дополнительные экономические преференции для стран-участниц «Восточного партнерства». Так, в сентябре с. г. Европейская комиссия отменила квоты на поставки молдавской винодельческой продукции в страны ЕС, а Европейский инвестиционный банк выделил дополнительные средства для финансовой поддержки молдавских сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, в начале октября с. г., при содействии ЕС и США, Международный валютный фонд и Всемирный банк приняли решение о предоставлении льготных кредитов Молдове для развития экономики.

Была увеличена и финансовая поддержка Грузии. В частности, исходя их планов Европейского банка реконструкции и развития, предполагается инвестировать в грузинскую экономику более 200 млн. долл. США к концу текущего года, а Европейский инвестиционный банк намерен предоставить грузинской стороне 40 млн. евро на реализацию программ модернизации инфраструктуры страны.

Кроме того, по заявлению Председателя Европейской комиссии Баррозу, ЕС компенсирует убытки Украине в том случае, если Россия перекроет доступ украинских товаров на российский рынок. В свою очередь, 9 октября с. г., во время встречи с премьер-министром Украины Н. Азаровым, представитель Европейской комиссии по вопросам энергетики Г. Оттингер выразил готовность ЕС в полной мере профинансировать мероприятия по модернизации украинской газотранспортной системы. По его словам, для этого могут быть использованы кредиты европейских банков и МВФ.

На этом фоне, с целью оказания давления на Россию, руководство Европейского Союза активизировало меры по усложнению деятельности ОАО «Газпром» на европейском рынке. Так, в начале октября с. г. Европейская комиссия завершила подготовку перечня официальных претензий к российской компании, нарушающей правила ЕС, в т. ч. предпринимающей попытки монополизировать поставки газа в Европу, а также установить необоснованно высокие цены на газ.

«Европейский союз готовится обвинить российское ОАО "Газпром" в злоупотреблении доминирующей позицией в Центральной и Восточной Европе» еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния
http://news24ua.com/

В случае принятия европейскими судебными органами положительного решения по данному вопросу, против «Газпрома» будут применены крупные штрафные санкции в объеме до одного млрд. долл. США. В то же время будут фактически сорваны планы ОАО «Газпром» по укреплению своих позиций в энергетической системе ЕС и, соответственно, намерения руководства России по усилению своего влияния в Европе.

В свою очередь, отдельные страны-члены ЕС принимают меры по ограничению доступа российских товаров на свои рынки. В частности, в конце сентября с. г. контрольные органы Литвы ввели усиленный контроль качества российской мясомолочной продукции в связи с обнаружением в России зараженных африканской чумой животных. Правительство Литвы рассматривает вопрос об обращении в ВТО с жалобой на Россию, создавшую неоправданные барьеры для доступа литовских товаров на свои рынки. Кроме того, по заявлению министра иностранных дел Литвы Л. Линкявичуса, Литва может заблокировать автомобильное и железнодорожное сообщение между Россией и Калининградской областью по территории стран Балтии в том случае, если российская сторона и в дальнейшем будет задерживать литовский автотранспорт на российской границе.

Весомой формой давления Европейского Союза на Россию есть также инициирование вопроса о нарушениях прав человека в Российской Федерации. Так, в начале октября с. г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию о выборочном правосудии в Российской Федерации. Также в руководящих органах ЕС подготовлен так называемый Европейский список Магницкого, предусматривающий запрет на въезд в ЕС представителей государственного руководства РФ, причастных к ущемлению демократии и средств массовой информации в России.

Естественно, в сложившихся обстоятельствах у ЕС будут преимущества над Россией в «битве за Украину». Объективные предпосылки для этого — более чем десятикратное экономическое превосходство Европейского Союза над Россией, которое достигнет более двадцатикратного такого превосходства в случае создания в ближайшее время зоны свободной торговли между ЕС и США.

С учетом такой ситуации давление России на Украину по поводу её европейской интеграции может привести (и уже приводит) к положительным последствиям — для Киева, и отрицательным — для Москвы (как бы это не казалось парадоксальным на первый взгляд). Так, исходя из предпринимаемых мер Российской Федерации на украинском направлении, можно констатировать следующее:

  • во-первых, впервые в своей истории украинское общество по-настоящему объединилось вокруг идеи европейской интеграции, что сделало Украину фактически непоколебимой перед внешним давлением. К тому же давление со стороны России привело к укреплению национальной идеи в Украине, к самоидентификации украинской нации;
  • во-вторых, Украина получила мощный стимул для реализации стратегической цели — достижения реальной независимости от России в политической, экономической сферах и сфере безопасности. Об этом свидетельствует переориентация Украины с российских на европейские интеграционные структуры; перевод энергетической системы Украины с российских на европейские энергоносители (в т. ч. в плане реализации реверсных схем поставок газа в Украину из ФРГ и других европейских стран); компенсация убытков, вызванных отказом российской стороны от экономического и военно-технического сотрудничества с Украиной (в т. ч. в судно- и авиастроительной промышленности), за счет установления соответствующих связей с европейскими, китайскими и ближневосточными компаниями;
  • в-третьих, своим давлением на Украину Россия фактически вывела её с «серой зоны неопределенности между Западом и Востоком». Теперь, как Европа, так и весь мир четко и однозначно отличают Украину от России, воспринимая ее как реально независимое государство, способное к самостоятельному выбору вектора своего государственного развития.

Кто выиграл битву за Украину?

В целом, приведенные факты еще раз подтверждают, что курс нашего государства на интеграцию в ЕС выбран правильно, как правильный, в общем, и выбор возвращения Украины в западную цивилизацию, как бы этому не пыталась противостоять Россия.