26 июня 2013

Военно-экономическая составляющая политики монархий Персидского залива. Часть 4 «Обходной маневр?»

Часть 3 «Суэцкий канал в планах арабских монархов»

Часть 2  «США — геополитическое отступление»

Часть 1 «Персидский залив — взрывоопасный узла геополитической перезагрузки»

Как мы все хорошо знаем, последние несколько лет Иран и США не скупились на взаимные угрозы по поводу Персидского залива. Иран активно предпринимал соответствующие меры, свидетельствующие о том, что он готов и способен закрыть Ормузский пролив.

Возьмем за отправную точку 24 декабря 2011 года, когда ВМС Ирана начали широкомасштабные военно-морские учения под кодовым названием «Velayat-90». Учения прошли на огромной территории, простиравшейся от Персидского и Оманского залива до Аденского залива и Аравийского моря. Именно после этих учений началась «активная фаза» постоянно усиливающейся войны слов между Вашингтоном и Тегераном. Но ничто из сказанного и сделанного на сегодня администрацией Б. Обамы и Пентагоном не остановило Тегеран, который продолжает свои военно-морские приготовления.

Ормузский пролив

Так что же такое Ормузский пролив? Ормузский пролив — это не только важнейший транзитный коридор, через который перевозится огромное количество энергоносителей, но еще стратегически важное «бутылочное горлышко». Если говорить об Ормузском проливе в связи с Ираном, то следует упомянуть еще о двух важных моментах:

Первый — это исключительное географическое положение Ормузского пролива.

Второй — роль Ирана в совместном управлении этой стратегической водной артерией в соответствии с нормами международного права и своими суверенными национальными правами.

Движение морских судов через Ормузский пролив всегда осуществляется во взаимодействии с военно-морскими силами Ирана. Фактически иранские ВМС осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе совместно с Султанатом Оман через оманский эксклав Мусандам. Но важнее другое. Чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая боевые корабли ВМС США, должны пройти через иранские территориальные воды. Почти все входы в Персидский залив идут через иранские воды, а большая часть выходов из него — через воды Омана.

Эксклавы Омана и ОАЭ

Иран разрешает иностранным судам пользоваться своими территориальными водами на добровольной основе, а также на основании части III Конвенции ООН по морскому праву о транзитном прохождении судов. В ней говорится, что «суда могут свободно проходить через Ормузский пролив и другие водные пространства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из открытого порта в открытое море и обратно». Хотя Тегеран обычно следует практике мореходства, принятой в морском праве, по закону он не обязан это делать. Как и Вашингтон, Тегеран подписал этот международный договор, но не ратифицировалего.

В последнее время иранский парламент (Меджлис) проводит переоценку практики использования иностранными судами территориальных вод Ирана в Ормузском проливе. Предлагается проект закона, лишающего иностранные военные суда возможности использования территориальных вод Ирана для прохождения через Ормузский пролив без разрешения ИРИ. Комитет Меджлиса по национальной безопасности и внешней политике в настоящее время изучает законопроект, определяющий официальную позицию Ирана. А она, естественно, будет зависеть от иранских стратегических интересов и интересов национальной безопасности.

Военно-морские силы США в Ормузском проливе крайне уязвимы

Морские силы США, безусловно, превосходят по своей мощи практически все остальные флота в мире. Американский подводный и океанский флот не имеет себе равных, но превосходство не означает неуязвимость. Военно-морские силы США в Ормузском проливе крайне уязвимы.

Давайте разберемся, почему так. География Персидского залива и Ормузского пролива буквально работает против американского флота. Узость Персидского залива делает его похожим на канал, по крайней мере, в стратегическом и военном плане. Фактически авианосцы и боевые корабли США заперты в его узких водах и вблизи иранского побережья. Атомным подводным ракетоносцам тоже негде развернуться на мелководье.

И вот здесь активную и решающую роль должны сыграть современные ракетные комплексы иранских вооруженных сил. Иранский ракетный и торпедный арсенал способен эффективно расправиться с американскими боевыми кораблями в водах Персидского залива, где у них практически нет места для маневра. Вот почему Соединенные Штаты в последние годы активно стараются создать систему противоракетной обороны на территории государств Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (ССАГПЗ).

Но и это еще не все. Вашингтон также намеревается превратить Ормузский пролив в резервный маршрут в целях ослабления Ирана.

США, вместе со своими союзниками, хорошо понимает, что Иран способен на длительное время блокировать пролив. Вот почему Вашингтон работает с государствами-членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива над тем, чтобы перенаправить потоки их нефти по трубопроводам в обход Ормузского пролива, выведя ее напрямую к Индийскому океану, Красному и Средиземному морям. Он также подталкивает Ирак к тому, чтобы и он в ходе переговоров с Турцией, Иорданией и Саудовской Аравией договорился о прокладке альтернативных маршрутов транспортировки углеводородов.

Саудовская Аравия, строительство нефтепровода в пустыне
Alriyadh.com

Израиль и Турция тоже очень заинтересованы в таком стратегическом проекте. Анкара провела переговоры с Катаром о создании нефтяного терминала в Турции, куда нефть будет подаваться через Ирак. Турецкое правительство также пытается убедить Багдад привязать свои южные нефтяные месторождения к транзитным трубопроводам, идущим через Турцию, как это уже сделано с северными нефтяными месторождениями Ирака.

Все это связано с концепцией Анкары по превращению Турции в энергетический коридор и важный транзитный узел транспортировки энергоносителей.

В случае успеха этого проекта значимость Ормузского пролива существенно снизится. Именно в этих целях Объединенные Арабские Эмираты выступали за строительство трубопровода Хабшан-Фуджейра, называемого также трубопроводом Абу-Даби, который проложен в обход морских маршрутов Персидского залива и Ормузского пролива. Проект строительства был подготовлен еще в 2006 году, контракт подписали в 2007, а сооружение трубопровода началось уже в 2008 году.

Этот трубопровод идет напрямую из Абу-Даби в порт Фуджейра, расположенный на берегу Оманского залива в Аравийском море. Иными словами, экспортная нефть из ОАЭ получает прямой выход к Индийскому океану. Вместе с сооружением данного трубопровода в Фуджейре было предусмотрено строительство стратегического накопительного нефтехранилища, чтобы приток нефти на мировые рынки продолжался даже в случае перекрытия Ормузского пролива.

Карта нефте- и газопроводов на Аравийском полуострове
egarciaber.blogspot.com

Кроме трубопровода Petroline (это саудовский трубопровод с востока на запад) Саудовская Аравия рассматривает возможность создания альтернативных путей транзита и исследует порты своих южных соседей на Аравийском полуострове, таких как Оман и Йемен. Больше всего Эр-Рияд интересует йеменский порт Мукалла, находящийся на берегах Аденского залива.

Возобновление работы трубопровода IPSA (Ирак-Саудовская Аравия), который был построен еще во времена Саддама Хусейна во избежание угроз со стороны Ормузского пролива и Ирана, это тот вопрос, который саудиты активно обсуждают с иракским правительством в Багдаде.

Если Сирия и Ливан превратятся в зависимые от США государства, то можно будет также возобновить работу закрытого Трансарабского нефтепровода Tapline и создать другие альтернативные маршруты через Аравийский полуостров к побережью Средиземного моря.

Теоретически, арабы могут восстановить работу этого нефтепровода, но для этого им надо получить согласие Сирии и Ливана, чтобы через Аравийский полуостров пробиться к желанному всеми нефтяниками мира побережью Средиземного моря. Но пока ждать от Б.Асада разрешения не приходится…

В хронологическом порядке, особенно в свете тех событий, которые разворачиваются вокруг Ливана и Сирии, США продолжает настойчивые попытки изолировать Тегеран. Иранские военно-морские учения «Velayat-90», проходившие в непосредственной близости ко входу в Красное море в Аденском заливе неподалеку от территориальных вод Йемена, также проводились в Оманском заливе напротив побережья Омана и восточных берегов Объединенных Арабских Эмиратов. Среди прочего, эти учения были призваны подать сигнал о том, что Тегеран готов действовать и за пределами Персидского залива, и может нанести удар либо заблокировать трубопроводы, идущие в обход Ормузского пролива.

Американские военные базы вокруг ИРИ
www.abird.ru

География и на сей раз оказалась на стороне Ирана. Прокладка трубопроводов в обход Ормузского пролива ничего не меняет в том плане, что большая часть нефтяных месторождений, принадлежащих членам ССАГПЗ, находится в заливе или около его берегов, то есть, в непосредственной близости от Ирана, а, следовательно, в пределах его досягаемости. Как в случае с трубопроводом Хабшан-Фуджейра, иранцы легко могут остановить перекачку нефти с месторождений. Тегеран способен нанести ракетный или воздушный удар, а также направить в эти районы сухопутные войска, авиацию или морские десантные силы. И ему при этом совсем необязательно блокировать Ормузский пролив, ибо главная иранская угроза состоит в перекрытии потоков энергоресурсов.

Но проект реализуется неспешно. Почему? Да потому, что государства — члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива не особенно торопятся вкладывать средства, чтобы перенаправить свою нефть по трубопроводам в обход Ормузского пролива. Кроме того, они знают, что в случае военных действий, еще до того как они начнутся, Пятый флот США, по замыслу, должен будет уничтожить иранские источники опасности для нефтяной логистики арабов.

С учетом своего боевого опыта войны с Ираком, изучения опыта применения ВМС США в двух войнах в Персидском заливе, военно-морское командование ИРИ пока отдает предпочтение развитию неатомных подводных лодок (НАПЛ), сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и скоростных боевых катеров (БКА) небольшого водоизмещения. То есть тем боевым силам, которые смогут сохранить боеспособность в обстановке активного радиоэлектронного противодействия и тотального господства в воздухе сил вероятного противника.

Если завтра война. Американский флот в Персидском заливе
badnews.org.ru

Даже маленькие сторожевые катера Ирана, действующие в Персидском заливе и кажущиеся жалкими и незначительными по сравнению с американскими авианосцами и крейсерами, представляют для них реальную угрозу. Внешность обманчива, и эти иранские катера легко могут выпустить настоящий огневой вал из ракет, способных нанести серьезный ущерб и потопить крупные корабли ВМС США. А вот маленькие скоростные ракетные и торпедные катера очень трудно обнаружить и еще труднее уничтожить.

Иранские силы могут также нанести удар по ВМС США, просто совершив ракетное нападение с суши с северных берегов Персидского залива. Еще в 2008 году вашингтонский Институт ближневосточной политики (Institute for Near East Policy) признавал серьезность угрозы со стороны иранских мобильных береговых ракетных батарей, противокорабельных ракетных комплексов и маленьких ракетных катеров и кораблей.

В асимметричной морской войне с Пятым флотом ВМС США Иран также может использовать беспилотные летательные аппараты, суда на воздушной подушке, мины, группы боевых пловцов и мини-субмарины.

Имитационное моделирование военных действий Пентагона также показывает, что война с Ираном в Персидском заливе может обернуться катастрофой для ВМС США. Важным примером в этом отношении стали военные игры в Персидском заливе под кодовым названием «Millennium Challenge — 2002» (Вызов тысячелетия — 2002), которые проводились с 24 июля по 15 августа 2002 года. На их подготовку ушло почти два года. Эти учения стали одними из самых крупных и дорогостоящих из числа всех проведенных Пентагоном маневров.

Учения «Millennium Challenge — 2002» состоялись вскоре после того, как Пентагон решил сохранить импульс силы от войны в Афганистане и взять на прицел Ирак, Сомали, Судан, Ливию, Ливан, Сирию, а в итоге получить главный трофей в виде Ирана в ходе своей широкомасштабной кампании по обеспечению американского господства в новом тысячелетии.

Примечательно то, что на штабных учениях «Millennium Challenge», при ответе на гипотетическое американское нападение Иран ответил ракетным нападением, в результате которого только в первый день боевых действий могли бы погибнуть более 20 тысяч американских военнослужащих, а военно-морская группировка США лишилась бы пяти десантных кораблей, десяти крейсеров и одного авианосца.

На второй день стратегических учений лица, игравшие за Иран, направили в атаку на американскую группировку ракетные и сторожевые катера. Несмотря на их кажущуюся незначительность, итоги учений показали, что участь американского флота в Персидском заливе была бы очень печальной.

Только когда учения переиграли заново и добавили Ирану помех и трудностей, американский флот смог как будто бы победить.

С 2011 года Вашингтон начал проводить новую политику, основа которой сводится к формированию новых союзов, которые бы были способны добиться победы в войне с Ираном.

В этой связи уместно будет вспомнить ближневосточное турне министра обороны США Чака Хейгела по Израилю, Иордании, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египту — это шаг на пути формировании новой региональной коалиции. Стратегическая цель этой коалиции вполне очевидна — обеспечить США доминирование в регионе через систему союзов и альянсов. Само формирование, как показывают разворачивающиеся события, идет достаточно легко и даже с определенным энтузиазмом государств, решивших «сплотиться вокруг лидера». Дело осталось за малым — «переформатировать» Иран. Возможно, что этого и не потребуется. В Иране прошли президентские выборы, на которых победил реформатор Хассан Роухани. Конечно, обольщаться скорым началом реформ не стоит, но все же…

Генеральный директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров считает, что Роухани, скорее всего, возьмет курс на восстановление отношений с Западом. "Полагаю, что в любом случае, Хасан Роухани и его команда откажутся от курса жесткого противостояния с Западом, который восемь лет подряд проводился теперь уже при прошлом президенте Махмуде Ахмадинежаде. Плохие отношения с Западом во многом обусловили крайне сложное экономическое положение Ирана и резкое снижения уровня жизни населения".

Надо полагать, что решить экономические проблемы в Иране без изменения внешнеполитического курса не представляется возможным, и, поэтому, следует ожидать, что Роухани в первую очередь возьмётся за решение иранской ядерной программы. Кроме всего прочего новому президенту предстоит еще и ликвидировать наметившееся при Ахмадинежаде охлаждение отношений между светской и духовной частью иранского руководства. Вместе с этим наличие в руководстве президента-реформатора (или либерала) заставит Запад искать пути мирного разрешения проблемы без намеков на возможные бомбардировки иранских ядерных объектов. Именно приход президента-реформатора сильно помешает Вашингтону осуществить силовые действия в отношении Тегерана.

Об этом же в ходе своей первой пресс-конференции говорил Х.Роухани. Комментируя свое видение данной проблемы и, в частности, возможность официальных двусторонних переговоров Тегерана и Вашингтона, новый иранских президент подчеркнул, что это чрезвычайно болезненный вопрос, и он требует тщательного обдумывания. Он также заявил: «Это старая рана, и чтобы ее вылечить, необходимо действовать предусмотрительно, но мы, разумеется, не намерены продолжать конфронтацию». По словам Роухани, законы здравого смысла диктуют, что оба государства — Иран и Соединенные Штаты — должны больше думать о будущем и стараться решить прошлые проблемы. Вместе с тем, условием любых переговоров должно стать взаимное уважение и соответствующие условия. «В Алжирской декларации об урегулировании претензий правительства Соединенных Штатов и правительства Исламской республики Иран от 1981 года, — продолжил президент, — американцы обязались не вмешиваться во внутренние дела Ирана, признать его законные права, в том числе и на ядерные разработки, а также не действовать против Ирана в одностороннем порядке. Условия для прямых переговоров должны создаваться на этой основе, однако следует помнить, что новое правительство намерено отстаивать законные права иранского народа. Мы готовы уменьшить напряженность, и если мы увидим доброе отношение к себе, то можно будет подумать и о прямых переговорах».

Американские военные базы в зоне Персидского залива
www.mignews.co.il

До сегодняшнего дня Вашингтон ведет наступательные действия против Ирана с использованием всех доступных средств. Напряженность в Ормузском проливе и в Персидском заливе это лишь одна составляющая опасной и многогранной региональной холодной войны, идущей между Тегераном и Вашингтоном на Ближнем Востоке и в его обширном окружении.

Начиная с 2001 года, Пентагон также перестраивает структуру своих вооруженных сил, чтобы вести нетрадиционные войны с такими противниками как Иран. Однако география всегда выступала против Пентагона, и Соединенные Штаты не нашли пока решение своей военно-морской дилеммы в Персидском заливе.

 

Продолжение следует.