25 ноября 2012

Особенности развития современной геополитической ситуации в мире. Роль Украины и ее место в мировых и региональных процессах

Анализ основных тенденций развития современной геополитической ситуации демонстрирует, что формируется новая многополярная модель мирового устройства, в рамках которой наряду с США появляются новые центры силы, в т. ч. КНР, ЕС, Индия, Бразилия, Россия и т. п. Собственные интересы каждой из этих стран не совпадают в сфере безопасности, политики, экономики и пр., что приводит к углублению противостояния между ними как на мировом, так и на региональном уровне, и, как следствие, — к мировой нестабильности, возникновению войн или вооруженных конфликтов. При этом наблюдается и снижение эффективности деятельности ведущих международных организаций, в т.ч. ООН и ОБСЕ, в политическом урегулировании существующих проблем в сфере безопасности. Об этом свидетельствуют военные конфликты в Афганистане, Ираке, Ливии и Грузии, а также развитие событий вокруг Сирии и Ирана.

Новые центры силы в мире

Новые центры силы в миреВ конечном итоге, такое углубление процессов глобализации так или иначе побуждает ведущие страны к определенным компромиссам во имя устранения глобальных проблем мировой безопасности. Примером такого компромисса может служить заключение между США и Российской Федерацией Договора СНВ-3, который предполагает дальнейший контроль и внедрение ограничений на стратегические ядерные вооружения.

Если учесть расширение финансово-экономических и торговых связей между разными странами, развитие глобальных транспортных сетей и телекоммуникационных систем, то становится очевидным, что все это способствует, с одной стороны, росту мировой экономики, а с другой — созданию предпосылок для возникновения масштабных финансово-экономических кризисов, последний из которых разразился в 2008 году и по сей день негативно сказывается на экономике большинства стран.

США как локомотив геополитических изменений

Рост военно-технической мощи США. Коллаж А. СедоваГлавной движущей силой в вышеизложенных процессах остаются США, которым присуща довольно эффективная политика сохранения и усиления своих геополитических позиций, вопреки существующим собственным проблемам (в т. ч. ухудшение состояния американской экономики из-за мирового финансово-экономического кризиса, осложнения отношений с союзниками по НАТО, длительности военной операции в Афганистане). Об этом свидетельствуют стратегические мероприятия США, результаты которых можно сравнивать с последствиями Второй мировой войны или распада СССР. Так, в течение последнего времени Соединенным Штатам Америки удалось достичь некоторых революционных сдвигов в наиболее важных сферах, затрагивающих их национальные интересы, а именно:

  • военной и военно-технической — вследствие реализации принципиально новых концепций ведения боевых действий (в частности, сетевоцентрических, воздушно-космических, кибернетических и т. п.), а также разработки и принятия на вооружение новейших образцов вооружения, военной техники, характеристики которых заметно превосходят оружие и технику вероятного противника, включая новые боевые космические системы многоразового использования, системы высокоточного оружия, лазерные ударные комплексы, роботозированные и беспилотные аппараты, многофункциональные самолеты 5-го поколения, стационарные и мобильные средства противоракетной обороны и т. д.;
  • энергетической — путем разработки и массового внедрения новых энергетических технологий, в т. ч.: добычи сланцевых углеводородов; перехода к гибкой системе производства, транспортировки и использования сжиженного газа вместо жестких стационарных сетей магистральных трубопроводов; энергосбережения и применения возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
  • информационной — с помощью качественного прыжка в развитии телекоммуникационных и кибернетических технологий, что дало возможность Соединенным Штатам Америки значительно усилить свое влияние на другие страны, в том числе на их руководство, оперативно организовывать и поддерживать массовые социальные волнения, а также препятствовать работе государственных, военных и промышленных систем автоматизированного управления и связи.

В общем, Соединенным Штатам Америки удалось как существенно укрепить собственную безопасность (в т. ч. военную, экономическую и информационную), так и усилить наступательные возможности в достижении своих геополитических целей. На данном этапе к таким целям относятся мероприятия по закреплению достижений, полученных США в «холодной войне», дальнейшее усиление своих лидерских позиций, а также нейтрализация вызовов и угроз со стороны потенциального противника или геополитических соперников.

Здесь главные усилия США концентрируются на следующих основных направлениях:

  • обеспечение политического, экономического и военного присутствия США в ключевых регионах мира;
  • сдерживание экономического, военного и политического роста других силовых центров, прежде всего КНР и Европейского Союза;
  • дальнейшее снижение роли России и ограничение ее геополитического влияния, недопущение восстановления Российской Федерации как мощного мирового государства.

Согласно некоторым оценкам (включая западных экспертов), на данном этапе одним из способов достижения желаемого является реализация Соединенными Штатами Америки так называемой стратегии «управляемых кризисов и конфликтов» в регионах мира, к которой активно привлекаются также и американские союзники и партнеры, имеющие собственные региональные интересы. Такими союзниками и партнерами считаются страны члены НАТО, а также суннитские  страны Ближнего Востока.

Стратегия управляемых кризисов и конфликтов (стратегия управляемого хаоса)

Примером практического применения данной стратегии могут служить военные операции США и их союзников в Ираке, Афганистане и Ливии, а также поддержанные или фактически спровоцированные социальные волнения в странах Северной Африки и Ближнего Востока (так называемая «арабская весна»). Несмотря на собственные проблемы, Соединенным Штатам Америки удалось достичь некоторых целей, таких как:

  • укрепление своих позиций в регионах Северной Африки и Ближнего Востока путем свержения антиамериканских режимов в Ираке, Афганистане и Ливии, а также устранение от власти не полностью контролируемых Вашингтоном лидеров Туниса, Египта и Йемена;
  • получение Соединенными Штатами Америки, их союзниками более широкого доступа к иракским и ливийским нефтяным и газовым месторождениям и рынкам (включая вооруженные) северо-африканских и ближневосточных стран;
  • уменьшение влияния России в северо-африканском и ближневосточном регионах путем устранения от власти режимов, которые поддерживали партнерские отношения с Российской Федерацией (в первую очередь М. Каддафи в Ливии и Х. Мубарака в Египте);
  • создание предпосылок (так называемого эффекта домино) для распространения социальных волнений в других странах Ближнего Востока (прежде всего Сирии, Иране, Ливане и Иордании), а также отработка механизмов удобного для себя использования их в дальнейшем.

Реализовывая приведенную выше стратегию, США и их европейские и ближневосточные союзники поддерживают выступления сирийских оппозиционных сил против режима президента Сирии Б. Асада, устранение которого даст возможность Соединенным Штатам Америки и в дальнейшем укреплять свои позиции на Ближнем Востоке, а также создаст благоприятные условия (учитывая союзнические отношения между Сирией и Ираном) и для достижения стратегической цели США относительно срыва иранской ядерной программы и замены исламистского руководства Ирана. Это ликвидирует иранские ракетно-ядерные угрозы Соединенным Штатам и их союзникам, прежде всего Израилю. Изменится ситуация также с балансом сил на Ближнем Востоке, укрепятся региональные позиции США и их партнеров из числа суннитских стран (прежде всего Турции и Саудовской Аравии) с одновременным в дальнейшем послаблением влиянии России, которая будет терять своих последних партнеров в регионе (Сирии и Иране). США, их союзники из числа европейских стран получат непосредственный выход к Центральной Азии и Южному Кавказу, что усилит их влияние на эти регионы и вытеснит со временем из них Россию. Возникнут благоприятные условия для воплощения американо-европейской инициативы относительно «Нового шелкового пути», а также для усиления энергетической безопасности ЕС посредством проведения новых транспортно-энергетических коридоров из Европы в Центральную Азию в обход Российской Федерации. Соединенные Штаты получат возможность контролировать основные источники энергетического обеспечения КНР (из Ирана и стран Северной Африки), и в дальнейшем будут влиять на экономический прогресс Китая.

По мнению независимых экспертов, США используют в своих интересах также процессы, которые связаны с мировым финансово-экономическим кризисом. Влияя на эти процессы, с одной стороны, им удается спровоцировать социальные волнения в так называемых проблемных странах, а с другой — как сдерживать ЕС, так и ослаблять Россию и КНР и других своих соперников.

Большой Ближний Восток

Большой Ближний ВостокВсе это предопределяет глобальные геополитические перемены на всем Евразийском пространстве и так называемом «Большом Ближнем Востоке», укрепляя позиции США от Северной Африки до Центральной Азии, в то же время усиливая изоляцию России на юго-восточном направлении и существенно снижая ее роль в энергетическом обеспечении Европы, что крайне негативно скажется на российской экономике, а также значительно усложнит реализацию российских стратегических планов по созданию Евразийского союза.

Увеличится присутствие США (в т.ч. военное) вблизи западных границ КНР, что станет важным проявлением новой стратегии США относительно сдерживания влияния Китая с восточного направления на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Все эти мероприятия Соединенных Штатов послужат новым импульсом в развитии и деятельности Североатлантического союза как основного инструмента реализации американских интересов. С учетом изменений в развитии мировой военно-политической обстановки руководство Альянса прилагает свои основные усилия к имплементации положений новой Стратегической концепции НАТО, которая была принята на Лиссабонском саммите в ноябре 2010 года. Это, прежде всего, касается развития военного потенциала и реформирования структур военной организации НАТО с целью обеспечения ее способности выполнять задачи по защите национальных территорий стран членов организации и участия в операциях на других театрах военных действий; развертывания системы ПРО США/НАТО в Европе; завершения военной операции в Афганистане; продолжения процесса расширения НАТО за счет стран Западных Балкан (Черногории, Македонии и Боснии и Герцеговины) и развития сотрудничества со странами-партнерами Альянса, включая Украину. Правда, несмотря на некоторые разногласия, продолжается сотрудничество НАТО с Российской Федерацией, в том числе по вопросам стабилизации обстановки в Афганистане, а также борьбы с терроризмом, морским пиратством и транспортировкой наркотиков.

На этом фоне главными проблемами в деятельности НАТО является снижение оборонительных расходов странами членами организации из-за обострения их внутренних экономических проблем (что автоматически снижает оперативные и боевые возможности Альянса), а также из-за внутренних несовпадений во взглядах членов Североатлантического союза на цели и перспективы его деятельности. Вместе с тем, как продемонстрировали ливийские события, самостоятельно (без США) НАТО не способно проводить военные операции средней продолжительности и интенсивности.

Китайский вариант достижения мирового потенциала

Китай — второй по потенциалу центр мировой силыВ последнее время позицию второго по своему потенциалу центра силы в мире уверенно удерживает Китай, который, активно наращивая свою военную мощь и экономически развиваясь, уже настигает США. Правда, КНР пока что не позиционирует себя в качестве мирового лидера и сосредотачивает усилия прежде всего на укреплении китайских позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и соседних с ним Восточносибирском и Дальневосточном регионах России. При этом Китай прибегает к использованию последовательных мероприятий военно-политического и экономического характера, которые включают:

  • сдерживание своих региональных соперников (в частности США, Индии и Японии) усилением китайского военного присутствия в АТР, развитием системы военно-морских и военно-воздушных баз в регионе, а также укреплением группировки ВМС КНР (введение в его состав авианосцев, атомных подводных лодок и ударных ракетных кораблей) и активизацией и расширением географии его деятельности;
  • углубление экономического сотрудничества со странами указанных выше регионов. При этом КНР стремится получить доступ к центральноазиатским энергоносителям и природным ресурсам;
  • реализацию общих с Россией проектов освоения природных ресурсов Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ, а также демографическую экспансию в указанные регионы России.

К перечисленным направлениям деятельности КНР можно также добавить следующие приоритеты: сохранение и усиление китайских позиций на рынках Соединенных Штатов (США остаются крупнейшим торгово-экономическим партнером КНР); проведение финансово-экономической экспансии в странах Европы, Африки и Латинской Америки, активизируя кредитно-инвестиционную деятельность; получение более широкого доступа к природным ресурсам остальных регионов мира, в т. ч. ближневосточных, африканских и южноамериканских.

Военный парад в Пекине в честь празднования 60-летия КНР 01.10.2009 г.

Однако активизация деятельности КНР в вопросах достижения этих целей сопровождается усилением региональных разногласий с Соединенными Штатами, Индией и Россией. Кроме того, обостряются отношения Китая с Японией, Вьетнамом и Филиппинами из-за спорных островов и зон шельфа в Восточнокитайском и Южнокитайском морях, где есть богатые запасы углеводородов.

Внутренней проблемой КНР сегодня является напряженность китайской экономики, которая заставляет руководство Китая притормаживать темпы экономического развития страны (до недавнего времени они считались высочайшими в мире, даже в условиях отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса).

Российская Федерация: преданность наследственности идеалам

Активно отстаивает собственные интересы Российская Федерация, позиционируя себя ведущим мировым лидером, таким как США и другие мировые центры силы.

Исходя из этого, Российской Федерацией определены следующие стратегические цели, которые включают:

  • сохранение военного паритета с США и НАТО, модернизируя и развивая свои Вооруженные силы, прежде всего их ракетно-ядерную составляющую;
  • восстановление контроля над постсоветским пространством, реализуя свои инициативы в укреплении Организации Договора о коллективной безопасности, расширении Таможенного союза и, как следствие, — создание Евразийского союза в контексте реализации стратегической идеи В.Путина о восстановлении Российской империи или СССР;
  • объединение вокруг России других государств, у которых есть определенные разногласия с Западом, или сохраняются независимые от США и Европы позиции (так называемые страны «третьего мира»);
  • укрепление позиций России в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, сохранение российского присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка)Для этого Россия ощутимо увеличивает объемы расходов на перевооружение ВС РФ — до 36 трлн. руб. на период до 2020 года; усиливает политическое, экономическое и информационное давление на страны бывшего СССР, в частности, негласно поддерживая перманентную напряженность в зонах «замороженных конфликтов» в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе; активизирует свою работу в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), а также других региональных организациях, таких как Организация Тихоокеанского экономического сотрудничества; углубляет экономическое сотрудничество со странами Европейского Союза, АТР, Ближнего Востока и Северной Африки, а также поддерживает своих ближневосточных партнеров (прежде всего Иран и Сирию) в их противостоянии с США и их союзниками.

Одним из действенных инструментов по реализации своей внешней политики Россия продолжает считать энергетический фактор — как средство давления на другие (в т ч. постсоветские) страны. Его использование сопровождается активными информационными мероприятиями, существенно повышающими возможности по продвижению или отстаиванию российских интересов.

С помощью этих методов Россия уже добилась важных для себя достижений, к которым, прежде всего, можно отнести усиление российского влияния на постсоветском пространстве и в Европе, реализацию некоторых энергетических проектов, расширяющих ее присутствие на энергетическом рынке Европы и снижающих транзитную зависимость от Украины (в частности, сооружение первой очереди газопровода «Северный поток»), а также обеспечение на долгосрочной основе своего военного присутствия в ряде стран СНГ.

Между тем можно перечислить существенные проблемы России, которые отрицательно как сказываются на эффективности внешней политики, подрывая в то же время ее внутреннюю стабильность. К ним можно отнести следующие:

  • критическая зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа, а также заметное технологическое отставание (включая военно-техническую сферу) от ведущих западных стран;
  • отстаивание большинством стран СНГ собственных национальных интересов, что существенно замедляет реализацию российских интеграционных инициатив на постсоветском пространстве;
  • возрастание угроз со стороны КНР (распространение китайского влияния в Восточносибирском и Дальневосточном регионах РФ), а также из-за активизации исламского экстремизма в Афганистане и Пакистане (учитывая планы вывода международных сил ISAF с афганской территории до конца 2014 года);
  • сохранение и осложнение внутриполитических проблем Российской Федерации, в числе которых — проявление протестных настроений части российского населения и активность оппозиционных сил; исламский экстремизм на Северном Кавказе и интенсификация его проявлений в тех регионах России, где преобладает мусульманское население (например, в Поволжье); сложная демографическая ситуация;

На этом фоне усиление жесткости российской политики по отстаиванию своих интересов перед Западом (с возвращением В. Путина на должность президента Российской Федерации) осложняет отношения между Россией и США, НАТО. Сегодня наиболее актуальными проблемами в этих отношениях становятся планы Соединенных Штатов Америки и НАТО по развертыванию системы ПРО в Европе, а также инициативы США и их союзников, направленные на смену власти в Сирии и Иране, что вызывает недовольство Российской Федерации. Кроме того, сохраняются разногласия между Западом и Россией и в вопросах влияния на постсоветском пространстве, ограничения обычных вооружений в Европе, а также доступа к каспийским и центральноазиатским энергоносителям.

Европейский Союз: сила — в единстве

Отдельным центром силы субрегионального уровня позиционирует себя Европейский Союз — мощное объединение государств с общей внешней и оборонительной политикой, единой валютой (евро) и согласованными правилами экономической деятельности. При этом основным геополитическим и экономическим партнером ЕС остаются США, что объясняется общностью интересов обеих сторон, несмотря на стремление некоторых европейских стран (в первую очередь Франции и ФРГ) усилить роль Европы в региональных и мировых процессах.

Как менялись границы Европы за последние 1000 лет

Правда, существенной проблемой для ЕС остается ухудшение экономического состояния большинства стран членов организации. Самая сложная ситуация наблюдается в Греции, Италии, Испании, Португалии и Румынии. Локомотивом же экономического развития ЕС, конечно, остаются ФРГ, Франция и Великобритания, хотя необходимо отметить, что от экономических проблем они страдают не в меньшей степени. Это и ослабляет единство ЕС, обостряет внутренние разногласия относительно определения способов преодоления экономического кризиса, тормозит дальнейшее расширение ЕС из-за неодобрительного восприятия ведущими членами Европейского Союза приема в свои ряды требующих дотаций новых стран. Возможности ЕС по реализации программ своего экономического развития, усилению европейской оборонительной составляющей и развитию сотрудничества со странами-партнерами заметно уменьшаются.

Евросоюз: история, современность, перспективы расширения

Евросоюз: история, современность, перспективы расширенияИсходя из этого, руководство Европейского Союза главные свои усилия направляет сегодня именно на решение проблем экономических. Для этого, в частности, усиливает финансовую дисциплину в странах ЕС, жестко ограничивая дефицит их госбюджетов; предоставляет Европейскому центральному банку широкие полномочия в вопросах контролирования банковской деятельности в странах ЕС; создает специальные финансовые фонды для оказания помощи тем членам ЕС, у которых наиболее трудное положение; занимается развитием экономического и монетарного союзов ЕС, диверсификацией экономических связей Европейского Союза, в т. ч. развивая сотрудничество с КНР, Индией и другими странами со стабильной экономикой.

Необходимо отметить, что эти меры (прежде всего по сокращению социальных расходов и выделению средств финансовым фондам ЕС) воспринимаются членами Европейского Союза неоднозначно, провоцируя в некоторых странах даже массовые протесты населения и, как следствие, смену власти (в частности, в Италии и Греции). Руководство Европейского Союза, пытаясь укрепить ЕС, стремится отстаивать избранные направления своей деятельности. В том числе это касается повышения энергетической безопасности ЕС путем диверсификации источников получения энергоносителей (прежде всего, за счет реализации проекта по созданию «Южного энергетического коридора» и расширения возможностей использования сжиженного газа); перехода на альтернативные энергоносители (ветровую, солнечную энергию и биотопливо); применения энергосберегающих технологий; интеграции энергетических рынков и энерготранспортной инфраструктуры стран ЕС; предотвращения монополизации европейского энергетического сектора (введение в действие «третьего энергетического пакета» ЕС и антимонопольное расследование деятельности ООО «Газпром» в Европе).

Европейский Союз прилагает необходимые усилия по реализации стратегий и программ относительно коллективной европейской безопасности, а также по расширению сотрудничества со странами партнерами ЕС. В первую очередь это касается Общей политики безопасности и обороны (предполагающей укрепление европейской оборонительной составляющей и участие ЕС в международных миротворческих, контртеррористических и антипиратских операциях), а также Европейской политики добрососедства (включает программы ЕС «Восточное партнерство» - для стран постсоветского пространства, в т. ч. Украины, и «Союз для Средиземноморья — для средиземноморских и некоторых ближневосточных стран).

В актив деятельности руководства ЕС можно отнести и процесс расширения Евросоюза, в центре внимания которого (в настоящее время) страны Западных Балкан, а именно: Хорватия, Македония, Черногория, Албания, Босния и Герцеговина и Сербия.

Не менее важным направлением своей деятельности ЕС считает развитие сотрудничества с Российской Федерацией. Это сотрудничество, охватывающее сферу безопасности политическую и энергетическую составляющие, носит динамичный, хотя и довольно непростой, а порой и противоречивый характер.

Важные региональные звенья общей мировой цепи

В геополитических процессах, связанных с ростом мировых и региональных центров силы, заметно активизируются также другие факторы глобального значения, такие как неконтролируемое распространение ядерных и ракетных технологий (в частности, реализация Ираном и Северной Кореей ракетно-ядерных программ, предполагающих или допускающих создание ядерного оружия и средств его доставки); международный терроризм; морское пиратство; организованная и транснациональная преступность; контрабанда оружия и наркотиков; торговля людьми и незаконная миграция.

Важное значение имеют также и события в таких регионах мира, как:

  • Азиатско-Тихоокеанский регион, который имеет шанс со временем превратиться в главный мировой центр деловой, экономической и финансовой активности, благодаря динамике роста экономики КНР, Индии, Индонезии и ряда других стран. Вместе с тем этот процесс сопровождается и ростом напряженности в регионе, который объясняется как обострением региональных разногласий ведущих стран мира, так и расхождениями во взглядах и действиях самих стран АТР;
  • Африка, где ведущие страны мира стремятся получить доступ к ее природным ресурсам. Как следствие, это увеличивает напряженность, возникают новые вооруженные конфликты в регионе (в частности, в Демократической Республике Конго, Кот-Д'ивуаре, Либерии, Мали, а также вооруженное противостояние между Суданом и Южным Суданом);
  • Южная Америка, где Бразилия и Аргентина, укрепляясь, создают собственный центр регионального развития. При этом возрастающая мощь этих стран даст им возможность в перспективе, конкурируя с другими центрам силы, выйти на принципиально новый, мировой уровень;
  • Каспийский регион и Центральная Азия, где ведущие страны мира стремятся получить доступ к местным месторождениям нефти и газа, другим природным ресурсам, а также завладеть путями их транспортировки. Это, с одной стороны, оказывает содействие экономическому развитию стран упомянутых регионов, а с другой — обостряет региональные разногласия, которые становятся источником напряженности и приводят к конфликтам. Кроме того, в Центральной Азии остро ощущается влияние исламского экстремизма из Афганистана и Пакистана;
  • Ближний Восток, который сегодня считается одним из основных источников угрозы мировой безопасности. Это объясняется социальными волнениями и конфликтами в этих странах, ростом напряженности вокруг ядерной программы Ирана, а также неурегулированностью арабо-израильских проблем. Одновременно Ближний Восток приковывает к себе внимание и как место, где сосредоточены мировые запасы энергоносителей, и как перспективный рынок сбыта;
  • Балканский полуостров, который продолжает оставаться источником нестабильности в Европе из-за неурегулированности сербско-косовских отношений, межэтнического противостояния в Косово, а также внутренних политических проблем в Боснии и Герцеговине.

Перекресток украинских проблем

Характеризуя ситуацию относительно Украины, следует учитывать следующие основные факторы:

  • сохраняется противостояние между США, НАТО, ЕС и Россией за влияние на постсоветском пространстве и в Черноморском регионе, которое сопровождается усилением их военно-политической активности вокруг нашего государства;
  • возрастает авторитаризм российской власти, усиливается активность и агрессивность внешней политики России;
  • активизируются усилия Турции, Польши и Румынии, пытающихся укрепить свои региональные позиции;
  • усиливаются националистические настроения у населения некоторых соседних с Украиной стран, таких как Венгрия и Румыния;
  • остаются в «замороженном» состоянии конфликты в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии, сохраняется нестабильность на Северном Кавказе Российской Федерации, а также активизируются курдские экстремисты в Турции.

Украина на пересечении интересов Запада и ВостокаВсе эти факты и обстоятельства свидетельствуют об усложняющейся ситуации вокруг Украины, которая остается на пересечении интересов Запада (США/НАТО и ЕС) и Востока (Российской Федерации) и испытывает при этом активное целенаправленное давление с обеих сторон, стремящихся вовлечь ее в сферу своего влияния. Причиной этому служит мощный экономический, ресурсный, демографический и военный потенциал нашей страны, который вызывает повышенный интерес вышеперечисленных центров силы в плане его возможного использования в собственных геополитических целях.

В стратегическом отношении это касается:

стремления Российской Федерации установить полный контроль над Украиной, являющейся одной из основных предпосылок достижения стратегических целей по восстановлению роли России как крупного мирового государства в виде (на данном этапе) лидера так называемого Евразийского союза;

намерений США/НАТО и ЕС не допустить реализации таких намерений Российской Федерации, которая объективно остается их главным геополитическим соперником. Одновременно европейские страны пытаются сделать из Украины некую буферную зону между своей территорией и Россией.

В таких условиях отсутствие четкой и последовательной внешней и внутренней политики Украины, а также фактическое разделение украинского общества на две части — западную и восточную — создают предпосылки для полного раскола нашей страны и, как следствие, потери ею государственности. Об этом ярко свидетельствует беспрецедентное усиление российского давления на Украину (политического, экономического и информационного) в тот момент, когда Запад полностью сосредоточился на решении собственных проблем, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. И вдобавок наблюдается фактическая сдача Украины Соединенными Штатами и странами-членами НАТО и ЕС, которые, поддержав в свое время курс европейской и евроатлантической интеграции нашего государства, позже, по сути, его реализацию заблокировали.

В итоге Украина так и не смогла реализовать свой мощный потенциал и занять достойное место в мире, превратившись в нестабильную «серую зону» между Западом и Востоком. При этом, с обретением своей независимости, Украина лишь теряла:

  • ядерное оружие — третий по объему ядерный потенциал в мире, который в свое время служил основой безопасности Украинского государства;
  • население — около 7 миллионов украинского населения, а это 13 % граждан страны (почти как во времена Голодомора или Второй мировой войны);
  • высокотехнологическую промышленность — основу мощных передовых производств бывшего Советского Союза;
  • жизненно важные территории — богатые нефтегазоносные месторождения на шельфе Черного моря в районе острова Змеиный;
  • украинское культурное и информационное пространство — частично или полностью перешедшее под влияние Российской Федерации;
  • контроль над собственными основными экономическими активами — энергетическая инфраструктура, металлургическая промышленность, ядерная энергетика, судно- и авиастроительные отрасли, оборонно-промышленный комплекс.

Безальтернативный ориентир — национальные интересы Украины

Украине удалось бы этого избежать, избери она тот путь своего становления, который, преследуя по-настоящему собственные, национальные интересы, без колебаний избрали другие постсоветские и постсоциалистические страны.

Характерным примером в этом вопросе могут служить Россия, Польша и Румыния, на протяжении последних лет определившие следующие свои цели:

  • Российская Федерация — возродить страну как крупное мировое государство, начиная с обеспечения своих ведущих позиций на постсоветском пространстве;
  • Польша — вывести страну в лидеры Центрально-Восточной Европы и стать главной опорой США и НАТО в регионе;
  • Румыния — занять лидирующие позиции в Юго-Восточной Европе и на Востоке Балканского полуострова, а также получить роль проводника интересов США, НАТО и ЕС в Черноморском регионе.

Благодаря целенаправленным усилиям в достижении вышеупомянутого, Россия, Польша и Румыния фактически уже сумели реализовать свои национальные интересы или создать стойкие предпосылки для их реализации. Чего никак нельзя сказать об Украине, которая, напротив, приближается к той черте, переступив которую, теряет независимость, а с ней и государственность.

Вывод из этого однозначен: возрождение Украины и ее достойное место в мире возможны лишь при концентрации основных усилий на достижении стратегической цели — преобразование ее в мощное унитарное государство — регионального лидера, способного гарантировать безопасность и высокий социальный уровень жизни своих граждан.

Именно это, а не призрачный выбор между Западом или Востоком, должны стать единственной объединяющей идеей для украинского общества. Все остальные идеи или проекты неизбежно приведут к расколу и распаду Украины, о чем не раз свидетельствовала украинская история.

Сегодня, по сути, Украина получает очередной (возможно, и последний) шанс в своей истории, переживая своеобразный перелом, который можно преодолеть в пользу своей государственности лишь на основе приведенных выше подходов. Исходя из современных реалий, эти шаги должны быть следующие:

в сфере внутренней политики — обеспечение стабильности, демократического развития и правового порядка в стране, как основных предпосылок для налаживания эффективной работы всех органов государственной власти, а также достижение согласия в обществе и уверенности всех слоев населения в перспективах положительного развития Украинского государства. Указанное возможно с достижением консенсуса между всеми политическими силами Украины на основе базового принципа патриотизма и сохранения украинской государственности, с обеспечением безусловной и безоговорочной действенности украинского законодательства. (Здесь первоочередное значение приобретает решительная борьба с коррупцией, сепаратизмом, попытками федерализации Украины, политическим экстремизмом и любыми другими проявлениями антиукраинской деятельности);

в сфере внешней политики — выход Украины из «серой зоны» между Западом и Востоком и становление государства как самостоятельного субъекта международных отношений, способного отстаивать собственные национальные интересы. Прежде всего это требует:

  • сбалансированного развития отношений с США/НАТО/ЕС и Россией/СНГ, вместе с последовательным продолжением процессов европейской интеграции Украины;
  • активного сотрудничества с США и НАТО, а также подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и последовательного наращивания сотрудничества с Европейским Союзом в рамках программы «Восточное партнерство»;
  • равноправного и взаимовыгодного взаимодействия с Россией в политической, экономической сферах и, естественно, в сфере безопасности, но без вхождения в подконтрольные Москве интеграционные объединения в рамках СНГ;
  • придание практического содержания работе группы ГУАМ, с сохранением ведущей роли нашего государства в ее составе, а также активизации участия Украины в работе других международных и региональных организациях;
  • оказание активной поддержки украинской диаспоре с целью сохранения ее самоидентичности и создание дополнительных каналов для продвижения украинских интересов в других странах;

в экономической и социальной сфере — преобразование Украины в экономически развитую самодостаточную страну, интегрированную в мировую экономику и европейскую энергетическую и транспортную системы, способную гарантировать собственную экономическую (в первую очередь, энергетическую) безопасность и достойное благосостояние украинских граждан. Для этого необходимо:

  • принять срочные меры по диверсификации источников и путей получения энергоносителей, которые на данном этапе приобретают первоочередное значение и достигаются путем сооружения терминала по приему сжиженного природного газа, интеграцией украинской газотранспортной системы в европейскую трубопроводную сеть, более широким использованием альтернативных видов энергии (прежде всего сланцевого газа, биотоплива, ветровой и солнечной энергии); использованием энергосберегающих технологий;
  • улучшить инвестиционной климат в Украине, повысив прозрачность украинской финансово-экономической системы. В контексте взаимодействия с иностранными инвесторами сделать приоритетным получение современных технологий, которые повысят конкурентоспособность украинской продукции на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с тем в пределах указанной деятельности избегать установления иностранного контроля над ключевыми областями украинской экономики;
  • реконструировать и развивать транспортную инфраструктуру Украины с целью более широкого использования ее в системе международных транспортных коридоров. В этом контексте отдельное внимание целесообразно уделить развитию коммерческой инфраструктуры севастопольских бухт, которые обеспечат наилучшие условия портовой деятельности во всем Черном море;
  • создать необходимые условия для беспрепятственного сотрудничества с Международным валютным фондом и другими мировыми финансовыми учреждениями с целью получения внешнего кредитования и преодоления отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса;

в сфере безопасности — гарантирование суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства и его населения, а также обретение Украиной роли одного из гарантов стабильности в Юго-Восточной Европе и Черноморско-Кавказском регионе. В связи с этим целесообразно:

  • последовательно продолжать реформирование оборонительной составляющей государства, исходя из наличия и потенциальных угроз военной безопасности Украины;
  • обеспечивать способность Вооруженных Сил Украины защищать страну от вероятных внешних агрессий, прежде всего за счет создания/усиления компонентов: сдерживания вероятных противников, прикрытия государственных границ, оперативного реагирования (аэромобильных войск и сил специального назначения); стратегической и оперативно-тактической разведки;
  • оптимизировать систему базирования ВС Украины с сосредоточением основных группировок войск на наиболее угрожающих направлениях, прежде всего в Крыму;
  • активизировать мероприятия по техническому переоснащению Вооруженных Сил уделив первоочередное внимание разработке/модернизации ракетных систем оперативно-тактического назначения, средств ПВО, высокоточного оружия, самолетов ударной и транспортной авиации, а также вертолетов разного назначения, систем залпового огня, противотанковых систем, новых образцов бронетанковой техники, автоматизированных систем управления и связи, средств разведки — с привлечением, прежде всего, научно-производственного потенциала Украины и в кооперации со странами Запада и использованием кооперации с Россией в военно-технической сфере;
  • пересмотреть стратегию и тактику боевого применения ВС Украины с учетом опыта современных войн и вооруженных конфликтов, в частности, с предоставлением приоритетности мобильной обороне и действиям сил специального назначения;
  • обеспечить совместимость принципов действия ВС Украины, систем управления и связи, а также вооружения и военной техники с вооруженными силами стран НАТО и ЕС;
  • активизировать усилия Украины в урегулировании конфликтов в Приднестровье и на Южном Кавказе, а также в международных миротворческих и стабилизационных операциях в других регионах мира;
  • наполнить реальным содержанием обязательства Украины относительно отправки украинских военных подразделений в состав Сил реагирования НАТО;
  • достичь договоренности с США, НАТО и Россией относительно включения украинских станций предупреждения о ракетном нападении в американскую систему ПРО в Европе;
  • расширить участие в операции «Черноморская гармония» по контролю судоходства в Черном море, а также в других мероприятиях регионального взаимодействия по борьбе с терроризмом, пиратством, международной организованной преступностью, нелегальной миграцией и незаконной транспортировкой оружия и наркотиков.

В плане практической реализации приведенных выше мероприятий жизненно важное значение для Украины имеет организация активной и наступательной информационной кампании по отстаиванию собственных интересов и противодействию внешнему информационному влиянию. Ибо пренебрежение этим вопросом и стало одной из основных причин возникновения внутренних и внешних проблем для Украины, особо обострившихся в последнее время.

Исходя из выше перечисленного, необходимо обратить внимание на сложность, динамичность и непредсказуемость военно-политических и экономических процессов, происходящих в мире и сказывающихся на безопасности и интересах Украины. Сейчас, к сожалению, в большинстве своем все эти процессы не способствуют улучшению обстановки вокруг нашего государства, а наоборот – создают новые вызовы и угрозы как мировой и региональной стабильности, так и непосредственно Украине, которая фактически находится в центре геополитического противостояния между Западом и Востоком с их цивилизационными ценностями, политико-экономическими и военными системами.

В этой, по сути, решающей для Украины ситуации, определяющей ее дальнейшую судьбу как независимой страны, главные усилия всех неравнодушных к будущему нашего государства граждан должны сосредотачиваться на консолидации украинской нации вокруг единой национальной идеи. Как уже отмечалось, такой идеей должно стать укрепление и развитие Украины как мощного регионального государства, способного уверенно отстаивать собственные интересы и обеспечивать свою безопасность. Это, в свою очередь, требует безусловного соблюдения базовых принципов украинской государственности, в частности, — сохранение единства национальной самоидентификации украинской нации и нерушимости наших границ, недопущение федерализации страны и попыток придать государственный статус другим языкам, запрет двойного гражданства, а также предотвращение утраты украинских духовных и культурных ценностей под влиянием внешних сил.