6 октября 2014

При чем тут ЕС к российскому газу для Украины?

Богдан Соколовский

1 октября 2014 года было объявлено, что 3 октября в Брюсселе состоится двухсторонняя встреча Украина-ЕС по вопросам российского газа для Украины. В общем, не понятно, как это ЕС вообще может вести разговор о российском газе для Украины (а наши представители при этом что-то слушать) в тот момент, когда осуществляется военная агрессия РФ в отношении нашего государства? Хорошо, что ЕС присутствовал на трехсторонних газовых переговорах. Там ему, полагаем, отводилась роль свидетеля. Но какая его роль в переговорах двухсторонних? Может ли кто-то себе представить присутствие Украины, скажем, на переговорах РФ с Германией или Словакией по поводу поставок российского газа? Очевидно, что нет: и немцы, и словаки, как и кто-либо другой не сели бы за стол переговоров с кем-либо в присутствии какого-либо свидетеля. Выходит так, что мы, украинцы, приглашая свидетелей на переговоры, априори соглашаемся, что мы какие-то неумейки, не способные самостоятельно отстаивать свои интересы, или как?!

Было бы логично, если бы с ЕС велся разговор о политической поддержке в вопросе предоставления Украине нероссийского газа. И то такие переговоры не для широкой огласки, под грифом «секретно». А теперь? Даже в информации для СМИ отмечается, что тема касается именно российского газа!

Конечно, все это не следует воспринимать как какую-то претензию по отношению к ЕС. Возможно, его можно даже поблагодарить за содействие. Но стоит ли Украине так унижаться?!

Неужели не понятно, что Москва «отрабатывает» систему «газового давления» на наших западных партнеров, чтобы потом иметь, по крайней мере, под рукой серьезные рычаги влияния на Украину через посредников и в других отраслях! В частности, можно ожидать и «нефтяное давление». Ведь качественные нефтепродукты (бензин и дизель) мы импортируем, по большей части, из Беларуси, Румынии, Польши. Как правило, из их НПЗ или российских. В обоих случаях на эти НПЗ поставляется российская нефть. А как нам быть, если россияне, как случилось с газом, ограничат поставки нефти белорусам, румынам или полякам с условием не отгружать нефтепродукты Украине? Чем заменим свои потребности в размере 7 миллионов тонн? Как это повлияет на наше социальное спокойствие? С такой проблемой, к сожалению, в течение года никто не справится. Какой бы надежной ни была внешнеполитическая поддержка. Это не газ, из-за дефицита которого в домах украинцев может лишь похолодать, а олигархам не хватит сырья (понятно, со всяческими негативными последствиями), но не будет коллапса государства.

И таких рычагов, к сожалению, у Кремля немало.

Может, об этом и стоит вести разговор с ЕС? Возможно, нам необходимо загодя готовиться к разнообразным соседским «выходкам»? Или будем по-старинке заставлять себя верить в басни о «братских народах»?