18 февраля 2013

КРЫМ 94. Часть 2 «Черноморский флот на весах политического торга»

В 1991 году Советский Союз разрушался под канонаду вооруженных конфликтов. И по сегодняшний день некоторые из них еще полыхают с разной интенсивностью от западных до юго-восточных границ бывшего СССР. В частности, зонами таких конфликтов являются Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Таджикистан, где противостояния нередко перерастают в боевые действия высокой интенсивности.

Все это — следствие обострения исторических проблем национального и религиозного характера на фоне деструктивных процессов бывшего СССР, целенаправленных провокационных действий советских, а позже и российских спецслужб, стремившихся удержать советское пространство под своим контролем. Кстати, характерная закономерность: все без исключения конфликты на территории бывшего Советского Союза происходили именно в местах дислокации воинских частей Советской армии.

Украине в этом плане повезло: войны и вооруженные конфликты начала 1990-х ее не задели. Хотя в 1993–1994 годах в ее южных регионах, прежде всего — в Крыму, едва ли не возникло вооруженное противостояние с великоимперским оттенком. Чуть ли не в главной роли там выступил Черноморский флот, как основная ударная сила РФ на территории Украины.

Он и сегодня, вопреки всем заявлениям российской стороны, является определенной угрозой национальной безопасности Украины. Поэтому сохраняют и будут в дальнейшем сохранять актуальность все судьбоносные, происходившие в первой половине 1990-х годов в Крыму события.

Начало «большого пути»

С активизацией центробежных процессов в бывшем СССР особенно обострился вопрос дальнейшего существования Советской армии. Естественно, само решение этого вопроса сказалось и на судьбе Черноморского флота, автоматически сделав из него заложника политических пасьянсов некоторых московских неоимпериалистов. Российское руководство настаивало на том, чтобы вооруженные силы оставались общими, под единым российским командованием, а военные реформы касались только лишь смещения консервативно настроенной группы военачальников, ликвидации политорганов, общего сокращения численности личного состава и косметических структурных преобразований.

Постановление Верховной Рады Украины «О военных формированиях на Украине»
Постановление Верховной  Рады Украины «О военных формированиях на Украине».
Предусматривалось создание Сухопутных войск, Военно-Морского флота и ВВС а также формирование подразделений Пограничных войск, республиканской (позже именуемой национальной) гвардии

Однако вскоре после «августовского путча» некоторые государства бывшего СССР, в частности, Украина, Азербайджан и Молдова, решили создавать собственные национальные армии. Причем, самой принципиальной позицией в этом плане отличилась именно Украина. Уже 22 октября 1991 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении пакет законов о Вооруженных Силах. Предусматривалось создание Сухопутных войск, Военно-Морского флота и ВВС а также формирование подразделений Пограничных войск, республиканской (позже именуемой национальной) гвардии.

Желание украинского руководства иметь собственные Вооруженные Силы вытекало из политических устремлений преобразовать Украину в по-настоящему независимое, мощное, экономически развитое государство.

Такие подходы Украины и некоторых других республик к преобразованию Советской армии не воспринимались руководством Российской Федерации, которое пыталось посредством своего монополизированного контроля вооруженных сил автоматически контролировать и все постсоветское пространство. С этой целью российская сторона и предложила альтернативную идею «объединенных» вооруженных сил.

28 октября 1991 года президент РФ Б. Ельцин заявил, что «политически более целесообразно иметь Объединенные вооруженные силы СНГ под единым контролем». При этом оглашались и принципы их создания, в частности:

  • сохранение под централизованным контролем единых стратегических сил сдерживания, включающих непосредственно стратегические ядерные силы, а также систему раннего предупреждения, противоракетную оборону, космическую разведку и т. д.;
  • формирование на базе национальных вооруженных сил, не имеющих стратегических компонентов, Объединенных вооруженных сил СНГ в рамках единого стратегического пространства с единым оперативно-стратегическим замыслом, единой системой подготовки кадров и управления войсками.
Государственная политика Украины по созданию Вооруженных Сил
Государственная политика Украины по созданию Вооруженных Сил
http://www.mil.gov.ua/

По мнению военно-политического руководства РФ, такая схема, признавая де-юре право суверенных государств на создание собственных армий, могла бы стать основой выгодного для России компромисса в том случае, если бы все государства СНГ, и в особенности Украина, проявили политическую склонность к его поиску. В то же время предпосылка единой системы управления войсками и единого оперативно-стратегического замысла, которая подразумевалась под понятием «единого» или «общего» военно-стратегического пространства, по сути сводила идею «Объединенных вооруженных сил» только лишь к некоторому расширению участия руководства новых суверенных государств в процессе принятия решений по военным вопросам, сохраняя при этом единую, подконтрольную Москве военную структуру.

В ноябре 1991 года проблема вооруженных сил выходит на самый высокий политический уровень. Предполагалось, что она будет решена в процессе подготовки нового союзного договора.

Группировка войск, дислоцировавшихся в Украине
Группировка войск, дислоцировавшихся в Украине
http://www.mil.gov.ua/

Однако после подписания 8-го декабря 1991 года в Беловежской Пуще соглашения о ликвидации СССР процесс раздела Советской армии выводится в отдельную политическую плоскость. В самом соглашении о создании СНГ предлагалось сохранить и удержать общее военно-стратегическое пространство под единым командованием. В целом, это отвечало устремлениям Министерства обороны теперь уже бывшего СССР.

В то же время, исходя из положений «Декларации о государственном суверенитете», во время ратификации этого документа Верховной Радой Украины были внесены принципиальные поправки. В частности, появилась следующая формулировка: «Государства — члены Содружества реформируют размещенные на их территории группировки вооруженных сил бывшего Союза ССР и, создавая на их базе собственные силы, будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности».

12 декабря 1991 года Президент Украины Л.Кравчук подписал Указ о возложении на себя обязанностей Главнокомандующего Вооруженными силами Украины, создаваемых на базе войск Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов, а также Черноморского флота. При этом, в соответствии с заявлением Л. Кравчука, Украина предусматривала взаимодействие и согласование всех своих решений в области военного строительства с другими государствами содружества и еще не упраздненного МО СССР. Численность же украинских ВС устанавливались лишь после того, как МО СССР конкретно определит, что из компонентов войск на территории Украины относится к стратегическим силам, а что — к нестратегическим.

Принципиально был решен вопрос ядерного оружия. Подписанной 21 декабря 1991 года в Алма-Ате декларацией предусматривалось, что единый контроль ядерного оружия сохраняется, Украина присоединится к договору о нераспространении ядерного оружия и до 1-го июля 1992 года отдаст России тактическое ядерное оружие, а в дальнейшем — ликвидирует и стратегические ядерные вооружения.

Ограничения для Украины в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе
Ограничения для Украины в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе
http://www.mil.gov.ua/

В те времена с такой постановкой вопроса соглашалось и руководство России. Принимая во внимание умеренную позицию Украины, МО бывшего СССР разработало такие принципы реформирования вооруженных сил, которые, якобы предусматривая право новых независимых государств на создание национальных армий, фактически ограничивало их чисто символическими национальными контингентами, тогда как основной костяк армии оставался бы под единым российским командованием. При этом сам процесс создания национальных армий велся бы «на основании взаимных договоренностей», что неминуемо растягивало его во времени. Эти принципы предлагались на минской встрече министров обороны стран СНГ 30 декабря 1991 года, но были отклонены Украиной, Азербайджаном и Молдовой как противоречащие их национальным интересам. Украина потребовала передать войска в непосредственное подчинение государствам, заявившим о создании собственных вооруженных сил.

* * *

В ответ на требование украинского руководства лидеры России заявили, что Черноморский флот, в основном дислоцирующийся на территории Украины, остается российским. Принимая во внимание важность этого вопроса, решал его Б. Ельцин лично.

27 января 1992 года президент Российской Федерации прибыл в Новороссийск, где в то время стоял на рейде один из самых больших кораблей Черноморского флота — вертолетоносец «Москва». На борту этого корабля Б. Ельцин встретился с командованием ЧФ и поставил задачи с учетом текущего политического момента.

Во-первых, Черноморский флот бывшего Советского Союза при любых обстоятельствах должен оставаться в российском подчинении. Во-вторых, на него возлагалась функция всесторонней поддержки пророссийских течений в Крыму, с применением вооруженной силы включительно.

Кроме того, из состава ЧФ РФ изымались самые современные корабли и срочно отправлялись в подчинение других флотов России. В частности, на Северный флот перебрасывается авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов» и несколько новейших боевых кораблей.

Одновременно в войска, в том числе и размещавшиеся вне пределов России, направляется шифрограмма о принятии присяги на верность Российской Федерации. Рассматривалось решение о подписании Б.Ельциным Указа о передаче под юрисдикцию России всех вооруженных сил бывшего СССР.

Такое решение могло спровоцировать серьезный конфликт, поскольку в то время, из-за целенаправленной кадровой политики МО СССР, в офицерском корпусе дислоцированных на территории Украины частей украинцы составляли менее 30 %.

Острота ситуации несколько снизилась в конце января 1992 года, когда Россия и Украина обязались не прибегать к односторонним действиям. Достигается договоренность и о Черноморском флоте, в рамках которой корабли с ядерным оружием передаются в подчинение СНГ, а остальные — Украине. В то же время оставались открытыми вопросы, касающиеся классификации кораблей, их базирования и т.д.

* * *

Вместе с тем, российско-украинские противоречия не сводились только лишь к вопросам флота или других компонентов вооруженных сил. Эти противоречия отображали глубокое геополитическое противостояние, объясняющееся возникшим в юго-западной части бывшего СССР мощного в военном и экономическом отношении государства, способного стать региональным центром сил и контролировать значительную часть морских и сухопутных коммуникаций РФ, что не совпадало с геополитическими целями Москвы.

Именно для предотвращения угрозы своим интересам российское руководство решило использовать Крымский полуостров в качестве постоянно действующего рычага давления на Украину. При этом на первом этапе таких действий главным «тараном» шовинистов выступает компартия Крыма.

Так, еще до момента распада СССР в Крымском рескоме КПСС насчитывалось около 160 тысяч коммунистов. Он всегда характеризовался как самая консервативная часть компартии, поскольку почти половину его членов составляли отставники армии, военно-морского флота, КГБ, политорганов и пенсионеры — выходцы из компартийной номенклатуры. Они с опаской воспринимали происходившие в Украине в конце 80-х годов процессы демократизации, и противодействовали любым демократическим изменениям на полуострове. Особое неприятие вызывало у них национально-демократическое возрождение Украины. В недрах Крымского рескома неспроста зародилась идея о создании крымской автономии. Ее воплощение должно было помочь отмежеваться от происходящих в Украине процессов. По свидетельству лидера крымских коммунистов Л. Грача, эта идея впервые была одобрена в 1988 году на конференции рескома Крыма. Но реализовать ее без соответствующего постановления Верховной Рады Украины практически было невозможно. С этой целью лидеры крымских коммунистов пошли на сговор с коммунистическим большинством в высшем законодательном органе республики (группой 239). При этом создание автономии они связывали с идеей формирования в Крыму мощной базы поддержки деятельности КПУ, уже утратившей в то время свое влияние на территории большинства областей Украины. Именно за счет этого обстоятельства коммунисты Крыма смогли добиться постановления Верховной Рады Украины о создании Крымской Советской Автономной республики в составе УССР. При этом Крымский областной совет был преобразован в Верховный Совет Автономии и, вопреки законодательству Украины, в его состав без выборов вошли депутаты Севастопольского горсовета. Все это позволяло крымским сепаратистам ограничивать полномочия украинских государственных институтов и средств массовой информации на полуострове, а также создавать благоприятную почву для деятельности антиукраинских сил.

* * *

Штаб Черноморского флота. В левом крыле разведывательное управление
Штаб Черноморского флота. В левом крыле  разведывательное управление.
В Крыму сложились самые благоприятные условия для работы российских спецслужб. Этот регион — единственное место за пределами России, где ГРУ получило возможность действовать открыто и на легальной основе, опираясь на разведывательные структуры Черноморского флота
http://nomos.com.ua/content/view/226/76/

 

К процессам отторжения Крыма от Украины сразу же подключились структуры бывшего КГБ, ГРУ, а также Черноморский флот и его разведывательные подразделения. Именно в Крыму сложились самые благоприятные условия для работы российских спецслужб. Этот регион — единственное место за пределами России, где ГРУ получило возможность действовать открыто и на легальной основе, опираясь на разведывательные структуры Черноморского флота, пребывающим в двойном, российском и украинском подчинении. После активизации сепаратистских процессов в Крыму, в момент общего сокращения флота, структуры военной разведки расширяются и укрепляются, в частности, за счет развертывания морского разведывательного центра в Новороссийске, в сферу ответственности которого, кроме Грузии, Турции и Румынии, включается и Украина. В соответствии с приказом начальника разведки ЧФ, этому центру передаются данные на агентуру военной разведки в Крыму, Одессе и Николаеве, что приводит к парадоксальной ситуации, когда на территории Украины агентурой пытались руководить разведывательные органы России…

В целом работа в Крыму российских спецслужб значительно облегчалась наличием агентуры центрального аппарата КГБ, которая, с учетом специфики региона (наличие большого количества партийных и государственных дач, санаториев, домов отдыха и т.д.), не подчинялась и не была известна местным органам госбезопасности, переданным под юрисдикцию Украины.

Главная задача такой агентуры — сбор информации и спецпропаганда. В частности, с началом раздела Черноморского флота в штат некоторых газет, издававшихся в Крыму, были введены сотрудники отдела спецпропаганды ГРУ. Вскоре страницы этих изданий заполонили открыто антиукраинские публикации.

Одним из косвенных признаков работы ГРУ в Украине стало открытие полевого отделения Российского государственного банка в Севастополе, проводившего напрямую, в обход украинской банковской системы все финансовые операции с Россией. Операции с крупными суммами денег не контролировались. В данном случае Россия объясняла открытие этого отделения необходимостью оперативного финансирования флота. На самом же деле такие отделения не только осуществляли финансовую экспансию, но и финансировали разведывательную деятельность, поддерживали пророссийских кандидатов во время предвыборных кампаний в Украине, «покупали» политических деятелей и т. д.

ГРУ пристально следило за всеми объектами Вооруженных Сил, МВД и Национальной гвардии Украины, дислоцирующихся на территории автономной республики. Более того, имело место насильственное задержание российскими спецслужбами украинских военнослужащих, от которых представители ГРУ и ФСБ требовали информацию о составе, состоянии и деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Украины.

Подготовка агентуры для работы в Крыму осуществлялась целенаправленно в специальных учебных заведениях, находящихся на территории России. В частности, неподалеку от Воронежа в одной из таких специально открытых спецшкол проходили подготовку несколько групп, предназначенных для дальнейшей засылки в Крым.

Радиоотряд легко определить по специфическому кружеву антенн
Радиоотряд легко определить по специфическому кружеву антенн.
Для наблюдения за южными районами Украины использовались и средства радиоэлектронной разведки, а именно: 130-го центра РЭР, 3-го разведывательного радиоотряда и 112-й бригады разведывательных кораблей ЧФ
http://nomos.com.ua/content/view/226/76/

 

Кроме сугубо агентурных методов для наблюдения за южными районами Украины использовались и средства радиоэлектронной разведки, а именно: 130-го центра РЭР, 3-го разведывательного радиоотряда и 112-й бригады разведывательных кораблей ЧФ.

Наряду с обеспечением специальных операций, командование и военнослужащие Черноморского флота все больше вовлекались в непосредственную политическую борьбу по отторжения Крыма от Украины. Эта борьба координировалась тогдашним главкомом ВМФ РФ адмиралом флота В. Чернавиным. Пытаясь перевести искусственно созданную проблему раздела ЧФ из сугубо технической в политическую плоскость, В.Чернавин неоднократно встречался с военными моряками — депутатами российского парламента, подталкивая их к инициации этого вопроса в Верховном Совете России. Более того, не удовлетворяясь ролью «стороннего наблюдателя гибели Черноморского флота», В. Чернавин лично прибыл в Севастополь, откуда начал «бомбить» Президента России Б. Ельцина и министра обороны РФ В. Шапошникова отчаянными телеграммами с требованием ускорить принятие ЧФ под российскую юрисдикцию.

Направленные на разжигание политической вражды в Крыму и Севастополе действия главкома ВМФ находили поддержку у командующего ЧФ адмирала И. Касатонова. Долго размышляя над своим выбором между Украиной и Россией в начале 1992 года, колеблясь и сомневаясь при этом, адмирал вдруг решительно перешел на сторону Москвы, посулившей ему в будущем назначение на пост главнокомандующего российского флота. В Севастополе, при попустительстве И. Касатонова, наряду с организацией материальной и моральной поддержки создаваемых антиукраинских движений и партий, началась неистовая кампания травли офицеров и мичманов, изъявивших желание принять Присягу на верность народу Украины и перейти в ее ВМС. Для них создавались невыносимые служебные условия, им инкриминировались серьезные нарушения воинской дисциплины, вследствие чего командующий получал формальные основания для их увольнения «за дискредитацию офицерского звания».

На первый взгляд разведывательные корабли можно спутать с мирными гидрографами
На первый взгляд разведывательные корабли можно спутать с мирными гидрографами
http://nomos.com.ua/content/view/226/76/

 

Чтобы создать видимость поддержки антиукраинских действий России местным населением, ФСБ и военная разведка Черноморского флота с помощью агентуры оперативно сформировали марионеточные организации российско-шовинистической направленности, в которые удалось привлечь граждан преимущественно пожилого возраста. На финансирование их деятельности коммерческими организациями сомнительного происхождения выделялись значительные денежные средства, нередко полученные с помощью криминальных афер (как это было со скандально известной фирмой «Импекс-55»).

В состав шовинистического блока входило несколько партий и движений, в частности, «Русскоязычное движение Крыма», «Русская община Крыма» (лидер А. Лось), «Русская партия Крыма» (лидер С. Шувайников), «Фронт национального спасения» (лидер О. Круглов), а также «Всекрымское движение избирателей за Республику Крым».

Самая многочисленная организация этого блока — «Республиканское движение Крыма» (РДК-РПК), лидерами которого были Ю. Мешков, С. Цеков и В. Мордашов. Ее деятельность финансировалась упомянутым выше коммерческим предприятием «Импекс-55», которое еще в годы всевластия КПУ-КПСС получало многомиллионные беспроцентные кредиты в Госбанке Украины, а позже — в коммерческих структурах России, то есть, по сути, играло роль финансового насоса или посреднического звена в финансовом обеспечении антиукраинских демаршей в Крыму.

В феврале 1992 года, при содействии командования ЧФ, деятельностью которого руководили шовинистические круги РФ, РДК начало сбор подписей за проведение референдума «за независимую Республику Крым в союзе с другими государствами бывшего СССР». Как результат, к апрелю РДК собрало около 247000 подписей жителей крымского полуострова.

Опираясь на т. н. «общественную поддержку», Президент РФ Б.Ельцин издал указ о российском статусе ЧФ, где «…в целях поддержки устойчивого управления Черноморского флота, сохранения его боевой готовности, а также обеспечения социальной защиты военнослужащих и членов их семей», и «…принимая во внимание исторические традиции флота, и в связи с неопределенностью статуса ЧФ», появилось, в частности, такое распоряжение:

  • «перевести Черноморский флот под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением его Главнокомандующему Объединенными Вооруженными силами СНГ;
  • определить, что финансирование деятельности Черноморского флота осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.»

* * *

Естественно, что разжигание политической вражды в Крыму, а также вовлечение флота в грязные политические игры шовинистов против Украины не могло не возмутить большинство местного населения полуострова и моряков ЧФ.

Защищая свои интересы и противодействуя попыткам дестабилизации обстановки на полуострове, сознательные граждане создавали различные по форме общественные объединения.

В центристский блок таких партий и движений вошли: «Федерация независимых профсоюзов Крыма», «Союз предпринимателей Республики Крым» (лидер С. Куницын); «Партия экономического возрождения Крыма» (ПЭВК); «Демократическая партия Крыма» (лидер С. Филатов).

Блок крымских право-центристских и национально-демократических организаций составляли в основном украинские и крымско-татарские политические организации. Это были Крымская областная организация Украинской Республиканской партии (УРП) и родственная ей по духу партия Украинский гражданский конгресс Крыма, вместе насчитывавших около 4 тыс. членов и имеющих разветвленную сеть местных организаций. Функционировали крымские организации «Просвита» и Народный рух Украины.

Однако украинским национально-демократическим организациям Крыма приходилось действовать в чрезвычайно сложных условиях. УРП, УГКК, «Просвите» не только постоянно противодействовали представители местных властей. Зачастую они не имели материальной базы для обеспечения своей деятельности. Они оказались в странной, на первый взгляд, ситуации: для местной сепаратистки настроенной власти они были чужими, для коммунистов и российских шовинистов — просто враждебными. И даже для официального Киева, где в то время во властных кабинетах окопались прокоммунистически настроенные чиновники, они также были чужеродными.

Чтобы разорвать этот заколдованный круг, поддержать украинские организации Крыма и активизировать процессы национально-культурного возрождения, на полуострове создается Комитет общественных организаций «Крым с Украиной». В его состав вошли представители УРП, ДемПУ, «Просвиты» и НРУ. Деятельность комитета была направлена на оказание организационной и технической помощи украинским организациям, распространение украинских газет, книг, журналов и создание местной украинской прессы, новых украинских просветительных, культурологических организаций, занявшихся возрождением украинских школ, языка и культуры.

За небольшой отрезок времени удалось инициировать создание организации ученых «Крым с Украиной», обращение которого к крымчанам подписало более ста научных работников, Ассоциации работников украинского просвещения в Крыму, общества репрессированных. Комитет провел первый и второй конгресс депутатов Крыма всех уровней «За мир и национальное согласие», в работе которых приняло участие свыше 300 человек. Проведение депутатских съездов, выступления депутатов транслировались по радио и телевидению, что существенно влияло на политическую ситуацию в Крыму, вселяя надежду на лучшее будущее в сердца крымских украинцев.

Деятельность комитета «Крым с Украиной» — «Соборность», крымской организации УРП способствовала организации и проведению в августе 1992 года первого Всекрымского конгресса украинцев, в работе которого участвовало свыше одной тысячи делегатов, и который стал заметным событием в жизни украинцев полуострова. Большую помощь в его проведении оказал президент концерна «Крым-Континенталь» Ю.Колесников, избранный первым председателем конгресса.

С целью противостоять потоку дезинформации российских средств массовой информации Комитет «Крым с Украиной» издал и распространил среди населения Крыма несколько миллионов экземпляров газет, журналов и листовок. Более 15 тысяч украинских книг военно-патриотической тематики получили подразделения ВС Украины и ВМСУ. Комитет учредил первую на полуострове украиноязычную газету «Крымский вестник» и приступил к изданию своего пресс-бюлетня.

Активная деятельность украинских организаций, возрождение украинства в Крыму вырывали главный козырь из рук сепаратистских сил, упорно пытавшихся создать видимость, что «... никаких украинцев в Крыму нет, а есть только русскоязычное население».

Для противодействия сепаратистским решениям Верховного Совета автономии был создан Общественный Совет Крыма (оппозиционный парламент), состоящий из делегатов от ряда проукраинских политических организаций и партий, а именно: УГКК, УРП, ДемПУ, ДемКрым и Меджлиса крымских татар.

Усилению позиций Украины в Крыму способствовал также и мартовский 1992 года Указ Президента Украины Л. Кравчука, который на основании ст. 77 Конституции Украины подтверждал республиканский (украинский) статус Севастополя. Другим Указом Л.Кравчука «Про неотложные мероприятия по строительству Вооруженных Сил Украины» предусматривалось начало создания на базе Черноморского флота (при согласовании с Главным командованием ОВС СНГ) органов управления ВМС Украины. Одновременно Верховная Рада Украины приняла Закон «О разделе полномочий между Украиной и Республикой Крым», в котором закреплялся статус Республики Крым как составной части Украины.