27 января 2014

Размещение комплексов «Искандер» — мифы и реальность

Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.

 

Заметим, что точка зрения авторов
может не совпадать с редакционной.

Николай Белесков,
1993 года рождения,
студент Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, специальность «Международные отношения»

 

 

Временное соглашение с Ираном и судьба ЕвроПРО

Непростые переговоры в Женеве между представителями ИРИ и так называемой шестеркой стран (5 постоянных членов СБ ООН+ФРГ) завершились подписанием временного соглашения 24 ноября 2013 года, которое должно стать основой для возможного решения противоречий вокруг иранской ядерной программы. Собственно, будущее окончательное соглашение, которое стороны должны выработать в течение последующих 6 месяцев, и вправду может стать поворотной точкой в геополитике Ближнего Востока. Однако перипетии вокруг иранской ядерной программы выходят далеко за пределы региона.

Так, ранее РФ была фактически наибольшим бенефициантом в ситуации, сложившейся в течение всей истории попыток ИРИ создать собственный цикл добычи и обогащения урана. Кремль пытался использовать свои нормальные отношения с ИРИ в военно-технической сфере и атомной энергетике в качестве переговорной карты в процессе взаимодействия с Вашингтоном. К тому же события вокруг ядерной программы ИРИ, на которую РФ могла влиять наложением санкций во время рассмотрения резолюций СБ ООН, а также возможностью продажи современного вооружения и выполнением работ на Бушерской АЭС, были тем вариантом, благодаря которому Кремль мог отвлечь внимание Вашингтона от проблем в Евроатлантическом регионе. Собственно, и идея «перезагрузки» в отношениях между США и РФ основывалась частично на том, что Кремль будет способствовать решению, в том числе, и ядерной программы ИРИ. А Вашингтон, в свою очередь, сделает уступки в более важных для Москвы вопросах. Именно поэтому РФ воспринимала временное соглашение с ИРИ двояко — с одной стороны и вправду можно будет предотвратить возможность военного удара США по ИРИ. С другой же стороны это соглашение существенно меняет условия, в каких работала РФ на Ближнем Востоке после развала СССР. В общем, на первый взгляд, сложно однозначно определить чего в этом соглашении было больше для РФ — позитива или негатива.

Наверное, больше было таки позитива, если принимать во внимание тот факт, что опосредствовано связан с ядерной программой ИРИ. И этим фактом является вопрос ЕвроПРО, создание которой США оправдывали возможной угрозой со стороны ИРИ. Именно поэтому и РФ одобрила достигнутое в Женеве соглашение. Так, еще 13 февраля 2009 года тогдашний Государственный секретарь США Хилари Клинтон намекнула о возможности свертывания ЕвроПРО в том случае, если будет достигнуто соглашение с ИРИ. То есть, РФ дали понять, что если она поможет подписать соглашение с Тегераном, то можно будет договориться и о ЕвроПРО.

Планы развертывания ПРО США в Европе
http://www.newsbalt.ru/

Именно поэтому министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в начале декабря 2013 года во время очередного заседания в рамках Совета РОССИЯ-НАТО на уровне министров иностранных дел поднял вопрос о целесообразности дальнейшей реализации ЕвроПРО. В этом его поддержал тогдашний министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Собственно, по мнению последнего, успешное решение проблем вокруг ядерной программы ИРИ создаст почву для окончательного урегулирования проблем вокруг ЕвроПРО, коими так обеспокоена РФ.


Размещение объектов системы ПРО США в Европе

http://www.rg.ru/

Однако, как заявил Барак Обама, шансы окончательно урегулировать проблемы с ИРИ — 50/50, а, следовательно, дальнейшее развертывание ЕвроПРО не снимается с повестки дня. С этим, собственно, согласились и американские аналитики. Так, Стивен Пайфер (сотрудник Brookings Institution) также отметил, что никто не может быть уверен в том, что удастся достичь окончательного соглашения с ИРИ. К тому же завершение реализации поэтапного плана развертывания ЕвроПРО может в дальнейшем удерживать ИРИ от попыток создать ядерное оружие. Переговоры же с ИРИ по ядерной тематике, кстати, не касаются реализуемой Тегераном ракетной программы. При этом Соединенным Штатам нельзя, по мнению Стивена Пайфера, забывать о необходимости предоставлять гарантии своим союзникам в рамках НАТО. То есть, так или иначе, а США и далее должны разворачивать ЕвроПРО. Правда, эти аргументы опосредствованные, и они не могут отрицать озвученной Сергеем Лавровым идеи.

 

Фактор «Искандеров»

 
Дальность действия ракет комплекса «Искандер-М» в случае их размещения в Калининградской области
http://ru.wikipedia.org/wiki/

14 декабря немецкое издание Bild сообщило, что Россия в течение 2013 года разместит, по меньшей мере, 10 комплексов «Искандер-М» (по классификации НАТО S-26 Stone) в Калининградской области и на границе с Эстонией, Латвией и Литвой. Интересно, напоминало издание, что ракеты комплекса могут быть с ядерными боеголовками. К тому же Bild писала, что эти ракеты, в случае их размещения в Калининградской области, могут достать и Берлин. Проблема лишь в том, что радиус действия комплекса — 500 км (ракеты с радиусом от 500 до 5000 тыс. км, в случае их размещения в Европе, будут нарушать соглашение РСМД, подписанное между СССР и США в 1987 году), а до Берлина все же 527 км, если быть точным. Однако настораживает другой факт — почему-то именно немецкое издание (!) поспешило обнародовать такую сенсационную новость, напоминая при этом о возможной ядерной оснастке и о «достающем» Берлин радиусе. Возможно, это лишь совпадение, что именно министр иностранных дел ФРГ во время заседания Совета РФ-НАТО поддержал РФ в вопросе о ЕвроПРО, и что именно немецкое издание публикует новость о развертывании комплексов «Искандер». А возможно, и нет.

 
Характеристики комплекса «Искандер-М»
http://m-atom.ru/news/1125

Интересной на фоне такой новости была реакция Польши и Прибалтийских стран. С одной стороны, они выразили обеспокоенность возможным наращиванием Россией военного потенциала рядом со странами НАТО. МИД Польши, например, сообщило, что намеревается проконсультироваться с партнерами по НАТО. С другой же стороны фактическая реакция была более благоразумной. Так, высокое должностное лицо из Литвы заявило Reuters на условиях анонимности: «На данный момент я не могу представить себе ракетные удары РФ по стране, являющейся членом НАТО. Если размещение новых ракет все же состоялось, то это лишь демонстрация силы, направленной на то, чтобы нас запугать».

Российское экспертное общество дружно взялось критиковать официальный Кремль. Так, Алексей Арбатов заявил, что ему трудно представить ситуацию с нанесением удара РФ по стране, которая является членом НАТО. Эти новости о нагнетании Путиным ситуации — вопрос исключительно политический и ЕвроПРО не угрожает Стратегическим ядерным силам РФ. При этом он, а также Александр Гольц отметили, что технические возможности позволяют размещенным в Польше элементам ПРО сбивать также ракеты комплекса «Искандер». Хотя решение о развертывании элементов ПРО было принято раньше, чем соответствующее решение о возможном размещении комплексов «Искандер» в Калининградской области, и совсем их не касалось. Однако и этот ракетный комплекс может быть мишенью для перехвата. То есть, может сложиться впечатление, что новость о размещении ракет комплекса «Искандер» появилась очень кстати, предоставив новые аргументы для развертывания ЕвроПРО.

Интересной была и реакция Министерства обороны РФ. Так, 16 декабря, во время пресс-конференции, не было ни подтверждено, ни опровергнуто фактическое размещение комплексов «Искандер» именно в Калининградской области. Говорилось о факте размещения комплексов «Искандер» в Западном военном округе, куда также включена и Калининградская область. Также МО РФ заверило, что развертывание комплексов SS-26 Stone не противоречит подписанным РФ соглашениям. Газета «Известия» при этом сообщила, что на условиях анонимности в Министерстве обороны РФ был подтвержден факт размещения комплексов «Искандер» в Калининградской области, к тому же это было сделано уже давно.

Иные российские комментаторы начали оправдывать факт возможного размещения комплексов «Искандер» дальнейшей реализацией поэтапного плана развертывания ЕвроПРО. И правда, в ноябре 2011 года тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев, в ответ на нежелание НАТО предоставить юридические гарантии относительно не направления элементов ПРО США/НАТО против стратегических ядерных сил РФ, объявил о контрмерах. Среди прочих под №5 упоминалось размещение комплексов «Искандер» в Калининградской области. Однако в Польше элементы ЕвроПРО появятся не раньше 2018 года. Выходит, что ответное размещение комплексов SS-26 Stone можно считать преждевременным? Такие неадекватные поступки Кремля должно быть на руку тем, кто мог использовать факт возможного развертывания комплексов «Искандер» в качестве нового аргумента в пользу ЕвроПРО — теперь угроза со стороны ИРИ должна смениться угрозой со стороны РФ.

Понятно, что преждевременная реакция на продолжение реализации поэтапного плана развертывания ЕвроПРО в таком случае отдаленно напоминала бы ситуацию, уже наблюдавшуюся на Евроатлантическом пространстве. Так, в 1970–1980-х годах СССР развернул ракетные комплексы SS-20 «Пионер» с ядерными боеголовками, угрожая европейским столицам (определенная аналогия с угрозой Берлину здесь имеет место быть). Однако реакция США и НАТО продемонстрировала, что решение Кремля — стратегический просчет. Например, американские ракеты средней дальности «Першинг» и крылатые ракеты угрожали европейской части СССР — основе ее экономической мощи. Понятно, что сообщение о комплексах «Искандер» может также вызывать схожую реакцию.

Но остается одно «но». Комплексы «Искандер» так или иначе, но оказались бы в Калининграде, и даже не в качестве противодействия элементам ЕвроПРО. Их развертывание должно быть следствием процесса перевооружения армии РФ и прекращения выпуска ракетного комплекса «Точка-У». РФ намеревается до 2018 года вооружить все бригады сухопутных войск РФ комплексами «Искандер». Тогда возникает другой вопрос — почему о возможности развертывания комплексов SS-26 Stone западные СМИ вспомнили лишь теперь? Почему о такой возможности заговорили не тогда, когда РФ анонсировала соответствующий план, а именно сейчас, когда реализация ЕвроПРО выглядит нецелесообразной? Опять совпадение? Вряд ли…

Но фактическая же реакция США и НАТО свидетельствует, что даже возможное размещение комплексов «Искандер» в Калининграде не является фактически угрозой для членов НАТО и союзников Вашингтона. Так, спикер Государственного Департамента США Мари Харф заявила, что уведомление Москве об озабоченности возможной дестабилизацией ситуации в регионе является типичным дежурным заявлением и не более того. К тому же во время видео-конференции между министрами обороны США и РФ Чаком Хейгелом и Сергеем Шойгу, состоявшейся 16 декабря 2013 года, также затрагивался вопрос о возможном размещении комплексов «Искандер». Однако стороны лишь обменялись обычными заявлениями, к которым прибегают для характеристики сложившихся отношений. Так же 17 декабря 2013 года представитель НАТО Оана Лунгеску заявила, что подобные шаги РФ являются «контрпродуктивными». Командующий войсками НАТО в Европе Филипп Бридлав отреагировал на новость о возможном размещении комплексов SS-26 Stone идеей о необходимости поддерживать «доверительные отношения и общение» с РФ.

Американские эксперты также предложили более взвешенно подходить к новости о возможном размещении комплексов «Искандер». Так, было признано, что для традиционных партнеров РФ в ЕС (так называемая Старая Европа) эти ракеты не представляют никакой угрозы. В целом же логика возможного размещения будет не столько военная, сколько психологическая — показать, что Кремль не понимает логику продолжения реализации ЕвроПРО в условиях достигнутого соглашения с Ираном. Это может вынудить страны Европы усилить давление на Вашингтон с требованием найти более приемлемую для РФ формулу по ЕвроПРО. В свою очередь, это бы гарантированно упреждало квазиконфронтационное поведение Кремля, которого старые европейские столицы стремятся избежать при любых обстоятельствах.

Заметим, что ситуация была исчерпана в этот раз так же быстро, как и возникла. 19 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин во время своей итоговой конференции заявил, что РФ не размещала комплексы «Искандер» вблизи Польши, ибо, по его мнению, это является не единственным способом противодействия развертыванию ЕвроПРО. Точнее, Кремль еще не решил, будет ли размещать их в Калининградской области. При этом Путин в очередной раз напомнил о имеющихся в Европе тактических ядерных зарядах США, что также оправдывает возможное размещение комплексов «Искандер». Интересно, что соответствующие ядерные заряды имеются в Западной Европе — опять четко вырисовывается желание противопоставить страны Старой Европы и США.

Анализируя развитие событий, можно отметить еще одну интересную деталь — РФ не сразу отрицала сообщение о размещении комплексов «Искандер». Скорее всего, это случилось с учетом, что информационное противостояние входит в стратегию РФ, которую она пытается применять по отношению к странам ЦВЕ. Здесь имеем занимательный пример того, как российская сторона решила воспользоваться началом реализации информационной операции и использовать ее для достижения своих интересов. Действительно, если РФ и вправду не размещала комплексов, то почему выжидала почти неделю, прежде чем опровергла эту новость? Тем более, 18 декабря 2013 года министр обороны РФ Сергей Шойгу делает заявление по поводу комплексов «Искандер» в стиле «где хотим, там и размещаем». Этим заявлением, так же, как и объяснением МО РФ 16 декабря, фактически предпринимаются попытки усилить неопределенность в ситуации по поводу возможного размещения комплексов «Искандер». Понятно, что использоваться она должна против Польши, а также стран Прибалтики, которым Кремль должен дать понять о фатальных последствиях недружелюбных действий по отношению к РФ. Естественно, одним из таких шагов есть именно возможное размещение элементов ЕвроПРО, которые, разумеется, сегодня и в ближайшие 25 лет не угрожают Стратегическим ядерным силам РФ. Однако развертывание базы ПРО в Польше будет означать наличие в ней хотя бы минимального американского военного контингента, который будет иметь сдерживающий эффект и олицетворять реальные гарантии в рамках НАТО в случае возможных враждебных действий РФ. Появление же в польских СМИ публикаций на подобие «Россия взяла в осаду Польшу» должны были посеять и усилить панику, которой РФ не преминула бы воспользоваться, предложив определенное соглашение что-то на подобие «вы не размещаете у себя элементов ЕвроПРО, а мы не будем размещать комплексы SS-26 Stone». Так, Том Коллина из Ассоциации по контролю над вооружением, комментируя новость о комплексах SS-26 Stone, заявил, что подобная ситуация является поводом для того, чтобы США и РФ приступили к выводу ракетных, противоракетных и ядерных систем из региона. Известно, что некоторые американские эксперты тоже высказалась по поводу такой возможности.

Такие намерения РФ имели положительные последствия, ведь спровоцировали серию панических публикаций. В них утверждалось, что, принимая во внимание «поворот США в Азию» и отсутствие консенсуса между США и Европой в рамках НАТО по поводу последовательной стратегии противодействия РФ, это может стать основанием для возобновления контроля Кремля над ЦВЕ. Однако фактически же попытки РФ припугнуть новостями о возможном размещении комплексов «Искандер» против стран ЦВЕ не имели желаемых результатов. Так, руководитель Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей в интервью «Газете Выборчей» поспешил успокоить польскую аудиторию, против которой главным образом и была направлена информационная кампания РФ. Он объяснил, что у польских вооруженных сил имеется военный ответ на действия РФ: гаубицы Krab так размещены, что почти полностью накрывают Калининградскую область. По его мнению, в новости о комплексах «Искандер» больше пропаганды, чем настоящих военных вопросов. А сама ситуация фактически касается дальнейшей судьбы ЕвроПРО.

Вместо вывода

Как видим, каждая сторона в течение 14-19 декабря 2013 года пыталась достичь своей цели в информационном противостоянии вокруг новости по поводу размещения комплекса «Искандер» в Калининградской области, при этом хорошо осознавая, что там этих комплексов нет. Да, Запад, кроме типичных попыток разыграть карту «русской угрозы», пытался определить альтернативную цель для ЕвроПРО в виде российских оперативно-тактических комплексов. Россия же в стиле Никиты Хрущева решила в очередной раз напугать соседей несуществующими, или, точнее, неразмещенными ракетами — то есть, поиграть на нервах Польши и Прибалтийских стран, считая, что это, возможно, вынудит их пойти на уступки и занять относительно ЕвроПРО более пророссийскую позицию. Именно поэтому, возможно, 19 декабря 2013 года Сергей Лавров повторил польскому коллеге Радославу Сикорскому свою ранее оглашенную мысль, что подписание соглашения с ИРИ делает ЕвроПРО нецелесообразной. Это, скорее всего, такой себе намек «Ну для чего вам, ребята, проблемы в виде наших ракет под боком? Если в будущем противодействие ЕвроПРО выглядит все больше гипотетическим, то угроза от наших ракет — реальная».

Понятно, что каждая сторона и в дальнейшем будет реализовывать предварительно очерченные планы. Польша желает видеть у себя элементы ЕвроПРО, как фактическое воплощение гарантий США в рамках НАТО. РФ, так или иначе, разместит комплексы «Искандер» в Калининграде — планы по перевооружению сухопутных частей до 2018 года надо выполнять. Ведь, как правильно отметил еще 15 декабря главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, «…Даже самые убежденные ястребы в Пентагоне или на Арбатской площади не в силах представить себе, что в Европе вспыхнет вооруженный конфликт с участием великих держав. И, кстати, именно поэтому так спокойно, не оглядываясь на возможные последствия, берутся действовать, размещая американские системы ПРО в Европе, либо отвечая на это установкой ракетных комплексов вдоль зоны ответственности Альянса. Будь конфронтация реальной, сто раз подумали бы, не рискованно ли?»…

Поэтому и «воюют» Запад и РФ, не прибегая к настоящему оружию, а на уровне новостей о его возможном размещении!