20 февраля 2015

В гостях у БИНТЕЛ генерал-лейтенант П. П. Ткачук

Павел Петрович Ткачук

Начальник Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного.

Генерал-лейтенант.

Доктор исторических наук, профессор.

Кавалер орденов «За заслуги» I, II и ІІІ степеней, награжден медалями «За безупречную службу», «Защитнику Отечества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Необходимо заложить в головы идущим нам на смену, что опасно пренебрегать вопросами обороноспособности страны, что преступно ставить их в зависимость от партийной, политической, клановой конъюнктуры»

— Возглавив военный институт, Вы не могли не осознавать, что если и проявлять заботу о преемственности в подготовке профессиональных военнослужащих, то исходя из принципов, отвечающим интересам Украины как самостоятельного государства. По-вашему, в тот момент все ли, от кого зависела такая подготовка украинских защитников, осознавали глубину этой проблемы? Что для Вас, как начальника военного учебного заведения, было тогда самым сложным?

— То время я очень хорошо помню. Замечу, вначале XXI столетия в нашем военном образовании проблем было немало. Рушился процесс преемственности поколений: офицеры советской школы массово уходили в запас, а офицеры украинской школы, прибывавшие им на замену, по различным причинам не обладали необходимыми фундаментальными теоретическими знаниями, достаточными практическими навыками, в частности, и боевым опытом. Некомпетентность командиров среднего звена выливалась в проблему профессиональности офицеров первичного тактического звена. По цепной реакции это порождало негативные явления в подготовке рядового и сержантского состава. Вооруженные Силы Украины испытывали острую нехватку специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, лидеров, способных решать как привычные, так и нестандартные задачи. Понятно, такое состояние дел не удовлетворяло высшее руководство военного ведомства. Вот при таких обстоятельствах мне и довелось возглавить военный институт. Что было самым сложным? То, что мы испытываем, когда беремся за любое новое дело: определить правильное соотношение между новым и старым, сохранить золотой фонд кадров, избавиться от балласта, не дать разрушить материальную базу, модернизировать ее, в конечном итоге, запустить систему обучения, утвердить обязанности должностных лиц в едином учебно-воспитательном комплексе подготовки военных специалистов. То, что нам удалось сделать для видового вуза Сухопутных войск — заслуга всех, кто участвовал в этом процессе. А когда наше учебное заведение получило статус Академии Сухопутных войск, то оно уже отвечало международным требованиям. Нам пришлось очень постараться, чтобы таким же требованиям отвечал учебный процесс. Правда, кое с кем нам пришлось попрощаться, но основной костяк остался и я благодарен своим подчиненным за понимание моих требований к организации учебного процесса.

— Вас, как выпускника Одесского артиллерийского училища, не пытались обвинить в непатриотизме, когда десять лет назад предпринимались попытки полностью перевести Академию из Львова в Одессу, а Вы упрямо и аргументировано противостояли этому? И нельзя ли предположить, что еще в те, сравнительно далекие времена наши потенциальные противники уже имели в виду боевые действия, в настоящее время ведущиеся на Востоке Украины?

— В то время мы если и думали об этом, то возможное развитие таких событий не укладывалось в нашем сознании. Не хотелось, чтобы ситуация развивалась именно так, как это мы наблюдаем сегодня. Но известно, что во внимание всегда принимается целесообразность размещения в какой-то местности военной части или военного учебного заведения. По крайней мере, военный всегда мыслит именно так. Ведь он отвечает за безопасность государства, принимал для этого присягу. Если вкратце — в непростые времена развала армии нам удалось создать и сохранить в Академии ядро мастеров своего дела. Они сочетают традиции отечественной военной школы с современными достижениями подготовки лучших армий мира — это и выделяет Академию им. гетмана Петра Сагайдачного, производит впечатление на наших коллег в стране и за ее пределами. Что касается моих бывших «оппонентов», которым не нравилось местонахождение военного учебного заведения во Львове (а среди них были и представители так наз. общественности, кое-кто из народных депутатов, военные, политики), то что сегодня об этом вспоминать? Главное, что руководство нашей страны нас поддерживало и всегда прислушивалось к нашим аргументам.

— Вы сказали, что для усовершенствования учебного заведения постоянно что-то предпринимается. Очевидно, это делается с учетом боевых действий в так называемой зоне АТО?

— Анализируя вначале антитеррористической операции на Востоке Украины действия командиров подразделений, мы зафиксировали, что они не всегда принимали четкие решения на выполнение боевой задачи. На это была реакция в соответствующих структурах, и во все высшие военные учебные заведения поступили материалы с анализом применения военных частей и подразделений в зоне АТО, с конкретными рекомендациями по использованию в учебном процессе приобретенного боевого опыта и тому подобное.

На Ученом совете Академии мы постановили, что для обобщения опыта АТО, положительно влияющего на выучку будущих офицеров, а впоследствии позитивно способствующего качественной и быстрой адаптации воинских подразделений в современных реалиях, необходимо обязательное нахождение непосредственно в зоне вооруженного противостояния преподавательского состава, офицеров-командиров видового вуза, Международного центра миротворчества и безопасности, 184 Учебного центра. Поймите, одно дело, когда рекомендации поступают «сверху», и совсем другое, когда конкретное виденье улучшения учебного процесса выкристаллизовывается в районе боевых действий. Замечу, что сегодня, когда мы с вами здесь разговариваем, в составе боевых частей всех секторов зоны АТО пребывают офицеры Академии на должностях командиров, начальников штабов, служб, офицеров структур по работе с личным составом и тому подобное. После возвращения из командировок они составляют отчеты, готовят методические, рекомендательные материалы, выступают перед коллективами кафедр, учебных подразделений. Таким образом, мы получаем объективную оценку нашей работы. Нарабатываем такой необходимый нам боевой опыт, цена которому одна — жизнь и победа. Кстати, тот офицер Гера, о котором вел речь в интервью вашему Борисфен Интелу генерал Анатолий Лопата, — это старший лейтенант Владимир Гера, с которым во время его лечения постоянно поддерживал связь его бывший руководитель по кафедре подполковник Алексей Шевченко, в настоящее время — начальник учебного отдела Академии. Благодаря таким контактам между преподавателями и выпускниками достигаются две важные цели. Первая — военно-профессиональная: к нам поступает горячая, самая оперативная информация от непосредственных участников боевых действий. Соответственно, также оперативно, мы предоставляем им рекомендации, вносим изменения в учебные планы и в организацию практических занятий с курсантами и офицерами, проходящими у нас переподготовку. Вторая — гуманистическая: наши выпускники, находясь на излечении после ранения, контузии, регулярно общаясь со своим преподавателем, своим курсовым офицером, остаются в своем социальном окружении, в привычном ритме психологического настроя военного человека, чувствуют, что они нужны, а это существенно и положительно влияет на их реабилитацию, выздоровление, оберегает психику от посттравматических состояний.

— Среди тех, кто сейчас учится в Академии, есть такие, кто получил боевой опыт в АТО?

— На данный момент среди слушателей — 45 участников антитеррористической операции, на практике видевшие все преимущества и недостатки текущей подготовки офицера, сержанта, рядового Вооруженных Сил Украины.

— «Практика — критерий истины» — нынче более чем актуальная пословица не только для Академии, но и для всего состава наших Вооруженных Сил. Насколько удается оперативно корректировать учебные программы, учитывая боевой опыт ваших выпускников, в настоящее время выполняющих боевые задачи на Востоке Украины?

— Академия — органическая составляющая Вооруженных Сил и никоим образом не стоит в стороне от задач, решаемых армией. Уже в 2014 году были кардинально изменены все учебные программы, 100 % планов практических занятий на технике, местности, на вооружении. Соответственно произошли изменения в тактической подготовке ведения боя, выхода из него основных боевых подразделений сухопутных войск. Повторяю: опыт антитеррористической операции здесь играет ключевую роль. Подготовка и обучение курсантов выпускных курсов кардинально перестроены. Академия и ее подразделения также подключены к активному выполнению боевых задач на востоке Украины.

— Можно ли подкрепить это фактами, о которых у нас «военные журналисты» из наших мощных СМИ не имеют представления, вынося на суд общественности «бытовые пререкания»?

— В прошлом году в интересах выполнения задач обороноспособности государства мы провели дополнительную подготовку около 10 000 человек из числа мобилизованных граждан Украины. Свою квалификацию повысили свыше 1 тыс. военнослужащих Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины. Академия выполнила мобилизационное задание по развертыванию и формированию отдельной артиллерийской бригады. Полевая учебно-материальная база (Яворовский полигон) активно используется для формирования и боевого слаживания 24 омбр, 80 оаэмбр, подразделения которых комплектуются посредством мобилизации. 69 офицеров — преподавателей, 157 курсантов старших курсов Академии в прошлом году принимали непосредственное участие в подготовке военнообязанных и офицеров запаса военных частей Западного региона. До полусотни офицеров, военнослужащих контрактной службы из состава Академии и ее подразделений с апреля по декабрь прошлого года находилось в зоне АТО, где выполняли боевые задачи. Сегодня там пребывает более трех десятков наших военнослужащих. Там есть наша военная техника и вооружение, в частности, артдивизионы. На специальной, инженерной технике экипажи Академии выполняют боевые задачи. Ведущими специалистами Академии постоянно обобщается опыт непосредственных участников боевых действий — рядовых, сержантов, курсантов, офицеров. По результатам этой работы внесены изменения и дополнения в занятия по боевой подготовке малых групп, отдельных отрядов, антиснайперской борьбе, деятельности ремонтно-возобновительных подразделений переднего края, специалистов контрбатарейной подготовки, инженерных подразделений и тому подобное. Также специалисты Научного центра Сухопутных войск по заказу Научного управления Генштаба ВС Украины исследовали систему деятельности органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций оборонного ведомства, других военных формирований и правоохранительных органов, касающейся их функционирования в условиях дестабилизации общественно-политической обстановки в вопросах оборонной и мобилизационной работы. Данный анализ будет учитываться при внесении изменений в законодательную базу и другие нормативно-правовые документы Украины.

— Боевые действия в зоне АТО «подсказывают» военным специалистам, насколько правильно они вели свою подготовку в мирных условиях. Есть ли необходимость в том, чтобы открыть специальные офицерские курсы, где бы имели возможность периодически, скажем, раз в году, обучаться командиры разных звеньев? (Во времена СССР были академические курсы «Выстрел»).

— Я бы разделил проблему на несколько составляющих. Что касается повышения квалификации действующих офицеров тактического звена. Имеющаяся у нас курсовая академическая сеть, собственно, и предназначена для соблюдения одного из принципов военного образования — непрерывности. Так, в течение последних лет занятия этой сети, где преподают не только наши специалисты, но и специалисты ведущих иностранных военных учебных заведений, посетило немало офицеров Вооруженных Сил Украины. Превращение курсовой сети в постоянно действующий комплекс переподготовки офицеров тактического звена Сухопутных войск — заслуживающее внимание предложение, органично вписывающееся в виденье военного образования, как составной новой военной доктрины Украины. Что же касается подготовки офицеров запаса, то у меня вызывает сложную гамму чувств стремление механически увеличить количество военных кафедр при гражданских вузах.

Если же говорить о медицине, с учетом опыта антитеррористической операции, то с этим нельзя не согласиться. А вот расширение подготовки офицеров запаса для механизированных, танковых, артиллерийских и других боевых частей на базе гражданских учебных заведений меня, мягко говоря, более, чем удивляет. Предложение увеличить количество высших учебных заведений, на базе которых проводится военная подготовка, вовсе непрофессионально. Оно, к сожалению, свидетельствуют о доминировании экстенсивного подхода во взглядах на военную реформу в целом, и реформу военного образования — в частности. Это напоминает «большой экономический скачок в КНР» 50-х годов двадцатого столетия, когда чугун выплавлялся в каждом китайском крестьянском подворье, и КНР таким образом в этом вопросе даже опередила СССР. Однако, этот чугун был непригоден даже для хозяйственных нужд… А антитеррористическая операция, опыт Академии неоднократно доказывали, что выпущенные гражданскими вузами офицеры запаса во время мобилизации, боевого слаживания, подготовки подразделений к применению оказались непригодными к использованию по своему предназначению. Как по военно-профессиональным, так и морально-деловым качествам. К сожалению, это напоминает ту выплавку чугуна.

— Каково Ваше отношение к контрактной службе, если исходить из того, что подавляющее большинство рядового и сержантского состава в Крыму перешло на службу к россиянам? И чем это можно объяснить: недостатком в патриотическом воспитании или недостатком организации территориальной обороны? Возможно, если бы был экстерриториальный принцип комплектования, то таких позорных явлений перехода военнослужащих на сторону врага можно было бы избежать?

— Не объяснял бы проблему небоеспособности военных частей Вооруженных Сил Украины, дислоцированных в Крыму, лишь недостатками территориального принципа комплектования. Она более глубока, ее истоки — в стратегических просчетах экономической политики, идеологической деятельности, кадровых провалах руководства страны по отношению к одному из своих субъектов. Военное поражение в Крыму — лишь одна и никоим образом не самая тяжелая из ипостасей общего поражения Украины на полуострове. Что же касается тех, кто перешел на службу в армию агрессора, то, как нам становится известно (ведь у многих из нас в Крыму остались родственники, знакомые, однокашники, сослуживцы, военные пенсионеры), немногие из них получили выгоду из этих метаморфоз. К изменникам во все времена, у всех народов и в армиях отношение одинаково скверное. По-видимому, в детстве они не читали «Трех мушкетеров», а если и читали — не запомнили, что ответил Д'Артаньян на предложение кардинала Ришелье перейти из мушкетеров в гвардию кардинала: «Меня плохо воспримут здесь и неправильно поймут там, следовательно, я вынужден отказаться».

Что касается патриотического воспитания. По-моему, это одна из стратегических целей, которую должна достичь частичная мобилизация 2015 года, как бы ни парадоксально это не звучало на первый взгляд. Предусмотрю отрицание: «О каких проблемах патриотического воспитания разговор, когда наши ребята, наши земляки на фронте и в тылу демонстрируют примеры героизма и самопожертвования во имя Родины?» Честь им, уважение и почет. Не о них сейчас речь… Имею в виду дезертиров. Так, на протяжении трех волн мобилизации 2014 года на Львовщине открыли 121 криминальное производство за уклонение от мобилизации. Имеется в виду одна из тридцати повесток, вручаемая адресату. Имеются в виду родители, которые, не боясь Божьего наказания, отказываются от своих сыновей, сообщая представителю военкомата, что уже много лет не поддерживают контактов с ребенком и не знают, где он сейчас пребывает.

Речь о разрушении принципа единоначалия. О том, как злоупотребление, предательство отдельных высших офицеров армии и флота в начале 2014 года, непрофессионализм и малодушие некоторых старших офицеров в боях середины года трансформировались в общественном сознании в общий знак уравнения с такими руководителями всех офицеров и генералов армии, и соответственно пренебрежительное отношение к выполнению приказов и распоряжениям командиров и начальников.

Анализ военной прокуратуры свидетельствует: после дезертирства, уклонения от военной службы, кражи оружия и боеприпасов, факты неповиновения, отказа от выполнения приказа — одно из распространенных криминальных правонарушений в военной среде.

Первоочередная задача сегодня — вернуть людям, прежде всего мобилизованным, веру в командиров, вложить им в голову тезис о том, что все мы — по одну сторону фронта, и без надлежащей дисциплины и субординации армейское подразделение превращается в сборище, которое непременно станет жертвой врага. Силами одних военных с этими проблемами качественно и в полном объеме не справиться. Здесь нужны усилия местных органов государственного управления, местного самоуправления, руководителей и коллективов предприятий, организаций и учреждений. Это и будет практическим олицетворением патриотического воспитания. Что же касается принципа комплектования Вооруженных Сил Украины, то убежден в следующем: формирование военных частей лишь по принципу призыва в условиях современной армии исчерпало свои возможности. Одновременное комплектование лишь по контрактной системе является экономически неподъемным делом. Следовательно — необходима смешанная система комплектования армии и флота по экстерриториальному принципу. Законы Украины, Указы Президента Украины, решения Кабинета Министров Украины, документы РНБО по военным вопросам свидетельствуют об избрании руководством государства именно такого принципа комплектования.

Тот, кто это понимает, от кого это зависит, должен следить, чтобы не повторилось подобное в будущем. Необходимо заложить понимание в головы идущим нам на смену то, что опасно пренебрегать вопросами обороноспособности страны, что преступно ставить их в зависимость от партийной, политической, клановой конъюнктуры. Вот это и будет патриотизм в его наивысшем, государственном проявлении.

— Вы неоднократно посещали иностранные учебные заведения, наладили сотрудничество с коллегами из других стран. Вы им довольны?

— Учебно-воспитательный процесс нашей Академии изучается военными педагогами в близком и далеком зарубежье, а наши научно-педагогические работники и курсанты — желанные гости иностранных военно-учебных заведений.

Наше международное военное сотрудничество началось в 2006 году, когда Академию посетил посол Соединенных Штатов Америки в Украине Вильям Тейлор. С тех пор количество визитов иностранных военных делегаций постоянно увеличивалось. Лишь в течение 2010-2011 учебного года Академию посетили до полусотни иностранных делегаций из США, Польши, Франции, Канады, Германии, Великобритании, Монголии, Чехии, Дании и других стран, что свидетельствует о сохранении и преумножении традиций, заложенных в течение десятилетий существования вуза во Львове.

Самыми заметными и запоминающимися были визиты президента Монголии Цахиагийна Элбегдоржа, в 1988 году окончившего обучение в нашем вузе (ему присвоено звание «Почетный доктор Академии»), Посла США в Украине Джона Теффта, командующего Сухопутными войсками США в Европе генерала Хертлинга. Им понравилась робота командования и научно-педагогических работников, современная научно-материальная база Академии. Кстати, наше учебное заведение было признано лучшим в Вооруженных Силах Украины по количеству и качеству проведенных международных мероприятий.

Особое внимание уделяем двухстороннему обмену курсантами и преподавателями с американским Вест-Пойнтом, французской Военной школой Сен-Сир Коэткидан.

Высокий рейтинг организации учебно-воспитательного процесса Академии вызывает неподдельный интерес у представителей ведущих военно-учебных заведений Европы, Азии и Соединенных Штатов Америки. В целом ежегодно в нашем заведении проходит до 100 международных мероприятий.

— Ну вот монгольский президент не забывает о том, как учился во львовском военном училище. А кто из россиян в настоящее время интересуется нашим заведением?

— Иногда заглядывают те, кто когда-то учился в стенах ЛВВПУ. И не более того. Но нас никто не может упрекнуть, что мы не готовы принять своих гостей, особенно, когда они искренние в своих устремлениях. Это — признак цивилизованности.

— Павел Петрович, интересно было бы услышать, о чем Вы мечтаете, находясь у руля Академии в наше такое непростое время?

— Мечтаю о создании «Форта «Гетман Сагайдачный». Наподобие мощных центров подготовки военных специалистов всех уровней для видов ВС США. Это должно быть заведение на базе нашей Академии, Яворовского полигона, учебного центра, Международного центра миротворчества и безопасности, Научного центра Сухопутных войск, сержантского колледжа, лицея и других частей. Он будет обеспечивать Сухопутные войска ВС Украины высококвалифицированными кадрами тактического и оперативно-тактического звена. Кое-что для этого уже делается.

Вот и хочется пожелать Вам успехов в этом деле и поблагодарить за ответы на мои вопросы.

 

 Беседу записал Олег МАХНО.

Фото капитана Дмитрия Бучко

 

Высокий патриотизм и преданность военной присяге выпускников академии, принимающих участие в АТО, высоко оценены руководством государства: 115 офицеров отмечены государственными наградами, из них орденами Богдана Хмельницкого — 84 офицера, «За мужество» — 36, а Александр Петраковский и Евгений Зеленский за личное мужество и самоотдачу удостоены самой высокой награды — звания Герой Украины. Последний, к сожалению, посмертно.