14 мая 2013

«Энергетические» монархии Ближнего Востока. Нефть и газ как основа «пустынной» экономики

В своих статьях «Борисфен» уже затрагивал особенности и перспективы развития как ведущих европейских стран, так и стран, развивающихся по примеру группы БРИКС. Для сравнения не менее интересно рассмотреть другой тип стран, а именно — арабские монархии Ближнего Востока и Персидского залива, которые строят свои экономики на экспорте нефти и газа, в частности, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию и Кувейт. Актуальность этого вопроса для Украины повышается в связи с ее стремлением найти альтернативу российским поставщикам энергоносителей. А именно таковыми могут стать только что названные страны.

Нефтегазоносный бассейн Персидского залива
Нефтегазоносный бассейн Персидского залива
http://ru.wikipedia.org/

Несмотря на некоторые различия, у арабских монархий Ближнего Востока и Персидского залива имеются принципиальные общие черты, в частности, — наличие больших запасов энергоносителей, дающих высокие доходы от экспорта нефти и газа и обеспечивающих прочность национальных монархических систем, пользующихся доверием большей части населения.

Месторождения нефти и газа на Ближнем Востоке
Месторождения нефти и газа на Ближнем Востоке
http://voprosik.net/

Так, ресурсный потенциал Катара составляет 26 трлн. куб. м газа (до 15 % мировых объемов), Объединенных Арабских Эмиратов — более 30 млрд. тонн нефти (20 % мировых запасов), Саудовской Аравии — около 40 млрд. тонн нефти (25 % мировых ресурсов) и 7,8 трлн. куб. м газа (четвертое место в мире), Кувейта — 14 млрд. тонн нефти (9 % мировых запасов). Экспорт энергетических ресурсов позволяет этим странам избегать негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса и сохранять высокие темпы экономического развития.

В частности, по итогам 2012 года ВВП Катара вырос на 19 % (самый высокий показатель в мире), в ОАЭ — на 4 %, Саудовской Аравии — на 4 % и Кувейта — на 3 %, что превышает соответствующие европейские показатели. Экономические достижения позволяют арабским монархиям занимать активные внешнеполитические позиции по отстаиванию национальных интересов, а также обеспечивать социальные нужды населения, предотвращая социальные беспорядки, которые происходят в других странах региона.

Разведанные нефтяные запасы стран Ближнего Востока Разведанные запасы газа стран Ближнего Востока
Разведанные нефтяные запасы стран Ближнего Востока
Разведанные запасы газа стран Ближнего Востока
(по состоянию на 1 января 2007 года)
http://www.orientir.ae/

Однако в последнее время возникают определенные проблемы в большинстве стран — производителей энергоносителей из региона Ближнего Востока и Персидского залива, осложняющие их экономическое развитие и требующие поиска определенных альтернативных решений. К таким проблемам, прежде всего, относится избыток газа на мировом рынке. Это следствие широкого применения США, Канадой, Австралией и другими странами новых технологий добычи сланцевых углеводородов. Сказывается также и рост мировых цен на продовольствие (в условиях дефицита в пустынных регионах собственных продовольственных ресурсов), и распространение идей «арабской весны», угрожающих региону кризисными явлениями.

Серьезные проблемы могут возникнуть из-за осложнения обстановки вокруг Ирана. Это усиливает вероятность вооруженного конфликта в регионе, во время которого может прерваться движение танкеров через Персидский залив и Ормузский пролив, а также ухудшиться отношения между Ираном и странами региона, прежде всего ОАЭ и Саудовской Аравией.

Запасы нефти и газа Саудовской Аравии
Запасы нефти и газа Саудовской Аравии
http://voprosik.net/

В этом случае правительства Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии и Кувейта адаптируют свои действия в политической, экономической и сфере безопасности к новым мировым и региональным реалиям. Это будет касаться мер по повышению эффективности национальных энергетических комплексов, что поспособствует повышению их конкурентоспособности на мировых рынках. В частности, к 2015 году руководство Саудовской Аравии намерено вложить около 95 млрд. долл. США в новые проекты в области нефтедобычи, в т. ч. 70 млрд. долл. США — в расширение производства и 25 млрд. долл. США — в создание перерабатывающих мощностей.

Арабские монархии Ближнего Востока и Персидского залива будут активно искать новые рынки сбыта нефти и газа, стремясь найти замену энергетическому рынку США. В частности, попытаются расширить возможности выхода на рынки европейских стран, Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки. Наиболее активен в этом вопросе Катар. В течение последних лет катарские энергетические компании заключили ряд долгосрочных контрактов на поставку газа в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Аргентину. Предполагается также увеличение объемов поставок сжиженного природного газа в страны Европейского Союза.

Нужно отметить, что одним из приоритетных направлений усилий Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии и Кувейта является диверсификация их экономик с тем, чтобы избежать критической зависимости от экспорта энергетических ресурсов. Так, принятая в 2011 году экономическая стратегия Катара была рассчитана на пять лет. Она определяет новые направления деятельности катарского правительства, включающие развитие транспортной инфраструктуры и телекоммуникационных систем.

Месторождения нефти и газа ОАЭ
Месторождения нефти и газа ОАЭ
http://voprosik.net/

Руководство ОАЭ в 2012 году разработало специальную экономическую программу, предусматривающую развитие металлургической промышленности, а также создание новых производств высокотехнологичной техники, в т. ч. самолетов, автомобилей и электронной аппаратуры различного назначения. Повышается внимание также к кибернетической области, системам связи, науке, образованию и финансовым вопросам.

Учитывая увеличивающиеся проблемы с продовольствием и питьевой водой, правительства указанных стран пытаются внедрять современные сельскохозяйственные технологии и технологии опреснения воды, создавать продовольственные запасы, а также развивать торговые связи с теми государствами, которые имеют возможность экспортировать продукты питания.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
http://ru.wikipedia.org/

Заботясь о национальной и региональной безопасности, арабские монархии Ближнего Востока и Персидского залива укрепляют свои оборонительные составляющие. С этой целью они развивают военно-техническое сотрудничество с ведущими западными странами, прежде всего США, Великобританией и Францией. В последние годы, по статьям импорта вооружения и военной техники, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия и Кувейт приобретают боевые самолеты F-15 и F-16, средства ПВО и ПРО, бронетанковую и артиллерийскую технику, боевые корабли, высокоточные авиационные бомбы и ракеты, а также другие виды наступательного и оборонительного вооружения.

Флаг ССАГПЗ
Флаг ССАГПЗ

Кроме того, на региональном уровне принимаются меры по усилению взаимодействия этих стран в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В частности, реализуются планы по укреплению объединенных военных сил стран ССАГПЗ «Щит полуострова» с последующим их превращением в «арабское НАТО».

Расширяется также круг иностранных партнеров стран Ближнего Востока и Персидского залива. Так, к традиционным партнерам из числа стран-потребителей энергоносителей и поставщиков высокотехнологичной техники (включая вооружение и военную технику), прежде всего США, стран ЕС, КНР, Японии и Южной Кореи, должны присоединиться и другие. В частности, в последнее время изучается возможность партнерства со странами Центрально-Восточной Европы и бывшего СССР, которые сегодня также ищут альтернативные связи в энергетической, военно-технической и сельскохозяйственной отраслях.

В общем, благодаря таким мерам, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия и Кувейт сохраняют положительную динамику экономического развития, одновременно получая дополнительные возможности для социального обеспечения населения, в т. ч. повышения зарплат и социальных расходов, увеличения средств на медицину и образование, займы и кредиты и т.д.

 

Исходя из этих обстоятельств, можно сделать вывод, что у Украины появляются благоприятные возможности для сотрудничества со странами Ближнего Востока и Персидского залива. Основными направлениями такого сотрудничества могут быть энергетика, отрасли высоких технологий, авиация, космос, машиностроение и сельское хозяйство.