24 апреля 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (17.04–23.04.2017)

 

Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

Обострение ситуации вокруг Корейского полуострова сейчас считается главной проблемой в АТР, которая не может не беспокоить, в том числе и Китай. Американская космическая разведка сообщает, что Пхеньян усилил свою активность на полигоне Пунгери, что может свидетельствовать о подготовке к испытаниям ядерного боезаряда. А во время мероприятий, посвященных 105-й годовщине Ким Ир Сена (деда нынешнего северокорейского лидера), КНДР провела очередную провокацию, продемонстрировав видеоролик с имитацией ракетного удара по США. Позже глава департамента МИД КНДР по отношениям с США Хан Сон Рэл подтвердил, что Северная Корея «будет проводить пуски ракет на постоянной основе, несмотря на давление со стороны США».

 

Разумеется, Вашингтон обеспокоен возможным вооруженным нападением на своих союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и на свои военные объекты. На прошлой неделе вице-президент США М. Пенс прибыл с визитом в Японию и Южную Корею с целью на месте уточнить развитие этой ситуации, а также определить, каким образом можно остановить безответственные поступки КНДР. После встречи М. Пенса с премьер-министром Южной Кореи Хван Ге Аном было объявлено, что обе стороны намерены ввести дополнительные санкции против КНДР сразу после того, как она проведет ракетные и ядерные испытания.

Рассматриваются также и другие способы давления на Северную Корею. По заявлению Государственного секретаря США Р. Тиллерсона, Вашингтон может предложить повторное внесение КНДР в список государств, поддерживающих терроризм (была в этом списке с 1988 по 2008 годы). В случае принятия положительного решения по данному вопросу, США возобновят действие всего спектра санкций против Северной Кореи.

Параллельно этим шагам Соединенные Штаты продолжают демонстрацию силы в регионе АТР, углубляя одновременно свое военное и военно-техническое сотрудничество с союзниками. Так, в районе Корейского полуострова пребывает авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем «Carl Vinson». С 28 апреля с. г. планируются совместные учения ВВС США и Южной Кореи, где будет отрабатываться противодействие северокорейским провокациям. В учениях примут участие экипажи американских самолетов F-16, AV-8B и EA-18G, которые размещены на авиабазах в Южной Корее и Японии, а также южнокорейских самолетов F-15, F-16, F-5E и F-4E.

На территории Южной Кореи продолжается развертывание американской системы ПРО THAAD. По словам руководителя Бюро Государственного департамента США по вопросам Азии и Тихоокеанского региона С. Торнтон, США введут систему в действие в установленные сроки или даже раньше. Система ПРО THAAD была названа одной из гарантий безопасности США и их союзников.

 

Руководство Китая, имея одновременно союзнические отношения с Северной Кореей и определенные противоречия с США в АТР, по сути поддерживает отношение Соединенных Штатов Америки к ракетно-ядерной программе КНДР. Китай, как заявил его МИД 19 апреля с. г., по-настоящему обеспокоен пусками в Северной Корее баллистических ракет и подготовкой к ядерным испытаниям. Он выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и за сохранение мира и стабильности в регионе. Китай сообщил, что готов продолжать содержательный диалог со всеми заинтересованными сторонами, в т. ч. КНДР и США.

Кстати, как сообщила китайская газета «Хуаньцю шибао», Китай может прекратить поставки нефтепродуктов в КНДР в случае ее ядерных испытаний. А по сообщениям СМИ Южной Кореи, Китай продолжает наращивать свою военную группировку на границе с КНДР. Кроме того, из-за угрозы возникновения вооруженного конфликта в АТР уже повышена боевая готовность ВВС Народно-освободительной армии Китая.

 

На прошлой неделе события вокруг Корейского полуострова рассматривались на специальном заседании СБ ООН. Предложенный тогда проект резолюции Совета безопасности с осуждением действий КНДР в ракетно-ядерной сфере Россия заблокировала, что еще раз подтвердило ее заинтересованность в обострении ситуации в АТР. Ведь это будет отвлекать внимание США от вооруженной агрессии режима В. Путина против Украины, а также может стать фундаментом для построения на антиамериканской основе союзнических отношений с КНР.

В рамках такой политики все более активны провокации России против США в АТР. Так, 18 апреля с. г. два самолета Ту-95МС дальней (бомбардировочной) авиации ВКС РФ выполнили провокационный полет к Аляске и приблизились к американской границе на расстояние до 160 км. На перехват российских бомбардировщиков поднялись истребители F-22 Raptor ВВС США.

На этом фоне Москва пытается продемонстрировать «единство позиций России и Китая по отношению к действиям США в АТР». В частности, по утверждению некоторых информационных источников РФ, «...разведывательные корабли России и КНР совместно следят за авианосной группой США в западной части Тихого океана».

А вот Северная Корея эти намерения россиян поспешила использовать для своей поддержки. По заявлению представителя МИД КНДР Ким Ён Хо, Пхеньян готов развивать отношения с Россией для совместного противодействия европейским и американским санкциям.

 

Важными были также и другие тенденции или события в развитии ситуации в Китае и вокруг него.

 

Политика

Действия КНР по отстаиванию своих интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе сопровождаются ее активной политикой и на других направлениях. Например, 19 апреля с. г. в Пекине прошел на высоком уровне 7-й раунд стратегического диалога Китай — ЕС. На встрече совместно председательствовали член Государственного совета КНР Ян Цзечи и Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Ф. Могерини.

Стороны подтвердили важность дальнейшего развития сотрудничества по четырем основным направлениям, которые были определены на предыдущих переговорах. Они включают: обеспечение стабильности в мире, поддержку развития мировой экономики, содействие Европейского Союза в проведении рыночных реформ в КНР, а также сближение Западной и Восточной цивилизаций. При этом были отмечены положительные перспективы дальнейшего углубления китайско-европейских отношений, характеризующихся «зрелостью» и «значительной энергией».

Представители Китая и ЕС обменялись мнениями о ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также по проблемам вокруг Сирии, Ирана, Афганистана и Корейского полуострова. Касаясь сирийского вопроса, Ян Цзечи осудил применение химического оружия в стране и высказался за политическое решение сирийской проблемы. В свою очередь, Ф. Могерини сообщила о намерениях ЕС углублять диалог с Китаем по всем упомянутым направлениям.

 

Развивается  сотрудничество Китая с Россией. Правда, если Пекин пытается укреплять двухсторонние экономические связи, то Москва стремится создать противовес давлению на себя с Запада. Об этом свидетельствует 3-е заседание Китайско-российской межпарламентской комиссии, которое состоялось 18–20 апреля с. г. в Москве с участием председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзяна и председателей Совета Федерации России В. Матвиенко и Государственной думы РФ В. Володина. На встрече Чжан Дэцзян выразил надежду, что положительные условия для дальнейшего углубления взаимодействия между двумя странами будут сохранены и предложил подключить Евразийский экономический союз к китайскому проекту «Пояс и путь». Эту инициативу российское парламентское руководство поддержало.

Во время своего визита в Москву Чжан Дэцзян встретился с президентом РФ В. Путиным. На переговорах китайский чиновник подтвердил, что стратегический характер китайско-российских отношений, как результат совместных усилий Председателя КНР Си Цзиньпина и главы российского государства В. Путина, сохраняется. В. Путин отмечал стратегическую важность КНР для России с точки зрения отстаивания общих позиций на мировой арене, а также реализации различного рода экономических проектов. По его словам, сегодня «отношения между Россией и КНР на самом высоком уровне за всю их историю», что особенно важно в условиях осложнения международной ситуации в мире.

 

Усиленное внимание КНР уделяет также странам Азиатско-Тихоокеанского региона. 17 апреля с. г. в Пекине прошло 10-е заседание китайско-вьетнамской межправительственной комиссии по двухстороннему сотрудничеству. В нем принимали участие член Государственного совета КНР Ян Цзечи и вице-премьер-министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь. Они отметили позитивный характер отношений двух стран, а также важность продолжения китайско-вьетнамских контактов на высшем уровне.

Подводя итоги переговоров, стороны условились углублять взаимодействие КНР и Вьетнама в рамках реализации различных аспектов проекта «Пояс и путь», в т. ч. в инвестиционной, экономической, инфраструктурной, транспортной и гуманитарной сферах.

 

Экономика

Развитие ситуации в КНР подтверждает тенденцию улучшения состояния экономики страны, которая наметилась во второй половине 2016 года. Так, по данным Государственного статистического управления Китая, в январе–марте текущего года прирост ВВП страны составил 6,9 %, что больше прогнозируемого уровня. Общий объем ВВП за первые 3 месяца текущего года составил 18,06 трлн юаней (2,6 трлн долл. США). Выросли также и другие макроэкономические показатели КНР, в т. ч. объем промышленного производства — на 6,8 % и объемы розничной торговли — на 10 % по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Кроме того, отмечается увеличение объемов добычи сланцевого газа в КНР в марте с. г. — на 50,4 % по сравнению с тем же месяцем прошлого года до 1,15 млрд куб метров. В основном прирост был обеспечен за счет наращивания добычи газа в пилотной зоне месторождения «Чаннин-Вэйюань» в провинции Сычуань (Юго-Западный Китай).

 

В рамках укрепления внешнеэкономических связей КНР китайское руководство продолжает наращивать свои усилия по реализации стратегического проекта «Пояс и путь». В этой связи важное значение придается подготовке Форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь», проведение которого запланировано в Пекине на 14–15 мая с. г. По заявлению министра иностранных дел КНР Вана И, в форуме примут участие лидеры из более чем двадцати стран, а также генеральный секретарь ООН, директор-распорядитель МВФ и президент Всемирного банка.

Во время форума состоится диалог на высоком уровне по формуле «1+6» (пленарная сессия и шесть тематических сессий), где будут обсуждаться вопросы развития инфраструктуры, увеличения объемов взаимных инвестиций, а также углубления взаимодействия участников проекта в экономической, энергетической, культурной и экологической сферах. Планируется подписание меморандума о стратегии дальнейшей реализации проекта «Пояс и путь», а также заключение двух- и многосторонних соглашений.

В контексте упомянутых планов правительственные органы КНР приводят статистические данные по итогам сотрудничества участников проекта «Пояс и путь» с начала текущего года. Так, по данным Министерства коммерции КНР, в январе–марте 2017 года прямые нефинансовые инвестиции китайских предприятий в экономику 43 стран-участниц этого проекта составили 2,95 млрд долл. США. Доля таких инвестиций составила 14,4 % от общего объема иностранных инвестиций Китая, что на 5,4 % выше, чем в первом квартале 2016 года.

По информации Министерства транспорта КНР, в настоящее время между Китаем и странами-участницами проекта «Пояс и путь» заключено более 130 соглашений о сотрудничестве в сферах железнодорожного, автомобильного, морского и автомобильного транспорта, а также почтовой связи. Согласно этим соглашениям открыто 356 линий международных сообщений с 43 странами.

На этом фоне 18 апреля 2017 года американский журнал «Forbes» опубликовал рейтинг Топ-10 компаний с наибольшей инвестиционной стоимостью в мире. Список возглавила китайская торговая корпорация «Alibaba» (второе и третье места заняли «Facebook» и «Uber»). Корпорация вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу в сентябре 2014 года и получила финансирование в размере 25 млрд долл. США на свои первоначальные предложения. С тех пор доходы корпорации демонстрируют устойчивый рост на уровне около 30 % в течение года. В рейтинг «Forbes» включены также две другие китайские компании, в т. ч. онлайн-магазин «Цзиндун» (JD.com) и компания «Xiaomi Inc».

 

Вопросы безопасности и силовые структуры

Руководство КНР проводит реформирование Вооруженных сил страны с целью привести их в соответствие с современными условиями и требованиями. По заявлению председателя КНР Си Цзиньпина, Народно-Освободительная армия Китая (НОАК) должна стать мощной силой, способной защитить интересы страны как в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии, так и во всем мире.

В этом плане очередной этап военной реформы в КНР предполагает окончательный переход НОАК от принципов построения, характерных для периода Второй мировой войны, к компактным, высокоманевренным и высокотехнологичным вооруженным силам. Прежде всего это касается сокращения и оптимизации структуры Сухопутных войск НОАК с одновременным повышением значения ВВС, ВМС, ракетных соединений и кибервойск.

В частности, исходя из опыта западных стран, отменяется полковое звено Сухопутных сил НОАК, которые переводятся на структуру: батальонная тактическая группа — бригада/дивизия — корпус. Кроме того, имеющиеся ныне семь военных округов трансформируются в пять оперативных (оперативно-стратегических) командований. Реформа будет продолжаться до 2020 года.

 

В рамках реформирования оборонной сферы Китая продолжается реализация масштабной программы наращивания корабельного состава ВМС НОАК. К 2018 году планируется принятие на вооружение двенадцати новейших эсминцев класса 052D. Корабли вооружены артиллерийскими установками H/PJ-38 (130 мм) и H/PJ-12 (30 мм), зенитными и крылатыми ракетами, торпедами Yu-7, а также укомплектованы скоростными катерами и вертолетами Z-9C. Длина эсминца 256 м, ширина — 18 м, скорость хода — 30 узлов (55,5 км/ч), Экипаж — 280 человек. По своим боевым возможностям новые китайские корабли можно сравнить с американскими эсминцами типа Arleigh Burke, оснащенными системами управляемого ракетного оружия Aegis.

В январе 2017 года на вооружение ВМС НОАК поступил пятый из таких кораблей — Xining (бортовой номер 117), который уже активно участвует в военных учениях.

 

Также в Китае разрабатывается новый стратегический бомбардировщик Н-20, который должен стать аналогом американского самолета В-2. При этом используются опыт и технологии, которые были получены КНР при разработке малозаметных истребителей пятого поколения J-20 (созданных по технологии «Stealth»), крупноразмерных самолетов Y-20 (транспортный) и Comac C919 (пассажирский), а также современных двухконтурных турбореактивных двигателей.

Дальность полета нового бомбардировщика составит до 18 тыс. км с одной дозаправкой в воздухе. Самолет способен нести крылатые ракеты большой дальности. Новый стратегический бомбардировщик может появиться после 2020 года на замену самолетам Н-6 (лицензионная версия советского Ту-16), которые состоят на вооружении ВВС Китая. По сути, КНР уже опережает Россию и в области перспективного самолетостроения, в т. ч. в военной сфере.

Стратегический бомбардировщик Н-6 и проект нового бомбардировщика Н-20

Углубляется сотрудничество между Китаем и ЕС в вопросах борьбы с терроризмом, организованной и трансграничной преступностью в т. ч. в кибернетическом пространстве. В частности, эти вопросы обсуждались на встрече члена Государственного совета, министра общественной безопасности КНР Го Шенкуня и директора Европола Р. Уэйнрайта 19 апреля с. г. в Пекине. Стороны договорились об усилении взаимодействия по всем из упомянутых направлений.

 

Наука и технологии

Согласно плану космических исследований КНР, 20 апреля с. г. с космодрома Вэньчан в провинции Хайнань, с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-7», запущен первый грузовой корабль «Тяньчжоу-1» китайской разработки. Корабль доставил на орбиту более 6 тонн груза, включая топливо и другие припасы для космической лаборатории «Тяньгун-2» («Небесный дворец-2»). 22 апреля грузовой корабль «Тяньчжоу-1» и лаборатория «Тяньгун-2» впервые успешно автоматически состыковались в космосе.

Предполагается, что после запуска «Тяньчжоу-1» трижды состыкуется на орбите с космической лабораторией «Тяньгун-2» для ее дозаправки и проведения экспериментов и тестов. После совместного двухмесячного полета «Тяньчжоу-1» продолжит независимый полет на своей орбите еще в течение трех месяцев. Главной особенностью миссии является заправка топливом после завершения стыковки корабля «Тяньчжоу-1» с аппаратом «Тяньгун-2», так называемая «воздушная заправка». Сегодня такой технологией обладают только Россия и США.

 

16 апреля 2017 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта Пудун в Шанхае прошли успешные скоростные испытания китайского пассажирского авиалайнера Comac C919. Это последний этап испытаний перед первым тестовым полетом данного воздушного судна.