25 марта 2016

«Гибридная война» В. Путина против А. Меркель началась уже давно

Юрий Радковец

 

В своих предыдущих публикациях Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» уже поднимал вопрос и детально рассматривал тему о роли ФРГ и непосредственно Федерального канцлера Германии А. Меркель в сдерживании вооруженной агрессии России против Украины. Начиная с 2014 года, сутью таких действий ФРГ стало последовательное наращивание давления на Россию в рамках политико-экономических санкций Запада против режима В. Путина, а также консолидация усилий Европейского Союза на данном направлении. При этом руководство ФРГ демонстрировало принципиальность и бескомпромиссность своих позиций по сохранению санкций в отношении России до полного урегулирования ситуации вокруг Украины на условиях возобновления территориальной целостности Украинского Государства (включительно с возвращением ему оккупированных Россией территорий Крыма и Донбасса).

Фактически, это стало полной неожиданностью для Кремля и превратило ФРГ из главных партнеров России в ЕС на основного в Европе противника режима В. Путина. В ответ Москва прибегла к комплексу масштабных мероприятий, а фактически развязала новую «гибридную войну», стремясь улучшить свои отношения с ФРГ, а также разрушить субъективные позиции А. Меркель, как ключевой движущей политической силы Германии по отношению к Российской Федерации. Эти мероприятия базировались на старых и уже испытанных методах действий бывшего СССР и его спецслужб в стиле КГБ и имеющемся опыте «гибридных войн» против Грузии, Молдовы, Украины и ЕС, а также с учетом нынешней ситуации в Германии и вокруг нее.

В рамках таких подходов основными формами и механизмами деяний режима В. Путина в деле достижения своих целей стали «игра» на экономических интересах немецкого бизнеса в России, создание и использование пророссийского лобби во ФРГ, провоцирование социальной нестабильности в Германии и организация разного рода провокаций против ее руководства с широким привлечением многочисленного сообщества российских переселенцев особенно в Восточной Германии, а также развертывание масштабной информационно-пропагандистской кампании по продвижению и сопровождению российской «гибридной политики» как на просторах СНГ, так и Европы, и во всем мире.

Так, в экономической сфере свои надежды руководство РФ возлагало на ведущие бизнес-структуры ФРГ, трудившиеся на российском рынке. Кроме того, учитывалась зависимость Германии от российских энергоносителей, занимавших в энергетическом балансе ФРГ нефти, газа и угля от 20 % до 30 %. В этом плане самая активная работа велась с немецкими компаниями E.ON и BASF — основными партнерами российского ОАО «Газпром», располагавшими достаточно большими активами в Российской Федерации.

В частности, в свое время E.ON приобрела 15,5 % акций кампании «Северный поток» (основной оператор по реализации стратегически важного для России проекта сооружения газопровода из РФ в ФРГ по дну Балтийского моря), контрольный пакет акций «Оптовой генерирующей компании-4» (производит 6 % всей электроэнергии в РФ), а также инвестировала более 6 млрд евро в развитие российского энергетического сектора. В свою очередь, BASF провела несколько раундов обмена активов с ОАО «Газпром», вследствие чего получила доступ к ряду российских месторождений нефти и газа. Очень заинтересованы в сохранении сотрудничества с Россией и другие немецкие компании машиностроительной, фармацевтической и торговой отраслей.

Из этого всего состоит мощное экономическое лобби России в ФРГ, которое стимулируется и поддерживается Москвой с целью противодействия политике санкций Германии и, в целом, Европейского Союза. Следствием таких предпринимаемых режимом В. Путина мер стали: систематические обращения представителей большого бизнеса ФРГ к своему правительству и непосредственно А. Меркель с предложениями (порою — даже с требованиями!) отменить санкции против России; визиты немецких бизнесменов в Москву и их встречи с представителями политических и экономических кругов Российской Федерации, а также не прерывающееся, в обход принятых ограничений, сотрудничество немецкого бизнеса с российскими партнерами.

Так, наиболее красноречивыми примерами такого сотрудничества стали передача немецкой компанией BASF российскому ОАО «Газпром» одного из самых крупных в Западной Европе подземных газохранилищ в Нижней Саксонии, а также принятие решения по реализации второй очереди российского газотранспортного проекта «Северный поток». Подобная практика снижает эффективность введенных против России санкций ЕС и негативно сказывается на авторитете А. Меркель, как на главном инициаторе политики санкций Европейского Союза, а также увеличивает разногласие между европейскими странами в «русском вопросе».

В то же время режим В. Путина последовательно усиливает свое политическое лобби в ФРГ с помощью поддержки уже имеющихся в Германии и создающихся пророссийских (антиукраинских), националистических и евроскептических организаций. Кроме того, ведется целенаправленная работа с отдельными немецкими политиками и бизнес-элитами, разделяющими такие идеи или соглашающимися с реализацией разного рода коррупционных схем в своих и российских интересах.

В этом плане в начале 2014 года — сразу же после демонстрации ФРГ своего негативного восприятия вооруженной агрессии России против Украины — при содействии Москвы в Германии создается т. н. «Движение за мир», поддерживающее политику режима В. Путина. Члены движения систематически проводят акции, требуя отменить санкции против России и возобновить с ней всестороннее сотрудничество. При этом позиция А. Меркель, касающаяся Российской Федерации, подвергалась критике, а В. Путин преподносился как «…по-настоящему сильный лидер, служащий примером для глав западных стран».

Еще бОльшие надежды Россия возлагает на партию правопопулистской и евроскептической направленности «Альтернатива для Германии», которая стала главным партнером и союзником режима В. Путина в ФРГ. Руководство партии фактически признало аннексию Крыма Россией и самопровозглашенные республики на Востоке Украины, а также активно выступает за отмену западного давления на Москву и за углубление взаимодействия с ней в рамках совместной борьбы с исламским терроризмом. Кроме того, режим В. Путина опирается и на ряд других политических сил ФРГ (в т. ч. представленных в Европейском парламенте), в частности, на оппозиционную Национал-демократическую партию (НДП).

По данным немецкого издания Bild, помимо получения сугубо политических дивидендов, Россия использует эти политические силы в качестве посредников в деле организации бизнес деятельности российских и немецких компаний, обходя при этом западные санкции. Вследствие чего наблюдается отход определенной группы представителей немецкого бизнеса от Христианско-демократического союза (ХДС) Германии, возглавляемого А. Меркель, которая настаивает на продлении санкций в отношении режима В. Путина, а также на том, чтобы уделять более пристальное внимание оппозиции, в т. ч. «Альтернативе для Германии» и НДП, выступающих за возобновление сотрудничества с Россией.

В свою очередь, главным лоббистом российских интересов в ФРГ среди ведущих немецких политиков является бывший Федеральный канцлер Германии Г. Шредер. С самого начала нападения России на Украину он постоянно критикует политику санкций ЕС и ФРГ в отношении Российской Федерации, по существу оправдывая аннексию Крыма Россией и отрицая ее причастность к конфликту на Донбассе. А также ратует за продолжение диалога с режимом В. Путина, считая это основой в деле решения имеющихся проблем.

Причина такой позиции Г. Шредера — в его личных приятельских отношениях с В. Путиным, а также в «продуманной» политике Кремля, который предоставил бывшему немецкому лидеру довольно-таки прибыльную должность главы правления компании «Северный поток». С учетом этого, проявлением откровенного пренебрежения Г. Шредера политикой ФРГ и ЕС по отношению к России, а также демонстрацией его пророссийской позиции стало совместное празднование 70-летия экс-канцлера Германии с В. Путиным 30 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге в разгар вооруженной агрессии России против Украины.

Меры режима Путина по формированию своего политического лобби в ФРГ позволили также усилить пророссийские настроения в среде действующих немецких политиков, в т. ч. принадлежащих к кругу партнеров А. Меркель и входящих в состав правительства страны, правящей коалиции в парламенте Германии. Так, по мнению вице-канцлера Германии, министра экономики и энергетики ФРГ З. Габриэля, санкции против России имеют «…провокационный и дестабилизирующий характер и провоцируют возникновение еще более опасной ситуации в Европе». В отличие от А. Меркель, З. Габриэль не считает, что санкции как-то повлияют на политику России по отношению к Украине, и выступает за полномасштабный диалог с Москвой, и против устремлений «поставить ее на колени».

Аналогичные взгляды и у премьер-министра Баварии, лидера союзника ХДС в правящей коалиции — Христианско-социального союза (ХСС) Х. Зеехофера. По мнению баварского политика, «…санкции ЕС и ФРГ против России не только являются причиной колоссальных убытков немецкой экономики, прежде всего в ее сельскохозяйственной отрасли, но и вовсе неэффективны с точки зрения достижения их целей». Исходя из этого, Х. Зеехофер является приверженцем возобновления сотрудничества с Россией.

Такая позиция превращает премьер-министра Баварии в объект особого внимания для России. 4 февраля 2016 года, по приглашению Кремля, Х. Зеехофер прибыл в Москву, где его принимал лично В. Путин. Во время встречи баварский политик подтвердил свое отношение к Российской Федерации, пригласив президента РФ принять участие в Мюнхенской конференции, посвященной вопросам международной безопасности в 2017 году (Кто-либо возьмется ответить на вопрос — имел ли он такое право?).

 Эти факты могут восприниматься как непосредственная угроза единству правящей коалиции в парламенте ФРГ (Бундестаге), а также нарушают координацию в работе немецкого правительства, создавая тем самым благоприятную почву для реализации Россией своих интересов.

К делу усиления пророссийских настроений в ФРГ режим В. Путина широко привлекает российскую диаспору в Германии. Сегодня на территории ФРГ проживает почти 2,5 млн т. н. «русских немцев», прибывших туда с конца 80-х годов и не прерывающих тесные связи с Россией. В целом же численность русскоязычного населения ФРГ составляет (по некоторым источникам) от 6 до 8 млн человек, являющихся достаточно солидной аудиторией для продвижения выгодных Кремлю идей. Для этого Россия зарегистрировала несколько десятков различных массмедиа, ориентирующихся на «русских немцев», включительно с печатными изданиями, FM-радиостанциями, телевизионными каналами и Интернет-порталами. Кроме того, организациям российской направленности, членами которых являются переселенцы из России, в частности, Международному конвенту советских немцев, предоставляется финансовая и «организационно-методическая» поддержка.

Такие действия Москвы сопровождаются активной информационной кампанией в российских и иностранных (в т. ч. немецких) СМИ по дискредитации политики Германии и лично А. Меркель в отношении Российской Федерации. Сутью такой кампании является целенаправленное навязывание общественной мысли о «негативных последствиях» западных санкций для ФРГ и всего Европейского Союза, которые якобы приведут к «неприемлемым и неоправданным убыткам европейской и немецкой экономики», «разъединят ЕС», «угрожают распадом правящей коалиции в парламенте Германии», а также «подрывают усилия мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и исламским экстремизмом». При этом ответственность за эти последствия возлагаются непосредственно на А. Меркель.

Однако давление со стороны России не смогло пошатнуть позицию А. Меркель. Она не пошла на поводу у режима В. Путина и не отказалась от политики санкций против России. Москва, в свою очередь, предприняла более жесткие меры к руководству ФРГ, спровоцировав социально-политический кризис в Германии. В частности, именно это и стало одной из главных причин непосредственного вмешательства России в вооруженный конфликт в Сирии, что и активизировало боевые действия на сирийской территории и обострило обстановку в соседних странах, в т. ч. Ираке, Турции и Ливии. В свою очередь, за этим последовал массовый поток беженцев с Ближнего Востока в Европу, в том числе и в ФРГ.

Как и предполагала Москва, наплыв беженцев в европейские страны стал причиной существенных проблем в ЕС, в том числе в ФРГ, связанных с последствиями т. н. «миграционного кризиса» в Европе. Наиболее чувствительные из них: ощутимые финансовые расходы на обустройство перемещенных лиц; усилившееся противостояние представителей рядового немецкого и русскоязычного населения с мигрантами; увеличение количества случаев «экзотических» болезней и уровня преступности, а также межэтнические, межнациональные и бытовые конфликты между беженцами и местным населением, что в ряде случаев выливалось в массовые драки и беспорядки.

«Миграционный кризис» в ЕС вскрыл острые противоречия в странах Европейского Союза из-за квот по приему беженцев, что вылилось в возобновление и возведение новых пограничных барьеров между европейскими странами, в т. ч. в рамках Шенгенской зоны. Вследствие того углубились разногласия между странами ЕС также и в других вопросах, что послужило причиной появления дополнительных вызовов единству европейского сообщества. Чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации, Федеральный канцлер Германии А. Меркель выступила с инициативой снять с повестки дня ЕС вопрос критического характера об ограничении на въезд перемещенных лиц и отказалась от введения квот на предоставление убежища в ФРГ беженцам из Ближнего Востока.

Таким отношением А. Меркель к данному вопросу немедленно воспользовались оппозиционные силы ФРГ для ее дискредитации, а также для повышения своих политических рейтингов. Так, премьер-министр Баварии, лидер ХСС Х. Зеехофер, руководство правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» и другие немецкие политики оппозиционной направленности обвинили А. Меркель в том, что она «пренебрегает интересами немецкого населения», «не желает решать проблемы, вызванные наплывом беженцев в страну» и даже «потакает исламскому экстремизму».

Подобные обвинения особенно активизировались после резонансных событий в Кельне в новогоднюю ночь 2016 года, когда совершались «приписанные» выходцам из Ближнего Востока массовые нападения на женщин. Ссылаясь на эти факты, Х. Зеехофер фактически ультимативно потребовал от А. Меркель внести изменения в миграционную политику и ограничить въезд беженцев в ФРГ.

Критику немецкой оппозиции в адрес А. Меркель по поводу миграционных проблем в ФРГ тут же подхватила Россия, прибегнув к активным информационным мерам в поддержку упомянутых выше обвинений Федерального канцлера Германии. Для того, чтобы такая кампания бола более действенной и «предметной», Россия предприняла специальную провокацию под известным названием «дело Лизы».

Суть дела — в заявлении 13-летней русскоязычной девочки из Берлина о якобы ее «захвате и изнасиловании выходцами из Ближнего Востока» в ночь с 11 на 12 января 2016 года. Еще до завершения официального расследования, «дело Лизы» широко использовала Москва для разжигания среди русскоязычного населения ФРГ протестных настроений, касающихся «миграционной политики» А. Меркель.

Кроме того, «дело Лизы» и события в Кельне послужили также и основанием для консолидации пророссийских, евроскептических, националистических и неонацистских сил Германии. Так, 23 января 2016 года представители этих сил провели общий митинг возле резиденции Федерального канцлера Германии под лозунгом «борьбы против насилия над женщинами». При этом ответственность за такое насилие опять же была возложена на А. Меркель.

К разжиганию скандала вокруг «дела Лизы» и превращению его в акт политической пропаганды сугубо против правительства А. Меркель приобщилось и Министерство иностранных дел Российской Федерации. С присущим ему пренебрежением и бесцеремонностью глава внешнеполитического ведомства РФ С. Лавров выступил с официальным заявлением, в котором выразил сомнения по поводу «…тщательности расследования данного дела соответствующими немецкими правоохранительными органами».

На масштабное вмешательство России в дела ФРГ не могло не отреагировать германское руководство. По поручению правительства ФРГ, немецкой разведывательной службой BND и Федеральным ведомством по охране конституции было начато расследование такой активности Москвы, которое сразу же дало достаточно «интересные» результаты.

Так, был установлен факт прослушивания мобильного телефона А. Меркель российскими спецслужбами из здания посольства РФ в Берлине. Кроме того, выявлено более 50 попыток вербовки российской стороной немецких политиков, военных и бизнесменов. Также было идентифицировано более 100 российских разведчиков из разных ведомств (СВР, ГРУ ГШ ВС и ФСБ РФ), трудившихся в Германии под видом дипломатов.

Потрясающие результаты дало и расследование т. н. «дела Лизы», которое оказалось откровенно провокационной фальсификацией. По данным немецкой полиции, девочка вовсе не была «похищена и изнасилована выходцами из Ближнего Востока», а провела ночь у своего 19-летнего друга вследствие ссоры со своими родителями из-за проблем в школе. Местонахождение Лизы было достоверно установлено после расшифровки полицией информации из ее мобильного телефона. Друга девочки допросила полиция, и он подтвердил ее пребывание у себя дома в тот момент, когда ее якобы захватили преступники.

На этом фоне выделялся визит в Москву непосредственно накануне упомянутой акции одного из организаторов митинга 23 января с. г. против «насилия над женщинами» председателя Международного конвента советских немцев Г. Гроута. По данным немецких спецслужб, цель этого визита — согласование с Кремлем действий пророссийских организаций ФРГ, что подтверждает причастность Москвы к провоцированию скандала вокруг т. н. «дела Лизы».

Более того, правоохранительные органы ФРГ разоблачили деятельность представителей русской диаспоры в Германии по вербовке наемников в исламские террористические организации Сирии и других стран Ближнего Востока, и Северной Африки. В частности, по обвинению в поддержке террористической группировки «Исламское государство» в Берлине был задержан имам одной из мечетей — 30-летний гражданин Российской Федерации, выходец из Дагестана Мурад Атаев. Он и его сообщники не только вербовали наемников в Германии с помощью Интернета, но и приобретали различное военное снаряжение для исламистских групп Сирии, включительно с оптическими прицелами и приборами ночного виденья.

Исходя как из приведенных, так и других фактов, спецслужбы ФРГ подтвердили предыдущие выводы, касающиеся ведения Москвой последовательной и целенаправленной политики по дискредитации и подрыву позиций лично А. Меркель, а также по дестабилизации обстановки в Германии с целью изменить ее отношение к России, в первую очередь, в плане отказа от санкций. С этим выводом согласились и ведущие немецкие политики-сторонники как политики А. Меркель, так и ее практических действий в отношении режима В. Путина.

По оценкам, как ведущих европейских экспертов, так и экспертов аналитического центра «Борисфен Интел», твердая уверенность политического истеблишмента ФРГ в антигерманской деятельности Москвы станет определяющим фактором в деле реализации дальнейшей стратегии Германии и в отношении «гибридной политики» («гибридной войны») Российской Федерации, и в отношении В. Путина.