10 апреля 2017

Китай (中国) сегодня

 

Обзор событий (03.04–09.04.2017)

 

Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

Первая официальная встреча Председателя КНР Си Цзиньпина и президента Соединенных Штатов Америки Д. Трампа состоялась в США 6–7 апреля с. г., продемонстрировав, что стратегическое партнерство двух стран продолжается.

Первая официальная встреча Си Цизньпина и Дональда Трампа

На встрече обсуждались наиболее важные вопросы китайско-американских отношений и проблемы мировой и региональной безопасности. Лидеры двух стран определяли пути решения взаимных противоречий КНР и США в торгово-экономической сфере и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, улучшение взаимодействия в вопросах предотвращения распространения оружия массового поражения, борьбы с международным терроризмом.

Основным итогом переговоров можно считать стратегическое решение Си Цзиньпина и Д. Трампа о выходе отношений двух стран на качественно новый уровень в рамках построения «Комплексного диалога» между КНР и США. Разговор был, в частности, о безопасности, экономике, праве, кибернетическом пространстве, науке и культуре. Лидеры Китая и США решили далее расширять военное сотрудничество, устранять возможные торгово-экономические проблемы (в течение 100 дней будут разработаны соответствующие предложения), а также взаимодействовать для сдерживания ракетно-ядерной программы Северной Кореи.

По словам Си Цзиньпина, именно военная безопасность должна стать основой стратегического доверия между Китаем и США. Поэтому, по его мнению, необходимо поддерживать военные контакты двух стран на всех уровнях, развивать механизмы диалога и консультаций их оборонных ведомств, касающихся проблем Азиатско-Тихоокеанского региона, а также совершенствовать нормы поведения для обеспечения безопасности в морском и воздушном пространствах. Также Си Цзиньпин приветствовал участие США в китайском проекте «Пояс и путь».

По мнению Д. Трампа, вполне возможно преодолеть разногласия, касающиеся форм и масштабов китайского присутствия в экономике США, а также в отношениях США и КНР к проблеме спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Состояние торгово-экономических отношений Китая и США

Переговоры между двумя лидерами проходили на фоне резко обострившейся ситуации вокруг Сирии. Несмотря на общность позиций Китая и России по сирийской проблеме, руководство КНР продемонстрировало, что согласно с нанесением США ракетного удара по авиабазе Шайрат правительственных сил Сирии, применивших химическое оружие против оппозиции.

В общем, это все подтверждает, что России не удастся создать стратегический союз с Китаем на антиамериканской основе. В привычной для себя манере Москва отреагировала на это усилением военной активности возле границы с КНР. Так, накануне и во время встречи Си Цзиньпина и Д. Трампа был организован комплекс учений наземного и авиационного компонентов российских войск в Приморском крае РФ (граничит с северо-восточным регионом КНР).

В частности, 29–31 марта с. г. проверялась боевая готовность соединений и частей 5-й общевойсковой армии (штаб г. Уссурийск, Приморский край РФ) Восточного военного округа (ВВО) Вооруженных сил РФ. Во время проверки мотострелковые, танковые и ракетно-артиллерийские части и подразделения выводились на полигоны для боевых стрельб из штатного оружия.

В то же время в начале апреля с. г. прошли учения по усилению группировки тактической авиации ВС РФ в Приморском крае. Экипажи самолетов-перехватчиков МиГ-31 и МиГ-31БМ из состава камчатской авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота РФ (аэродром Елизово, вблизи г. Петропавловск-Камчатский) выполнили перелет на расстояние более 2 тыс. км на аэродром 22-го истребительного авиационного полка (г. Артем, Приморский край) 11-й армии ВВС и ПВО (штаб — г. Хабаровск). После перелета, на активном этапе учений, самолеты морской авиации привлекались к операции по перехвату воздушных целей противника.

Военное командование РФ перевооружает войска ВВО новыми видами вооружения и военной техники. В марте с. г. на вооружение 30-й артиллерийской бригады 36-й общевойсковой армии ВВО (штаб — г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, Забайкалье) поступил новый комплекс артиллерийской разведки «Зоопарк-1М» (проходил испытания в зоне конфликта на востоке Украины).

Комментируя этот вопрос, некоторые российские СМИ сообщают, что Китай «возобновил свои претензии на озеро Байкал». В качестве подтверждения приводится предложение Института планирования и дизайна городов и сельской местности КНР построить водопровод от озера Байкал к городу Ланьчжоу. Проект должен устранить проблему засухи и нехватки питьевой воды в провинции Ганьсу  — на севере центральной части Китая.

 

Политика

Встреча Си Цизньпина с президентом Финляндии Саули Нийнисте

Одним из основных приоритетов внешней политики КНР остается установление и углубление связей с потенциальными участниками китайского проекта «Пояс и путь». 5 апреля, направляясь в США, Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Финляндию, где встретился с президентом страны С. Нийнисте, премьер-министром Ю. Сипилем и спикером парламента М. Лохелой. На встречах обсуждались перспективы развития двухстороннего сотрудничества в политической, экономической, культурной и других сферах. При этом Си Цзиньпин говорил о значении Финляндии, которая поможет Китаю войти в регион Северной Европы. Например, сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером Финляндии в Азии, а Финляндия — третьим из крупнейших торговых партеров КНР в Северной Европе. По сути, путем углубления связей между Китаем и Финляндией формируются предпосылки для расширения сферы действия китайской инициативы «Пояс и путь» также и на Швецию, Норвегию и Данию.

 

Премьер-министр Китая Ли Кэцян встретился с премьер-министром Норвегии Эрной Солберг

В рамках реализации таких планов 7 апреля с. г. в Пекине премьер-министр Китая Ли Кэцян и председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзян встретились с премьер-министром Норвегии Е. Солберг. Стороны договорились закрепить положительные результаты двухстороннего сотрудничества, что стало возможны после восстановления полноценных отношений двух стран в 2016 году (с 2010 года отношения между КНР и Норвегией были фактически заморожены из-за присуждения Нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо).

В данном контексте КНР наиболее заинтересована в доступе к портам Норвегии, как конечной точке транспортно-экономического коридора из Азиатско-Тихоокеанского региона в Северную Европу. Кроме того, обе стороны заинтересованы в создании зоны свободной торговли, углублении кооперации в сельском хозяйстве, промышленном рыболовстве, изучении гидросферы морей и океанов, водном транспорте.

 

В то же время сохраняются противоречия между КНР и другими странами Азиатского и Азиатско-Тихоокеанского региона. 6 апреля с. г. Китай заявил официальный протест Индии из-за визита Далай-ламы XIV (религиозный лидер Тибета; ведет борьбу за отделение региона от КНР; находится на индийской территории в политическом изгнании) в спорный район на китайско-индийской границе.

Также МИД Китая выразило свою обеспокоенность намерениями руководства Филиппин разместить свои войска на территории спорных островов в Южно-Китайском море. Негативную реакцию КНР вызывают и планы президента Филиппин Р. Дутерте посетить спорные острова в середине июня текущего года (в День Независимости Филиппин) и поднять над ними филиппинский флаг.

 

Экономика

Несмотря на увеличившиеся внешние и внутренние проблемы в китайской экономике, правительству КНР своей эффективной работой удается обеспечить положительную динамику развития страны. Например, по данным Министерства финансов Китая, в течение первых двух месяцев 2017 года прибыль китайских государственных предприятий увеличилась на 40,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самые заметные успехи в этом плане зафиксированы в отраслях транспорта, электроники и легкой промышленности. Отмечается также улучшение ситуации в нефтехимической, угольной и сталелитейной отраслях промышленности, у которых в прошлом году были отрицательные показатели.

В течение прошлого, 2016 года, доходы малых и средних предприятий КНР выросли на 25 %, что позволило увеличить объемы их инвестиций в развитие инновационных направлений деятельности.

 

Введение в эксплуатацию в Бостоне первого поезда метро производства китайской корпорации CRRC

Большую роль в развитии китайской экономики играет торгово-экономическое сотрудничество КНР с другими странами. Как пример — в начале апреля с. г. в американском городе Бостон впервые введены в эксплуатацию поезда метро производства китайской вагоностроительной корпорации China Railway Rolling Stock Corporation (CRRC). С начала выхода CRRC на американский рынок в 2014 году такие китайские поезда уже функционируют в Чикаго, Лос-Анджелесе и Филадельфии. Для закрепления позиций CRRC в США создан ряд совместных китайско-американских предприятий по выпуску таких поездов, а также осуществляется соответствующая профессиональная подготовка американских рабочих и специалистов по эксплуатации технических средств.

В начале апреля с. г. Даляньский филиал самой крупной в Китае вагоностроительной компании CRRC Dalian получил заказ на изготовление 69 поездов для двух линий метрополитена в индийском городе Нагпур. Заказом предусмотрено также оказание услуг по обслуживанию поездов. Кроме того, заключено соглашение о строительстве высокоскоростной железной дороги между столицей Индонезии — Джакартой и четвертым по величине городом страны — Бандунг. Магистраль будет построена по китайским технологиям и с использованием китайского оборудования.

 

Развивается также экономическое сотрудничество между Китаем и Россией. Так, администрация города Фанчэнган (Гуанси-Чжуанский автономный район) и Гуансийская инвестиционная компания «Новый авиационный городок» подписали рамочное соглашение с российской «Научно-инженерной компанией» о строительстве китайско-российского индустриального парка гражданских самолетов. По соглашению, на территории парка планируется открыть китайско-российский центр исследования и разработки летательных аппаратов, завод сборки самолетов, а также международную школу подготовки летчиков.

Положительным для КНР является также расширение ресурсной базы страны. Так, по итогам геологических исследований в южно-китайской провинции Гуйчжоу открыто самое крупное в Азии месторождение марганцевой руды. Общие запасы сырья составляют 203 млн тонн, а их потенциальная стоимость оценивается более чем в 14,5 млрд долл. США. Всего на территории провинции Гуйчжоу открыто четыре крупных месторождения марганцевой руды с общими запасами 600 млн тонн.

На этом фоне наблюдается некоторое осложнение торгово-экономического сотрудничества между Китаем и ЕС. С 7 апреля с. г. Европейский Союз ввел дополнительные антидемпинговые пошлины на импорт из КНР горячекатаной стали. В ответ руководство КНР выразило намерение применить адекватные меры против ЕС.

 

Вопросы безопасности и силовые структуры

Десантный вертолетоносец корабль-док
проекта Type 075

Руководство КНР продолжает реализацию программы наращивания боевого потенциала ВМС страны, имеющей целью укрепить позиции КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, в апреле с. г. китайская судостроительная верфь Hudong–Zhonghua Shipbuilding Company приступила к строительству крупнейшего десантного вертолетоносца корабля-дока по проекту Type 075.

Корабль будет иметь длину 250 м, ширину 30 м, водоизмещение 40 тыс. тонн и скорость до 23 узлов (соответствует американским кораблям типа «Уосп» того же класса — 40,5 тыс. тонн). На борту корабля разместятся до 30 различных вертолетов. Вертолетоносец планируется ввести в состав ВМС КНР в 2020 году. Главным направлением его использования станет патрулирование в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

В рамках программы развития ВМС Китая строятся новые фрегаты, корветы, авианосец Type 001А, проектируются подводные лодки нового поколения с низким уровнем шума и корабль-авианосец Type 002 с атомной энергетической установкой. Сегодня в составе ВМС КНР имеется авианосец «Ляонин», созданный на базе авианесущего крейсера «Варяг» (советский проект 1143.6 «Кречет»), который Китай приобрел у Украины.

 

Министр общественной безопасности КНР Го Шэнкунь на заседании секретарей советов безопасности стран-членов ШОС
в Астане

Необходимо отметить, что КНР предпринимает адекватные меры в ответ на усиление военной активности России на китайском направлении. В конце марта с. г. в Северном боевом командовании НОАК (создано в 2016 году на базе Шэньянского и Цзинаньского военных округов; граничит с Приморским краем РФ) прошли учения по дозаправке в воздухе самолетов тактической авиации. Сегодня основу парка современных самолетов-заправщиков ВВС НОАК составляют три Ил-78, которые были отремонтированы, модернизированы и переданы Китаю Украиной в 2014–2016 годах. Самолеты входят в состав 38-го транспортного авиационного полка 13-й транспортной авиационной дивизии ВВС НОАК.

 

Китай также уверенно перехватывает лидерство у России в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 6 апреля с. г. на заседании секретарей советов безопасности стран-членов ШОС в г. Астана (Казахстан) член Государственного совета КНР, министр общественной безопасности Го Шэнкунь определил основные концептуальные подходы Китая к стратегическим направлениям работы организации. В этом плане он отметил планы Пекина возглавить деятельность ШОС с целью превратить организацию в одну из ведущих международных структур в сфере обеспечения мировой безопасности. В этой связи было признано необходимым объединить усилия в сфере борьбы с терроризмом.

 

Наука и технологии

Правительство КНР пытается получить доступ к мировым запасам природных ресурсов, в т. ч. в Арктической и Антарктической зонах. В начале апреля с. г. прошли успешные испытания технологии и технических средств бурения скважин на ледовых шельфах глубиной до 1,5 км. Финальное тестирование системы планируется провести на шельфовом леднике Эймери в Антарктиде в районе китайской антарктической станции Чжуншань. Сегодня такими технологиями обладают только США и Австралия.

Прототипы грузовых БПЛА
китайской корпорации «JD.com»

Кроме того, под эгидой Министерства транспорта КНР создан подводный робот с глубиной погружения до 3 тыс. метров. Аппаратом можно выполнять спасательные работы, исследовать морское и океанское дно.

 

Не могут не привлечь внимание планы китайской корпорации «JD.com» по сооружению сети специальных аэропортов для беспилотных летательных аппаратов службы доставки грузов. В апреле этого года начнется работа по подготовке семи маршрутов полетов таких БПЛА. На первом этапе аппараты смогут перевозить грузы весом до 50 кг, а после введения в действие новых БПЛА — до 0,5 тонн.

 

 

www.reliablecounter.com