19 декабря 2016

Экспресс-анализ событий недели № 29/12

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ

(12.12-18.12.2016 г.)

 

I. Главные резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины

На прошлой неделе ключевым событием в развитии ситуации вокруг Украины стал саммит ЕС на уровне глав государств-членов организации 15 декабря с. г., в ходе которого был принят ряд важных для Украины решений.

Прежде всего, это касается продления Европейским Союзом основного блока политико-экономических санкций в отношении России в связи с ее агрессией против Украины еще на шесть месяцев — до 31 июля 2017 года.

Вместе с тем были официально признаны положительные результаты деятельности Украины в проведении реформ для достижения европейских стандартов и выполнения условий получения безвизового режима с ЕС. Решение по данному вопросу вступит в силу после его принятия Европарламентом (ориентировочно в апреле 2017 года), а также завершения технических процедур введения механизма отмены такого режима с партнерами ЕС — в случае возникновения форс-мажорных ситуаций у них и в Украине.

Кроме того, лидеры Европейского Союза согласовали предложенные Нидерландами требования к условиям ратификации Гаагой Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (предусматривают введение юридически закрепленных обязательств о непредоставлении Украине гарантий вступления в ЕС, военной помощи, а также свободного доступа к европейским финансовым фондам и рынку труда). Рассмотрение парламентом Нидерландов вопроса ратификации соглашения между Украиной и ЕС следует ожидать в январе-феврале 2017 года.

В целом результаты саммита ЕС показали сохранение твердых позиций Евросоюза, направленных на поддержку Украины и осуществление давления на Россию. При этом довольно показательным стал факт отсутствия острой дискуссии в ЕС по вопросу продления санкций в отношении Российской Федерации, как это было перед саммитом Европейского Союза в июне этого года.

Вместе с тем, отмечается и сохранение расхождений в ЕС по упомянутым вопросам. В частности, Италия заблокировала предложения Великобритании и Польши продлить санкции против России сразу же на целый год, а также ввести дополнительные ограничения к РФ за ее действия в Сирии. Вместе с тем вновь затягивается во времени процесс принятия окончательного решения об упрощении визового режима между ЕС и Украиной, а также ратификации парламентом Нидерландов Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

 

II. Вооруженная агрессия России против Украины

2.1. Восток Украины (зона АТО)

В рамках продолжения диалога по стабилизации ситуации на Донбассе, 12 декабря с. г. в режиме видео-конференции состоялись переговоры участников Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Востоке Украины. В ходе переговоров украинская сторона акцентировала внимание на росте интенсивности огня со стороны российско-террористических войск, в частности в районах Широкино, Авдеевки, Красногоровки и Станицы Луганской. Указанное было расценено Украиной как нежелание лидеров самопровозглашенных республик выполнять взятые на себя обязательства. Кроме того, Украина вновь подняла вопрос об открытии КПП в районе н. п. Золотое, что блокируется боевиками. Исходя из постоянной тактики затягивания переговоров Россией и ее марионетками на Донбассе, никаких конкретных решений принято не было.

Вместе с тем, представители России и ее марионеток на Донбассе отказались от видео-переговоров по вопросу обмена заложниками и плененными, запланированных на 13 декабря с. г. Тем самым Москва показала свое действительное отношение к данному вопросу.

На этом фоне, с целью осуществления давления на Украину, российско-террористические войска продолжали обстрелы позиций сил АТО и мирных населенных пунктов с пиковой интенсивностью более 50 в сутки.

Начиная с 5:50 18 декабря, в районе Светлодарской дуги, после длительной огневой подготовки с применением крупнокалиберной артиллерии и минометов, российско-оккупационные войска попытались выбить украинские передовые подразделения с занимаемых позиций. Именно на данном направлении почти в течение месяца этим атакам предшествовали провокационные действия (в виде разведки боем) российско-террористических сил. Напряжение там не спадает, противник продолжает наращивать силы на Светлодарском направлении. По данным разведки, противник планирует задействовать до двух ротных тактических групп, танковые подразделения, артиллерию и минометы. В ходе наступательных действий врага погибли 6 украинских военнослужащих, 23 — получили ранения. Потери противника составили до 20 убитых и более 30 раненых боевиков. В настоящий момент ситуация под контролем наших военнослужащих, однако боевые действия в районе Светлодарской дуги продолжаются.

Вместе с тем российская сторона использует и другие средства влияния на Украину с целью принуждения ее к принятию российских условий «урегулирования» конфликта на Донбассе. В частности, 16 декабря с. г. депутат Государственной думы РФ от Коммунистической партии (входит в состав т. н. системной оппозиции, подконтрольной Кремлю) К. Тайсаев выступил с инициативой подготовки предложений президенту России «…признать результаты референдумов о независимости ДНР и ЛНР, если Украина не выполнит Минские договоренности на протяжении ближайших шести месяцев».

Приведенные действия России сопровождались попытками Кремля снять с себя ответственность за продолжение конфликта на Донбассе и побудить Украину к признанию самопровозглашенных республик на Донбассе. Так, 14 декабря с. г. министр иностранных дел РФ С. Лавров выступил с очередным циничным заявлением о «непричастности Москвы к событиям на Донбассе», а также «вхождении ДНР и ЛНР в состав Украины, вследствие чего она сама должна решать проблемы своих отношений сугубо с ними».

 

2.2. Крымский полуостров

С целью закрепления российских позиций в Крыму продолжаются последовательные мероприятия режима В. Путина по масштабной милитаризации Крымского полуострова. В частности, с 1 декабря с. г. в составе береговых войск Черноморского флота РФ заработало управление (штаб) 32-го армейского корпуса (г. Перевальное), который восстанавливается в Крыму (был расформирован в 2003 году в период пребывания в составе ВС Украины). Управлению корпуса подчинена 126-я бригада береговой обороны ЧФ РФ и ряд других частей.

Вместе с тем, 1 декабря с. г., после завершения перевооружения на ЗРК С-400 «Триумф», был поставлен на боевое дежурство 18-й зенитный ракетный полк (г. Феодосия) 31-й дивизии ПВО (г. Севастополь) ВС РФ.

Кроме того, проводятся мероприятия по переоснащению 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка (аэродром Саки) Черноморского флота России на новые многофункциональные истребители Су-30СМ. На прошлой неделе на вооружение полка было поставлено еще три самолета указанного типа (всего с начала года — 12 единиц).

Были также приняты решения о развертывании на севере Крыма в г. Джанкой первого отдельного батальона 97-го полка, который восстанавливается в составе 7-й парашютно-десантной (горной) дивизии (штаб г. Новороссийск) ВДВ ВС РФ. На протяжении нескольких лет на базе этого батальона планируется развернуть весь полк (был расформирован в 1997 году).

Действия Москвы по милитаризации Крымского полуострова оправдываются Россией «сохранением угроз безопасности Крыма со стороны Украины». Так, 13 декабря с. г. в ходе заседания Национального антитеррористического комитета Российской Федерации, директор ФСБ РФ А. Бортников выступил с «предупреждением» о «подготовке Украиной новых терактов в Крыму при участии украинских государственных органов и радикальных организаций». При этом он напомнил о «задержании ФСБ в текущем году двух украинских диверсионных групп, планировавших проведение терактов в Крыму».

В свою очередь, несмотря на определенное сближение с Россией, руководство Турции демонстрирует неизменность своих позиций в отношении Крыма. Согласно заявления представителя турецкого парламента Э. Кюджета 14 декабря с. г., Анкара внимательно отслеживает ситуацию на оккупированном Крымском полуострове и считает крымскую проблему национальной проблемой Турции. Вместе с тем была высказана серьезная обеспокоенность турецкой стороны репрессиями российской власти против крымских татар.

Систематические нарушения прав крымских татар со стороны российской власти были признаны также международной правозащитной организацией Amnesty International в докладе «Крым во тьме: преследование несогласных». В нем высказывается обеспокоенность возможностью распространения репрессий и на другие слои крымского населения, несогласного с политикой Москвы.

 

2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада

Действия США и ЕС, направленные на усиление противодействия информационному влиянию со стороны Москвы, вызывают резко отрицательную реакцию режима В. Путина, который теряет достаточно эффективные рычаги для реализации своей внешней политики. При этом такая реакция становится все более истерической и неадекватной.

Так, 13 декабря с. г. постоянный представитель России при Организации безопасности и сотрудничества в Европе А. Лукашевич обвинил руководителя офиса ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Д. Миятович в «…нежелании подвергнуть публичной критике резолюцию Европейского парламента о противодействии российской пропаганде». Вместе с тем, Россия беспардонно продолжает применять методы информационных войн (в т. ч. специальную пропаганду, подрывную деятельность и кибернетические атаки) против ряда стран, прежде всего Украины.

В частности, такие методы применяются Россией для внесения раскола между Украиной и Польшей — одним из основных союзников нашего Государства. Это осуществляется через т. н. кресовые (националистические) организации в восточных районах Польши, которые поддерживаются и финансируются Москвой. Так, 11 декабря с. г. в Перемышле одна из таких организаций — «Патриотический Перемышль» —организовала акцию «Марш орлят» агрессивной антиукраинской направленности. Упомянутые действия России лежат в одном русле с принятым в начале декабря этого года постановлением Государственной думы РФ с осуждением совместной Декларации «Памяти и солидарности» парламентов Украины и Польши.

Некоторые независимые политические эксперты не исключают «руки Москвы» и за последними событиями в Польше в плане развязывания политического кризиса в стране.

Вместе с тем, с целью «доказательства незаконности смены власти в Украине весной 2014 года», а также легитимизации агрессивных действий России против нашего Государства, 15 декабря с. г. Дорогомиловский суд Москвы начал процесс по иску о признании «Революции Достоинства» — государственным переворотом. Учитывая тоталитарный характер российской власти, решение по данному вопросу будет принято исключительно в интересах режима В. Путина и ляжет в основу очередной антиукраинской информационной кампании.

Кроме того, на прошлой неделе Россия провела масштабную специальную операцию по осуществлению компьютерных атак на информационные сети государственных учреждений и объектов критической инфраструктуры Украины, в т. ч. Министерства финансов, Государственной казначейской службы, Министерства инфраструктуры, «Укрзализныци» и Государственной авиационной службы. По оценкам экспертов, целью таких действий российской стороны является дестабилизация финансово-банковской и транспортной системы Украины накануне Нового года.

 

III. Украина, международные организации и ведущие западные страны

3.1. Международные организации

Европейский Союз. Руководство Европейского Союза прилагает усилия по укреплению безопасности Европы в условиях повышения уровня угроз со стороны Российской Федерации. 14 декабря с. г. Европейский парламент принял доклад «О разработке совместной внешней политики и политики в сфере безопасности». Согласно документу предполагается разработка новой стратегии отношений с Россией, которая будет базироваться на принципах ядерного сдерживания, а также диалоге в сферах совместных интересов, в частности по вопросам борьбы с международным терроризмом, противодействия неконтролируемому распространению ядерного оружия и ведению совместной торгово-экономической деятельности. Кроме того, отмечается возможность снятия санкций с России только в случае выполнения ею Минских договоренностей, а также допускается введение новых ограничений против РФ в случае новых нарушений Москвой норм международного права.

Накануне группа депутатов Европейского парламента обратилась к Верховному представителю ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Ф. Могерини с предупреждением о действиях России по «отмыванию» средств через европейские финансовые институты с их дальнейшим использованием для реализации пророссийской политики в Европе. При этом предлагается ввести санкции против лиц, причастных к таким действиям. Данное предупреждение связывается с приближением выборов в ФРГ и Франции, а также фактами вмешательства Москвы в предвыборную кампанию в США.

НАТО. Продолжается углубление сотрудничества между НАТО и Украиной. 16 декабря с. г. в ходе конференции «Украина-НАТО» была принята резолюция о разработке Украинской Евроатлантической Платформы. Документ предусматривает консолидацию усилий политических сил Украины в проведении курса евроатлантической интеграции нашего Государства.

 

3.2. Ведущие западные страны

США. По оценкам политических кругов США, одним из основных противников Соединенных Штатов Америки остается Россия, что связано с повышением агрессивности внешнего курса режима В. Путина и его действиями против Украины и стран Балтии. Так, Американский совет по международным отношениям (неправительственный консультативный орган при Государственном департаменте США) обнародовал ежегодный доклад «Предварительный анализ возможных угроз на 2017 год», согласно которому возникновение военного конфликта между Россией и странами НАТО может стать главной угрозой в 2017 году.

 

IV. Другие важные тенденции и события, касающиеся национальных интересов Украины

Россия. Несмотря на оптимистические заявления руководства РФ об «улучшении ситуации в стране», финансово-экономические проблемы в России все более осложняются. Так, в связи с недостатком средств в государственном бюджете РФ, на протяжении следующих трех лет планируется почти в семь раз снизить объемы бюджетных кредитов для российских регионов. По оценкам экспертов Международного рейтингового агентства S&P Global Rating, это поставит на грань банкротства около 20 субъектов России. При этом их долги в среднем вырастут на 50 %. На сегодняшний день консолидированный долг регионов РФ уже составляет 2,2 трлн руб., что заставляет местные органы власти проводить дальнейшие сокращения социальных расходов.

Осложнение ситуации в регионах России обуславливает усиление протестных настроений среди российского населения и представителей малого бизнеса. В частности, по результатам съезда фермеров из различных регионов РФ 15 декабря с. г. в г. Ставрополь (принимали участие около 1,2 тыс. человек), принято решение о проведении «тракторного марша» на Москву в марте 2017 года (после возникновения благоприятных климатических условий).

На этом фоне российские социологи отмечают снижение рейтинга президента РФ В. Путина. В частности, по данным организации «Левада центр», с 2014 года количество граждан России, которые считают, что В. Путин «успешно решает проблемы страны», снизилось с 38 % до 28 %. Вместе с тем 29 % процентов опрошенных заявили об ухудшении их отношения к В. Путину.

Румыния. По результатам парламентских выборов в стране одержала победу левоцентристская Социал-демократическая партия (СДП) Румынии, которая занимает умеренные евроскептические позиции и выступает за проведение более независимой политики от Европейского Союза. Второе место заняла правоцентристская Национал-либеральная партия, которая строила свою предвыборную риторику на вопросах проведения экономических реформ и усилении борьбы с коррупцией. В румынский парламент вошли также Альянс либералов и демократов, а также «Союз спасения Румынии» экологической направленности. По оценкам ряда экспертов, исходя из деятельности представителя СДП В. Понты на должности премьер-министра страны до 2015 года, внешний курс Бухареста может приобрести определенную пророссийскую окраску.

Македония. В ходе выборов в парламент Македонии наибольшее количество голосов набрала правящая коалиция «Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство». За ней с незначительным отрывом идет оппозиционная коалиция «Социал-демократический союз Македонии». С третьего по шестое места заняли албанские партии «Демократический союз за интеграцию», движение БЕСА, коалиция «Демократический альянс (Албания)» и Демократическая партия Албании. Выборы завершили затянувшийся политический кризис в Македонии. Расстановка политических сил в стране фактически не изменилась, что будет определять и практическую неизменность ее внешней политики.

ПМР. Осложнение социально-экономической ситуации в самопровозглашенной республике и неспособность ее властей решать существующие проблемы в условиях существенного сокращения объемов финансовой помощи со стороны России обусловили громкий провал действующего «президента» ПМР Е. Шевчука на «выборах» главы самопровозглашенного гособразования. Так, уверенную победу получил «спикер» приднестровского «парламента» В. Красносельский, который почти вдвое опередил своего оппонента. Независимые эксперты считают, что несмотря на смену власти в ПМР, курс самопровозглашенной республики не изменится — вследствие пророссийской направленности всех основных политических сил Приднестровья. Вместе с тем, В. Красносельский заявил о готовности к активизации диалога с Молдовой и Украиной в интересах улучшения условий для развития экономики ПМР.

 

V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу

5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут иметь наиболее важное значение для Украины

Решение последнего саммита ЕС о продлении санкций против режима В. Путина имело принципиально важное значение с точки зрения создания предпосылок для дальнейшего осложнения социально-экономической ситуации в России, а также демонстрации сохранения единства Европейского Союза по украинским и российским вопросам, невзирая на результаты президентских выборов в США. Более того, оно создало пример и прецедент для принятия аналогичного решения также и Соединенными Штатами Америки в марте 2017 года — из-за аннексии Россией украинского Крыма. Так, отмена США санкций против России фактически будет означать отказ Вашингтона от проведения согласованной политики с ЕС, что подорвет и всю систему американо- европейских отношений и американские позиции в Европе.

Все это в полной мере будет отвечать интересам режима В. Путина, который рассчитывает именно на подобное развитие ситуации. Учитывая указанное, необходимо ожидать сосредоточения усилий Москвы на убеждении нового руководства США в целесообразности и необходимости изменения их санкционной политики в отношении России. В частности, одним из таких шагов стали переговоры представителей политико-бизнесовых кругов РФ с советником нового президента США К. Пейджем 13-15 декабря с. г. в Москве. Высказывания К. Пейджа уже трактуются в РФ, как «демонстрация готовности США к пересмотру санкций против России». В таком же контексте оцениваются и факты выбора Д. Трампом кандидатуры главы американской нефтяной компании Exxon Mobil Р. Тиллерсона на должность Государственного секретаря США, а также ослабления санкций против российского концерна «Рособоронэкспорт» для приобретения авиационного фотооборудования в рамках программы «Открытое небо».

Вместе с тем Россия будет продолжать действия и по изменению позиций стран Европейского Союза. В этом плане, исходя из текущей ситуации в ЕС, основные усилия Москвы будут сосредоточены на ФРГ и Франции (учитывая приближение выборов в этих странах), Италии (которая фактически выступает против продления санкций в отношении России), Нидерландах (которые демонстрируют наиболее «осторожное» отношение к Украине), Греции (где можно ожидать очередного осложнения экономической ситуации в связи с ограничением ЕС финансовой помощи стране), а также Болгарии (с учетом избрания новым президентом страны представителя пророссийских сил).

 

5.2. Перспективы развития событий в зонах конфликтов на территории Украины

Исходя из интересов режима В. Путина, Москва будет продолжать политику затягивания во времени процесса принятия ключевых решений по Донбассу (прежде всего, разработки «дорожной карты» имплементации Минских договоренностей) до инаугурации нового Президента США Д. Трампа, а также четкого определения им своих позиций в отношении России и Украины. При этом, с целью создания положительного имиджа России перед новым руководством США, российская сторона скорее всего, может воздержаться от избыточного провоцирования напряженности в зоне конфликта на Востоке Украины.

Вместе с тем, учитывая «предупреждение» директора ФСБ РФ А. Бортникова о «подготовке Украиной новых терактов в Крыму», не исключается возможность очередных провокаций России против Украины.

 

5.3. Другие важные события, которые будут иметь влияние на интересы и безопасность Украины

Важное значение для Украины будут иметь результаты голосования в Генеральной ассамблее ООН по украинскому проекту резолюции «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь», где Россия признается страной-оккупантом, а Крым и Севастополь — оккупированными территориями (проект был одобрен комитетом ГА ООН по правам человека в ноябре этого года).

Принятие данной резолюции нанесет ощутимый удар по международному имиджу России, продемонстрирует реальное отношение мирового сообщества к режиму В. Путина, а также станет весомым аргументом в пользу продолжения Западом международно-правовой санкционной политики в отношении Российской Федерации.