30 января 2017

Китай (中国) сегодня

 

Обзор событий (23–29.01.2017)

Китай: обзор событий за предыдущую неделю (16–22.01.2017): http://bintel.com.ua/ru/article/obzor_sobytij_vokrug_knr_1_17/

Политика

Руководство КНР демонстрирует твердые позиции по отстаиванию интересов Китая в отношениях с США.

27 января с. г. официальный представитель министерства иностранных дел КНР Хуа Чуньин призвала США проявлять осторожность в высказываниях и действиях в вопросе Южно-Китайского моря. По ее словам, США не является стороной территориальных противоречий в регионе, в то время как у Китая неоспоримый суверенитет над т. н. спорными островами и прилегающей к ним акваторией. В то же время Хуа Чуньин сообщила, что КНР решительно настроена отстаивать свои морские права. Вместе с тем, она подтвердила позицию Пекина по поддержке свободы судоходства в Южно-Китайском море, а также приверженности мирному решению имеющихся проблем путем переговоров с непосредственно вовлеченными странами.

Заявление Хуа Чуньин стало ответом МИД КНР на выступления официального представителя Белого дома Ш. Спайсера и кандидата на должность государственного секретаря США Р. Тиллерсона про «нахождение спорных островов в международных водах, а не в собственности Китая», а также намерений Вашингтона «обеспечить защиту международных территорий от захвата их одной страной».


Парасельские острова и архипелаг Спратли – настоящее мировое яблоко раздора

На этом фоне Центральный военный совет КНР (высший орган руководства Вооруженными силами Китая) обнародовал комментарий, касающийся «высокой вероятности возникновения вооруженных конфликтов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях». В этой связи выражается обеспокоенность «действиями США по усилению американского военного присутствия в Европе».

В свою очередь, орган Центрального комитета Коммунистической партии Китая газета «Жэньминь жибао» опубликовала планы ВМС КНР «продолжать маневры вдали от берегов страны, несмотря на угрозы Вашингтона блокировать их доступ к спорным островам, на которых размещены китайские базы».

В это же время, 24 января 2017 года на приеме по случаю наступающего китайского Нового года глава МИД КНР Ван И заявил, что Китай готов вести диалог с новой администрацией США и развивать двухсторонние отношения на основе уважения принципа «одного Китая» и уважения национальных интересов обеих стран.

Тенденция осложнения американо-китайских отношений после избрания Д. Трампа президентом США используется Россией для создания противовеса Соединенным Штатам Америки путем укрепления связей с КНР. По заявлению министра иностранных дел России С. Лаврова во время «правительственного часа» (слушаний) в Государственной думе РФ 25 января этого года, «...На сегодняшний день отношения между РФ и КНР имеют образцовый характер стратегического партнерства».

23 января 2017 года на заседании Политбюро ЦК КПК было принято решение о создании Центральной комиссии по интегрированному военно-гражданскому развитию, которую возглавил председатель КНР Си Цзиньпин. Новая комиссия является структурой, принимающей решения и координирующей действия по интегрированному военно-гражданскому развитию на центральном уровне, осуществляющей единое руководство работой в этой сфере и отвечающей перед Политбюро ЦК КПК и Постоянным комитетом Политбюро ЦК КПК.

 

Экономика

Итоги экономического развития Китая в 2016 году подтверждают ведущую роль КНР в процессах мировой экономической глобализации. В частности, по данным министерства коммерции КНР, в прошлом году объем товарооборота Китая с 19 государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) составил около 53 млрд долл. США, что на 4,5 % больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. При этом китайские инвестиции в экономику стран ЦВЕ составляли 8 млрд долл. США. Прежде всего, средства вкладывались в их машиностроительную и химическую отрасли, развитие телекоммуникаций и информационных технологий, сельское хозяйство, а также научно-технические исследования, связанные с освоением новых источников энергии. В свою очередь, инвестиции стран ЦВЕ в различные отрасли экономики Китая составили 1,2 млрд долл. США.

В то же время продолжается активное развитие сотрудничества КНР с другими странами. Так, в 2017 году предполагается увеличение Китаем объемов импорта нефти из России в 31 млн тонн. В настоящее время Россия уже является крупнейшим поставщиком нефти в КНР и в 2016 году опередила по этому показателю Саудовскую Аравию. При этом в прошлом году объемы поставок российской нефти в Китай увеличились почти на 25 %, до 1,05 млн баррелей в сутки.

Кроме того, в январе 2017 года китайская компания «China Railway Construction Corporation Limited» (CRCC) выиграла тендер на строительство трех станции третьего пересадочного контура метро в Москве. Китайская компания предложила выполнить работы за 22,98 млрд рублей. Срок выполнения работ — до декабря 2019 года. (CRCC является второй среди крупнейших государственных строительных компаний в КНР после «China Railway Engineering Corporation». Компания занимается строительством объектов железнодорожной инфраструктуры, скоростных шоссе, аэропортов и морских портов).

В свою очередь, 23 января 2017 года министр коммерции КНР Гао Хучэн и финансовый секретарь (министр финансов) Филиппин Карлос Домингес подписали «План экономического сотрудничества двух стран на период 2017–2022 годов». Планом предусматривается реализация совместных проектов в сферах строительства объектов инфраструктуры и автомобильных дорог, транспорта и информационных технологий. В рамках плана объемы взаимных инвестиций сторон определяются на уровне 3,7 млрд долл. США.

Расширение внешнеэкономических связей КНР способствует экономическому росту страны, а также увеличению доходов китайских предприятий. По информации Государственного статистического бюро Китая, в 2016 году доходы крупных предприятий КНР увеличились на 8,5 % — до 6,88 трлн юаней (около 1 трлн долл. США). Аналогичная тенденция наблюдается и в обрабатывающей сфере. В целом, прибыль их предприятий выросла на 12,3 %. Вместе с тем, снизились доходы предприятий добывающей промышленности, а также предприятий, занимающихся производством и поставками электричества, тепловой энергии и газа.

Следствием положительной тенденции в развитии экономики КНР стало улучшение социально-экономической ситуации в стране. В частности, по сообщению министерства человеческих ресурсов и социальной безопасности КНР, по итогам 2016 года уровень зарегистрированной безработицы в стране составил 4,02 %, что ниже официального прогноза в 4,5 %. В течение 2016 года в Китае было создано 13,14 млн новых рабочих мест для жителей городов.

По прогнозу международного рейтингового агентства «Standard & Poor's Global Ratings» (S&P), в ближайшие три года: экономический рост Китая будет составлять 5,5 % за год; инфляция — 2–3 %; уровень безработицы — 4,1 %. В то же время 26 января 2017 года S&P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Китая до уровня «АА-», что связано с возникшими проблемами в системе государственного финансирования КНР.

 

Вопросы безопасности и силовые структуры

В рамках укрепления оборонной сферы КНР особое внимание руководство страны уделяет разработке и принятию на вооружение новых стратегических ракетно-ядерных систем. Так, в ближайшее время планируется развертывание трех ракетных бригад, вооруженных новыми МБР «Dongfeng-41» (DF-41; твердотопливная наземная мобильная МБР с максимальной дальностью полета до 14 тыс. км; оснащена боевыми блоками, разделяющимися на 10–12 суббоеприпасов индивидуального наведения). Согласно сообщениям ряда СМИ (в т. ч. государственных китайских), первая из этих бригад будет размещена в районе города Синьян (провинция Хэнань), вторая — в городе Дацин (провинция Хэйлунцзян; граничит с Россией), третья — в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Впоследствии власти КНР опровергли сообщения о планах развертывания новых МБР вблизи границы с РФ. Вместе с тем, сообщения СМИ по этому вопросу вызвали неоднозначную реакцию в России.

Так, комментируя эту ситуацию, пресс-секретарь президента РФ Д. Песков указал на партнерский характер отношений между РФ и КНР, а также отметил отсутствие угроз для России со стороны военной составляющей Китая. Со своей стороны первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич высказался за необходимость усиления системы ПРО Российской Федерации на Дальнем Востоке — в случае появления китайских МБР вблизи российской границы.


Три бригады МБР «Dongfeng-41» (DF-41) планируется разместить в провинциях Хэнань, Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе

Одна МБР «Dongfeng-41» (DF-41) сможет доставлять до 10 ядерных боеголовок на дальность 12 000 км

 

В то же время развивается военно-техническое сотрудничество КНР с другими странами. В частности, в 2017 году планируется поставка первой подводной лодки китайского производства S26T в Таиланд. Еще две лодки данного проекта будут поставлены в течение нескольких последующих лет. Проект подводной лодки S26T является экспортным вариантом дизельной подводной лодки проектов «Tип 39»/«Tип 41». Сумма сделки между КНР и Таиландом составляет около 1 млрд долл. США за три подводные лодки. (Сегодня ВМС Таиланда не имеют подводных лодок).

Вместе с тем 26 января 2017 года Китай запретил экспорт в КНДР продукции и технологий двойного назначения, которые, в частности, могут использоваться для создания оружия массового поражения: ядерного, биологического и химического. В список запрещенных для экспорта товаров попали также программное обеспечение, которое может быть использовано для создания ракет и беспилотных летательных аппаратов, металлы для создания многослойных пластин, высокоскоростные видеокамеры, разного рода телекоммуникационные устройства, лазерные установки, сенсоры, авиационное электронное оборудование, а также оборудование для воздушной навигации.

 

Наука и технологии

Правительство КНР принимает меры для активного освоения космического пространства. 23 января 2017 года Китай официально ввел в эксплуатацию новый спутник зондирования Земли «Гаофэнь-3» с РЛС с синтезированной апертурой высокого разрешения. Спутник был запущен 10 августа 2016 года ракетой-носителем «Великий поход-4С» с космодрома Тайюань (провинция Шаньси). В течение 5 месяцев на орбите проводились тесты разных систем спутника, результаты которых продемонстрировали его высокую работоспособность в штатном режиме.

«Гаофэнь-3» является первым китайским спутником с РЛС высокого разрешения, точность которой достигает 1 м. Спутник способен делать широкомасштабные фотографии поверхности Земли и детально фотографировать определенные районы в течение 24 часов в сутки в любых погодных условиях.

В то же время продолжается сотрудничество между Китаем и Россией в космической сфере. В частности, планируется проведение совместных работ по тестированию навигационных систем «Beidou» и ГЛОНАСС вдоль маршрута «Экономического пояса Шелкового пути». На территории России эксперимент будет проведен с использованием мобильной измерительно-диагностической лаборатории, разработанной в информационно-аналитическом центре координатно-временного и навигационного обеспечения Центрального научно-исследовательского института машиностроения. Китайские специалисты проведут аналогичный эксперимент и на территории КНР. Полученная информация позволит оценить пригодность дорожной транспортной сети и сопутствующей инфраструктуры к увеличению грузопотока.

Руководство КНР также усиливает контроль над деятельностью национального компьютерного пространства. Согласно сообщению министерства промышленности и информатизации Китая от 23 января 2017 года, отныне все провайдеры, предоставляющие специальные услуги кабельного интернет-соединения и VPN, должны получить специальное разрешение от властей.

По данным китайского информационного центра интернет-сетей (CNNIC), в конце 2016 года количество пользователей сети Интернет в Китае достигло 731 млн человек. Коэффициент охвата составил 53,2 %, что на 3,1 % больше, чем среднемировой. В 2016 году количество пользователей Интернетом в Китае через мобильный телефон увеличилось на 31,2 % и составило 695 млн человек или 95,1 % от общего числа пользователей Интернетом.

Вместе с тем, сегодня в КНР заблокированы 135 из 1000 самых популярных мировых сайтов, включая «Google», «YouTube», социальные сети «Twitter», «Facebook». С 2009 года в Китае применяется мощный интернет-фильтр под названием «Great Firewall of China».