30 июня 2015

«Гибридный мир-2» для Украины: ни войны, ни мира

Юрий Радковец

 

Развитие последних событий вокруг вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины позволяет сделать вывод о том, что качественно новой ситуации, возникшей сегодня на востоке нашего Государства, характерно определенное «динамическое равновесие» противостоящих сил.

Так, режим В. Путина придерживается в отношении Украины своих стратегических целей и ресурсно-технических возможностей по их реализации путем расширения масштабов военного вторжения российско-сепаратистских сил вглубь украинской территории.

Вместе с тем, угроза усиления примененных против России политико-экономических санкций США и ЕС, укрепление украинских Вооруженных Сил и увеличение их оборонных возможностей в зоне конфликта, а также решительность и настроенность Украины отстоять свои национальные интересы определенным образом удерживают Россию от масштабной активизации боевых действий на Донбассе.

В приведенном контексте определяющее влияние на решение В. Путина о временной приостановке реализации своих военных планов в отношении Украины в полном объеме оказал приезд в Россию в мае с. г. Федерального канцлера ФРГ А. Меркель, Государственного секретаря США Дж. Керри и заместителя госсекретаря США В. Нуланд. Представители США и ЕС фактически в ультимативной форме заявили руководству РФ о недопустимости дальнейшего наступления российско-сепаратистских сил.

При этом, по данным некоторых источников, кроме подтверждения намерений западных стран и международных организаций ввести новые санкции против России в случае дальнейшего игнорирования ею Минских договоренностей и эскалации конфликта на Донбассе, Дж. Керри также предоставил В. Путину доказательства о преступной деятельности его ближайшего окружения, что может причинить лично В. Путину ощутимые политические потери и финансовые убытки.

Намерения ведущих стран мира продолжить санкции против России, а также усилить их в случае эскалации Москвой вооруженного конфликта на востоке Украины были подтверждены также и президентом США Б. Обамой в ходе саммита «Большой семерки» 7-8 июня во ФРГ и реализованные на саммите ЕС 25-26 июня текущего года.

Поэтому В. Путин пока что воздерживается от развертывания масштабного наступления в Донецкой и Луганской областях, продолжая оказывать давление на Украину, а также укреплять российские позиции на оккупированных украинских территориях.

Таким образом, Москва, стремясь избежать усиления политико-экономического давления со стороны США и ЕС и при этом сохранить на данном этапе возможности для достижения своих целей в Украине, пытается:

  • как минимум — вынудить Украину выполнить свои условия по «замораживанию» конфликта на востоке нашего Государства посредством: фактической федерализации Украины в рамках проведения конституционной реформы и местных выборов; признания т. наз. «Донецкой» и «Луганской» «народных республик» («ДНР» и «ЛНР») с предоставлением им особенного автономного статуса; легализации вооруженных формирований террористов с помощью принятие закона об амнистии т. наз. «ополченцев»; прекращения «экономической блокады» «ДНР» и «ЛНР», что, по существу, означает возобновление финансирования из государственного бюджета Украины террористических режимов на оккупированных территориях;
  • как максимум — реставрировать пророссийскую власть в Украине с помощью реализации сценария т. наз. «третьего Майдана», в частности, спровоцировав широкомасштабный социально-экономический и внутриполитический кризис в нашем Государстве.

Давление России на руководство Украины и украинское сообщество осуществляется в форме продолжающейся практики применения методов торгово-экономических войн, а также провоцирования напряженности в зоне конфликта на Донбассе. Об этом свидетельствуют систематические обстрелы позиций украинских войск на линии разграничения сторон, локальные наступательные действия российско-сепаратистских сил на отдельных направлениях и развертывание диверсионно-террористических действий на украинской территории. В частности, после событий в Дебальцево в январе-феврале этого года наиболее резонансный характер получило провокационное наступление противника в районе населенных пунктов Марьянка и Красногоровка 3 июня накануне встречи «Большой семерки» во ФРГ.

Для дальнейшей дестабилизации обстановки в Украине, нанесения убытков украинской экономике, истощения украинских силовых структур, а также для распространения панических настроений в украинском обществе (особенно накануне местных выборов) Россия попытается активизировать диверсионно-террористическую деятельность на всей территории нашего Государства, прежде всего, как на объектах критической инфраструктуры, так и социально-экономического и культурно-религиозного значения. Очевидно, Кремль усилит свое сотрудничество с разного рода политическими силами и отдельными организациями и лицами пророссийской и антиукраинской направленности, в т. ч. в украинском парламенте и местных органах власти.

В этих рамках Россия попытается достичь желаемого еще до того момента, когда в самой Российской Федерации под действием западных санкций критически обострятся социально-экономические проблемы. Прежде всего, она будет исходить из имеющихся объемов своих золотовалютных резервов, необходимых для поддержания российской экономики, а также учитывать позицию США и ЕС, касающуюся продолжения или прекращения (послабления) политико-экономического давления на Россию.

Исходя из отмеченного выше, ключевыми временными рамками принятия руководством России принципиальных решений по дальнейшей стратегии и тактике действий на украинском направлении могут быть:

  • октябрь 2015 года — предварительно назначенный срок проведения местных выборов в Украине;
  • декабрь 2015 года — предварительно назначенный срок очередного (после июня с. г.) рассмотрения в ЕС вопроса дальнейшей направленности политики санкций против России;
  • начало 2016 года — предполагаемый срок критического сокращения золотовалютных резервов РФ и начала неконтролируемых процессов в российской экономике.

В зависимости от особенностей развития ситуации, режимом В. Путина могут быть избраны, как минимум, три варианта действий:

  1. переход к реальному выполнению Минских договоренностей — в случае безотлагательного продолжения (усиления) США и ЕС санкций против России, начала масштабного социально-экономического кризиса в стране, а также отстаивания Украины своих четких и бескомпромиссных позиций (прекращение Россией поддержки сепаратистско-террористических сил; вывод российских войск, вооружения и военной техники с территории Донбасса; возобновление контроля на украинско-российской границе, а также возвращение Крыма в состав Украины) и увеличения своих усилий по защите государственных интересов, в т. ч. силовым методом;
  2. увеличение (наращивание) давления на Украину в политико-дипломатической, экономической (прежде всего, в энергетической) и военно-террористической сферах в том случае, если Кремлю удастся справиться с западными политико-экономическими санкциями и контролировать финансово-экономическую ситуацию в стране, а также достичь определенных «успехов российской политики на украинском направлении»;
  3. активизация и расширение масштабов наступательных действий на востоке Украины (включая блокирование г. Мариуполь и продвижение в направлении Крыма и Приднестровья) в том случае, если западные страны не будут едины в своем отношении к России, а также резко обострятся социально-экономические и внутриполитические проблемы в Украине.

Сегодня руководство России, учитывая непредсказуемость и сложность прогнозирования дальнейшего развития обстановки, ведет подготовку к возможной реализации всех из вышеприведенных вариантов действий, о чем свидетельствует:

по первому варианту — приостановка Россией воплощения проекта т. наз. «Новоросии»; физическая ликвидация наиболее одиозных, неконтролируемых и непредсказуемых лидеров незаконных вооруженных формирований; возведение системы инженерных заграждений на границе с Донецкой и Луганской областями;

по второму варианту — сохранение присутствия российских войск на территории т. наз. «ДНР» и «ЛНР»; предоставление Россией помощи в развитии вооруженных формирований сепаратистов; создание системы всестороннего обеспечения российско-сепаратистских сил на оккупированных территориях Украины; накопление запасов вооружения, боеприпасов и горюче-смазочных материалов в зоне конфликта;

по третьему варианту — наращивание группировки вооруженных сил Российской Федерации вблизи границ Украины и создание оперативных резервов; продолжение активных мероприятий оперативной и боевой подготовки российских войск на юго-западном стратегическом направлении, преимущественно, наступательной и провокационной направленности.

https://informnapalm.org/

Вместе с тем, невзирая на временную неопределенность действий режима В. Путина, касающихся направленности и содержания дальнейших усилий на украинском направлении, Москва, вероятно, реализует именно второй вариант (по крайней мере, до конца 2015 года), в наибольшей мере отвечающий её текущим целям и возможностям.

При этом не исключается возможность «циклических» действий России по активизации и расширению масштабов вооруженного противостояния на востоке Украины с целью принудить её выполнить российские условия урегулирования конфликта. В частности, такие действия возможны в ответ на меры Украины по усилению контроля линии разграничения с «ДНР» и «ЛНР», что не отвечает интересам Российской Федерации, пытающейся формально вернуть самопровозглашенные республики в состав нашего Государства, сохранив фактически над ними свой контроль.

Кроме того, отдельной причиной эскалации Россией вооруженного противостояния на востоке Украины может стать стремление российской стороны остановить тенденцию массового морального разложения участников незаконных вооруженных формирований (НЗФ) путем их вовлечения в активные боевые действия. По некоторым оценкам, сегодня такая тенденция не только снижает боевые возможности НЗФ и вызывает дополнительное обострение обстановки в «ДНР» и «ЛНР» (из-за безобразного поведения боевиков в отношении местного населения), но и является серьезной угрозой нестабильности для соседних регионов России. Так, по данным правоохранительных органов РФ, с начала нынешнего года количество тяжелых преступлений в Ростовской области увеличилось более чем на 30 %.

В то же время, исходя из беспринципности, цинизма и безответственности режима В. Путина, можно утверждать, что сохраняется угроза широкомасштабного военного вторжения России в Украину, как последнее и наиболее радикальное средство «решения украинского вопроса».

https://informnapalm.org/

Об этом свидетельствует план Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по захвату Левобережной Украины, обнародованный депутатом Верховной Рады Украины А. Геращенко 16 июня с. г. Этим планом предусматривается быстрое установление контроля над территориями и коммуникациями Донецкой, Луганской, Харьковской, Полтавской, Черниговской и Киевской областей Украины. Вторжение же будет осуществляться под видом т. наз. «ополченцев» «ДНР» и «ЛНР» с целью «возобновления конституционного строя в Украине».

Подлинный ли этот документ — сказать сложно. Однако, если исходить из нынешней политики и поступков России в отношении Украины, то в существовании такого плана, а также в том, что Москва готова его практически реализовать, не стоит даже сомневаться.

 

Таким образом, в конфликте против Украины В. Путин, скорее всего, достаточно серьезно переоценил свои возможности. Именно поэтому ему придется действовать сейчас более осторожно, не прибегая к открытой войне. То есть, по-видимому, открытой войны не будет, но сохранятся существенный уровень напряженности, постоянная угроза ее эскалации, а также целый спектр невоенной конфронтации — диверсионно-террористической, финансово-экономической (прежде всего, долговой и энергетической), информационно-пропагандистской и тому подобное.

Сегодня у России просто нет ресурсов для ведения открытой войны. Потенциально российская армия могла бы одолеть украинскую. Но Россия не сможет обеспечить своих военных в наступательной операции. Кроме того, Кремлю необходимо все время помнить о непредсказуемых США и НАТО, которые могут вмешаться в конфликт, поддержав Украину с воздуха.

 

Статья опубликована в изданиях румынского аналитического центра «INGEPO Consulting Company» —

“Geostrategic Pulse” № 196 от 5 августа и № 203 от 5 декабря 2015 года.