24 сентября 2014

Ислам: Путь к свету или дорога в сумрак средневековья?

Часть 1. Ислам и исламизм.

Чопорная и традиционно консервативная Великобритания, прагматичная и дисциплинированная Германия, темпераментные и импульсивные Испания и Италия, Франция, с ее духом свободы и бунтарства — это Западная Европа.

Если сегодня внезапно попадешь в лондонское метро, то сразу и не сообразишь, в какой стране находишься — то ли в Индии, то ли в Пакистане, а то и в одном из государств Магриба. Что в Берлине, что в Вене, что в Париже рано утром разбудит вас голос муэдзина, призывающего правоверных к утренней молитве… Турецкая и арабская речь стала привычной. Женские фигуры, плотно закутанные в хиджабы, уже ни у кого не вызывают интереса или удивления. Все это обыденно для большинства государств Западной Европы. Ислам пришел и укрепился надолго.

После терактов 11 сентября 2001 года внимание западного мира сконцентрировалось на исламистских организациях, заявивших о своей готовности прибегнуть к насилию, а главными врагами Запада были признаны так называемые «джихадисты». Все остальные организации, начиная с действительно умеренных и заканчивая салафитскими (сторонники идей радикального ислама — ваххабизм), обещавшими строить «халифат» мирными способами, попали в категорию «умеренных». Насколько стали важными для европейских элит взаимоотношения между мусульманскими общинами так называемого «западного ислама»? Кто такие «джихадисты»? В чем различие между исламским и исламистским?

 

Примечание:

исла́м (араб. الإسلام)‎‎ монотеистическая сравнительно молодая мировая религия. В доисламские времена на Аравийском полуострове у каждого племени было своё божество. Арабы-скотоводы были язычниками, поклонялись духам предков, имели место астральные культы, а также фетишизм (поклонение деревьям, скалам, камням) и тотемизм (племя льва, лисицы, волка; культы быка и барана).

МеккаВ начале III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой считалась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять. Здесь же находился Черный камень Каабы, почитаемый всеми племенами, видевшими в нем символ высшего божества. Вокруг Каабы располагались 360 изображений языческих божеств, главным из которых был бог войны Хубал, а рядом был выкопан древний колодец Земзем, вода которого считалась священной. Ежегодно арабы совершали паломничество в Мекку. Около 440 года хранителем Каабы стало мекканское племя курейшитов, откуда происходил будущий пророк ислама Мухаммад. Считается, что его родословная восходит к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.
Аль-Кааба считается главной святыней мусульманСлово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «полное подчинение» законам Аллаха. В шариатской терминологии ислам — это абсолютное единобожие. Приверженцев ислама называют мусульманами.
Главная священная книга ислама — Коран. В нем трактуется четкое понятие «вера» (иман), а под обобщающим названием «Столпы веры» излагаются идеологические основы ислама. Их шесть:

  • вера в Аллаха — творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие;
  • вера в ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли;
  • вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду божественные откровения, ниспосылаемые в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Таурата (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены;
  • вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был и есть только Мухаммад;
  • вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая;
  • вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть, в то, что все события происходят по замыслу Творца.

КоранПредопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, происходящих в мироздании; все события случаются с одобрения Аллаха, в соответствии с его знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.
Язык богослужения — классический арабский. Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммада. Он является пророком (всего в исламе насчитывается около 124 тысяч пророков), самым последним («печать пророков») и великим, после него уже не будет других.
Сегодня в мире насчитывается, по разным оценкам, от 1,2 до 1,57 млрд. мусульман (22,74% от всего населения Земли). Исламские уммы охватывают более 120 стран мира, в основном, в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В 35 странах они составляют большинство населения, а в 28 являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие.

 

Распределение мусульман по странам
Распределение мусульман по странам
Инфографика http://www.salamnews.org/

К концу XIX века в исламе наметились две тенденции -консервативная и модернистская. Консерваторы призывали вернуть ислам к его исходному основанию, к «чистому исламу», к буквальному восприятию священных текстов и завещанной пророком теократической власти.

Модернисты стремились приспособить отдельные положения ислама к реалиям современного мира. К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама. Этот процесс длился почти весь ХХ век. Так возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. А радикализация мусульман привела к появлению исламского терроризма.

 

Примечание:
исламизм
— религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием, будут решаться на основе норм шариата. Исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада» (священной войны) в его самых сильных формах».
Ислам это религия, Исламизм — политическое течениеНаиболее характерные свойства исламизма следующие:

  • фундаментализм — как возвращение к основам «чистого ислама» (салафизм);
  • возрождение активной веры и обрядов;
  • интегрализм — объединение всех сфер жизни общества и государства под законами шариата, и связанный с ним теономизм, буквально «главенство законов Господа», прямое, буквальное и всестороннее применение норм шариата;
  • теократизм — восстановление Аллаха как верховной власти;
  • терроризм — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта каких-либо долговременных последствий.

Известный американский историк, публицист, писатель и политический комментатор, специалист по исламу и ближневосточному конфликту Даниэль Пайпс считает, что исламизм есть третья тоталитарная идеология, предлагающая нелепый средневековый подход к проблемам современной жизни, несущая угнетение немусульманам, женщинам, оправдывающая распространение власти ислама с помощью силы.

 

Деление исламистов на «умеренных» и «радикалов» в зависимости от того, применяют ли они в своей практике насильственные меры, вызвало неприятие многих политиков и исследователей. Так, израильский профессор, известный эксперт по исламу Эммануэль Сиван отмечает, что получившие статус «умеренных» придерживаются точно такой же идеологии, как и те, кого относят к «радикалам». Ислам, по их мнению, стоит перед лицом смертельной опасности: уничтожением «западной отравой» — современными светскими и материалистическими идеями и соответствующим образом жизни. Настоящие мусульмане должны объединяться в добровольные союзы — джамааты, своеобразные вне досягаемости государства «анклавы». Цель джамаатов — максимально расширить свое влияние и, в идеале, прийти к власти в государстве, используя для этого самые разные способы: участие в парламентской деятельности, оказание влияния на элиты, развязывание дестабилизирующего террора и т.д. Именно поэтому мусульмане в странах Западной Европы, как правило, не ассимилируют, не принимают культуру этих стран, живут обособленно, строго соблюдая свои нравы и обычаи, подчиняя местную культуру своим законам.

По мнению Э.Сивана, проводить различие между «умеренными» и «радикалами» означает упускать из виду то обстоятельство, что выбор и теми, и другими «лекарственных средств» от «западной отравы» зависит исключительно от возможности реализовать главную цель: захватить политическую власть и установить режим, руководствующийся исламским законом (шариатом).

Несмотря на критику нового деления исламских организаций, понятие «умеренные» прочно вошло в политическую практику западного мира. Сторонники такого деления считают, что именно «умеренные исламисты» помогут справиться с террористической угрозой. Причем, здесь имеется два разных подхода.

Первый подход подразумевает то, что «умеренные исламисты» способны перевести энергию радикального ислама в «мирное русло».

Второй подход предполагает, что «умеренные исламисты» являются на данный момент естественными союзниками Запада и что некоторая радикализация «западного ислама» Западу даже полезна. Как заявил Рюэль Марк Герехт, бывший сотрудник Ближневосточного отдела ЦРУ, эксперт Института американского предпринимательства, «бен ладенизм может быть переварен только фундаментализмом. «Умеренные» мусульмане не смогут разгромить бен ладенизм, пока не заговорят с его аудиторией на понятном ей языке и с такой же страстью».

Характерно, что сторонники, как первого, так и второго подхода в качестве союзника рассматривают радикальную исламистскую организацию «Братья-мусульмане». В то время как на родине «Братьев-мусульман» в Египте деятельность организации официально запрещена, в Европе существуют её филиалы, играющие чуть ли не ведущую роль в формировании европейской политики мусульманских организаций.

 

Примечание:

Логотип «Братьев-мусульман»

«Братья-мусульмане» (араб. «аль-Ихван аль-Муслимин») — члены религиозно-политической организации «Ассоциация братьев-мусульман», созданной в Исмаилии (Египет) в 1928 году шейхом Хассаном аль-Банной. Организация возникла, как исламское реформистское движение, имеющее целью вернуть ислам к фундаментальным основам Корана и Сунны (толкование Корана), оказать сопротивление западному колониализму и империализму, создать общество, основанное на принципах справедливости путем строгого следования исламским нормам, предписанным Кораном и Шариатом (Свод мусульманских законов).
Важное место в разработке идеологии Братьев-мусульман, помимо учения Хассана аль-Банны, занимают также произведения известных богословов Саида Кутбы, Мустафы ас-Сибаи, Мухаммада аль-Газали и многих других, впервые сформулировавших основные принципы «исламского социализма». Ряд концепций, разработанных идеологами Братьев-мусульман, и поныне широко используются деятелями Лиги исламского мира, шиитскими богословами и лидерами многих исламистских организаций. Конечной своей целью Братья-мусульмане ставят построение в странах, где распространен ислам, общества, основанного на принципах «исламской справедливости» при соблюдении исламских норм жизни. По убеждению Братьев-мусульман, к этой цели ведет только исламский путь развития.
В период с 1928 по 1936 годы члены организации активно занимались просветительской и благотворительной деятельностью. В 1936 году движение активно включается в политическую жизнь Египта, а дальнейшее участие в борьбе палестинцев против израильской оккупации придало ему международный характер.
В этот период отделения организации появились в Сирии, Ливане, Ираке, Иордании, Судане. Ассоциация призывала к объединению всех мусульман в борьбе против западной экспансии мусульманского мира. Во время Второй мировой войны Хассана ал-Банну арестовали из-за оппозиционных настроений по отношению к Великобритании, и в 1949 году он был убит агентом тайной египетской полиции. Но движение не утратило своей активности. В 1950 году идеологом движения стал литератор Саид Кутба, казнённый в 1966 году. Движение продолжало активно выступать против английского колониализма. Во времена первой египетской республики, президентом которой стал Гамаль Абдель Насер (1956 г.), за деятельность, направленную против республиканского режима и попытку организации покушения на президента, организацию запретили. Она ушла в подполье. При президенте Анваре Садате (1970 г.) организация с разрешения властей перешла на легальное положение и вновь активизировала свою деятельность в Египте.
В настоящее время движение Братьев-мусульман существует почти во всех арабских странах. С началом «арабской весны» в 2011 году представители Движения вышли из подполья и заняли ключевые посты в ряде арабских стран. 23 сентября 2013 года египетский суд запретил любую деятельность Братьев-мусульман в Египте, к смертной казни был приговорен главный наставник Братьев Мохаммад Бадиа и еще 682 члена организации. Приговор Бадиа был вынесен заочно, так как лидер исламистского движения скрывается от египетского правосудия. 24 декабря 2013 года правительство Египта объявило организацию террористической, а 7 марта 2014 года организация признана террористической в Саудовской Аравии.
В настоящее время некоторые из лидеров группировки находятся в Турции и рассматривают возможность открытия штаб-квартиры движения в Анкаре.

 

В зонах расселения мусульман в разных странах исламизм распространяется через формирование альтернативной идентичности, то есть, мусульмане считают себя не гражданами того или иного государства, а лишь членами уммы (всемирного сообщества мусульман), на деле подменяющейся вполне конкретной исламистской организацией.

Исламисты стремятся установить свой контроль над разного рода сепаратистскими и протестными движениями, вовлекая в борьбу исламистов из так называемых «этнических мусульман», то есть людей, чьи предки были мусульманами, но сами они верующими мусульманами не стали. Это, например, второе и третье поколение иммигрантов из исламских стран, сегодня живущих в странах Западной Европы. Кроме того, растет количество молодых людей, принимающих ислам и вступающих в исламистские террористические организации.

Идеология исламистов допускает проведение джихада против всех неверных, включая и мусульман, не являющихся и не стремящихся быть радикальными исламистами. Такие мусульмане объявляются вероотступниками (такфирами). Исламисты, используя специфически толкуемые положения шариата, допускают и рекомендуют совершение террористических актов, в том числе «слепых», направленных против случайного набора людей в местах их концентрации, с широким привлечением террористов-смертников.

Исламисты допускают и рекомендуют совершение террористических актов

Исламисты допускают и рекомендуют совершение террористических актов, в том числе «слепых», с широким привлечением террористов-смертников
http://magometa.net/

В условиях быстрого развития Интернет-технологий идеологи борьбы за чистый ислам (панисламизм) получили ещё один инструмент для своего развития — социальные и организационные ресурсы мировой паутины. В 2011 году мусульманские предприниматели из России и Турции, инвестировав значительные суммы, начали разработку социальной сети Salamworld, нацеленной на создание единого Интернет-пространства для исламской молодежи.

Итак, Ислам или исламизм?

Ставший расхожим термин «исламский терроризм», как полагают как политологи, так и богословы, считается неполиткорректным, так как подразумевает связь терроризма и всего ислама в целом, что большинством мусульман воспринимается отрицательно. Они утверждают, что ислам — это религия, а исламизм — это политическая идеология, апеллирующая к религии. Также, ряд исламских философов и богословов высказывает свое мнение о невозможности существования «исламистского терроризма», так как это «противоречит самой сути ислама», а, следовательно, сам термин является «ложным и неправильным». Известный турецкий писатель Аднан Октар (Харун Яхья) написал по этому поводу книгу «Ислам проклинает терроризм».

В тоже время ряд самих мусульман воспринимает ислам не как религию, а как политическую идеологию, что сильно затрудняет попытку проведения линии защиты так называемого «традиционного ислама» методом исключения и отделения политической составляющей от самого ислама.

До сих пор многие специалисты утверждают, что религию и политику не следует смешивать. Религия — личное дело, и поэтому ее не надо навязывать обществу. То, чего часто не понимают как мусульмане, так и немусульмане, — это факт, что политику нельзя отделить от ислама. Она является частью его идеологии, поскольку призвана решать те проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане. В Коране сказано: «Пророк сказал: «Имам несет ответственность за своих граждан». Следовательно, в исламе нет разделения на духовное и светское, нет отделения религии от экономики, внутренней и внешней политики. Одно и то же общество не может руководствоваться одновременно и Исламом и другими идеологиями, такими как капитализм или коммунизм.

Вот и ответ, дающий понимание неразрывности между исламом и исламизмом, исламским терроризмом и всеми им сопутствующими процессами.

Продолжение следует...