9 ноября 2013

Перспективы технического переоснащения вооруженных сил Болгарии. Часть 2.

Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.

 

Заметим, что точка зрения авторов
может не совпадать с редакционной.

Андрей Поспелов, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории ОНУ имени И. И. Мечникова

Часть 1. Состояние, сложности и перспективы современного военного реформирования в Республике Болгария

Часть 2. Перспективы технического переоснащения вооруженных сил Болгарии

Наиболее сложно при строительстве современных вооруженных сил Болгарии перевооружать их технически. Этому есть две причины. Во-первых, постоянная нехватка средств до сих пор не позволяет министерству обороны Болгарии полностью выполнить планы по оснащению вооруженных сил страны даже теми образцами, которые были определены еще в начале 2000-х годов. Во-вторых, новая концепция применения вооруженных сил страны, опыт учений и участие в международных операциях ставит задачу приобретения техники и оружия с новыми (иногда и сверхновыми) тактико-техническими характеристиками.

Процесс технического переоснащения болгарской армии, авиации и флота выполняется в соответствии с «Инвестиционным планом развития вооруженных сил Болгарии на 2011–2020 гг.». Этим концептуальным документом предусматривается выделение 2 млрд. левов на закупку новейшей техники и оружия в течение 10 лет, т. е. более 1 млрд. евро. Причем, что приобретать, и что модернизировать — болгарские политики и военные определили еще в 2010–2011 гг. Впрочем, на пути практической реализации выбранной военно-технической концепции возникли трудности, которые правительство и военное руководство Болгарии начали преодолевать только с весны 2013 года.

Нужно обязательно отметить, что переходить на технические стандарты НАТО Болгария начала еще в 1990-х годах. После вступления в Альянс, в 2004–2005 гг. министерство обороны страны подписало контракты с фирмами Франции, Германии и Италии по приобретению некоторых современных образцов наземной, авиационной и военно-морской техники. Так, предполагалось поступление в 2012 г. в Болгарию 900 армейских автомобилей «Мерседес G», нескольких сотен комплектов снаряжения и оружия для сил специальных операций (специальное оружие, средства связи, наблюдения и т. д.). В Бельгии для ВМС Болгарии были приобретены 3 фрегата проекта Е-71 типа «Велинген». Первые 2 фрегата: «Велинген» («Wielingen» (F910)), и «Вестдип» («Westdiep» (F912)) болгарская сторона приобрела в 2007 г. Третий фрегат «Ванделар» («Wandelaar» ( F912)), вместе с тральщиком-поисковиком мин типа «Трипартит», «Мусотис» («Myosotis» ( M922)), вошли в состав болгарских ВМС в 2009 г. Корабли получили название «Дерзкий», «Верни», «Горди», «Цибер» соответственно. Однако из-за организационных и финансовых причин лишь первый фрегат был приобретен со штатным ракетным вооружением.

Наиболее масштабной и радикальной по образцам техники выглядела программа модернизации ВВС. Еще в феврале 2006 г. для ВВС Болгарии удалось с помощью США приобрести в Швейцарии 6 учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M, один легкий транспортный Pilatus PC-12 и один вертолет Bell-430. Тогда же с итальянской компанией «Аления Аэронаутика» был подписан контракт на поставку 5 военно-транспортных самолетов C-27J «Spartan» (с опционом еще на 3 таких самолета). К 2011 г. ВВС страны получили 3 таких самолета, а от приобретения последних Болгария решила временно отказаться из-за финансовых проблем.

Первый болгарский AS-565MB Panther http://bmpd.livejournal.com

Из-за тех же финансовых проблем Болгария не до конца реализовала план приобретения у компании «Еврокоптер» 18 вертолетов (в рамках принятого в 2005 г. контракта): 12 многоцелевых AS-532AL «Cougar» Mk 1 для ВВС и 6 AS-565MB «Panther» для ВМС страны. В 2010 г. ВВС получили все заказанные вертолеты, тогда как ВМС в 2011 г. — только 3 «Пантеры». Правда, только трех машин для морской авиации ВМС Болгарии не достаточно. Поэтому в их составе остаются 3 советского производства противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ берегового базирования, модернизация которых началась в 2012 г. Еще четыре такие машины хранятся в законсервированном состоянии.

Несколько ранее США и ФРГ передавали вооруженным силам Болгарии некоторые образцы боевой техники бесплатно, в рамках соответствующих программ военной помощи. Так, на оснащение сухопутных войск поступило 37 патрульных бронированных машин М-1117 «Guardian», 25 джипов «Sand Kat» и 52 HMMWV «Hummer», предназначенных для использования в международных миротворческих операциях. ВВС получили 6 учебных легких вертолета Bell-206В-3.

Правда, не все западные образцы удовлетворяли болгарских военных. Так, во время проведения операции в Афганистане выяснилось, что американская боевая бронированная машина М-1117 «Гардиен» по всем параметрам уступает устаревшим советским бронетранспортерам БТР-60ПБ. Известные американские армейские автомобили серии «Хаммер» тоже не порадовали болгарских миротворцев. А вот боевые машины пехоты болгарской разработки и изготовления БМП-23 зарекомендовали себя в Афганистане с наилучшей стороны.

Однако болгарских военных удовлетворила западная авиационная техника. Удовлетворила настолько, что когда в 2011 г. правительство и министерство обороны страны объявили о своем намерении приобрести новые истребители, российские производители даже не были допущены к предварительному обсуждению.

И вот тут и выяснилось, что военная техника и вооружение западных образцов «панацеей» для вооруженных сил Болгарии быть не может, как по боевым, так и по финансовым и внутриполитическим характеристикам. Во-первых, только что изготовленные ее образцы весьма дорогие, из-за чего бюджет страны их «не потянет». «Секонд хенд» не всегда пригоден для модернизации, а потому не может качественно вписаться в концепцию национальной обороны Болгарии. В целом же, боевая техника западного производства, особенно наземная, часто не рассчитана на критические варианты использования, коими для контингентов болгарской армии уже стали миротворческие операции в Афганистане и Боснии.

К тому же начатые с 2002 г. модернизация советских истребителей МиГ-29 (14 боевых и 4 учебно-боевых) и ограниченное совершенствование основных боевых танков Т-72 убедили болгарских политиков в их практической эффективности и дешевизне.

Кроме того, с конца первого десятилетия XXI века, Болгария начала возвращаться на международные рынки вооружения, экспортируя выведенные из состава собственной армии технику и оружие в страны «третьего мира». Достаточно вспомнить контракт с Ираком на поставку в 2012 500 МТ-ЛБ.

То, насколько непростым оказалось дело приобретения на Западе новой боевой техники для вооруженных сил Болгарии, свидетельствуют контракт на строительство четырех корветов проекта «Говинд-200» («Govind-200») и большой, однако сегодня неудачный тендер на 20 новейших истребителей.

В 2004 г. министерство обороны Болгарии объявило конкурс на строительство современных корветов с противолодочными ракетами. 31 мая 2005 его выиграла французская кампания «Армарис», которая, начиная с 2012 г., вместе с болгарскими предприятиями для ВМС страны должна построить 4 корвета типа «Говинд-200» общей стоимостью в 800–900 млн. евро. Максимальный срок реализации контракта ограничивается 2016 годом, когда вместо военно-морской техники правительство страны и министерство обороны планируют реализовывать комплексную программу приобретения новейших образцов авиационной техники.

Заложенный в Лорьяне в 2012 г. первый корвет «Говинд-200» для ВМС Болгарии сейчас строится медленно. Однако в начале 2013 г. в реализации программы возник другой неожиданный момент. Болгария в достаточно ограниченные сроки (2011–2012 гг.) построила по украинскому проекту SV-01 (шифр «Касатка», он же проект OPV-88) для ВМС Экваториальной Гвинеи корвет «Бата» (Bata), по своим характеристикам не уступающий «Говинду-200». Казалось бы, ничего особенного в этом контракте нет, если не брать во внимание беспрецедентные меры секретности по его реализации и факт того, что «Бата» был образцом далеко не первым.

После того, как это стало известно, командование ВМФ Болгарии в июне 2012 г. обратилось к правительству и парламенту страны с предложением практической реализации национальной кораблестроительной программы. Разработанная еще в 1994–1996 гг., она предусматривала полное обновление корабельного состава ВМС страны посредством строительства почти 50 боевых и вспомогательных единиц. Как следствие, военно-политическое руководство Республики Болгария еще раз обратило свои взоры к собственному военно-промышленному комплексу, как мощной и современной индустрии, благодаря чему планы строительства других трех корветов «Говинд-200» в Варне сейчас пересматриваются.

Сегодня принято решение только по первому этапу реализации кораблестроительной программы, начиная с 2014 г., — строительство 4-х новейших корветов и модернизация 3-х фрегатов бельгийского производства.

Болгарский фрегат УРО 41 «Дерзкий» (бывший бельгийский «Wielingen») после окончания патрулирования у берегов Ливии. Июнь 2011 г. http://www.defence.pk/

Согласно существующей программы модернизации фрегатов, предусматривается оснащение их вертолетами (постоянного базирования или, в случае нехватки средств, — временного) и новейшими противокорабельными ракетами ММ-40 «Exocet» «blok-3» (аналогичные тем, что планируется установить на корветах — 8 пусковых установок). Не исключено, что в будущем будет перевооружен фрегат советского проекта 1159 такими же или другими малогабаритными ПКР.

С реализацией такой программы ВМС Болгарии качественно изменят свои боевые возможности. Совокупный ракетный залп ВМС страны увеличится как количественно — с 9 противолодочных ракет (5 на фрегате «Дерзкий» и 4 на корвете «Молния», советского проекта 1241.1Т) до 60-64 (по 8 на фрегатах проекта Е-71 и корветах «Говинд-200» и по 4 на корвете и фрегате советского производства), так и качественно (дальность пуска ракет увеличится с 80 до 180 км). Кроме того, ВМС Болгарии смогут иметь минимум 6 кораблей основных классов в силах постоянной готовности со значительно возросшими возможностями противолодочной борьбы, ПВО и загоризонтного указания к цели. Из них минимум 2 фрегата могут быть задействованы в рамках коалиционных операций НАТО за пределами акватории Черного моря.

После 2016 года ВМС Болгарии планируют приступить к строительству новых тральщиков и вспомогательных судов. При этом количество морских вертолетов AS-565MB «Panther» все же планируется довести до штатных 6 единиц, специально для действия с новейших корветов и модернизированных фрегатов.

Если с перспективами обновления корабельного состава ВМС Болгарии в основном все ясно, то вот обновление состава боевой авиации ВВС — под вопросом. Еще в 2006 г. военно-политическое руководство Республики Болгария обнародовало планы приобретения до 20 новых тактических истребителей, что должны заменить МиГ-29. С этой целью в 2010 г. парламентом страны утверждается смета на 700 млн. долларов США, а в январе 2011 г. командование ВВС Болгарии объявило тендер. Последовательно рассматривалось 3 альтернативные варианты.

Первый вариант: приобретение в США 16 новейших тактических истребителей F-18G «Super Hornet», или 16 уже используемых в США F-18A/B «Hornet» в тандеме или без такового с 12 устаревшими учебно-боевыми истребителями F-5F «Tiger II». Однако болгар не удовлетворили ни указанная цена, ни условия поставки самолетов.

Второй вариант: приобретение до конца 2014 г. восьми, а к 2020 г. еще двенадцати новейших американских и европейских самолетов: EF-2000 Typhoon, только производимых или используемых немецких серии Tranche 1, новых F-16C/D Fighting Falcon Blok 52/60 или уже используемых в ВВС США Blok 16/32, новейших шведских JAS-39 Gripen и Mirage-2000-5 и Rafal. Интересной и перспективной альтернативой были еще не поставленные на вооружение новейшие американские истребители 5-го поколения F-35 JSF «Lighteng-II» и европейские (немецкие) МАКО (последний существует пока в макете). Впрочем, уже в начале тендера стало понятно, что выделенной суммы даже на 8 самолетов, запланированных для приобретения в 2014 г., не хватит. Поэтому в конце 2011 г., как вариант, болгары начали рассматривать новые модификации российских МиГ-29М и МиГ-35. Правда, и здесь прогресса не предвиделось — выделенных средств не хватало на приобретение запланированной эскадрильи. К тому же настораживала техническая сложность самолетов новейшей генерации.

Израильский истребитель «KfirC.60» с опознавательными знаками ВВС Болгарии во время испытаний на авиабазе «Граф Игнатиево» http://www.flickriver.com/

Третий вариант: приобретение в Португалии пяти уже используемых американских F-16AM и трёх F-16BM или в Израиле от 8 до 16-18 «Kfir C.60». В этом варианте были заинтересованы и Лиссабон, и Иерусалим. Причем, наибольшую активность проявили именно израильтяне, поэтому они всячески то снижали цены, то предлагали различные льготные условия поставки своих самолетов, одновременно кардинально модернизировав их. По меньшей мере, один «Kfir C.60» с болгарскими опознавательными знаками в 2010-2012 гг. проходил испытания на авиабазе «Граф Игнатиево». Возникла парадоксальная ситуация: ВВС Болгарии пытались приобрести на замену советским самолетам 4-го поколения израильские 3-го, к тому же собранные на 7–10 лет раньше МиГ-29.

Однако, ни американский (португальский), ни израильский варианты командование ВВС Болгарии не удовлетворили. И болгарские руководители сделали ставку на модернизацию существующей в ВВС авиационной техники советского образца. Тем более, что проведенные учебные бои с американскими F-16C/D Fighting Falcon (в 2012 г.) и греческими Mirage-2000 (летом 2013 г.) ярко засвидетельствовали превосходство именно советских самолетов, не говоря уже о «Kfir С.60», который, по сути, является легким бомбардировщиком. Поэтому новые ремонты МиГ-29 увеличили ресурс этих самолетов до 2030–40 годов. На очереди — модернизация последних 14 штурмовиков Су-25 и от 6 до 12 боевых вертолетов Ми-24. Впрочем, вопрос о приобретении двух десятков истребителей нового поколения с повестки дня не снимается, однако, вернутся к нему не раньше 2015 года.

Такая настойчивость болгарского военно-политического руководства объясняется одним: отремонтированная и модернизированная советская авиационная техника, находящаяся на вооружении ВВС страны, способна лишь обеспечить противовоздушную оборону государства и отражение агрессии внешней. Однако дальности МиГ-29 даже для таких ограниченных задач недостаточно. Как и их количества. Это не позволяет выделить для совместных действий с другими странами НАТО хотя бы звено боевых самолетов. А это уже не соответствует стратегическим задачам вооруженных сил Болгарии, где для участия в международных операциях нужен не классический истребитель, вроде МиГ-29, и не бронированный штурмовик типа Су-25, а многоцелевой тактический самолет, характеристики которого до сих пор до конца не определены. Именно поэтому вопрос о приобретении новейших истребителей отложен. Впрочем, несмотря на реализацию «Инвестиционного плана на 2011–2020 гг.», можно утверждать о реальности приобретения 20 истребителей новейшей генерации для ВВС Болгарии до конца срока его реализации.

Первый C-27J "Spartan" ВВС Болгарии в Кандагаре. 12 мая 2013 г. http://airforce.mod.bg/

Однако и сам план постоянно корректируется. Так, успешные полеты болгарских C-27J «Spartan» в Афганистан весной и летом 2013 г. продемонстрировали необходимость иметь на вооружении ВВС Болгарии транспортный самолет с большим радиусом действия и грузоподъемностью. Поэтому, не отказываясь от планов до 2020 г. приобрести от 2 до 5 новых «Спартан», 2 сентября 2013 начальник генерального штаба вооруженных сил Болгарии Симеон Симеонов обнародовал намерение приобрести в США, по меньшей мере, один стратегический транспортный самолет С-17 «Gloubmaster II», что выведет возможности военно-транспортной авиации ВВС Болгарии на новый качественный уровень.

Автомат Бакалова - перспективное оружие, принят на оснащение Болгарской армии, вместо автоматов Калашникова
http://bgnews.bulgar-rus.ru/

На фоне технического переоснащения ВМС и ВВС Болгарии аналогичные процессы в сухопутных войсках не так заметны, однако они отличаются несколькими ключевыми особенностями. Так, в 2011–2012 гг. военно-политическое руководство Болгарии четко осознало, что массовое списание сотен танков, бронепоездов и артиллерийских систем советского и болгарского производства (с сохранением на вооружении армии не более 80 танков, 280 бронетранспортеров и 90 орудий калибром более 100 мм) — решение не до конца взвешенное. Сухопутные войска, как минимум, нуждаются в большем количестве и вовсе не западных образцов. Между тем, имеющегося в частях и арсеналах наземного вооружения вполне достаточно, чтобы оснастить армию численностью свыше 160 тысяч человек. К тому же национальный военно-промышленный комплекс, в плане вооружения сухопутных войск, ничем не уступает известным западным производителям. А вот его поддержка, то есть сохранение рабочих мест, сейчас является актуальной внутриполитической и социальной задачей, что полностью поддерживается болгарским обществом.

Еще в июне 2011 г. бывший министр обороны Болгарии Аню Ангелов объявил о начале технического перевооружения болгарской армии. И хотя политик назвал только перспективу перевооружения частей новыми болгарскими автоматами (без объявления их типа) взамен известных автоматов Калашникова, можно уверенно говорить о 4 соответствующих программах.

Во-первых, это модернизация от 80 до 180 основных боевых танков Т-72 в вариант Т-72М2, медленно осуществляющаяся в течение последних двух лет.

Во-вторых, модернизация минимум 150 бронетранспортеров БТР-50ПБ для нужд сухопутных войск Болгарии и еще минимум 50 — для министерства внутренних дел, при отказе от дальнейшего приобретения американских М-1117. Одновременно будет осуществляться и модернизация транспортеров — тягачей МТ-ЛБ и техники, созданных на их базе (не менее 300 единиц), и производство или модернизация этих машин на экспорт.

В-третьих, это оснащение сухопутных войск Болгарии новейшей колесной боевой машиной пехоты «Росомаха» (разработки компании ТЕРЕМ Хан Крум), тактико-технические характеристики которой отвечают уровню современных немецких, французских и шведских. При этом начата и модернизация болгарских БМП-23 (114 единиц) в плане усиления их защиты и динамических характеристик, а также БМП-1 советского производства (до 100 единиц). Интересно, что еще до принятия указанного решения в 2010–2012 гг. болгарский ВПК изготовил минимум 50 БМП-23 — впервые с 1991 года.

И, наконец, в-четвертых, — это оснащение мотопехотных подразделений новейшим оружием болгарского производства (завод «Арсенал»). Что конкретно будет производить этот комплекс — официально не известно. Со значительной долей уверенности можно говорить об автомате Бакалова и его производных.

Болгарские миротворцы в Афганистане http://www.defence.pk/

Небольшие выводы.

Ретроспективный обзор системы военного реформирования в Республике Болгария последних лет позволяет выделить ряд интересных особенностей, практически не встречающихся в постсоциалистических и постсоветских странах.

1. Несмотря на то, что военная реформа в Болгарии постоянно недофинансируется, она придерживается четко разработанных на перспективу планов, которые практически полностью выполняются. Если преимущественно по финансовым причинам выполнение этих планов невозможно в ближайшие годы, то они лишь откладываются с перспективой выполнения до конца указанного в плане срока (прежде всего это касается технического перевооружения армии, авиации и флота Болгарии).

2. Болгарское военно-политическое руководство находит возможность приостанавливать и корректировать военную реформу, исходя при этом из стратегических и социально-экономических интересов государства и его населения, а не под влиянием политически актуальных тенденций.

3. Военное реформирование в Болгарии, при снижении численности вооруженных сил в целом и количества их вооружения, привело не только к уменьшению, а по ряду показателей — и к увеличению военного потенциала государства. Так, ВМС получили возможность действовать за пределами акватории Черного моря, а ВВС рассчитывают на получение потенциала сил стратегического маневра. И если сейчас это осуществляется не регулярно, то после реализации программы оснащения ВМС новейшими корветами и модернизированными фрегатами, а ВВС — большим количеством транспортных самолетов С-27J и С-17, такое будет происходить на постоянной основе.

4. При проведении мероприятий по модернизации вооруженных сил Болгарии, военно-политическое руководство страны пытается учитывать как опыт своей истории, так и опыт практического использования собственных контингентов своей армии, авиации и флота в реальных условиях современности (прежде всего в миротворческих операциях). Поэтому военная реформа в Болгарии постоянно сопровождается поиском наиболее оптимальных организационно-штатных структур, вооружения и техники для них. Причем, техника, планирующаяся для постановки вооружения, по многим параметрам имеет совершенно новые для вооруженных сил Болгарии тактико-технические характеристики и возможности, определение которых является одной из главных причин затягивания с соответствующими тендерами.

5. Болгария остается единственной страной постсоветского и постсоциалистического пространства, приступающей к созданию универсальных военных подразделений для выполнения всех задач, определяемых концепцией национальной безопасности страны. Впрочем, насколько эффективны будут такие подразделения, — покажет время.