3 июня 2016

Третий саммит G7 без Путина

Алексей Волович

Начиная с 1975 года, когда в Париже состоялся первый саммит «Большой шестерки», уже в следующем году превратившейся в «Большую семерку» (Group of Seven — G7) после присоединения к ней Канады, Япония принимала лидеров G7 26-27 мая с. г. уже в шестой раз. В общем, это был 42-й саммит «Большой семерки», которая в 1998 году трансформировалась в «Большую восьмерку» после вступления в нее России. Однако с 2014 года, после российской аннексии украинского Крыма, уже третий год кряду саммиты G7 проходят без участия России.

На этот раз саммит G7 состоялся на острове Хонсю в префектуре Миэ на территории национального парка Исэ-Сима на побережье Тихого океана вблизи главной синтоистской святыни — храма Исэ, основанного в III веке н. э. Кроме лидеров стран G7 в саммите принимали участие также председатель Европейского совета Дональд Туск и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Среди официальных гостей саммита G7 были также государственные руководители Индонезии, Чада, Шри-Ланки, Бангладеш, Вьетнама, Лаоса и Папуа-Новой Гвинеи, генсек ООН, президент Азиатского банка развития, директор-распорядитель Международного валютного фонда и президент Всемирного банка.

Следует отметить, что в рамках подготовки к проведению саммита G7, в Японии в течение апреля и мая было проведено ряд встреч профильных министров стран «Большой семерки» — иностранных дел, сельского хозяйства, информационных и коммуникационных технологий, энергетики, образования, охраны окружающей среды, науки и технологий, и финансов. На каждом из заседаний профильных министров стран G7 принимались итоговые документы в виде рекомендаций для лидеров государств «Большой семерки».

 

Повестка дня

На повестку дня саммита выносились следующие вопросы: проблемы глобальной экономики и торговли, энергетика и энергоэффективность, развитие инфраструктуры, кибербезопасность, борьба с коррупцией, здравоохранение, права женщин и детей, международная политика и безопасность, борьба с экстремизмом и терроризмом, проблемы мигрантов и беженцев, а также локальные конфликты и ситуация в Сирии, Ираке, Иране, Северной Корее, Украине, Ливии, Афганистане, Йемене, Африке и Венесуэле. На саммите также обсуждались проблемы безопасности морского судоходства, нераспространения ядерного оружия и разоружения, ядерной безопасности, прав человека, климатических изменений и окружающей среды, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и продовольственная безопасность.

Основные решения по вышеуказанным проблемам и вопросам были зафиксированы в итоговой «Декларации лидеров саммита G7 в Исэ-Сима»,[1] а также в ряде отдельных документов. В этом кратком обзоре ограничимся анализом двух вопросов: меры во избежание нового кризиса глобальной экономики и российско-украинский конфликт.

 

 Проблемы глобальной экономики

В своем выступлении на саммите G7 премьер-министр Японии Синдзо Абэ предупредил своих коллег об опасности повторения экономического кризиса 2008 года. По его словам, мировая экономика находится сейчас на перепутье, и если будут приняты неправильные меры, то «мировое сообщество может столкнуться с кризисом, масштабы которого выходят за рамки обычных экономических циклов».

По мнению участников саммита G7, рост глобальной экономики замедлился и остается ниже потенциала, в то время как риски слабого роста сохраняются. Эскалация локальных конфликтов, терроризм и потоки беженцев усложняют глобальную экономическую среду и представляют серьезную угрозу основам нынешнего международного порядка, а также общечеловеческим ценностям и принципам. Страны «Большой семерки» берут на себя ответственность возглавить международные усилия по решению этих проблем. После принятия Повестки дня по устойчивому развитию до 2030 года, а также Парижского соглашения об изменении климата в прошлом году, лидеры стран G7 полны решимости и впредь прилагать усилия для выполнения своих обязательств с целью обеспечения согласия, безопасности и процветания мира.

Участники саммита G7 обязались коллективно решать текущие экономические проблемы для обеспечения стабильного долгосрочного роста мировой экономики, что признано ими одним из важнейших приоритетов. С учетом особенностей каждой конкретной страны, лидеры стран G7 обязались проводить свою экономическую политику на основе сотрудничества для достижения сильной, устойчивой и сбалансированной модели роста. В частности, лидеры «Большой семерки» подтвердили свои обязательства использовать все инструменты политики — монетарной, фискальной, денежно-кредитной и структурной — индивидуально и коллективно, для укрепления глобального спроса и предложения и достижения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста глобальной экономики. Участники саммита G7 заявили о своей приверженности продвижению структурных реформ для стимулирования роста, производительности и потенциального объема производства, а также обязались инвестировать сферы, способствующие экономическому росту, такие как окружающая среда, энергетика, цифровая экономика, развитие человеческих ресурсов, образование, наука и техника.

Лидеры «Большой семерки» заявили о своем стремлении с помощью торговли создавать экономические возможности для работников, потребителей и фирм, а также подтвердили свое намерение и в дальнейшем оставлять свои рынки открытыми и бороться со всеми формами протекционизма. Они также обязались способствовать переговорам в рамках ВТО с целью укрепления основанной на международно признанных правилах многосторонней торговой системы и поддерживать усилия по либерализации торговли с помощью региональных торговых соглашений, в том числе Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), Соглашения об экономическом партнерстве между Японией и ЕС, Трансатлантической торговли и инвестиционного партнерства (TTИП) и Комплексной экономической и торговой сделки (КЭТС). Лидеры стран G7 признали, что глобальный избыток производственных мощностей в отраслях промышленности, в частности в металлургии, является актуальной проблемой структурного характера с глобальными последствиями, и этот вопрос необходимо срочно решать путем усиления функций рынка и устранения разрушающих его причин.

В рамках саммита было подписано соглашение об экономическом взаимодействии Евросоюза и Японии. Страны «семерки» обязались заранее информировать друг друга о возможном изменении курса валют, чтобы избежать негативных последствий для конкуренции.

 

Экономический потенциал стран  «Большой семерки» по сравнению с РФ
Подготовлено автором на основе данных ЦРУ США (CIA-World-Factbook) за 2015 год

п/п

Показатели

Британия 

Канада

Франция

ФРГ

Италия

Япония

США

РФ

1

Территория

243,6 тыс

кв. км

9,9 млн

кв. км

551,5 тыс

кв. км

357,0 тыс

кв. км

301,3 тыс

кв. км

377,9 тыс

кв. км

9,8 млн

кв. км

17,0 млн

кв. км

2

Население

64 млн

35 млн

66,5 млн

80,8 млн

61,8

126,9 млн

321,3 млн

142,4 млн

3

ВВП в дол. США

2,6 трлн

1,6 трлн

2,6 трлн

3,3 трлн

2,1 трлн

4,6 трлн

17,9 трлн

3,4 трлн

4

Рост ВВП в %

2,5

1,2

1,2

1,5

0,8

0,6

2,6

- 3,9

5

ВВП на душу населения в дол. США

41,2  тыс

45,9 тыс

41,4 тыс

47,4 тыс

35,8 тыс

38,2

56,3

23,7

6

Бюджет — доходы
в дол. США

1,1 трлн

585 млрд

1,2 трлн

1,5 трлн

876 млрд

1,4 трлн

 

3,2  трлн

216,3 млрд 

7

Экспорт в дол. США

442 млрд

428,3 млрд

509,1 млрд

1,2 трлн

454,6 млрд

624 млрд

1,5  трлн

337,8 млрд

8

Импорт
в дол. США

617 млрд

440,9 млрд

539 млрд

983,9 млрд

389,2 млрд

625,4 млрд

2,3 трлн

197,3 млрд

9

Затраты на оборону
в % от ВВП

2,07

1

1,8

1,1

1,1

0,9

4,3

3,4

10

Военный бюджет
в дол. США /SIPRI/

55,5 млрд

18,4 млрд

50,9 млрд

39,4 млрд

23,8 млрд

40,9 млрд

596  млрд

66,4 млрд

 

 

 Международные проблемы

В разделе Декларации саммита G7 по международным проблемам решительно осуждается терроризм во всех его формах и проявлениях, в частности террористические акты против гражданских лиц, осуществляемые террористами ИГИЛ, аль-Каиды и другими террористическими группировками. Отмечается также, что Интернет и социальные сети эксплуатируются террористами по всему миру для террористических, насильственных экстремистских и других преступных акций, таких как террористическое рекрутирование, финансирование, планирование и координация проведения терактов.

Лидеры стран «Большой семерки» обязались принять меры, изложенные в Плане действий G7 по борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом, и поддержать имплементацию соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, предусматривающих обмен информацией с целью укрепления безопасности границ, повышения уровня авиационной безопасности, борьбы с финансированием терроризма, незаконным оборотом культурных ценностей и насильственным экстремизмом.

Лидеры стран G7 обязались увеличить глобальную помощь для удовлетворения неотложных и долгосрочных потребностей беженцев и других перемещенных лиц путем предоставления разнообразной гуманитарной помощи, а также намерены повысить социально-экономическое развитие пострадавших регионов, в частности, в области образования, здравоохранения и инфраструктуры. Участники саммита G7 призывают международные финансовые институты и доноров увеличить свою финансовую и техническую помощь для беженцев и перемещенных лиц и, в частности, приветствуют запуск инициативы нового финансирования для поддержки Ближнего Востока и Северной Африки. Участники саммита подтвердили поддержку арабских стран, которые претворяют экономические и управленческие реформы для решения новых задач, включающих рост насильственного экстремизма, активизацию военных конфликтов, сложные гуманитарные кризисы и огромное число беженцев.

На саммите прозвучали опасения, что возможный выход Великобритании из Евросоюза после референдума 23 июня «может стать серьезным ударом по развитию открытой экономики в Европе и мире».

 

 Российско-украинский конфликт

Лидеры «Большой семерки» выразили уверенность в том, что российско-украинский конфликт может быть устранен только дипломатическими средствами и при полном соблюдении международного права, предусматривающего обязательство уважать суверенитет Украины, ее территориальную целостность и независимость. Лидеры стран G7 подтвердили «осуждение незаконной аннексии Крымского полуострова Россией и политику ее непризнания», а также выразили обеспокоенность продолжением насилия вдоль линии соприкосновения в нарушение договоренности о прекращении огня и призвали все стороны предпринять конкретные меры для полного прекращения огня, что предусматривается минскими договоренностями.

Лидеры «Большой семерки» призвали все стороны «выполнять свои обязательства без промедления с целью проведения как можно скорее местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей в соответствии с Минскими договоренностями», а также подтвердили свою «решительную поддержку полного выполнения Минских договоренностей, работы «Нормандского формата» и Трехсторонней контактной группы». Лидеры стран G7 выразили надежду, что «Россия выполнит свои обязательства и использует свое влияние на сепаратистов для выполнения своих обязательств в полном объеме». Они также подчеркнули «ключевую роль ОБСЕ в деэскалации кризиса», и призвали все стороны, в частности, сепаратистов, обеспечить наблюдателям полный и беспрепятственный доступ по всей зоне конфликта.

Лидеры «Большой семерки» напоминают, что «срок действия санкций, несомненно, связан с полной реализацией Россией Минских договоренностей и уважением к суверенитету Украины. Санкции могут быть отменены только тогда, когда Россия будет отвечать этим обязательствам. Однако, мы также готовы принять дополнительные ограничительные меры с целью увеличения потерь для России, если ее действия будут требовать этого». В то же время участники саммита признают «важность поддержания диалога с Россией для обеспечения соблюдения взятых ею обязательств, а также норм международного права и достижения всеобъемлющего, устойчивого и мирного урегулирования кризиса».

Участники саммита G7 высоко оценили и поддержали шаги Украины для осуществления всеобъемлющих структурных, управленческих и экономических реформ и призвали Киев продолжать этот процесс и усиливать борьбу с коррупцией в рамках судебной реформы, в том числе Генеральной прокуратуры. Лидеры «Большой семерки» высоко оценили работу группы поддержки Украины в составе послов стран G7 в Киеве. Как известно, 16 мая в преддверии саммита G7 в Японии, президент П. Порошенко встретился с послами стран «Большой семерки» и убеждал их в том, что санкции — это «мотивирующий фактор и эффективный инструмент», который принуждает Россию к выполнению Минских договоренностей.

 

 Реакция России

Предвидя невозможность своего возвращения в «Большую восьмерку», Россия еще задолго до проведения саммита G7 в Японии начала распространять информацию о том, что этот формат международного форума якобы исчерпал себя и что Россия больше не видит смысла в возобновлении работы «Большой восьмерки». Как заявил заместитель министра иностранных дел РФ С. Рябков в своем комментарии в середине апреля с. г., «…для нашей страны этот формат остался в прошлом и мы не видим необходимости реанимировать то, что осталось в прошлом и поэтому участие России в G8 для нас является абсолютно неактуальным вопросом». В свою очередь, глава Администрации президента РФ С. Иванов отмечал, что Москва «не плачет» за участием в G8.

По словам пресс-секретаря главы РФ Д. Пескова, «формат G20 более дееспособный в нынешней международной обстановке, так как он обладает гораздо более широким потенциалом», хотя Д. Песков должен бы помнить, что все страны G7 входят в формат G20 и им там принадлежит определяющая роль. Впрочем, после довольно результативной встречи В. Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в Сочи 6 мая с. г., у российского руководства появилась надежда на отмену или хотя бы смягчение санкций, введенных против России «Большой семеркой», и Путина пригласят для участия в саммите G8 в Японии.[2] Однако, эти надежды оказалась напрасными.

Комментируя решение саммита G7 в Японии о продлении направленных против России санкций, вышеупомянутый С. Рябков отметил, что «…так называемая группа семи в очередной раз посылает сигналы по санкционной тематике, что в значительной степени абсурдны, поскольку условием отмены санкций участники этой структуры называют выполнение Россией минских соглашений, в частности, по выводу российских войск из Донбасса». При этом С. Рябков в очередной раз повторил очевидную для всего мира ложь кремлевских руководителей о том, что «никаких российских войск на территории Донбасса по определению нет». По его мнению, «полностью игнорируется то, что свою часть обязательств по «Минск-2» должны выполнить и власти Украины».

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачев сравнил саммит «Большой семерки» в Японии с партийным съездом советских времен. По его мнению, «Вашингтону партнеры по G7 нужны только в том случае, если они полностью согласны с его позицией». 27 мая, в день завершения работы саммита G7 в Японии, правительство РФ объявило о намерении принять ответные меры — продлить санкции до конца 2017 года против тех стран, которые ввели или присоединились к санкциям против Москвы. По данным экспертов аналитического центра при правительстве России, западные страны уже потеряли от продэмбарго 9,3 млрд долларов.

Примечательно, что за день до саммита G7 в Японии, по сообщению российских СМИ, глава венгерского МИД П. Сийярто на встрече с Сергеем Лавровым заявил, что Венгрия выступает против автоматической процедуры пролонгации санкций и настаивает на дискуссии по этому поводу. Это сообщение сопровождалось прогнозом о том, что пять европейских стран — Венгрия, Греция, Кипр, Италия и Словакия могут выступить в конце июня на саммите ЕС за смягчение ограничений или вообще заблокировать продление режима санкции против России.

Антисанкционную кампанию возглавил сам В. Путин, опубликовав накануне визита в Грецию 27 мая в греческой газете «Катимерини» свою статью под названием «Россия и Греция: сотрудничество на благо мира и процветания». В ней он в очередной раз призывает европейцев «сделать надлежащие выводы из событий на Украине» и рассказывает о том, как страдают греки и граждане других стран Евросоюза от того, что Брюссель конфликтует с Москвой из-за Украины.

* * *

Наиболее весомый результат для Украины от саммита «Большой семерки» в Японии — это моральная поддержка нашей страны лидерами ведущих демократических стран мира в ее конфронтации с Россией. Большое значение для поддержки Украины имеет позиция лидеров стран G7 о продлении санкций против России до конца текущего года и обещание их усиления в том случае, если Кремль не прекратит свою гибридную войну против Украины на Донбассе. Хотелось бы надеяться, что эта позиция «Большой семерки» будет учтена на заседании Совета ЕС 28-29 июня. По нашему мнению, самой большой политической и моральной санкцией было отсутствие В. Путина на третьем подряд саммите G7. Это свидетельствует о том, что ведущие демократические страны мира не воспринимают рецидив силовой политики и пренебрежение международным правом, которые демонстрирует Кремль, особенно в последние годы.

Итак, поддержка Украины лидерами стран G7 — это большая победа нашей страны, но она не является подарком, она добыта украинскими дипломатами и лично президентом Украины П. Порошенко в ходе его многочисленных контактов и переговоров с лидерами «Большой семерки» на разных уровнях. Эта победа Украины добыта в тяжелой борьбе с гибридной дипломатией и информационной войной путинской России. Без преувеличения, это была титаническая работа, и она увенчалась успехом. Но поддержка Украины и проявление солидарности европейским и мировым сообществом, в частности странами G7, в значительной степени зависят от того, насколько мы, украинцы, будем достойны этой поддержки, насколько нам удастся навести порядок в своей стране, объединить общество, реализовать необходимые реформы, укрепить Вооруженные силы, стабилизировать социально-политическую ситуацию в стране, поднять экономику, удовлетворяющую, прежде всего, насущные потребности простых людей, а не безграничные и ненасытные желания олигархата.

Чем сильнее мы будем, тем сильнее будет поддержка наших друзей, союзников и партнеров. Слабаков никто не поддерживает. Их просто жалеют. И в лучшем случае — не дают умереть...

Следующая задача — добиться, чтобы Совет ЕС на своем саммите 28-29 июня поддержал санкционную политику G7. Для этого руководство страны должно принять ряд эффективных и неординарных политико-дипломатических мер. Одной из них, предложенных президентом Украины П. Порошенко, может быть европейское турне народной героини Надежды Савченко и ее выступление в парламентах ведущих стран Европы, а также в Европейском парламенте и Парламентской ассамблее Совета Европы, делегатом которой Н. Савченко избрана 25 декабря 2014 года.

Н. Савченко могла бы напомнить европейским парламентариям, что в средние века Украина-Русь защитила собой Европу от татаро-монгольского нашествия, потеряла 8 миллионов своих граждан в борьбе с немецким фашизмом и сегодня сдерживает натиск коммуно-ордынской путинской России. Н. Савченко должна убедить европейцев в том, что в том случае, если Украина не устоит перед этим натиском, то потерпит поражение вся Европа. Надежда Савченко могла бы поинтересоваться у европейцев: не пришло ли время открыть единый дипломатический фронт против России и, наконец, помочь Украине оружием, чтобы она могла защитить себя и вас? Не пришло ли время пропустить Украину в Европейский Дом, который она защищает?



[1] http://www.mofa.go.jp/files/000160266.pdf

[2] Москва расколола «Большую Семёрку» // https://news.rambler.ru/articles/33573038/?track=footer_popular