3 апреля 2017

Китай (中国) сегодня

 

Обзор событий (27.03–02.04.2017)

Китай: обзор событий за 20.03–26.03.2017: http://bintel.com.ua/ru/article/obzor_sobytij_vokrug_knr_7_17/

 

Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

Руководство КНР последовательно реализует стратегическую инициативу «Пояс и путь». По предложению Государственного комитета КНР по делам развития и реформ и Центра изучения транснациональных корпораций Нанькайского университета 27 марта с. г. создан Союз зон международного сотрудничества участников этого проекта. Он открыт и для других стран, которые изъявят желание участвовать в упомянутой инициативе.

Объемы взаимной торговли между Китаем, ЕС и Россией

Европейские эксперты полагают, что КНР заинтересована в развитии мировой системы торгово-экономических связей, так как считает ее основой своего стратегического партнерства с Западом. По оценке британского Центра европейских реформ, кроме углубления такого экономического сотрудничества, партнерство может создавать противовес России, стремящейся подорвать основы существующего миропорядка.

Такой вывод следует из имеющихся как глубинных общих интересов у США, ЕС и КНР, так и противоречий между Россией и Китаем (хотя Москва постоянно пытается навязать Пекину так называемые союзнические отношения). В частности, объемы взаимной торговли США и ЕС с Китаем существенно превышают товарооборот между Россией и КНР, а вот территориальная неурегулированность на российско-китайской границе еще сохраняется, а сама РФ развивает военно-техническое сотрудничество с региональными соперниками КНР, например, с Индией.

Из-за этого, по сути, не могло не возникнуть предложение усилить международную изоляцию России посредством создания более выгодных условий для сотрудничества Китая с Западом, чем с Российской Федерацией.

 

Политика

В своей внешнеполитической деятельности Китай, поддерживая процессы мировой глобализации, пытается и далее укреплять свои международные позиции. Пример такой активности — энергичное участие в рамках проекта «Пояс и путь», о чем упоминалось выше.

27 марта с. г. в Пекине Председатель КНР Си Цзиньпин встретился с президентом Микронезии П. Кристианом и премьер-министром Непала П. Прачандом. Стороны обсуждали вопросы развития регионального взаимодействия, в т. ч. в формате китайской инициативы «Пояс и путь». Особое внимание участники переговоров уделяли перспективам создания зон свободной торговли между Китаем и его региональными партнерами.

Кроме того, 30 марта с. г. Си Цзиньпин встретился с президентом Сербии Т. Николичем. Обсуждались планы реализации совместных экономических проектов, в частности, строительство объектов инфраструктуры и производственных мощностей. По итогам обсуждения этих вопросов Китай пообещал Сербии кредит в объеме 14 млн евро.

Встречи Председателя КНР Си Цзиньпина с руководителями Микронезии, Непала и Сербии

В свою очередь, 27 марта с. г., в рамках визита в страны АТР, премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян встретился с премьер-министром Новой Зеландии Б. Инглишем. На переговорах они отметили положительные показатели выполнения соглашения о свободной торговле между Китаем и Новой Зеландией, что позволяет увеличивать их двухсторонний товарооборот. А также пришли к согласию, что необходимо сделать региональную и мировую торговлю более открытой для всех стран. Ли Кэцян отметил роль Новой Зеландии в процессе присоединения Китая к ВТО (первой из членов этой организации признала рыночный характер китайской экономики).

 

Вместе с тем, между КНР и рядом стран Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдаются и определенные противоречия.

Так, 27 марта с. г. Министерство иностранных дел Китая выступило со специальным заявлением, в котором осудило визит старшего заместителя министра внутренних дел и коммуникаций Японии Д. Акамы на Тайвань (самый высокий по должности представитель японского правительства, посетивший остров с 1972 года). Комментируя этот визит, МИД Китая отметило принципиальный характер тайваньского вопроса для КНР, нарушающего политические основы китайско-японских отношений. С учетом этого внешнеполитическое ведомство Китая призвало Японию воздержаться от провокаций, наносящих вред мирному сосуществованию обеих стран.

В то же время 29 марта с. г. МИД КНР подтвердило негативное восприятие Китаем мероприятий по развертыванию американской системы ПРО THAAD на территории Южной Кореи. По утверждению внешнеполитического ведомства КНР, такие меры составляют угрозу безопасности Китая и подрывают принципы глобальной и региональной стабильности. С учетом этого, МИД КНР призвало США и Южную Корею воздержаться от подобных шагов и не нарушать баланс сил в АТР.

 

Экономика

Сделано в Китае — 2025

Одним из основных направлений деятельности правительства КНР в вопросе обеспечения устойчивого экономического развития страны является поддержка национального производителя. Например, Государственный совет Китая решил увеличить объем средств для реализации программы «Сделано в Китае — 2025». Такая помощь будет предоставляться, прежде всего, предприятиям инновационных и промышленных отраслей. В этом плане Народному банку Китая, Министерству промышленности и другим учреждениям определены задачи по развитию многоуровневого рынка капиталов, а также ускорения процесса выхода высокотехнологичных предприятий на фондовый рынок. Принимаются и меры по улучшению условий внешней деятельности китайского бизнеса и привлечению иностранных инвестиций. С 1 апреля текущего года на территории КНР начали работу семь новых пилотных зон свободной торговли (ЗСТ), в т. ч. в провинциях Ляонин, Чжэцзян, Хэнань, Хубэй, Шэньси и Сычуань, а также в городе центрального подчинения Чунцин. Сегодня в КНР уже функционируют четыре пилотные зоны ЗСТ — в Шанхае, Тяньцзине и провинциях Гуандун и Фуцзянь.

 

Для того чтобы расширить свои возможности по выходу на мировые рынки, правительство Китая активно поддерживает различные инфраструктурные проекты в других странах.

Проект строительства в порту Хамбантота (Шри-Ланка)

В частности, в марте с. г. правительства КНР и Шри-Ланки договорились об участии китайской стороны в инвестировании проекта строительства в порту Хамбантота на юге острова. Вокруг порта будет создана китайско-ланкийская промышленная зона.

В конце марта этого года подконтрольный КНР Азиатский банк инфраструктурных инвестиций одобрил заявки на новые кредиты в размере 285 млн долл. США для финансирования проектов развития инфраструктуры в Индонезии и Бангладеш. А в рамках укрепления позиций КНР в Европе и, в частности, на Балканском полуострове, 30 марта с. г. началась реализация совместного сербско-китайского проекта по ремонту и реконструкции железнодорожного участка Раковица-Ресник на территории Сербии. Общая стоимость проекта составляет 23,8 млн евро, которые были выделены в виде кредита Европейским банком реконструкции и развития.

На апрель этого года запланировано введение в действие нового морского транспортного коридора между Китаем и Россией. Конечными пунктами маршрута являются порты Тайцан в китайской провинции Цзянсу и «Восточный» в Приморском крае РФ. Новый транспортный коридор позволит снизить транспортные расходы и повысить конкурентную способность перевозок.

Предполагается также углубление сотрудничества между КНР и Россией и в деле развития инфраструктуры Северного морского пути. Договоренности по данному вопросу были достигнуты во время встречи китайских и российских представителей на полях Международного арктического форума 29 марта этого года.

 

Вопросы безопасности и силовые структуры

Десантные корабли типа 071 «Цзинганшань» и «Куньлуньшань»

Политико-экономические меры КНР по реализации своих интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе подкрепляются ее активной военной деятельностью. В конце марта этого года отряд боевых кораблей ВМС НОАК начал поход в Южно-Китайское море. В составе отряда — два десантных корабля типа 071 «Цзинганшань» и «Куньлуньшань» с вертолетами и новейшими китайскими катерами на воздушной подушке типа «мустанг». Каждый из этих кораблей может перевозить до 800 военнослужащих с полным снаряжением, 20 БМП и 4 катеров на воздушной подушке.

Отметим, что КНР продолжает развивать военную инфраструктуру на спорных островах. Согласно докладу Центра стратегических и международных исследований США «Инициатива по прозрачности в морском пространстве Азии», Китай практически построил военные объекты на спорных островах в Южно-Китайском море. На рифах Суби, Мисчиф и Огненный крест архипелага Спратли возведены морские и авиационные базы, радиолокационные комплексы, защитные позиции для ракетных комплексов, а также ангары для укрытия авиации (из расчета по 24 самолета тактической авиации на каждый остров и дополнительно для четырех больших самолетов, в т. ч. разведчиков, бомбардировщиков и заправщиков на острове Огненный крест). Комментируя эту тему, МИД КНР указал, что у Китая есть все международные права на строительство оборонной инфраструктуры на своих суверенных территориях.

Военная инфраструктура КНР на островах Спратли в Южно-Китайском море

Отметим также, что, учитывая одинаковые позиции КНР и России в отношении действий США по развертыванию системы ПРО, в нынешнем году обе страны планируют провести второе по счету учение по противоракетной обороне. Первое из таких китайско-российских учений «Воздушно-космическая безопасность–2016» состоялось в мае прошлого года на территории России.

Правда, руководство Китая, несмотря на упомянутые противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, продолжит активное военное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. По заявлению официального представителя Министерства обороны КНР У Цяня на пресс-конференции 30 марта с. г., развитие так называемых междуармейских связей КНР и США отвечает интересам обеих стран и способствует миру и стабильности не только в АТР, но и во всем мире. В 2017 году такие связи будут активизированы, в т. ч. контакты на высоком уровне, институциональные диалоги, визиты военных кораблей и совместные учения и тренировки.

Повышенное внимание Пекин уделяет безопасности маршрута «Пояс и путь» в регионе Центральной Азии. Этот вопрос обсуждался во время встреч члена Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, секретаря Политико-юридической комиссии ЦК КПК Мэн Цзяньчжу и члена Госсовета КНР, министра общественной безопасности КНР Го Шэнкуня с председателем Комитета национальной безопасности Казахстана К. Масимовым 27–28 марта этого года. Стороны договорились углублять сотрудничество между двумя странами в вопросах борьбы с терроризмом, организованной преступностью и незаконной деятельностью в кибернетической сфере.

 

Наука и технологии

Руководство КНР продолжает реализацию масштабной космической программы. По сообщению Китайского объединения космической науки и промышленности (CASIC), в течение ближайших лет планируется вывод на орбиту (на 1 тыс. км) 156 малых спутников специальной связи, что обеспечит покрытие всего мира широкополосным доступом к сети Интернет. Программа будет реализовываться в три этапа, а именно: запуск первого пробного спутника для тестирования технологий — в 2018 году; запуск четырех спутников для проверки функционирования и создания малой спутниковой группировки — до конца 2020 года; начало системной работы всех 156 спутников — до конца 2025 года.

 

Необходимо отметить, что одним из важных направлений научно-технической политики КНР является самостоятельное производство основных видов авиационной техники.

Пассажирский самолет COMAC С919 и самолет-амфибия AVIC AG600

В марте этого года экспертная комиссия КНР завершила комплексную оценку первого крупного пассажирского самолета С919 разработки и производства Китайской корпорации коммерческих самолетов (СОМАС; находится в Шанхае). Самолет признан технически готовым к летным испытаниям.

Дальность полета самолета составляет до 4075 км, а количество пассажирских мест может варьироваться от 150 и больше — в зависимости от модификации. Ожидается, что С919 создаст конкуренцию Airbus A320 и новому поколению самолетов Boeing 737, которые сегодня доминируют на рынке. На конец 2016 года СОМАС получила заказ на более 500 С919 от 20 компаний.

По заявлению руководства Китайской государственной авиационной компании China Aviation Industry Corporation (AVIC), в мае этого года планируется первый полет (с суши) нового самолета-амфибии AG600 собственной разработки. Он является крупнейшим в мире самолетом-амфибией и предназначен для выполнения широкого спектра задач, включая тушение лесных пожаров, спасение на воде, транспортировку грузов, исследование океанов и тому подобное.

 

Научное экспедиционное судно Tan Kah Kee

КНР является и одним из ведущих производителей современных исследовательских судов. 28 марта с. г. было введено в эксплуатацию научное экспедиционное судно Tan Kah Kee, построенное компанией Guangzhou Shipyard для Сямыньского университета. Судно соответствует самым высоким мировым стандартам и станет основным китайским научно-исследовательским кораблем для дальних морских экспедиций. Длина судна 78 м, ширина 16 м, водоизмещение 3450 тонн, максимальная скорость 14 узлов, а дальность плавания — 10 тыс. морских миль. Научно-технический персонал состоит из 50 человек. Судно оснащено ультразвуковой системой исследования океана. Сегодня в мире имеется не более двадцати подобных судов.

 

Развитие сотрудничества между Китаем и Украиной

По оценкам экспертов, активизация работы группы ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие), в частности, планы создания в ее рамках зоны свободной торговли, открывает положительные перспективы для углубления сотрудничества Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана с КНР в рамках китайской инициативы «Пояс и путь». С этой целью могут быть использованы действующие связи в рамках группы ГУАМ, а также опыт сотрудничества ее членов с Китаем на двухсторонней основе. Так, одним из перспективных проектов с участием Украины и КНР может быть привлечение китайских инвесторов к строительству четвертой Сырецко-Печерской линии метрополитена в Киеве. По последней информации, китайский консорциум готов профинансировать 85 % общей стоимости этого проекта.