9 сентября 2016

Безопасность в Балтийском регионе. Видение Финляндии

 

Вчера, 7 сентября 2016 года, по приглашению директора Датского общества внешней политики Шарлотты Педерсен, в помещении датского парламента г. Копенгаген встретился с министром иностранных дел Финляндии Тимо Сойни. Кстати, можете ли представить себе встречу представителей украинских неправительственных организаций, да еще и в помещении украинской Верховной Рады, например, с министром иностранных дел Украины с тем, чтобы обсудить насущные проблемы сегодняшнего дня? Думаю, положительной ответ если и будет, то, как говорится, с большой натяжкой...  В том и различие между зрелым датским гражданским обществом и только рождающимся гражданским обществом украинским. В Дании политики и чиновники постоянно пребывают под общественным контролем. И не общество работает на чиновника, а наоборот. Поэтому сегодня эта страна и занимает первое место в мире по жизненному уровню населения, а Украине же принадлежат другие «рекорды».

А вот что касается  выступления финского министра иностранных дел «Безопасность в Балтийском регионе. Видение Финляндии», то хотелось бы остановиться на следующих моментах. Например, Тимо Сойни отметил, что сегодня перед его страной стоят два серьезных вызова. Если вы думаете, что один из них — агрессивная политика России, события в Украине или Сирии, то вы ошибаетесь. На первое место министр поставил одновременно борьбу с терроризмом и нелегальной миграцией. Он полагает, что содействие массовому наплыву африканских мигрантов в страны Европейского Союза ничем Африке не поможет. А вот для Европейского Союза проблемы создаст, что сегодня и происходит. Поэтому этот вопрос требует комплексного решения, с привлечением всех основных мировых игроков и международных организаций. Тем более, считает он, что этой массовой миграцией бедного населения воспользуются террористические организации для инфильтрации в страны Европейского Союза и Балтийского региона.


Министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни
и Шарлотта Педерсен, директор Датского общества внешней политики

Второй вопрос касался агрессивной политики России. И в этом контексте несколько раз упоминалась Украина. Основное внимание было сконцентрировано на опасных действиях российских военных в акватории Балтийского и Северного морей, а также в воздушном пространстве Балтийского региона. Он открытым текстом заявил, что такими действиями Российская Федерация несет угрозу безопасности полетам гражданской авиации и свободе мореплавания, и нарушает основные международные правила и международное законодательство (как тут не вспомнить об уничтожении российскими террористическими войсками малазийского «Боинга»). И отметил, что это проблема не одной Финляндии, Швеции или Дании. Ее, эту проблему, необходимо обязательно решать на международном уровне, в первую очередь, внося изменения в законодательство, регулирующее эти вопросы, и жестко контролируя их выполнение.

Следующий момент — это вопрос вступления Финляндии и Швеции в НАТО. В принципе, эти страны все подготовили для того, чтобы стать членами Альянса. У них сейчас с НАТО тесное сотрудничество, таким оно обещает быть и в перспективе. Но он привел интересный факт. Российская Федерация фактически считает НАТО враждебной организацией. Основным аргументом для  своего агрессивного поведения Россия считает расширение НАТО на Восток, особенно на территории, которые исторически были под ее влиянием. Это, считает она, угрожает ее безопасности. На сегодняшний день протяженность границы между РФ и Финляндией составляет около 1270 км. Это больше, чем финская граница с другими странами ЕС. И при вступлении Финляндии в НАТО фактически эта граница станет своеобразной линией конфронтации между Россией и НАТО, и опять же Финляндия выходит на передовую линию такого противостояния, что не усилит ее безопасность. Он напомнил, что у Финляндии уже имеется негативный опыт в вопросе получения помощи от других стран во время войны с Советским Союзом, когда кроме «chocolates and sweets», они ничего не удостоились (а нам это тоже ничего не напоминает? — авт.).

 

Балтийский регион

Россияне уже давно расширили свое военное присутствие в регионе Балтийского моря. Причиной увеличения напряженности в отношениях между Россией и НАТО стала незаконная аннексия Крыма и вооруженный конфликт в Украине. В этой сложной ситуации очень важно сохранить стабильность в регионе Балтийского моря. И НАТО однозначно заявляет о своей готовности решительно защищать всех своих партнеров. В этом также присутствует и финский интерес. В то же время важно, чтобы реакция НАТО носила оборонительный характер. И задача состоит именно в том, чтобы проявить твердость, а не провоцировать или нагнетать ситуацию, напоминает министр.

Что касается России, то позиция здесь также четкая и приятно было слышать, министр начал с аннексии Крыма и агрессии России на востоке Украины, и пообещал, что санкции прекратятся только после выполнения Минских договоренностей, а также с использованием Нормандского формата. Но в то же время он отметил, что и Украина, и Россия должны совместно вести поиск скорейшего выхода из этой ситуации. Сколько времени нужно для решения данной проблемы? Хотелось, говорил он, чтобы это было уже завтра, но «когда это произойдет, тогда это и будет». И страны ЕС будут твердо стоять на  такой позиции. Потому что необходимо обязательно соблюдать основные европейские ценности, международное право, права человека, помнить о неделимости границ после Второй мировой войны.


Дискуссия с Шарлоттой Педерсен и Микаэлом Люнгбо,
членом Датского Хельсинского комитета по правам человека

Хотя принципиально придерживаться таких позиций очень непросто. Введенные против России санкции негативно сказываются и на странах ЕС, в первую очередь — в экономическом плане. Неоднократно представители отдельных стран поднимали и поднимают вопрос о снятии этих санкций. А как известно, решения в ЕС принимаются всеми странами-членами, и если одна из них выступит против, то решение считается непринятым. Очень непросто объяснять эту ситуацию своим гражданам, например, фермерам,  понесшим большие убытки от санкций. Но, говорил министр, мы все же пытаемся убедить, что европейские и человеческие ценности дороже понесенных убытков, и указываем, что если позволить России действовать таким образом, то угроза нависнет и над другими странами, включительно из Балтийского региона, где присутствует крупная русская диаспора.

...Наша встреча прошла в приятной и конструктивной атмосфере. Многие поставленные вопросы свидетельствовали, что все, связанное с агрессивным поведением России, вызывает настоящее беспокойство в странах Балтии. Хотелось бы также отметить, что в Европе надеются, что мы также будем неустанно двигаться по пути реформ и демонстрировать реальные результаты. Только тогда можем рассчитывать на их поддержку. В кулуарах этой встречи во время общения с датскими политиками, представителями экспертной среды и неправительственных организаций неоднократно озвучивались различные трактовки событий на Востоке Украины и реформ в Украине. Что интересно, они очень хорошо знакомы с ситуацией, сложившейся в нашей стране, и, как говорится, по-своему расставляют акценты. Не в последнюю очередь благодаря настойчивости России, пытающейся здесь активно влиять на экспертную среду. Поэтому у МИД Украины и нашего посольства — в частности, здесь непочатый фронт для активной работы. 

 

 

В конце нашей встречи я передал аналитические материалы, подготовленные специалистами «Борисфен Интел», "RUSSIA'S" HYBRID WAR "AGAINST UKRAINE: THE MAIN POLITICAL AND MILITARY ASPECTS AND POSSIBLE CONSEQUENCES FOR EUROPE" министру иностранных дел Финляндии, а также другим участникам данных слушаний.