21 мая 2013

Конец Таможенного союза?

В конце апреля с. г. Россия инициировала очередную кампанию ультимативных угроз относительно Украины по вопросу ее европейской интеграции. Как заявили представители руководства Российской Федерации, в случае подписания Украиной соглашений об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС, страны-участницы Таможенного союза — РФ, Беларусь и Казахстан — могут закрыть свои границы для украинских товаров, что повлечет катастрофические последствия для Украины.

Таможенный союз стоит на пороге глубокого кризиса
Таможенный союз стоит на пороге глубокого кризиса
http://www.mt5.com/

Обычно на стороне России в этом вопросе сразу же выступает ряд украинских политических сил, которые, в силу тех или иных причин, ратуют за присоединение Украины к интеграционным структурам постсоветского пространства. Правда, ни российские представители, ни их украинские сторонники даже слова не говорят об обострении проблем, сопровождающих в последнее время деятельность этих структур. Это касается, прежде всего, Таможенного союза, стоящего на пороге глубокого кризиса. Например, в течение 2012 года темпы роста объемов взаимной торговли в рамках ТС сократились почти втрое — с 30 % до 9 %. При этом объемы торговли Казахстана с другими членами Таможенного союза вообще уменьшились минимум на 30 %.

Президент Казахстана Н. Назарбаев
Президент Казахстана Н. Назарбаев раскритиковал попытки россиян использовать Таможенный союз как средство реализации своих внешнеполитических целей на постсоветском пространстве
http://fmnenie.ru/

На фоне этих проблем усиливаются противоречия между Россией и остальными членами ТС как по политической, так и по экономической составляющей деятельности организации. В частности, во время 11-го Евразийского медиа-форума в Астане 25 апреля с. г. президент Казахстана Н. Назарбаев раскритиковал попытки россиян использовать Таможенный союз как средство реализации своих внешнеполитических целей на постсоветском пространстве. По словам Н. Назарбаева, Казахстан рассматривает МС исключительно как механизм экономической интеграции трех стран. В этом контексте он оставил за Казахстаном право выйти из любой организации, посягающей на его суверенитет.

Кстати, из-за систематических проблем с Россией в энергетической отрасли Казахстан пытается сократить долю ее энергоносителей на национальном рынке, а также загрузить мощности собственных нефтеперерабатывающих заводов из других источников. Так, согласно постановления правительства Казахстана от 23 апреля с. г., ограничивается импорт российских нефтепродуктов, в т. ч. дизельного топлива и бензина.

Еще большие проблемы наблюдаются в отношениях между Россией и ее кажущимся ближайшим союзником — Белоруссией. В частности, это касается перспектив реализации их совместных экономических проектов.

 

Так, выступая с ежегодным посланием к народу и парламенту страны 19 апреля с. г., президент Беларуси А. Лукашенко фактически отверг планы создания российско-белорусского автомобилестроительного холдинга «Росбелавто» на базе белорусского автомобильного завода МАЗ и российского КамАЗ. По его словам, Беларуси не выгодно объединение указанных предприятий, поскольку МАЗ и без того успешно работает на рынке и прочно удерживает свои позиции. При этом президент Беларуси выразил сомнения в намерениях и способности российской стороны внести реальный вклад в развитие белорусского предприятия.

Россия и Беларусь уже высказывали существенные взаимные претензии относительно планов создания «Росбелавто»
Россия и Беларусь уже высказывали существенные взаимные претензии относительно планов создания «Росбелавто»
http://nv-online.info/by/

В свое время Россия и Беларусь уже высказывали существенные взаимные претензии относительно планов создания «Росбелавто». Россию не устраивают требования Беларуси сохранить за МАЗом отдельные структуры маркетинга и сбыта, право на проведение исследований и разработок новой техники на заново созданном в Минске научно-техническом центре и опытном производстве, а также обязательное использование в конечной продукции не менее 40 % белорусских комплектующих.

Беларусь предлагает сохранить самостоятельность «Минского завода колесных тягачей»
Беларусь предлагает сохранить самостоятельность «Минского завода колесных тягачей»
http://www.quorum.kz/

Значительные разногласия сторон наблюдаются также и в планах реализации других стратегически важных экономических проектов. В первую очередь это касается включения «Минского завода колесных тягачей» в структуру российского оборонно-промышленного комплекса. Так, российская сторона настаивает на горизонтальном объединении белорусского завода с предприятиями российского ОПК, в частности, КамАЗом и Уралвагонзаводом. А Беларусь предлагает сохранить его самостоятельность, лишь расширив сотрудничество с такими российскими предприятиями как Корпорация «Московский институт теплотехники», Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и другими потребителями белорусской колесной техники.

Аналогичная ситуация наблюдается с планами России приобрести контрольный пакет акций белорусского предприятия ОАО «Гродно азот». Беларусь всячески медлит с реализацией данного проекта, все время выдвигая новые требования и изменяя предыдущие договоренности.

Кроме того, как и Казахстан, Беларусь не соглашается с попытками России наполнить политическим содержанием Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Такую позицию подтвердил А. Лукашенко во время встречи с премьер-министром Казахстана С. Ахметовым 25 апреля с. г.

Сотрудничесво Беларуси и Литвы
Активно развивается экономическое сотрудничество Беларуси со странами Балтии, в частности, Литвой
http://freesmi.by/

Зато, вопреки известным политическим проблемам, активно развивается экономическое сотрудничество Беларуси со странами Балтии, в частности, Литвой. Так, не смотря на предыдущие заявления Президента Беларуси А. Лукашенко о планах переориентации белорусского экспорта с литовских на российские порты, в апреле с. г. белорусская государственная компания «Беларуськалий» вложила 30 млн. долл. США в приобретение 30 % акций одного из терминалов порта в г. Клайпеда. Ведутся переговоры о покупке акций еще одной клайпедской транспортной компании.

 

По заявлению премьер-министра Беларуси М. Мясниковича на 9-м белорусско-литовском инвестиционном форуме в апреле с. г., это увеличит объемы транзита белорусских товаров через литовский порт Клайпеда почти вдвое. Соответственно, и расширит возможности участия Литвы и Беларуси в мероприятиях США и НАТО по логистическому обеспечению Международных сил в Афганистане и их выводу в дальнейшем с афганской территории (до конца 2014 года) по так называемому «Северному транспортному маршруту». Тем самым создается основа для углубления сотрудничества между Беларусью, США и НАТО как в экономической, так и в военной областях.

А. Лукашенко опроверг заявление министра обороны России Шойгу в отношении планов сторон создать в ближайшее время российскую авиационную базу на белорусской территории
А. Лукашенко опроверг заявление министра обороны России Шойгу в отношении планов сторон создать в ближайшее время российскую авиационную базу на белорусской территории

На этом фоне весьма характерными выглядят разногласия между Беларусью и Россией и в вопросах безопасности, которые до этого составляли основу интеграционных процессов между двумя странами в рамках Союзного государства Беларуси и России и Организации Договора о коллективной безопасности. Так, 30 апреля с. г. А. Лукашенко опроверг заявление министра обороны России Шойгу в отношении планов сторон создать в ближайшее время российскую авиационную базу на белорусской территории. Как сказал президент Беларуси, он никогда не сделает каких-либо шагов, которые бы угрожали суверенитету его страны. При этом А. Лукашенко выразил лишь заинтересованность в приобретении российских самолетов Су-27 и МиГ-29.

Существенной проблемой Таможенного союза является также состояние экономики РФ, которая приобретает все более сложный характер. Так, по итогам 2012 года, темпы роста ВВП в России снизились с 4,3 % до 3,4 %. В рамках этих показателей темпы роста промышленности упали с 4,7 % до 2,6 %, а объемы производства сельскохозяйственной продукции вообще сократились примерно на 5 %. Также снизились и объемы экспорта нефти — на 2,3 % и газа — на 6,1 % (соответственно, доходы российского ОАО «Газпром» упали на 10 %). Как следствие, государственный долг России увеличивается на 22,1 % (до 10,5 % от ВВП), а также дефицит государственного бюджета РФ фиксируется на уровне 0,06 % от ВВП (в 2012 году профицит составил 0,8 % от ВВП).

Стагнация российской экономики

Российские эксперты прогнозируют переход российской экономики к стагнационному варианту развития уже в течение ближайших месяцев
http://topwar.ru/

Негативные тенденции в экономике России наблюдаются также и в первом полугодии 2013 года. Исходя из этого, российские эксперты прогнозируют переход российской экономики к стагнационному варианту развития уже в течение ближайших месяцев.

 

Из-за приведенных выше обстоятельств падает авторитет руководства Российской Федерации среди населения России, в т. ч. лично президента РФ В. Путина. В частности, по данным социологических исследований, в апреле 2013 года деятельность В.Путина на посту президента России поддерживал 51 % российского населения, в то время, как в апреле 2012 года этот показатель составлял 73 %.

Все это откровенно раскрывает истинные причины активизации России по втягиванию Украины в Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана. Прежде всего, здесь имеется в виду процесс придания нового импульса интеграционным процессам в рамках ТС для того, чтобы избежать его окончательного распада. А сближение Украины с Таможенным союзом должно продемонстрировать, что он, вопреки существующим проблемам, сохраняет свой положительный потенциал.

Кроме того, отдельное желание руководства Российской Федерации и российских олигархических кругов — решить экономические проблемы России, а также расширить личный бизнес, установив контроль над Украиной и ее экономическим потенциалом, являющимся одним из самых привлекательных среди стран бывшего СССР. В данном контексте Россия более всего заинтересована в газотранспортной системе Украины как стратегическом средстве усиления российского присутствия на европейском газовом рынке. Этот вопрос приобретает для России особое значение из-за снижения спроса на российский газ в Европе и, соответственно, потери рентабельности газотранспортных систем, которые строятся Россией в обход Украины.

Включение Украины в Таможенный союз должно создать противовес процессу ее европейской интеграции
Включение Украины в Таможенный союз должно создать противовес процессу ее европейской интеграции
http://vu.ua/

И, конечно, включение Украины в Таможенный союз должно создать противовес процессу ее европейской интеграции, который переходит в практическую плоскость в связи с приближением к реализации планов подписания соглашений об ассоциации и создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

А что может произойти с Украиной в случае ее присоединения к ТС — наглядно демонстрирует опыт Беларуси, которая остается объектом усиленного давления со стороны Российской Федерации, вопреки союзническим отношениям двух стран. Так, в конце апреля с. г. руководство РФ отказалось согласовывать с Беларусью планы увеличения объемов поставок российской нефти на белорусские НПЗ. Причиной этого откровенно называется торможение белорусской стороной процесса реализации совместных экономических проектов с Россией.

  счетчик посещений  
most beautiful Russian and Ukrainian brides   contador de visitas     счетчик посещений