16 марта 2015

Противодействие российской пропаганде: о мессeджах, которые пытаются навязать миру путинские апологеты

Анализ действий Кремля в очередной раз подтверждает тезис о том, что вместе с военной агрессией информационная война остается одним из главных средств реализации имперских планов В. Путина. Углубленный мониторинг информационных «продуктов» кремлевской пропагандистской машины дает возможность выделить ряд мессeджей, которые пытаются навязать из Москвы трем основным «реципиентам» информационно-психологической обработки — европейскому сообществу, российскому обществу и некоторой части украинских граждан.

С начала 2015 года триединая задача циничной и масштабной информационно-пропагандистской работы российской власти и СМИ была направлена на: дискредитацию украинской власти/силовиков и срыв четвертой волны мобилизации; провоцирование населения на антиправительственные выступления из-за «гуманитарной катастрофы» на Востоке Украины, а также в поддержку сепаратистских сил (движений) в отдельных регионах нашей страны.

Так, для того, чтобы сорвать мобилизационные мероприятия в Украине, постоянно делается информационное вбрасывание, в т. ч. и через украинские СМИ: о непрофессиональности военного руководства Украины («не смогли адекватно и своевременно предотвратить формирование т. н. Иловайского и Дебальцевского котлов», не умеют управлять боевыми действиями на бригадном уровне одновременно на трех участках фронта); о неэффективности Вооруженных Сил Украины (не могут противостоять «вчерашним шахтерам и трактористам из ДНР и ЛНР», большое количество погибших, фактов отступлений украинских военных, сдача их в плен); о неудовлетворительном материально-техническом обеспечении военнослужащих АТО из-за коррупции военного руководства и тому подобное.

Параллельно российские спецслужбы и пропагандисты проводили мероприятия как по дискредитации волонтерского движения (распространение мошеннических схем, замаскированных под волонтерскую деятельность), так и по созданию/поощрению деятельности псевдоволонтерских организаций, использующих собранные волонтерами ресурсы для своего обогащения. В частности, в программах «Украинского медиа-холдинга» журналисты размещают интервью с представителями волонтеров и неправительственных организаций, собирающих средства, пищу и одежду для АТО, «о реальном развитии ситуации в зоне проведения АТО и материальном обеспечении ВСУ». Кроме того, на территории России ведется усиленная «обработка» украинских рабочих призывного возраста, якобы готовых выехать «добровольцами» в Украину.

Для провоцирования в украинском обществе настроений против власти адепты путинского режима пытались проводить спекулятивные мероприятия для подрыва курса гривны (в т. ч. путем вывода из страны валютных активов), провоцировать панические настроения среди населения (скупка валюты по завышенному курсу, закупка чрезмерных объемов продуктов первой необходимости — мука, сахар, соль, масло и тому подобное) и организовывать провокационные акции с тем, чтобы мирные протесты перерастали в силовые столкновения с правоохранителями.

Распространение социальных сетей в мире. Сравнение крупнейших соцсетей по доминированию в странах мира. Уже в 2013 году Facebook является абсолютным лидером. http://ria.ru/
 
 Самые популярные социальные сети в мире
http://thinking.bohdanvorona.name/

С этой целью в социальных сетях на основе украинофобии или антиправительственной риторики активно создаются и распространяются в разных регионах Украины тематические пророссийские группы. Модераторы этих групп одновременно являются координаторами массовых акций протеста, имеющих не столько социальную, сколько сепаратистскую направленность. Понятно, что кураторы из Лубянки, Ясенево и Хорошевки стремятся всячески скрыть свою причастность к антиукраинским блог-платформам на Востоке и Юге Украины наподобие «Славянского треугольника», «Антимайдан/Николаев/Южный фронт», «Фонда помощи Новороссии», «Против ОУН-УПА», «Центра координации Новая Русь» и других.

Продолжается финансовая и материально-организационная поддержка пророссийского неправительственного сектора в Украине через «Россотрудничество» и «Фонд публичной дипломатии им. Горчакова». Они обеспечивают финансирование русскоязычных общин и объединений «сторонников канонического православия» и «Русского мира», поддерживают действующие и создают новые псевдоевропейские проекты (в частности «Европейская галицкая ассамблея»), которые официально будут пропагандировать идеи евроинтеграции и в то же время критиковать чувствительные аспекты внутренней и внешней политики официального Киева, призывать к «реальному участию рядовых граждан в управлении страной» и «созданию региональных автономий».

В ближайшее время планируется положить начало информационно-аналитическому просветительскому проекту антиукраинской направленности «Иди и смотри» для поддержки деятельности т. н. «ДНР/ЛНР» и исполнения «функции культурного центра Новороссии в РФ». Кроме того, в Харьковской области, при поддержке ФСБ РФ, будет создаваться еще одна пророссийская организация «Славяне единомышленники-патриоты», которая будет состоять из мобильных групп, занимающихся пророссийской пропагандой.

На Лубянке фиксируется также активизация кураторов «русинского» и «православного» направлений политики Москвы. В частности, московской «командой» из окружения так называемого «премьер-министра Республики Подкарпатская Русь» П. Гецка прорабатывается план дестабилизации ситуации в Закарпатье, напоминающий «крымский» и «донбасский» сценарии. Российские спецслужбы реализуют также вариант активного использования религиозного фактора, прежде всего возможностей и потенциала РПЦ (отдел УПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами, гуманитарная миссия «Милосердие без границ») с целью манипулировать настроениями паствы и побуждать ее к «защите своей веры». При этом российская сторона планирует усиливать обвинения Киева в «попытках захватить храмы Украинской православной церкви МП» и трактовать их как нарушение Минских договоренностей.

В планах РПЦ — возобновление выпуска газеты «Православный выбор» и работы одноименного сайта, а также создание в 2015 году новых епархий в Донецкой, Луганской, Херсонской, Николаевской, Сумской и Харьковской областях, руководителями которых планируется назначить «правильных» священников как из числа граждан Украины, так и из числа российских граждан.

На Западе российская дипломатия, спецслужбы и пропагандистская машина сосредоточивают свои усилия на ограничении уровня международной поддержки Украины, недопущении предоставления украинским Вооруженным Силам высокоточного и летального оружия, отмене/смягчении санкций Запада.

Первоочередным приоритетом для Кремля остается укрепление пророссийского лобби в Европе. При этом Москва, главным образом, ориентируется на бывших сателлитов социалистического лагеря — Венгрию, Болгарию, Балканские страны, а также Грецию, которые могут стать авангардом возрастающего «сопротивления» против жесткой линии ЕС в отношении России. Это предопределено возможностью манипулировать недовольством населения невысоким, в сравнении с другими странами ЕС, уровнем жизни, а также использованием, как рычага влияния, энергетического фактора.

Особенно популярным направлением для кремлевских пропагандистов стало подстрекательство европейских производителей, несущих потери вследствие политики санкций против России, усиление давления на национальные правительства с целью блокирования ввода новых санкций и снятия части действующих ограничений, а также массированное использование открытых и закрытых конференций, круглых столов и заказных публикаций европейских политиков и экспертов для увеличения уровня поддержки населением стран-членов ЕС радикальных политических сил, критикующих Брюссель и США за их давление на РФ.

В ООН мероприятия по дискредитации нашего государства предусматривают закрепление мифологемы об исключительно «внутреннем конфликте в Украине» и перекладывании ответственности за ситуацию на руководство нашей страны, а также недопущение избрания Украины в состав непостоянных членов Совета Безопасности на период 2016-2017 гг. на выборах в октябре с. г. Для того, чтобы не допустить увеличения помощи западных государств и международных финансовых организаций, распространяются тезисы об «использовании украинской властью помощи международных финансовых институций для эскалации военных действий на Донбассе». В Секретариате ОБСЕ российскую позицию продвигает директор департамента транснациональных угроз А. Лиженков.

В медийном пространстве стран СНГ российская сторона распространяет «специальные» информационные продукты для идеологической обработки населения этих государств в контексте «выгодности и безальтернативности» интеграционных процессов с РФ, а также для убеждения местных правящих элит в нецелесообразности расширения Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном сотрудничества с Украиной (является важным элементом в стратегии Кремля по экономической дестабилизации ситуации в нашем государстве). Поводом для антиукраинской истерии очевидно станет также празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Активизация антиукраинской деятельности пророссийских неправительственных организаций в квазигосударствах (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия), в Казахстане, Прибалтийском регионе и Польше свидетельствует о том, что Кремль прорабатывает варианты усиления влияния и дестабилизации ситуации в странах постсоветского пространства и Европы с целью отвлечь внимание мирового сообщества от ситуации на Донбассе. Имеются ввиду, например, автономистские движения в Польше («Движение Автономии Силезии», «Союз граждан силезской национальности») и новообразованные сепаратистские проекты в Литве и Латвии («Виленская народная республика» и «Латгальская народная республика»).

В то же время внутрироссийская пропаганда уже не нуждается в «сверхкреативности» — после годового промывания мозгов российский обыватель легко поглощает киселевские, соловьевские и михалковские мифы о «киевских карателях, людоедах, кровопийцах, убийцах» и тому подобное. Практически каждый рядовой россиянин уверен в «заговоре западных стран», как бы не считающих Россию равноправным партнером и преднамеренно пытающихся дестабилизировать ситуацию в стране для устранения В. Путина от власти.

«Исследования» социологических центров изображают картину беспрекословной поддержки российским обществом политики Кремля, в т. ч. что касается Украины и Крыма. Параллельно российские СМИ продолжают нагнетать в обществе высокий уровень нетерпимости к инакомыслию, где навешиваются на оппозиционные силы в РФ ярлыки «пятой колонны», действующей в интересах Запада, «стремящейся разрушить стабильность в стране и погрузить государство в хаос».

Чтобы не допустить в России массовых акций общественного неповиновения и их перерастания в «цветную» революцию, в январе с. г. в Москве было сформировано провластное движение «Антимайдан», члены которого фактически получили от российской власти «лицензию на физическую расправу» с участниками акций протеста против власти (об этом свидетельствуют избиения и аресты граждан, участвовавших в мероприятиях, посвященных годовщине Майдана в Украине и митингах в поддержку Н. Савченко возле Посольства Украины в Москве, а также циничное убийство Б. Немцова).

В интересах консолидации подконтрольных национал-патриотических организаций и движений и «беспрекословной» победы провластных сил на региональных выборах 13 сентября с. г. полномочным представителям президента РФ в федеральных округах уже даны указания проводить на систематической основе массовые мероприятия национал-патриотического толка (марши и митинги), во время которых будет высказываться «народная» поддержка президента В. Путина, требования о надлежащем гарантировании национальной безопасности на фоне агрессивной политики расширения НАТО и вмешательства Альянса в дела других государств, а также будут звучать призывы отстранить от руководства «пятой колонны»/люстрировать отдельных чиновников, провести референдумы для внесения изменения в статьи конституции России, касающиеся расширения полномочий главы государства и противодействия попыткам организации государственного переворота/«майдана» в Российской Федерации. Показательной в этом плане акцией стало проведение 21 февраля «антимайдановских» массовых мероприятий в самых крупных городах РФ, которые к тому же продемонстрировали высокий уровень «самоцензуры» среди российских журналистов.

Традиционно всплески кремлевской пропаганды следует ожидать к таким «знаковым годовщинам», как: «крымский референдум и воссоединение полуострова с РФ» (соответственно 16 и 21 марта), «события в Одессе и Мариуполе», «70-летие Победы в Великой Отечественной войне» (май), «катастрофа малазийского Boeing» (июнь) и тому подобное.

Как видим, Д. Киселёв, «неисторически-неполитическое» Бесогон TV и другие апологеты В. Путина в ближайшее время получат достаточно поводов для «состязания» в создании образцов сверхпатриотической лжи для внутреннего и внешнего «потребления».

Жаль, что легковерность и конформизм россиян, части европейцев и украинцев оставляют кремлёвско-лубянковской пропагандистской машине шанс на подрыв единства международного демократического сообщества в борьбе с откровенными нарушителями мирового порядка и международного права.

Осознавая этот вызов, Украине, прежде всего, необходимо создать собственную действенную государственную систему информационной безопасности (в т. ч. ее составляющую — подсистему информационного противодействия), деятельность которой должна иметь наступательный характер как на внутреннем, так и на внешнем фронтах информационной борьбы с главной целью — усиление информационной политики по противодействию российской пропаганде и её распространению на страны-партнеров ЕС.

Эта задача, среди прочего, должна полностью координироваться с работой по противодействию российской пропаганде, уже начавшейся в Европейском Союзе в рамках разработки Плана действий по стратегической коммуникации в поддержку свободы СМИ и европейских ценностей. Как предполагается, документ будет принят на саммите ЕС 19-20 марта с. г.