21 августа 2015

«Новая церковная стратегия» Кремля против Украины

В конце прошлого года мы уже сообщали о планах Кремля и его верного союзника Кирилла по мобилизации и поддержке «защитников русского мира и русского православия» на Востоке Украины.

Анализ нынешней активности предстоятеля и клира Русской православной церкви Московского патриархата свидетельствует о том, что РПЦ МП остается одним из основных «столпов» Кремля в рамках реализации им имперской политики по отношению к Украине. Среди определенных в администрации президента Российской Федерации «приоритетных задач» для Кирилла важное место занимает противодействие конституированию Украинской поместной православной церкви (УППЦ).

Осознавая масштабную угрозу российским государственным и церковным интересам от возможного объединения УПЦ КП, УАПЦ, УПЦ МП, УПЦ в Канаде и США, иерархи РПЦ МП сориентировали клир Украинской православной церкви (МП) на работу с правящими архиереями Украинской автокефальной православной церкви с целью склонить их к отказу от объединения с УПЦ КП.

Именно присутствие на июньском совместном заседании комиссии по ведению диалога УПЦ КП и УАПЦ представителей УПЦ в Канаде и УПЦ в США, которые являются каноническими церквями и находятся под юрисдикцией Константинопольского патриархата, что существенно усиливает легитимность указанного объединительного процесса в глазах мирового православия, вызвало резкое недовольство высшего клира РПЦ МП и УПЦ МП и стало причиной активизации действий конфидентов Кремля и Кирилла в церковной жизни Украины.

Согласно генерируемым в Москве инструкциям клиру Украинской автокефальной православной церкви прежде всего навязывается мысль о нецелесообразности объединения, поскольку якобы УАПЦ, как более слабая структура, будет поглощена УПЦ КП, после чего ее глава Филарет проведет массовую замену иерархов автокефальной церкви на «своих».

В то же время епископат Московского патриархата проводит необходимую «разъяснительную» работу с сочувствующими ему представителями украинского бизнеса по оказанию финансовой помощи «бедной» УАПЦ, чем должна быть достигнута зависимость последней от доноров. Более того, говорят, что с целью блокирования объединительного процесса между УАПЦ и УПЦ КП президент РФ В. Путин распорядился передать нынешнему главе УАПЦ 3 млн долл. США. И хотя к Макарию, из-за участия в «транзакции» представителей «украинского православного политического истеблишмента», дошла лишь половина этой суммы, указанные шаги российской стороны в значительной степени обусловили изменение позиции предстоятеля, который по результатам проведенного в Киеве 9 июля с. г. Архиепископского собора УАПЦ официально заявил о том, что возглавляемая им церковь приостанавливает процесс объединения с УПЦ КП.

Согласно кремлевскому замыслу, действуя в унисон с УАПЦ, иерархи Украинской православной церкви Московского патриархата должны также делать акцент на собственной заинтересованности в преодолении раскола в украинском православии и готовности начать соответствующие переговоры в трехстороннем формате — УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ. Как считают в Москве и в окружении Кирилла, отказ УПЦ КП от «трёхсторонки» можно будет использовать для обвинений ее в неконструктивной позиции и пропаганде в украинском обществе мнения о «конструктивизме» именно УПЦ МП.

О серьезности намерений Кремля в дальнейшем влиять на объединительные процессы в украинском православии свидетельствуют также соответствующие кадровые изменения в Украинской православной церкви (МП). В частности, в Москве рассчитывают на способность выбранного синодом УПЦ МП на должность председателя Комиссии для диалога с представителями УАПЦ митрополита Каменец-Подольского Феодора переориентировать клир УАПЦ на переговоры с УПЦ МП об объединении.

Без внимания иерархов РПЦ не останется и духовенство УПЦ Киевского патриархата. При этом в Московской патриархии рассчитывают на усиление раскола в епископстве УПЦ КП, одна часть которого якобы стремится к полной самостоятельности во главе с патриархом, а другая считает, что для обретения независимости можно согласиться и на статус митрополии под омофором Вселенского патриарха.

Осознавая недостаточность внутриукраинских усилий из-за значительной потери доверия к УПЦ МП со стороны украинского общества, РПЦ МП одновременно пытается блокировать объединительный процесс между украинскими православными конфессиями путем давления на Вселенского патриарха Варфоломея, при поддержке которого может начаться процесс конституирования Украинской поместной православной церкви. Информированные источники сообщают, что посланник Москвы, глава Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Иларион во время недавней встречи со Вселенским патриархом передал письмо Кирилла, в котором последний подверг жесткой критике участие Константинополя в объединительных переговорах между УПЦ КП и УАПЦ, а также позволил себе даже пригрозить Варфоломею возможным отказом РПЦ МП от участия в запланированном на первую половину 2016 года Всеправославном соборе. Кроме того, в противовес позиции Варфоломея о проведении собора на исторической территории Матери-Церкви (в Стамбуле), Кирилл настаивает на греческих Салониках, которые находятся под контролем РПЦ МП. Более того, глава РПЦ МП проявляет неуступчивость по поводу недопущения рассмотрения на Всеправославном соборе украинского вопроса.

Осознавая нежелательность на нынешнем этапе значительного обострения отношений с Москвой, Вселенский патриарх после вышеупомянутой встречи согласился ослабить поддержку объединительных процессов между украинскими церквями, дав сигнал понять, что он сможет даровать автокефалию новообразованной церкви не ранее 2016 года.

По оценкам экспертов-религиоведов, таким образом Вселенский патриархат достиг приемлемых для себя результатов, поскольку фактически «виновником» срыва объединительного процесса стала УАПЦ, что позволило Константинополю не обострять отношения с РПЦ МП, избежать критики сторонников идеи скорейшего создания УППЦ, отложив вопрос о возобновлении объединительных переговоров на период после проведения Всеправославного собора.

С целью косвенного влияния на Вселенский патриархат, в Кремле не отказались также и от склонения руководства Турции к совершению определенных взаимовыгодных и для Анкары ограничительных мер, таких как непризнание правосубъектности Константинополя и регистрации его как юридического лица, сохранение временных ограничений на проживание в Турции представителей Вселенского патриархата, которые не имеют турецкого гражданства и тому подобное.

Понятно, что в арсенале Кремля, кроме шантажа, осталось место и для косвенного подкупа. Речь идет об анонсированных намерениях строительства за счет «Газпрома» в курортных городах Турции, где летом отдыхает много российских туристов, храмов РПЦ МП с одновременным двойным подчинением этих приходов Москве и Константинополю и полной передачей последнему всех их доходов.

В «битве за Украину» с Константинополем РПЦ МП пытается также заинтересовать материальной поддержкой и другими привилегиями целый ряд лояльно настроенных к ней поместных православных церквей (Польскую, Чехословацкую, Сербскую, Элладскую, Кипрскую, Александрийскую и Болгарскую) взамен на донесение ими до Вселенского патриарха месседжей о так называемой «неканоничности объединения УПЦ КП и УАПЦ и нецелесообразности поддержки им объединительных процессов в украинском православии без участия РПЦ/УПЦ (МП)».

Не менее важной составляющей стратегии Кремля в контексте недопущения объединительных процессов в украинском православии является сохранение необходимого уровня диалога с Римско-католической церковью (РКЦ), которая остается одним из основных игроков как на европейском континенте, так и в религиозной жизни нашей страны. При этом российские иерархи продвигают идею о целесообразности окончательного распределения сфер влияния в Украине между РПЦ МП и РКЦ и взаимной заинтересованности в блокировании объединительных процессов в украинском православии.

На агитки апологетов В. Путина и Кирилла из Апостольской столицы рассудительно отвечают:

— во-первых, процесс консолидации церквей восточного обряда в Украине будет продолжительным (около 10-15 лет);

— во-вторых, Ватикан с пониманием, но без какой-либо откровенной поддержки и одобрения, относится к позиции Вселенского патриарха Варфоломея о решении вопроса об УППЦ.

Выполнив экспресс-анализ новых элементов в стратегии Российской Федерации по «церковно-украинскому» вопросу, даем возможность нашим читателем самостоятельно оценить реальность и глубину угрозы циничных планов Кремля для общественно-политической стабильности в нашем Государстве и рекрутирования новых «идейных защитников Русского мира и православия» как в самой России, так и на Востоке Украины.