24 декабря 2013

Химера евразийской интеграции. Армения и Таможенный союз

На фоне событий в Украине и вокруг нее безусловным успехом России в достижении своей цели по восстановлению контроля над странами бывшего СССР является отказ Армении от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и решение армянской стороны стать членом Таможенного союза.

Для закрепления своей победы 2 декабря с. г. президент РФ В. Путин посетил Армению, подтвердив таким образом готовность России предоставить экономические преференции Еревану в ответ на его поддержку евразийских инициатив Москвы. Так, Россия обещала отменить пошлины на российский природный газ, что позволило снизить его стоимость с 270 до 189 долл. США за 1 тыс. куб. м; обязалась (в рамках подписания соответствующего контракта) поставить Армении 2,5 млрд куб. м газа в год в течение 2014–208 годов; списала долги закрытого акционерного общества «АрмРосГазпром»; отменила экспортные пошлины на необработанные алмазы, что дает Армении серьезный стимул в деле развития традиционной для нее алмазообрабатывающей промышленности.

Кроме того, достигнуты договоренности о создании совместного предприятия российской компанией «Роснефть» и армянского ЗАО «Ойл Техно» (предназначенного для обеспечения стабильных поставок армянской стороне до 400 тыс. тонн нефтепродуктов в год), а также о реализации ряда других совместных проектов, в т. ч. по реконструкции армянской энергетической системы и железнодорожной сети.

По оценкам проправительственных российских и армянских экспертов, в целом вступление Армении в Таможенный союз повлечет за собой прибавку не менее 4,5 % к ежегодному росту ВВП страны. Учитывая это, правительство Армении (при содействии российской стороны) в ускоренном порядке разработало «дорожную карту» присоединения страны к ТС, которая должна быть одобрена руководящими органами организации уже в ближайшее время. При этом отмечается готовность России пойти на убыток более 1 млрд. долл. США (в т.ч. из-за отказа от импортно-экспортных пошлин) для обеспечения быстрой и полной интеграции Армении в Таможенный союз.

Однако независимые армянские эксперты по-другому оценивают присоединение страны к российским интеграционным инициативам. Прежде всего, в этом плане обращается внимание на следующие аспекты:

во-первых, снижение Россией цены на газ для Армении было осуществлено в обмен на передачу Ереваном российскому ОАО « Газпром» 100 % акций компании «АрмРосГазпром» из-за чего армянская сторона окончательно потеряла возможность вести самостоятельную энергетическую политику. В частности, это вынудило Армению отказаться от предложенных Ираном поставок газа по более низким, чем в ОАО «Газпром», ценам, и без кабальных требований, которые выдвигаются Еревану Российской Федерацией.

Кроме того, преференции, полученные Арменией от России в газовой сфере, имеют исключительно иллюзорный характер, поскольку снижение цены на газ до 189 долл. США за 1 тыс. куб. м касается только его продажи ОАО «Газпром» своей же компании «АрмРосГазпром», которая, в свою очередь, поставляет его армянским потребителям уже по 391 долл. США за 1 тыс. куб. м (то есть по более высоким ценам, чем они платили до настоящего времени). Тем самым, вместо реальной помощи Армении, ОАО «Газпром», а фактически российские олигархи во главе с В.Путиным, будут «наваривать» по 202 долл. США на каждой тысяче кубометров газа;

во-вторых, парафирование Соглашения об ассоциации между Арменией и ЕС было одной из предпосылок проведения международной конференции финансовых доноров Армении, которая должна была состояться под эгидой Европейского Союза. По результатам конференции Армения могла бы получить 6–7 млрд долл. США, что было бы достаточно весомой поддержкой ее экономики. Вместе с тем, Армения не только не получила этих средств, но и утратила доверие иностранных кредиторов и инвесторов.

В свою очередь, Россия соглашается предоставить кредиты Армении исключительно для реализации собственных проектов на армянской территории, преимущественно с участием российских бизнес-структур. При этом возврат Еревана под контроль Российской Федерации позволяет Москве блокировать поступление внешних кредитов и инвестиций в Армению, в том числе от армянской диаспоры, занимающей достаточно весомые позиции в США и Франции;

в-третьих, присоединение Армении к Таможенному союзу фактически означает потерю права страны также и на проведение самостоятельной внешнеэкономической политики. Тем самым Ереван окончательно замкнул вокруг себя кольцо транспортной и торгово-экономической блокады, установленной ​​Азербайджаном и Турцией после захвата Арменией (при поддержке России) азербайджанского Нагорного Карабаха. Теперь уже Армения не сможет налаживать самостоятельные отношения и с Ираном, и Грузией, остававшиеся до этого момента ее единственными выходами во внешний мир;

в-четвертых, увеличение Москвой объемов военной помощи Еревану, а также усиление военной базы ВС РФ на армянской территории вовсе не гарантирует повышения уровня безопасности Армении. По сути отказ Армении от европейской интеграции привел к утрате ею возможности использовать свой будущий статус страны, ассоциированной с ЕС, как сдерживающий фактор в отношении Азербайджана и Турции, огласивших сближение или вступление в Европейский Союз своим приоритетом. В данной связи фактически отдано предпочтение российской грубой силе в деле политического обеспечения безопасности страны и урегулирования конфликта с Азербайджаном.

При этом Россия, предоставляя вооружение Армении, одновременно снабжает им и Азербайджан. Так, Россией и Азербайджаном реализуется масштабная программа военно-технического сотрудничества на общую сумму до 3 млрд. долл. США. В рамках этой программы Россия передает Азербайджану современные средства бронетанковой техники и ракетно-артиллерийские системы, боевые вертолеты, средства ПВО;

в-пятых, Армения неизбежно столкнется с такими же негативными последствиями членства в Таможенном союзе, которые в полной мере уже ощущают Беларусь и Казахстан. В первую очередь это будет касаться повышения внутренних цен на основные виды товаров, окончательного подавления армянского бизнеса финансово-экономическими структурами России, что приведет к остановке армянских предприятий, росту безработицы и, как следствие, к общему обострению социально-экономической ситуации.

В целом, с учетом приведенных выше обстоятельств, вступление в Таможенный союз, по сути, будет означать потерю Арменией независимости как в политической, так и в экономической сфере и сфере безопасности, при этом без всяких российских гарантий по защите ее интересов, а также реального предоставления обещанных экономических преференций.

Что же касается России, то потраченные ею средства на срыв европейской интеграции Армении вряд ли можно считать потерянными. Так, всего за один миллиард долларов США Россия:

сделала очередной шаг в деле реализации своей стратегической цели по восстановлению бывшей российской (советской) империи в рамках построения Евразийского союза. При этом был создан прецедент изменения вектора внешнего курса и для других стран бывшего СССР;

продемонстрировала свое превосходство перед Западом (в т. ч. США и ЕС) в плане влияния на постсоветском пространстве, по крайней мере, большинству стран региона, еще зависимых от Российской Федерации.

Кроме того, отказ Армении от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС нанес существенный ущерб, как европейской программе «Восточного партнерства», так и авторитету всего Европейского Союза, как влиятельной и действенной международной организации;

укрепила свои позиции и военное присутствие на Северном Кавказе, в т. ч. получила большие возможности для противодействия влиянию США, НАТО и ЕС в регионе, а также для влияния на Грузию и Азербайджан и на процесс урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В свою очередь, Россия теперь имеет возможность воспрепятствовать созданию новых транспортно-энергетических коридоров в обход российской территории, а также решать в свою пользу вопросы передела Каспийского моря;

завершила процесс установления своего контроля над ключевыми объектами армянской экономики. В частности, на сегодня, кроме компании «АрмРосгазпром», которая перешла в российскую собственность после решения Армении о присоединении к Таможенному союзу, во владении российской стороны уже имеются армянские предприятия ЗАО «Армянские железные дороги», ЗАО «Электрические сети Армении» и другие, прежде всего энергетические объекты.

Таким образом, за счет очевидных политических, экономических и безопасностных убытков Армении от вступления страны в Таможенный союз, Россия реализовала свои геополитические интересы.

Осознает ли это руководство Армении? Конечно. Однако все равно сдает интересы своей страны в пользу Российской Федерации. Трудно определить причину такого поступка. Однако, независимые российские эксперты объясняют это сугубо личными выгодами отдельных представителей армянских властей, получивших доступ к распределению доходов от перепродажи газа компанией «АрмРосГазпром».

Так ли это или не так — покажет время. Но практика шантажа и подкупа всегда оставалась одним из ключевых инструментов, используемых россиянами во взаимоотношениях с партнерами.