6 февраля 2017

Китай (中国) сегодня

 

Обзор событий (30.01–05.02.2017)

Китай: обзор событий за 23–29.01.2017: http://bintel.com.ua/ru/article/obzor_sobytij_vokrug_knr_2_17/

 

Политика


Телефонные переговоры члена Госсовета КНР Ян Цзечи и советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна

Осознавая важность конструктивного сотрудничества между США и КНР, руководство этих стран стремится не усложнять своих отношений.

Так, по инициативе американской стороны 3 февраля с. г. состоялись телефонные переговоры советника президента США по национальной безопасности М. Флинна и члена Госсовета КНР Ян Цзечи. Во время переговоров они достигли соглашения, что у США и Китая имеются общие интересы и значительный потенциал для углубления своих связей. Была также выражена надежда, что проблемы в двухсторонних отношениях будут решаться посредством активизации контактов на высшем уровне.

В этот же день в интервью агентству «Синьхуа» кандидат на должность посла США в Китае Терри Бренстед (бывший губернатор штата Айова) заявил, что Соединенные Штаты Америки и в дальнейшем будут активно развивать сотрудничество с КНР в торгово-экономической сфере. Он пообещал использовать для этого «весь свой многолетний опыт дружбы с Китаем».

Т. Бренстед не один год лично знаком с лидером КНР Си Цзиньпином и считает его своим другом. Выбор кандидатуры Т. Бренстеда на должность посла США в КНР был положительно воспринят в МИД Китая, где отметили его «давнишнее дружеское отношение к Китайской Народной Республике». В конце февраля — начале марта 2017 года международный комитет сената США должен утвердить назначение Т. Бренстеда на должность посла США в КНР.


Лу Кан подчеркнул, что Дяоюйдао
и прилегающие к архипелагу острова
и рифы являются исконно китайской территорией

Необходимо отметить, что в отношениях между США и КНР пока что сохраняются определенные существенные проблемы. Например, у них разные подходы к вопросу принадлежности спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Пекин также негативно реагирует на усиление американского военного присутствия в западной части Тихоокеанского региона. В частности, 3 февраля с. г. на пресс-конференции для СМИ официальный представитель министерства иностранных дел КНР Лу Кан призвал США не подвергать сомнению китайских прав на архипелаг Дяоюйдао, чтобы не нагнетать вокруг него напряженность. Он раскритиковал «Договор о безопасности между США и Японией», назвав его продуктом «холодной войны». По словам китайского дипломата, Вашингтон и Токио не должны использовать этот Договор для нарушения территориального суверенитета и законных прав и интересов Китая.


Китай решительно выступает против размещения американской системы ПРО THAAD на территории Южной Кореи

Лу Кан также осудил действия США по развертыванию системы ПРО THAAD на территории Южной Кореи, призвав остановить этот процесс. По мнению Китая, реализация этих планов не уменьшит ракетно-ядерную угрозу со стороны Северной Кореи и навредит интересам стратегической безопасности стран региона, в т. ч. Китая. Заявление официального представителя МИД КНР стало ответом на визит министра обороны США Д. Меттиса в Токио и Сеул в начале февраля этого года. Во время визита Д. Меттис изложил позицию Вашингтона, касающуюся распространения действия американо-японского договора на архипелаг Дяоюйдао, подтвердил планы по размещению системы ПРО в Южной Корее в текущем году (решение по данному вопросу было принято в 2016 году и предусматривает развертывание на территории Южной Кореи системы высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности).

Отметим также, что министерство иностранных дел Китая продолжает выражать обеспокоенность по поводу указа президента США Д. Трампа об усилении жесткости иммиграционной политики Соединенных Штатов Америки. По оценкам МИД КНР, реализация таких намерений возведет дополнительные препятствия в двухстороннем сотрудничестве.

 

Экономика


Зерно из Казахстана можно перевозить
в Китай через КПП Алашанькоу, затем
по экономическому коридорe Китай-Пакистан и через пакистанский порт Гвадар поставлять в страны Южной Азии
и Африки

Правительство КНР продолжает процесс реализации стратегических проектов по созданию т. н. «Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века». По оценкам Центра изучения России и Центральной Азии при университете «Фудань», важно, чтобы в рамках этих проектов КНР принимала участие в модернизации сельского хозяйства стран Центральной Азии. Имеется в виду, прежде всего, освоение пахотных земель региона.

По информации Центра, сегодня ресурс пахотных земель Центральной Азии составляет 38 млн гектаров, из которых доля Казахстана составляет 28 млн гектаров (около 74 %). Если же к реализации сельскохозяйственных программ региона будет привлекаться КНР, то общая площадь этих пахотных земель увеличится до 60 млн гектаров, а годовой урожай зерна составит 225 млн тонн. При этом потенциальный объем экспорта достигнет 160 млн тонн.

Эксперты Центра считают, что зерно из Казахстана можно перевозить в Китай через КПП Алашанькоу, а затем транспортировать в пакистанский порт Гвард и дальше в страны Южной Азии и Африки, где ощущается дефицит продовольствия. Созданный «зерновой коридор» также будет способствовать как покрытию дефицита зерна в самом Китае, так и развитию сотрудничества в области производственных мощностей между КНР и странами Центральной Азии. Китай будет способствовать странам региона в увеличении урожая зерновых, однако для этого необходимо организовать более рациональное использование водных ресурсов и выделить значительные средства для внедрения водосберегающих технологий.


Производство сланцевого газа на юге провинции Сычуань будет увеличено
до 10 млрд кубометров в
год

Одновременно руководство КНР пытается снизить зависимость страны от импорта энергоносителей. К 2020 году Китайская национальная нефтегазовая корпорация планирует увеличить объемы производства сланцевого газа на юге провинции Сычуань до 10 млрд кубометров за год. Для этого в текущем году в Сычуани планируется начало строительства новых производственных мощностей.

В течение 13-й пятилетки (2016–2020 гг.) в Сычуани планируется пробурить 600 новых скважин, 100 из которых появятся уже в этом году. Также в 2017 году планируется построить 19 буровых платформ, что позволит увеличить объем добычи газа на 1,5 млрд кубометров.

В провинции Сычуань создана образцово-показательная зона по производству сланцевого газа, где проложены трубопроводы длиной 220 км, введены в эксплуатацию 120 скважин, годовая добыча которых превышает 2,5 млрд кубометров.

Кроме того, активно развивается транспортная инфраструктура Китая. В июле текущего года на авиастроительном заводе в г. Тяньцзинь планируется начать сборку первого самолета Airbus A320-neo, и уже в сентябре его получит заказчик. С 2017 года предполагается наладить сборку 4 самолетов данного типа ежемесячно.

Завод, построенный в 2007 году в Тяньцзине как совместное предприятие с участием корпорации «Airbus», Китайской корпорации авиационной промышленности «АВИК» и Тяньцзиньской зоны свободной торговли, с 2008 года собрал более 300 самолетов А320.

 

Вопросы безопасности и силовые структуры

По сообщениям китайских СМИ, в КНР реализуется масштабная, рассчитанная до 2049 года, программа реформирования вооруженных сил страны (Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Главная ее цель — предоставление вооруженным силам новых, с применением информационных технологий возможностей для успешных действий в современных конфликтах. Исходя из этого, основным направлением модернизации НОАК на современном этапе является информатизация и компьютеризация вооруженных сил, усиление их боевых возможностей путем улучшения взаимодействия их видов при проведении совместных операций. В результате реформы вооруженные силы КНР будут способны выполнять эффективное ядерное сдерживание, успешно действовать в современных высокотехнологичных войнах, а также проводить миротворческие и контртеррористические операции. При этом, с учетом невысокой вероятности глобальных ядерных войн, предусматривается обеспечение готовности НОАК к участию прежде всего в локальных войнах.

Поэтому в вооруженных силах КНР ведется активная работа по созданию высокомобильных сил для действий в локальных конфликтах на границах страны, а также для оказания помощи полиции.

В общем, Военной доктрине КНР присущ преимущественно оборонительный характер. Считается, что основные угрозы в сфере военной безопасности возможны вследствие посягательства на государственный суверенитет страны сепаратистских сил, выступающих под лозунгами независимости Тайваня, Восточного Туркестана и Тибета.

Одновременно достаточное внимание уделяется наращиванию военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому принимаются превентивные меры для усиления группировки НОАК (в первую очередь ВВС и ВМС) на юге страны.

Наука и технологии


Китай планирует осуществить
две миссии на Марс

С соответствующим развитием своего научно-технического потенциала КНР стремится занять передовые позиции в мире в области освоения космической техники.

В 2020 году с космодрома «Вэньчан» (провинция Хайнань) запланирован запуск с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5» («Великий поход-5») первого китайского зонда для исследования Марса. Впоследствии будет запущен еще один зонд для изучения геофизических условий на Марсе, а также доставки на Землю образцов марсианского грунта (дата запуска пока не определена).

Кроме того, Китай планирует отправить зонд для исследования системы планеты Юпитер.

Другие события

3 марта 2017 года в Пекине откроется 5-я сессия Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) 12-го созыва, а 5 марта 2017 года — 5-я сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва. Будут обсуждаться стратегические вопросы развития КНР, в т. ч. роль и место страны в процессах мировой глобализации.