21 января 2013

Метод «размораживания» по-украински

К вопросу о возможной роли Украины, как главенствующей в ОБСЕ,  в  урегулировании «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве.

Одна из главных задач, которую предстоит решать Украине в роли председателя ОБСЕ в 2013 году, — содействие урегулированию «замороженных» конфликтов на территории бывшего СССР.  Если бы это было так просто, то конфликты не продолжались бы почти два десятилетия…  Но, так или иначе, их необходимо улаживать.

Причины конфликтов носят как объективный, так и субъективный характер, возникая на основании внутренних и внешних противоречий. Так, невзирая на разнообразие форм этих конфликтов, их развертывание и участников, их объединяет одна общая черта: все они спровоцированы советскими спецслужбами на основе приобретенных или искусственно созданных противоречий в конфликтно опасных регионах с целью удержать советские республики под контролем Москвы.

В настоящее время к такой практике часто прибегает Россия, непосредственно поддерживая сепаратистские режимы в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. С одной стороны, это помогает выживать самопровозглашенным республикам на территориях Молдовы, Грузии и Азербайджана, а другой — фактически не позволяет урегулировать конфликты и возобновить территориальную целостность этих стран. Россия же в данном случае имеет все основания для сохранения своего военного присутствия на территории постсоветских держав.

К проблемным факторам можно отнести также личные позиции лидеров сепаратистских режимов и их окружения, никоим образом не желающих отказываться от власти на подконтрольных территориях.

По сути, эти условия создают практически непреодолимые препятствия в деле урегулирования приднестровской, грузино-абхазской, грузино-осетинской и нагорнокарабахской проблем, что и подтверждают переговорные процессы по этим вопросам.

Поэтому необходимо более адекватно подходить к обеспечению стабильности на территории бывшего СССР. Один из таких подходов был предложен ЕС и одобрен ОБСЕ. Он предполагает реализацию конфликтующими сторонами совместных экономических и гуманитарных проектов, как основы для укрепления доверия и достижения компромиссов между ними.

В частности, в настоящее время этот подход применяется в Молдове в рамках принятия Кишиневом и Тирасполем (при финансовой поддержке ЕС и США) нескольких совместных программ, по которым устанавливается прямое транспортное сообщение на территории региона, возобновляется телефонная связь, налаживается торговля и тому подобное.

До 2008 года аналогичными были отношения также между Грузией и Южной Осетией, когда Тбилиси оказывал финансово-экономическую помощь населению самопровозглашенной республики (с использованием средств ЕС и США), реализовывал гуманитарные проекты на ее территории (в т. ч. строились школы, больницы и торговые центры). Все это фактически создало предпосылки для возвращения Южной Осетии в состав грузинского государства. Однако сепаратисты (при поддержке российской стороны) спровоцировали в регионе вооруженный конфликт, в который вмешалась Россия.

В 2010–2011 году Турция, пытаясь повлиять на позицию Армении относительно Нагорного Карабаха, использовала экономический фактор. В частности, Анкара предложила Еревану открыть турецко-армянскую границу для пропуска населения и товаров, если взамен он согласится реализовать «Мадридские принципы ОБСЕ» по урегулированию нагорнокарабахского конфликта (на первом этапе предусматривалось возвращение Арменией Азербайджану пяти захваченных азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха). К сожалению, политическая ситуация в Армении, а также скрытое давление на нее со стороны России не позволили реализовать данный проект.

Но несмотря на все эти проблемы, связанным с объективными экономическими интересами Молдовы, Грузии, Азербайджана и Армении, а также самопровозглашенных республик, Украина все же в основу своих инициатив по урегулированию «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве может положить экономический фактор .

Приднестровье.
Источник http://kievskaya.com.ua/mir/sobytiya/kishinev-i-tiraspol-poprobuyut-uregulirovat-pridnestrovskiy-konflikt.html

На молдовском направлении — полностью подходит идея по объединению усилий Молдовы, Приднестровья и Одесской области Украины в рамках единой экономической зоны. На базе такой зоны можно создать транспортно-транзитный узел с морскими и воздушными портами, а также железнодорожными путями и автомобильными магистралями, которые свяжут Черноморский регион, Юго-Восточную и Центрально-Восточную Европу. Не исключается возможность создания зоны свободной торговли с льготными режимами для совместных молдово-приднестровских предприятий на территории Украины, Приднестровья и Молдовы. Реализация таких инициатив будет содействовать экономическому развитию как Приднестровья, так и Молдовы, стимулируя экономическую интеграцию сторон. Кроме того, учитывая перспективы подписания Украиной и Молдовой соглашений об ассоциации с ЕС и создание зон свободной торговли, меры будут способствовать европейской интеграции как Украины, так и Молдовы вместе с Приднестровьем.

Южная Осетия.
Источник http://obozrevatel.com/news/2008/8/8/252840.htm

На грузинском направлении — Украина должна поддержать инициативы нового руководства Грузии во главе с премьер-министром страны Б. Иванишвили, касающиеся отказа от конфронтации с Россией и самопровозглашенными республиками на грузинской территории и установления экономического сотрудничества с ними. В частности, в данном контексте взаимные интересы сторон включают возобновление доступа грузинских товаров в Россию, привлечение российских инвестиций для развития грузинской экономики, а также упрощение и расширение масштабов приграничной торговли между соседними районами Грузии, Абхазии и Южной Осетии. В этом плане Украина может быть посредником на переговорах между Грузией и Россией, Абхазией и Южной Осетией, предложив  провести их на украинской территории.

Кроме того, важно возобновить железнодорожное сообщение между Россией и Грузией по территории Абхазии, а также реанимировать планы по созданию так называемого «Южного транспортного коридора» из Северного Кавказа РФ через Южную Осетию к черноморским портам Грузии. Однако, реализацию транспортных проектов сдеоживает позиция Грузии, которая связывает их с вопросом освобождения Россией оккупированных грузинских территорий.

Нагорный Карабах
Нагорный Карабах.
Источник http://www.liveinternet.ru/users/5032508/post232849864/

На нагорнокарабахском направлении — Украина может предложить Турции, Армении и Азербайджану вернуться к варианту открытия турецко-армянской границы в обмен на уход Армении из оккупированных азербайджанских районов. С реализацией данной идеи могут быть связаны также и перспективы переговоров (в т.ч. при посредничестве Минской группы ОБСЕ и Украины) по возобновлению определенных форм экономического (прежде всего энергетического) сотрудничества между Азербайджаном и Арменией и Нагорным Карабахом. В этом плане Украина может рассчитывать на содействие Европейского Союза, который стал более пристально следить за развитием ситуации на Южном Кавказе, демонстрируя заинтересованность в развитии отношений как с Азербайджаном, так и с Арменией в рамках программы ЕС «Восточное партнерство». Фактически, из-за отсутствия альтернативы в вопросе гарантирования безопасности и экономического развития Армении такие подходы находят понимание у умеренной части армянского населения.

ГУАМ.
Источник http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Europe_location_GUAM.png

Продвигать названные украинские инициативы наше государство может как посредством механизмов ОБСЕ, так и в рамках группы ГУАМ, членами которой являются Украина, Молдова, Грузия и Азербайджан. Сегодня такую возможность уже поддержала азербайджанская сторона.

Конечно, в силу известных проблем, инициирование Украиной вышеприведенных предложений и их реализация не позволят быстро уладить «замороженные» конфликты на территории бывшего СССР. Вместе с тем, предлагаемые подходы могут создать позитивную почву для реализации общих экономических интересов конфликтующих сторон, а значит, и укрепить взаимное доверие. В свою очередь, это поможет устранить конфликты в регионах и создаст основу для дальнейших политических компромиссов.

Все это важно и для Украины, которая сможет продемонстрировать и свою готовность к проведению активной и результативной политики в рамках своего председательства в ОБСЕ, и возможность добиваться позитивных сдвигов в процессах урегулирования «замороженных» конфликтов, способствуя укреплению международного имиджа и авторитета нашего государства в Европе.

Вместе с тем, на этом пути Украине следует быть готовой к противодействию со стороны Российской Федерации, которая, стремясь удержать нашу страну в сфере своего влияния, не приминет прибегнуть к ее дискредитации в глазах Европы.