5 декабря 2016

Экспресс-анализ событий недели № 27/12

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ

(28.11-04.12.2016 г.)

 

I. Главные резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины

В условиях продолжения Россией вооруженной агрессии против Украины важнейшее значение для нашего Государства имеют планы действий Москвы во внешней и внутренней сферах. Главные направления таких планов были определены в ежегодном Послании В. Путина Федеральному собранию России 1 декабря с. г., а также в новой Концепции внешней политики РФ.

Так, послание В. Путина Федеральному собранию России преследовало цель оправдания политики Кремля и консолидации вокруг него российского общества путем декларирования «положительных сдвигов» в развитии ситуации в стране и маскировки ее реального состояния.

В этой связи основные тезисы послания включали откровенно неправдивые и популистские утверждения об: «…восстановлении положительной динамики экономического развития страны, несмотря на западные санкции»; «…сохранении стабильности российской финансовой системы, в т. ч. укреплении курса рубля, удержании низкого уровня инфляции и росте объемов золотовалютных запасов»; «…повышении качества медицины и образования в России».

Кроме того были высказаны намерения Кремля продолжить поддержку экономики страны (прежде всего ее высокотехнологических отраслей), активизировать работу по созданию новых рабочих мест, снизить налоги, а также предоставить помощь в развитии городов и регионов. Отдельно В. Путин отметил «высокий уровень демократии в стране» и «полную свободу работы российских СМИ», а также высказался в пользу более широкого привлечения неправительственных организаций к политической жизни страны.

Как в Послании президента РФ, так и в Концепции внешней политики России, были высказаны и закреплены взгляды Москвы на современную ситуацию в мире, а также определены направления действий по реализации российских интересов.

Так, в характерной для России циничной манере перекручивания фактов отмечается «накопление системных проблем в Евроатлантическом регионе», что якобы стало следствием «геополитической экспансии НАТО и ЕС и их нежелания принимать участие в формировании общеевропейской системы безопасности». Кроме того, США и их союзники обвиняются в «проведении курса на сдерживание России и осуществлении давления на нее, что подрывает стабильность в мире и регионе и наносит ущерб интересам всех сторон». Именно указанное называется «главной причиной серьезного кризиса в отношениях между Россией и странами Запада». С учетом приведенных обстоятельств Москва «оставляет за собой право предоставлять адекватный ответ на недружественные действия».

Исходя из интересов России, основными целями ее внешней политики определены: обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны; укрепление позиций РФ как одного из влиятельных центров мира; выстраивание Евразийского союза; создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста российской экономики; расширение масштабов вхождения российских СМИ в мировое информационное пространство.

Вместе с тем, с целью формирования положительного имиджа России перед мировым сообществом, высказывается «готовность Москвы к развитию взаимовыгодных и добрососедских отношений с иностранными государствами», в т. ч. с США, ЕС и Украиной при соблюдении российских интересов.

Вместе с тем реальная политика России во внешней сфере сохраняла агрессивную антиукраинскую и антизападную направленность и характеризовалась продолжением мероприятий Москвы по осуществлению давления на Украину и США/ЕС с акцентированием внимания на демонстрации военной силы.

 

II. Вооруженная агрессия России против Украины

2.1. Восток Украины (зона АТО)

Главной проблемой в урегулировании ситуации на Донбассе остаются действия режима В. Путина по навязыванию Украине собственных условий выполнения мирного плана, предусматривающего формальное возвращение оккупированных территорий в состав нашего Государства при сохранении российского контроля над ними. В ожидании изменений в отношении США к России и Украине после избрания Д. Трампа президентом Соединенных Штатов Америки, такие действия Москвы приобретают более жесткий и бескомпромиссный характер.

Свидетельством этого стала встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» 29 ноября с. г. в Минске, в ходе которой Россия подтвердила свои требования к Украине о выполнении ею политической части Минских договоренностей до решения проблем в сфере безопасности. При этом министр иностранных дел РФ С. Лавров в очередной раз опроверг присутствие российских войск на Донбассе, а также дезавуировал предыдущие заявления руководства России о возможности развертывания полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. По его словам, данный вопрос российской стороной не рассматривается. Кроме того, С. Лавров обвинил Украину в нарушениях соглашений об отводе сил сторон от линии фронта, которые якобы «в разы превышают аналогичные нарушения со стороны ДНР и ЛНР».

Приведенные обстоятельства обусловили отсутствие любых результатов встречи «нормандской четверки» в плане согласования «дорожной карты» имплементации Минских договоренностей. Указанное подтверждает намерения Москвы затягивать во времени процесс разрешения кризиса на Донбассе до появления благоприятной для России политической ситуации в США, ЕС и Украине.

Вместе с тем, в рамках оказания давления на Украину, продолжались систематические обстрелы позиций сил АТО со стороны росийско-террористических войск со средней интенсивностью около 40-50 в сутки. Кроме того, осуществлялись попытки прорыва диверсионно-разведывательных групп противника в тыловую зону АТО, в т. ч. в районах отвода сил и средств сторон от линии фронта.

 

2.2. Крымский полуостров

Режим В. Путина продолжает активные мероприятия по запугиванию населения Крыма, а также международной дискредитации Украины, обвиняя наше Государство в «агрессивных действиях против Крымского полуострова». Так, после фактического провала темы «украинских диверсантов в Крыму», Россия попыталась заострить ситуацию вокруг учений Вооруженных Сил Украины в Херсонской области с пусками зенитных ракет. В этом плане Москва проводила активную информационную кампанию с утверждениями о «намерениях Украины нанести ракетные удары по Крыму», а также «создании Украиной угроз воздушному движению». При этом напоминался «факт» якобы уничтожения Украиной в ходе аналогичных учений в октябре 2001 года пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рейса Тель-Авив — Новосибирск во время его полета над Черным морем.

Кроме того, для предоставления указанной ситуации большей остроты, 25 ноября с. г. Министерство обороны России предупредило Украину о намерениях Москвы предоставить адекватный ответ в случае возникновения угроз безопасности Крыма. В этой связи подчеркивалась возможность уничтожения украинских ракет в воздухе и нанесения ударов по их пусковым установкам.

Для подкрепления таких угроз была повышена степень боевой готовности и усилена система ПВО ВС РФ в Крыму. В частности, в конце ноября с. г. в Крым был переброшен ЗРК С-300ВМ. Кроме того, на боевые позиции вокруг Крымского полуострова были выведены корабли Черноморского флота РФ. Одновременно была также активизирована воздушная разведка южных районов Украины.

Учитывая возможность осуществления Россией военных провокаций против Украины и возникновения новой вспышки вооруженного конфликта, развитие ситуации вокруг Крыма вызвало усиленное внимание НАТО. В частности для отслеживания действий ВС РФ в регионе привлекался самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-3А АВАКС-НАТО с авиабазы Гейленкирхен в ФРГ и передовой базы в Румынии, который осуществлял полеты над Черным морем.

Наряду с этим продолжались провокации российских спецслужб против Украины. В частности, на прошлой неделе российские спецслужбы задержали двух граждан на границе Ростовской области с Украиной, которые были названы «украинскими военнослужащими, которые отказались принимать участие в АТО и пытались найти убежище в Российской Федерации».

Вместе с тем, после ареста правоохранительными органами Украины двух бывших украинских военнослужащих, перешедших на сторону России в Крыму после его оккупации, руководство РФ проводит мероприятия по повышению морального духа остальных предателей. 28 ноября с. г. В. Путин подписал указ о признании воинских званий и документов об образовании лиц, служивших в украинской армии и других силовых структурах и поступивших на контрактную службу в Вооруженные силы России.

 

2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада

На фоне приведенных событий режим В. Путина продолжал прилагать усилия по запугиванию европейских стран путем демонстрации военных возможностей и приготовлений России. По сообщению Министерства обороны РФ, с начала 2016 года на вооружение соединений и частей Западного военного округа ВС России поступило более 1,5 тыс. новых образцов вооружения и военной техники, в т. ч. танков и боевых бронированных машин, ракетно-артиллерийских систем, самолетов и вертолетов.

Основными из них были названы боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-82А, автомобили «Тигр», бронеавтомобили «Тайфун», истребители Су-35, ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35 «Крокодил», транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ «Терминатор», а также БПЛА. В свою очередь, на протяжении года концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» поставил в войска пять полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», а также ЗРК средней дальности «Бук-М2» и «Бук-М3» и малой дальности — «Тор-М2».

Вместе с тем в Воздушно-космических силах (ВКС) ВС РФ стартовали испытания новой гиперзвуковой ракеты для самолетов дальней (стратегической) бомбардировочной авиации. По утверждению российской стороны, ракета развивает скорость, в 5-6 раз превышающую скорость звука, и способна одолевать системы ПРО и ПВО противника. Разработка ракеты осуществляется в рамках масштабной программы создания гиперзвуковых аппаратов для ВКС, стратегических ядерных сил и военно-морского флота. В частности программа включает также разработку противокорабельной ракеты «Циркон» для вооружения подводных лодок и тяжелых ракетных крейсеров.

На этом фоне, Россия фактически подтвердила проведение политики внесения раскола между Украиной и Польшей. Так, Государственная дума РФ приняла постановление с осуждением совместной Декларации памяти и солидарности, одобренной парламентами Украины и Польши. Указанный документ называется Госдумой РФ «попытками политиков Украины и Польши переписать историю Второй мировой войны». По утверждению российской стороны, «...тем самым Украина и Польша не только наносят непоправимый ущерб отношениям с Россией, но и подрывают незыблемость собственных границ».

Вместе с тем были высказаны намерения России, как «государства-продолжателя СССР, победителя во Второй мировой войне, не допустить пересмотра выводов Нюрнбергского трибунала и послевоенного мироустройства, гарантом которого является Россия». Несмотря на откровенную циничность такого заявления в условиях вооруженной агрессии России против Украины, Госдума РФ призвала США и Великобританию (как союзников во Второй мировой войне) поддержать позицию России. Тем самым, кроме подрыва единства Украины и Польши, Москва сделала попытку создать совместную позицию с США и Великобританией для давления на наше Государство также и по вопросу итогов Второй мировой войны.

 

III. Украина, международные организации и ведущие западные страны

3.1. Международные организации

Европейский Союз. 30 ноября с. г. Европейская комиссия обнародовала проект создания оборонного фонда ЕС в объеме 5 млрд евро для совместной разработки, производства и закупки военной техники. Проект представлен в рамках реализации новой Стратегии европейской политики безопасности и обороны, принятой на прошлой неделе.

Вместе с тем глава Европейской комиссии Ж. Юнкер подтвердил свою позицию о необходимости усиления санкций против России, в связи с продолжением вооруженного противостояния на Донбассе. По его словам, в случае, если Россия увидит возможность ослабления санкционной политики со стороны ЕС, это неизбежно будет использовано в качестве «козыря» в ее агрессивных действиях.

Вместе с тем негативное значение для Украины имеет дальнейшее затягивание процесса решения вопроса об упрощении визового режима между ЕС и нашим Государством. Так, 29 ноября с. г. Европейский парламент и Совет ЕС не смогли достигнуть согласия по вопросу приостановления действия такого режима на случай возникновения кризисной ситуации и в очередной раз перенесли его рассмотрение.

 

3.2. Ведущие западные страны

Конгресс США демонстрирует консолидированные позиции в отношении Европы, Украины и России. Так, в рамках принятия оборонного бюджета страны на следующий финансовый год, Палата представителей Конгресса США одобрила выделение Пентагону 3,42 млрд долл. США на поддержку безопасности в Европе и сдерживание России. При этом был введен запрет на финансирование любых проектов военного сотрудничества между США и Россией (до выполнения Москвой Минских договоренностей, деокупации Украины и прекращения агрессивных действий, угрожающих безопасности Украины и стран НАТО), а также мероприятий, которые могут оказывать содействие признанию суверенитета России над Крымом. Вместе с тем предполагается выделение 350 млн долл. США на предоставление помощи Украине в военной сфере. Решение об использовании указанных средств будет принимать лично президент США без любых дополнительных условий.

Кроме того, Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о противодействии скрытому (тайному) влиянию России на правительства и общества других стран. Проект закона предусматривает создание специального межведомственного Комитета с задачами координации мероприятий американских спецслужб в данной сфере. В частности, такие мероприятия предлагается сосредоточить на изобличении действий Москвы по распространению неправдивой информации и задействованию агентов влияния и методов коррупции для продвижения российских интересов.

В рамках законопроекта о финансировании американских разведывательных служб на 2017 год введены также ограничения на передвижение российских дипломатов в США на расстояние не более 40 км от Посольства РФ в Вашингтоне или консульств в других городах.

Действия США и Евросоюза в отношении России находят поддержку большинства ведущих западных стран. На прошлой неделе к санкциям против «депутатов» Государственной думы РФ от Крыма присоединилась Канада. Вместе с тем за усиление санкций против России высказались премьер-министр Великобритании Т. Мей и глава правительства Польши Б. Шидло.

Фактически консолидированную позицию по российскому вопросу занял и парламент ФРГ. За продолжение санкционной политики ЕС в отношении России выступили глава комитета Бундестага по внешним делам Н. Реттген, фракция правящего блока Христианско-социального и Христианско-демократического союзов во главе с А. Меркель, а также представители оппозиционного блока «Союз-90»/«Зеленые».

В частности, в этой связи фракция ХДС/ХСС обнародовала специальное заявление о продолжающейся агрессии России против стран Восточной Европы, что несет угрозу всему западному миру. В этой связи, отмечается необходимость укрепления обороны в рамках НАТО, усиления разведки, а также углубления военно-техничного сотрудничества западных стран.

В свою очередь, в рамках совместных усилий НАТО по наращиванию оборонного потенциала Альянса на Восточном направлении, страны Центрально-Восточной Европы и Балтии активизируют меры по укреплению своих вооруженных сил.

Так, Министерство национальной обороны Польши приняло решение приобрести у США 70 тактических крылатых ракет класса «воздух-земля» AGM-158 JASSM, а также оборудование для их эксплуатации и применения на общую сумму около 200 млн долл. США. Государственный департамент США уже предоставил разрешение на продажу данных ракет Польше.

В ноябре этого года Румыния получила первые шесть истребителей F-16 американского производства, состоявших на вооружении Португалии. Соглашение стоимостью 628 млн долл. США было заключено в 2013 году и предусматривает поставку Румынии 12 самолетов. Еще три из них будут поставлены до конца текущего года, а остальные — в 2017 году. Кроме того, Министерство обороны Румынии планирует заключить контракт на приобретение бронетранспортеров у немецкой компании «Rheinmetall Defence» для замены 1,5 тыс. БТР-70 советского производства.

Аналогичные намерения имеет Литва, которая заключила соглашение с ФРГ о закупке 168 бронетранспортеров М577 немецкого производства. Стоимость соглашения составляет 1,6 млн евро. Ранее Литва уже приобрела у Германии 21 самоходную гаубицу PzH2000, 88 бронетранспортеров Boxer и 340 грузовиков производства концерна Daimler.

 

IV. Другие важные тенденции и события, касающиеся национальных интересов Украины

Евразийский экономический союз. Несмотря на приоритетное значение ЕврАзЭС для России, ситуация в организации остается сложной и характеризуется сохранением разногласий между ее членами. Свидетельством этого является возникновение проблемы дефицита нефтепродуктов на казахском рынке в ноябре этого года. По утверждению руководства Казахстана, причиной этого является снижение объемов поставок нефтепродуктов из России, обеспечивающей 30 % потребностей страны. Комментируя указанную ситуацию, Министерство энергетики РФ ссылается на недополучение бензина от Беларуси, которая осуществляет переработку российской нефти. В свою очередь, Беларусь обвиняет Москву в манипулировании вопросом поставок нефти на белорусские НПЗ с целью оказания давления на Минск в политической и экономической сферах. Учитывая это, Беларусь активизирует мероприятия по поиску альтернативных источников нефти и уже достигла соответствующих договоренностей с Азербайджаном (в октябре этого года Азербайджан поставил в Беларусь 85 тыс. тонн нефти).

ОДКБ. Довольно противоречивый характер имеют также отношения России и с ее партнерами по ОДКБ. 30 ноября с. г., в рамках углубления военного сотрудничества между Россией и Арменией, было подписано соглашение о создании объединенной группировки войск двух стран в составе 102-й базы ВС РФ и армянских вооруженных сил. В то же время Президент Кыргызстана А. Атамбаев высказался за вывод российской военной базы с территории страны после завершения срока действия соответствующего договора. При этом он поставил вопрос о пересмотре заключенного в 2009 году договора, в плане сокращения этого срока с 49 до 15 лет. По словам, А. Атамбаева, Кыргызстан должен обеспечивать свою безопасность собственными силами.

Россия-Турция. На фоне деклараций Москвы о заинтересованности России в построении конструктивных отношений с Турцией, режим В. Путина демонстрирует пренебрежительное отношение к Анкаре и продолжает осуществлять давление на нее. Так, 29 ноября с. г. пресс-секретарь президента РФ Д. Песков выказал недовольство России по поводу заявления главы турецкого государства Р. Эрдогана о целях операции «Щит Евфрата» (проводится ВС Турции и ВВС международной коалиции в Сирии), среди которых было названо «свержение режима Б. Асада». По словам Д. Пескова, сказанное полностью противоречит позиции России в отношении Сирии и предыдущим заявлениям Р. Эрдогана, что нуждается в разъяснениях с его стороны. Вместе с тем Д. Песков назвал российские войска в Сирии «…единственными из иностранных войск, которые находятся в стране на легитимной основе, на основе соглашения с ее законным правительством». Все это еще раз подтвердило двойной характер политики Кремля, который преследует исключительно собственные интересы в отношениях с другими государствами, а также продемонстрировало сохранение глубоких разногласий между Россией и Турцией по сирийскому вопросу.

 

V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу

5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут иметь наиболее важное значение для Украины

На протяжении ближайшего времени наиболее важное значение для интересов Украины будет иметь решение ЕС о дальнейшей направленности санкционной политики в отношении России. Предварительно данный вопрос планируется рассмотреть в середине декабря этого года до инаугурации нового Президента США Д. Трампа. Продолжение Европейским Союзом санкций против России будет иметь принципиально важный характер с точки зрения дальнейшего подрыва российской экономики и доведения ее до критического состояния, демонстрации единства ЕС, а также влияния на позицию США в отношении Москвы.

Вместе с тем, учитывая упомянутые выше расхождения между странами-членами ЕС, нужно ожидать очередного всплеска разногласий в Европейском Союзе вокруг всего комплекса проблем, связанных с вооруженной агрессией России против Украины. Указанные разногласия будут активно поддерживаться и использоваться Москвой с целью срыва возможности принятия ЕС консолидированного решения о пролонгации санкций против РФ. При этом режим В. Путина будет действовать по уже отработанным направлениям, включая проведение дипломатической работы с руководством стран-членов ЕС, привлечение российского лобби в Европейском Союзе, подкуп отдельных политиков и представителей бизнес-кругов, проведение информационной кампании антисанкционной направленности.

Вместе с тем Россия будет выводить на качественно новый уровень действия по запугиванию Украины и ее западных союзников путем демонстрации угрозы возникновения «масштабной войны» в Европе. Проявлениями этого является постоянное наращивание Москвой ударных группировок и вооружений на Западном стратегическом направлении, а также открытые угрозы нанесения ударов по Украине (в т. ч. на примере недавних ракетных учений ВС Украины в Херсонской области).

Активизация военных мероприятий РФ на украинском и европейском направлениях возможна и в рамках начала нового учебного года в Вооруженных силах России с 1 декабря с. г. В частности, на сегодня уже объявлены планы проведения учений 1-й танковой армии Западного военного округа ВС РФ в новом составе (двух новых полков, сформированных в составе 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии и 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии).

 

5.2. Перспективы развития событий в зонах конфликтов на территории Украины

Указанная политика России будет оказывать непосредственное влияние и на развитие ситуации вокруг зон конфликтов на территории Украины. Так, в рамках давления на Украину и ее западных партнеров, Россия с высокой вероятностью активизирует вооруженное противостояние на Донбассе. Кроме того, Москва продолжит стратегию затягивания во времени процесса принятия «дорожной карты» имплементации Минских договоренностей, которые будет сопровождаться навязыванием Украине российских подходов к их выполнению. Исходя из этого, без реальных результатов будут оставаться и все дальнейшие встречи в «нормандском» формате, а также Трехсторонней контактной группы в Минске.

На этом фоне будут продолжаться провокационные действия России также и в Крыму. В частности, реакция Москвы на учение ВС Украины в Херсонской области показывает возможность перехода России от точечных акций спецслужб до более масштабных провокаций, в т. ч. ракетных обстрелов населенных пунктов и объектов военной инфраструктуры на Крымском полуострове, в чем будет обвинена Украина. Обвинения такого рода будут использоваться режимом В. Путина как для формирования отрицательного имиджа Украины перед Западом, так и в качестве повода для возможного расширения масштабов вооруженной агрессии против нашего Государства.

 

5.3. Другие важные события, которые будут иметь влияние на интересы и безопасность Украины

15-16 декабря с. г. на заседании Европейского совета в Брюсселе планируется рассмотрение вопросов ратификации Нидерландами Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, а также действий России против нашего Государства. По результатам обсуждения данных вопросов могут быть приняты решения о путях достижения компромисса с Нидерландами по вопросу Украины, а также уточнены дальнейшие направления действий по сдерживанию режима В. Путина.

 

www.reliablecounter.com