19 сентября 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (11.09–17.09.2017)

 

І. Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

Стратегической целью КНР является укрепление китайских позиций в мире путем поддержки процессов мировой глобализации. Согласно заявления Постоянного представителя КНР при ООН Лю Цзеи на церемонии открытия 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 12 сентября с. г., благоприятные предпосылки для развития таких процессов создала резолюция предыдущей сессии ГА ООН о повышении роли Организации Объединенных Наций в глобальном экономическом управлении. Резолюция была разработана при активном участии Китая и предусматривает углубление взаимодействия государств-членов ООН в обеспечении стабильного развития мировой экономики и противодействии глобальным вызовам. За счет этого предполагается создание более справедливого и рационального мира на основе взаимной выгоды и интересов. По словам Лю Цзеи, китайская сторона намерена объединить усилия с другими странами и международными организациями в реализации указанных планов в интересах всего человечества.

Одним из направлений таких действий КНР является углубление взаимодействия с мировыми финансово-экономическими институтами в формате «1+6», а именно: Всемирным банком, Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией, Международной организацией труда, Организацией экономического сотрудничества и развития, а также Советом по финансовой стабильности. Так, 12 сентября с. г. в Пекине был проведен 2-й «круглый стол» в формате «1+6» с участием премьера Государственного совета КНР Ли Кэцяна и руководителей упомянутых организаций. Обсуждались актуальные вопросы развития китайской экономики и ее влияние на мировые экономические процессы.

При рассмотрении указанных вопросов была отмечена важность усилий КНР, направленных на содействие открытости мировых рынков и расширение торгово-экономического сотрудничества на мировом и региональном уровнях, что выступает предпосылкой восстановления положительной динамики глобального экономического роста. Учитывая это, руководители международных финансово-экономических институтов предоставили положительную оценку экономической политике Китая и выразили готовность оказывать помощь в ее реализации.

 

ІІ. Стратегическая инициатива КНР «Пояс и путь» в контексте китайских и региональных интересов

Руководство КНР продолжает последовательные меры по реализации концепции «Пояс и путь +». На прошлой неделе в г. Наньнин (административный центр Гуанси-Чжуанского автономного округа, южный Китай) прошла 14-я ярмарка Китай-АСЕАН на тему сотрудничества между Китаем, членами АСЕАН и странами вдоль «Пояса и пути». В выставке принимали участие около 3 тыс. компаний из различных сфер. В рамках мероприятия было проведено 36 форумов, посвященных углублению взаимодействия между Китаем и странами АСЕАН в отраслях производства, транспорта, охраны окружающей среды, культуры и туризма.

В ходе выставки вице-премьер Государственного совета КНР Чжан Гаоли отметил значительные успехи, достигнутые в развитии сотрудничества Китая и АСЕАН. Так, с 1991 по 2016 годы объем двусторонней торговли вырос в 56 раз, а объем взаимных инвестиций увеличился почти в 355 раз. На сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером АСЕАН, а организация является третьим по величине партнером КНР. С учетом этого укрепление отношений между КНР и АСЕАН было названо весомым вкладом в построение «Пояса и пути».

Кроме того, продолжаются мероприятия КНР по интеграции информационных пространств вдоль «Пояса и пути». 10 сентября с. г. в греческом городе Салоники состоялся Форум руководителей информационных агентств стран-участниц китайской инициативы. Во время форума были обнародованы основные направления информационной стратегии КНР в зоне «Пояса и пути», включающие углубление контактов между СМИ Китая и масс-медиа других участников проекта, распространение китайской информационной продукции в странах-партнерах, а также создание общего информационного пространства. По результатам встречи принята декларация о дальнейшем укреплении взаимодействия между информационными агентствами в рамках «Пояса и пути».

Стратегическая инициатива КНР находит широкую поддержку со стороны ведущих международных финансовых институтов мирового уровня. По словам президента Всемирного банка Джима Ён Кима, банк выделил на реализацию инфраструктурных проектов «Пояса и пути» 8 млрд долл. США. Данное решение должно выступить катализатором инфраструктурных инвестиций и способствовать развитию транспортных коммуникаций между Европой и АТР.

 

ІІІ. Другие тенденции и события, которые сказываются на ситуации в Китае и вокруг него

3.1. Политика. Развитие международного сотрудничества КНР

Одним из основных направлений внешней политики КНР остается продвижение идей построения «нового мира» как формы расширения сферы китайского влияния. 13 сентября с. г., по инициативе Китая, в рамках работы 36-й сессии Совета по правам человека ООН в Женеве состоялось заседание на тему «Создание общества с единой судьбой для всего человечества и реализация права на развитие». Мероприятие было организовано Китайским союзом по изучению прав человека (CSHRS) и Кросскультурным центром по правам человека Амстердамского свободного университета. В заседании приняли участие представители около 50 правительственных делегаций и неправительственных организаций и СМИ, в т. ч. из России, Кубы, ЮАР, Мьянмы, Сингапура, Индонезии и других стран.

В ходе встречи член Китайского союза по изучению прав человека, директор Центра по изучению прав человека Шаньдунского университета Ци Яньпин высказался за необходимость переосмысления всей современной цивилизационной системы на основе идеи построения «нового общества с единой судьбой для всего человечества». Главным содержанием этой идеи было названо установление международных отношений нового типа, которые должны характеризоваться сотрудничеством и обоюдным выигрышем в экономической, безопасностной и гуманитарной сферах. Кроме того, отмечалась принципиальная важность безусловного соблюдения принципов уважения прав человека, невмешательства во внутренние дела других стран, паритета прав и обязанностей, а также принятия во внимание политических, экономических и социальных особенностей разных стран.

 

Продолжается развитие сотрудничества между Китаем и США. 12 сентября с. г. в Вашингтоне состоялась встреча между членом Государственного совета КНР Яном Цзечи и Госсекретарем США Р. Тиллерсоном. Стороны отметили сохранение тенденции позитивного развития китайско-американских отношений, что отвечает общим интересам двух стран и в целом мирового сообщества. При этом была высказана готовность продолжить реализацию договоренностей между Председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Д. Трампом. Исходя из этого Ян Цзечи и Р. Тиллерсон договорились продолжать работу по укреплению китайско-американских связей на всех уровнях и в разных сферах. Кроме того, была отмечена необходимость взаимного уважения интересов друг друга, а также углубления взаимодействия в решении двусторонних противоречий и международных проблем мирового и регионального уровней.

Кроме того, 17 сентября с. г. в Пекине состоялась встреча Яна Цзечи с министром иностранных дел ФРГ З. Габриэлем. Обсуждался вопрос содействия со стороны Германии в продолжающихся переговорах между Китаем и ЕС о подписании инвестиционного соглашения, а также углубления сотрудничества сторон в других сферах.

15–17 сентября с. г. состоялся визит министра иностранных дел КНР Вана И в страны Центральной Америки, а именно: Коста-Рику и Панаму. В ходе переговоров с представителями руководства данных стран рассматривались возможности углубления их сотрудничества с Китаем и его партнерами в рамках проектов «Пояса и пути». Среди основных направлений такого сотрудничества были названы: развитие инфраструктуры (в т. ч. строительство портов, железных и автомобильных дорог), торговля, использование новых источников энергии, достижение безопасности и стабильности, гуманитарные обмены, а также региональное взаимодействие.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, главным интересом КНР является возможность более широкого привлечения стран Центральной Америки к реализации плана создания альтернативного транспортного коридора из Атлантического в Тихий океан.

3.2. Экономика. Отдельные аспекты экономической ситуации в КНР

По данным статистических органов КНР, показатели августа этого года свидетельствуют о продолжении стабильного развития экономики страны. Так, промышленное производство выросло на 0,46 % в месячном и 6 % в годовом измерениях. Более высокие темпы роста показала сфера услуг: индекс производственного сектора в этой сфере вырос на 8,3 % в годовом измерении, что на 0,9 % выше темпов роста, зафиксированных в августе прошлого года. В свою очередь, объем розничной торговли потребительскими товарами в КНР вырос в месячном исчислении на 0,76 %, а в годовом — на 10,1 %.

Вместе с тем произошло определенное снижение темпов роста инвестиций в основные производственные фонды при улучшении общей инвестиционной структуры. В январе–августе текущего года увеличение объемов инвестиций составило 7,8 %, против 8,3 % за аналогичный период прошлого года. В частности, объем частных инвестиций продемонстрировал рост в 6,4 %, объем инвестирования в высокотехнологичное производство вырос на 19,5 %, а в сферу недвижимости — на 7,9 %.

За первые 8 месяцев 2017 года в КНР было создано около 20,4 тыс. новых предприятий с участием иностранного капитала, что на 10 % больше, чем за аналогичный период 2016 года.

В то же время в течение первого полугодия с. г. вклад сектора услуг в рост ВВП страны составил 54,1 %. В данном секторе было создано на 50 % больше рабочих мест, чем в промышленности. По оценкам китайских экспертов, потребление уже стало основной движущей силой экономического развития КНР, а его вклад в рост экономики страны с начала 2017 года увеличился до 63,4 %. Именно благодаря данному фактору китайская экономика сохраняет стабильность. Все это называется свидетельством перехода китайской экономики от модели роста, ориентированной на экспорт и инвестиции, к модели развития на основе внутреннего потребления при сохранении достигнутых уровней инвестиций и экспорта.

 

3.3. Вопросы безопасности и силовые структуры

12 сентября с. г. Совет Безопасности ООН принял новый пакет санкций против КНДР в связи с проведением ею очередных ядерных испытаний в начале сентября текущего года. Новые санкции включают запрет на импорт Северной Кореей конденсатов и газоконденсатных жидкостей, экспорт текстильных изделий, а также трудоустройство граждан КНДР в других странах. Ограничивается также возможность импорта Северной Кореей нефтепродуктов до 2 млн баррелей в год. Вместе с тем было отклонено предложение США о полном запрете импорта нефти Северной Кореей и замораживании международных активов членов правительства страны и ее лидера Ким Чен Ына. 14–15 сентября с. г. дополнительные санкции против Северной Кореи были введены также Европейским Союзом.

 

Несмотря на усиление внешнего давления, руководство КНДР отказывается прекратить реализацию своей ракетно-ядерной программы. По заявлению Министерства иностранных дел этой страны, в ответ на новые санкции «КНДР удвоит усилия для укрепления своей мощи и обеспечения безопасности путем установления паритета с США». Указанные намерения были подтверждены лично лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, который заявил о планах Пхеньяна создать действенное ядерное оружие при любых условиях.

В подтверждение этого 15 сентября с. г. КНДР произвела очередной запуск баллистической ракеты большой дальности «Хвасон-12». Пуск ракеты был осуществлен с авиабазы Сунан в районе Пхеньяна. Она пролетела над Японией и упала в 2 тыс. км от острова Хоккайдо (всего дальность полета составила 3,5 тыс. км). В мероприятии принимали участие представители руководства страны и командования стратегических войск Корейской народной армии, а также ученые и специалисты ракетной отрасли.

Действия Северной Кореи вызвали очередную волну остро негативной реакции в мире. Так, 17 сентября представитель США в ООН Н. Хейли открыто отметила возможность «уничтожения Северной Кореи в случае, если она будет продолжать свое безответственное поведение». По ее словам, Вашингтон хочет мирного разрешения ситуации вокруг Корейского полуострова, однако в случае провала таких намерений, ответственность за решение проблемы перейдет к оборонному ведомству США. Возможность применения военной силы против Северной Кореи была высказана также советником президента США по вопросам национальной безопасности Г. МакМастером.

Позиция США была подтверждена руководством Североатлантического союза. По словам Генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга, «очередной ракетный запуск КНДР является угрозой всей международной безопасности и требует глобального ответа».

Жесткие заявления по поводу ракетных пусков КНДР были сделаны руководством Японии и Южной Кореи (Республика Корея; РК). Так, правительства двух стран выразили намерения оказывать совместное давление на Пхеньян «небывалого до сих пор уровня». Одной из мер такого давления стали показательные ракетные пуски, которые были осуществлены Южной Кореей 15 сентября с. г. Сразу же после запуска баллистической ракеты КНДР, с полигона ВС РК около межкорейской границы были запущены две ракеты «Хенму-2» малой дальности в направлении Японского моря. Дальность полета составляла 250 км, что соответствует дальности от полигона до северокорейской авиабазы Сунан.

Учитывая очередное осложнение ситуации в АТР, в октябре с. г. в районе Корейского полуострова запланированы новые совместные военные учения США и Южной Кореи с участием авианосной ударной группы американских ВМС и самолетов стратегической авиации.

 

На этом фоне КНР сохраняет прежнюю позицию в отношении Северной Кореи. Так, Министерство иностранных дел Китая осудило ракетные пуски КНДР и призвало все заинтересованные стороны выполнять резолюции СБ ООН в отношении Северной Кореи. Вместе с тем была отмечена необходимость мирного урегулирования существующих проблем. При этом внешнеполитическое ведомство Китая выразило негативное отношение к повышению военной активности США, Южной Кореи и Японии, а также их мероприятиям демонстрации силы перед КНДР.

 

15 сентября с. г., по требованию США и Японии, было проведено экстренное заседание СБ ООН для оценки действий КНДР по проведению очередных ракетных испытаний. Члены Совета Безопасности ООН высказались за необходимость продолжения международных усилий по оказанию давления на Пхеньян из-за его ракетно-ядерной программы, а также выступили за сохранение мира в АТР.

 

3.4. Наука и технологии

Одним из важных направлений развития космических технологий в КНР является создание национальной системы спутниковой навигации. По итогам 2016 года совокупная стоимость валовой продукции китайской отрасли спутниковой навигации и геолокационных услуг достигла 31 млрд долл. США, что на 22,1 % больше, чем в 2015 году. В 2020 году данный показатель будет увеличен до 35 млрд долл. США.

Согласно планам правительства Китая, в 2018 году навигационная система «Бэйдоу» должна покрыть все страны и районы вдоль «Пояса и пути». Кроме того, Китай предлагает странам-участницам «Пояса и пути» услуги космической связи, зондирования земной поверхности, а также запуска космических аппаратов, строительства наземных станций и подготовки соответствующих специалистов.

На сегодня КНР располагает 17 коммерческими спутниками связи и навигации на орбите, а общее количество ретрансляторов составляет около 300 единиц. До конца текущего года планируется запустить еще четыре навигационных спутника «Бэйдоу-3», а в 2020 году система будет укомплектована полностью.

Кроме того, Китай осуществляет широкое сотрудничество с ведущими странами мира в сфере разработки, производства и эксплуатации современной авиационной техники. 14 сентября с. г. в китайском городе Тяньцзинь начала работу 4-я Китайская международная выставка вертолетной техники. В мероприятии принимают участие более 400 компаний из 22 стран и регионов мира, в т. ч. мировые лидеры самолетостроения: Airbus Helicopters, Bell Helicopter, Sikorsky, Leonardo, «Вертолеты России» и Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC). На выставке представлены вертолеты различных модификаций, двигатели, средства авионики, тренажеры и комплексы наземного обслуживания. В частности, AVIC впервые демонстрирует макет тяжелого вертолета с украинскими двигателями, который планируется к выпуску в КНР.

Прилагаются также значительные усилия для развития автомобильной отрасли страны на основе новых технических принципов. Так, рассматривается вопрос о прекращении производства автомобилей на традиционном топливе и полном переходе на биотопливо, электричество и водород. Согласно «Дорожной карты по энергосбережению и автомобильным технологиям на новых источниках энергии», к 2020 году объем продаж автомобилей на таких источниках должен достичь 2,1 млн единиц в год, а коэффициент проникновения составит 7 %. К 2025 и 2030 годам объемы продаж составят 5,25 млн и 15,2 млн машин, а коэффициент проникновения — 15 % и 40 %, соответственно.

 

ІV. Планы и перспективы сотрудничества между КНР и Украиной

Главным направлением инвестиционного сотрудничества КНР с Украиной остается участие китайских компаний в реализации инфраструктурных проектов на украинской территории.

11 сентября с. г. китайская компания China Harbour Engineering Company Ltd. (CHEC) начала реализацию второго проекта в украинском порту «Южный» (Одесская обл.), который предусматривает проведение реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам. За счет этого глубина каналов и операционной зоне порта будет доведена до 21 метра. Работы продлятся до конца 2019 года.

 

Наряду с этим Китай демонстрирует значительное внимание к научной сфере Украины.

На прошлой неделе делегация представителей местных комитетов КПК и муниципальных органов китайского города Ханчжоу (провинция Чжэцзян, восточный Китай) посетила Киевский политехнический институт (КПИ) им. Сикорского. Обсуждались планы расширения сотрудничества КПИ с научными и образовательными заведениями г. Ханчжоу с учетом опыта уже имеющихся связей института с соответствующими китайскими учреждениями (всего реализуется более 20 различных проектов).

По результатам переговоров был подписан Меморандум о взаимопонимании по углублению сотрудничества КПИ с китайской компанией Zhejiang Golden Egg Science and Technology Co., Ltd по ряду направлений, в т. ч. образовательной, научной и инновационной деятельности, в частности в вопросах коммерциализации научных исследований.