1 июня 2013

Крым 94. Часть 12 «Развязка»

Часть 11 «А в основе всех объединительных идей — «дерибан»

Часть 10 «Как вводился контроль неподконтрольной ситуации»

Часть 9 «В августе девяносто четвертого»

Часть 8. «Раскол»

Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»

Часть 6 «На пике общефлотского психоза»

Часть 5. «В шаге от войны...»

Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»

Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»

Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга

Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины

«...как и раньше, «первую скрипку» тут играл Ю. Мешков, категорически отказывавшийся выполнять решения ВС Украины о ликвидации «института президентства» в Крыму, ссылаясь на то, что его «избрало большинство населения полуострова». Более того, бывший «президент» Крыма позволял себе высказывать прямые угрозы Украине, утверждая о «непредвиденности развития» как крымско-, так и российско-украинских отношений. В этом контексте особенно негативную реакцию Ю. Мешкова вызывало решение Генеральной прокуратуры Украины возбудить против него уголовное дело.»

Так закончилась предыдущая 11 часть материала «Крым 94».

Часть 12. «Развязка»

Своя позиция по крымскому вопросу была у командования Черноморского флота. Так, вице-спикер парламента Крыма — заместитель командующего ЧФ О. Фролов заявил, что Черноморский флот не намерен принимать участие в противостоянии между Крымом и Украиной. В то же время, 20 марта 1995 года, в связи с событиями в АРК, Военный совет ЧФ принял решение привести боеготовность флота в повышенную, а также усилить охрану его крымских объектов. Активизировалась также переброска в Севастополь боевой техники 98-го полка береговой обороны и 1096-го зенитно-ракетного полка из состава 126-й дивизии береговой обороны Черноморского флота.

* * *

1. За ситуацией в Крыму внимательно наблюдала международная общественность и, в основном, поддерживала Украину
За ситуацией в Крыму внимательно наблюдала международная общественность и, в основном, поддерживала Украину

За ситуацией в Крыму внимательно наблюдала международная общественность и, в основном, поддерживала Украину. В частности, затрагивая тему ее территориальной целостности, британская радиостанция ВВС обращала внимание на единую, однозначную с первого дня провозглашения независимости позицию всех ветвей украинской власти в одном из наиболее важных вопросов.

А американская газета «Вашингтон пост» отмечала тщательно спланированный и хорошо организованный характер удара, нанесенного Украиной по крымскому сепаратизму. При этом выражалась уверенность, что Россия не способна напрямую вмешаться в крымско-украинские отношения из-за своих проблем в Чечне.

Параллели между Крымом и Чечней проводила и радиостанция «Немецкая волна», отмечавшая эффективность политики Украины, решавшей проблему крымского сепаратизма без использования вооруженной силы, в отличие от воюющей на Северном Кавказе России. В связи с этим обращалось внимание на отсутствие масштабной поддержки сепаратистов населением полуострова.

А вот средства массовой информации России не прекращали нагнетать обстановку. Так, российское информационное агентство ИТАР-ТАСС, а также ряд других СМИ информировали о «блокировании здания Верховного совета Крыма войсками специального назначения Украины». Сообщалось также, что Ю. Мешков обратился за помощью к казачьим войскам России.

* * *

В рамках реализации своих предыдущих постановлений, 21 марта Верховный Совет Украины предложил парламенту Крыма до 15 мая 1995 года разработать и предоставить на утверждение высшего законодательного органа Украины проект новой конституции Автономной Республики Крым. При этом, в соответствии с украинским законодательством, прокурору АРК предоставлялось право опротестовывать правовые акты правительства и других органов законодательной власти Крыма, которые противоречили Конституции и законам Украины.

А 22 марта состоялось внеочередное заседание парламента АРК, в ходе которого был утвержден состав полномочной делегации Верховного совета Крыма на переговорах с Украиной. В обязанности делегации входили изучение и анализ сложившейся в крымско-украинских отношениях политико-правовой ситуации, а также поиск компромисса в этом вопросе.

Дроботов А. И. Премьер-министр Крыма  22 по 31 марта 1995 г.  (назначен Верховным Советом Крыма, но не вступил в должность; 31 марта 1995 года Правительство Крыма было переподчинено Кабинету Министров Украины и на пост Премьер-министра Крыма был возвращен Анатолий Франчук)
http://genshtab.info/; http://ru.wikipedia.org

Кроме того, крымский парламент отправил в отставку премьер-министра Крыма А. Франчука, а также вице-премьера А. Сенченко, занимавших умеренно лояльную позицию в отношении Украины. Новым главой крымского правительства был назначен министр сельского хозяйства и продовольствия Крыма А. Дроботов.

Используя прямую трансляцию заседания крымского парламента, депутат Верховного совета Крыма О. Круглов призвал жителей полуострова собрать подписи под петицией о недоверии Президенту Украины Л. Кучме, а также выйти 24 марта на митинг «патриотических сил Севастополя» и офицеров Черноморского флота.

22 марта публикуются и очередные обращения Ю. Мешкова к населению Крыма, руководству России, а также международному сообществу, включая Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря ОБСЕ. Во всех этих обращениях Верховный Совет Украины обвиняется в «нарушениях принципов международного права», «принятии односторонних решений по отношению Крыма», а также в «попытках превратить Автономную Республику Крым в рядовую область Украины». При этом выдвигались требования «оказать всестороннее давление на Украину». В частности, Ю. Мешков призывал руководство РФ заключить базовый политический Договор с Украиной только в том случае, если Киев согласится с действием конституции АРК.

22 марта публикуются и очередные обращения Ю. Мешкова к населению Крыма, руководству России, а также международному сообществу
22 марта публикуются и очередные обращения Ю. Мешкова к населению Крыма, руководству России, а также международному сообществу

22 марта ситуация в Крыму рассматривалась и на заседании Государственной думы России. С докладом по этому вопросу выступил глава Комитета по вопросам СНГ и делам соотечественников К. Затулин. В своем докладе он обвинил Украину в «насаждении украинских структур в Крыму», а также «оскорблении воли народа Крыма». В связи с этим К. Затулин рекомендовал Государственной думе РФ не ратифицировать базовый политический Договор между Россией и Украиной и сделать само решение крымской проблемы основным условием в вопросе подтверждения территориальной целостности Украинского государства.

Исходя из результатов обсуждения указанного выше вопроса, Государственная дума России утвердила состав «Комиссии по Черноморскому флоту», приняла заявление «Об отношении к решениям Верховного Совета Украины по Крыму» и постановление «О заявлении Государственной думы «Об отношении к решениям Верховного Совета Украины по Крыму».

В приведенных документах, с учетом «обращения президента и Верховного совета АРК к руководству Российской Федерации», высказывалась «серьезная обеспокоенность перспективой российско-украинских отношений в связи с теми решениями Верховного Совета Украины, которые не учитывают волеизъявления населения Республики Крым, прерывают договорно-правовой процесс между Крымом и Украиной, а также могут дестабилизировать обстановку в регионе».

При этом на фоне политико-дипломатических «реверансов» российская сторона откровенно давила на Украину, используя для этого наиболее чувствительные вопросы в двусторонних отношениях. Так, в заявлении Госдумы РФ отмечалась «поспешность решения Верховного Совета Украины», которое, по мнению российских парламентариев, «было принято без учета всего комплекса возможных политико-правовых последствий и влияния на общий фон российско-украинских отношений», что «не могло не отразиться на обсуждении в Государственной думе всей проблематики российско-украинских переговоров, включая вопросы реструктуризации долгов Украины, раздела Черноморского флота и статуса его главной базы — города Севастополя».

Формально поддерживая территориальную целостность Украины, Госдума РФ рекомендовала правительству Российской Федерации в ходе переговоров с украинской стороной принять во внимание позицию «законных представителей самого Крыма».

Исходя из вышеизложенного, Государственная дума России, в частности, постановила:

  • предложить правительству Российской Федерации предоставить в Госдуму весь пакет подписанных в течение февраля-марта соглашений с Украиной;
  • пригласить на заседание Государственной думы 24 марта 1995 года руководителя Государственной делегации Российской Федерации на переговорах с Украиной О. Сосковца для ознакомления с информацией о ходе переговоров и дачи ответа на вопросы депутатов;
  • поручить Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе совместно с Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам подготовить и внести в Государственную думу проект Закона «О процедуре реструктуризации долгов иностранных государств Российской Федерации»;
  • предписать думской части Межпарламентской Комиссии по российско-украинскому сотрудничеству, а также Комиссии Государственной Думы по Черноморскому флоту в ходе переговоров и консультаций исходить из факта признания Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года главной базой Черноморского флота;
  • предложить Президенту Российской Федерации провести консультации с правительством и Федеральным собранием РФ по вопросам взаимоотношений с Украиной.

* * *

Политический демарш России как всегда сопровождался демонстрацией военной силы. Военные водолазы ЧФ России
Политический демарш России как всегда сопровождался демонстрацией военной силы. Военные водолазы ЧФ России
http://bibo.kz/

Политический демарш России как всегда сопровождался демонстрацией военной силы. Например, в приведенном выше заявлении Госдумы РФ от 22 марта 1995 года в качестве отдельного пункта высказывалось «убеждение в том, что личный состав Черноморского флота сделает все возможное для недопущения дестабилизации, провокаций, угрозы жизни и безопасности российских и других граждан в Крыму».

В этот же день, вопреки предыдущим заявлениям военного совета Черноморского флота о невмешательстве в политические проблемы Крыма, координационный совет офицерских собраний ЧФ выступил с публичным заявлением, осуждающим действия Украины в Крыму. При этом были поддержаны позиции Ю. Мешкова, Верховного совета АРК, а также городского совета Севастополя по данному вопросу.

* * *

 Сосковец О. Н. Народный депутат СССР в 1989-1991 гг, С декабря 1993 года — первый заместитель председателя правительства Российской Федерации
Сосковец О. Н. Народный депутат СССР в 1989-1991 гг, С декабря 1993 года — первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, 20 июня 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина отстранён от должности первого вице-премьера в связи со скандалом, связанным с выносом из Дома правительства коробки из-под бумаги для ксерокса с полумиллионом долларов наличными. С 2011 года президент Российского союза товаропроизводителей
http://ru.wikipedia.org/

Однако, ситуация в Крыму развивалась совсем не по российскому сценарию. Несмотря на попытки демонстрации жесткой позиции в отношении Киева, Верховный совет АРК пошел на уступки Украине. В частности, 23 марта 1995 года парламент Крыма постановил перенести выборы в местные советы с 29 апреля на 14 мая, как это было определено соответствующими положениями законодательства Украины. Был также поставлен вопрос об исключении из состава ВС АРК девяти депутатов от Севастополя, поскольку решением Верховного Совета Украины он был выведен из административного подчинения Автономной Республики.

Кроме того, не была сформирована и делегация парламента Крыма в Государственную думу РФ. Предлог — «отсутствие соответствующего обращения российской стороны».

Обострялись проблемы и по поводу правительства Крыма. Так, Министерство юстиции Украины опротестовало решение Верховного совета АРК от 22 марта 1995 года об увольнении премьер-министра правительства Крыма А. Франчука, признав это действие грубым нарушением принятых Верховным Советом Украины законодательных актов относительно АРК. На этом фоне углублялся раскол и в руководстве Российской Федерации, где не было однозначной позиции по крымскому вопросу. В частности, глава российской Государственной делегации на переговорах с Украиной О. Сосковец отказался от выступления в Государственной думе России по вопросу российско-украинских отношений. По его словам, события в Крыму были внутренним делом Украины, что обязывало российское правительство придерживаться взвешенной позиции по этому вопросу. По оценке О. Сосковца, такая позиция позволила бы Украине решить свои проблемы безо всякого давления со стороны Российской Федерации.

Черномырдин В. С. (1938-2010), Председатель Правительства Российской Федерации в 1993-1998 гг.
Черномырдин В. С. (1938-2010), Председатель Правительства Российской Федерации в 1993-1998 гг., Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине с 2001 по 2009 гг., с 2009 г советник Президента РФ.
http://photo.peoples.ru/; http://ru.wikipedia.org/

Отклонил предложение выступить в Госдуме РФ и премьер-министр правительства России В. Черномырдин. По его словам, для него гораздо большее значение имело участие в расширенном заседании правительства во главе с Президентом Российской Федерации Б.Ельциным.

Иную позицию занимал спикер Госдумы РФ И. Рыбкин, называвший Крым «сферой стратегических интересов и исключительного влияния России». В интервью газете «Российский вести» он высказался за проведение референдума о статусе Крыма как «единой возможности решить крымскую проблему». По мнению И. Рыбкина, «тем самым крымчане могли бы сами определить: жить им в автономной области, республике или же в статусе государства, которое будет одновременно входить в состав России и Украины».

* * *

Рыбкин И. П., председатель Государственной думы РФ в 1994-1996 гг.
Рыбкин И. П., председатель Государственной думы РФ в 1994-1996 гг. В 2004 году выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации, пользовался поддержкой Б. А. Березовского. 5 февраля 2004 года Иван Рыбкин пропал. 10 февраля вечером Рыбкин нашёлся в Украине. Впоследствии Рыбкин заявлял, что поехал в Киев добровольно «для того, чтобы конфиденциально встретиться с тем, с кем хотел встретиться»; «Я просто вел там секретные переговоры, касающиеся безопасности России»...
http://www.mk.ru/politics/; http://ru.wikipedia.org

24 марта 1995 года Ю. Мешков обратился с еще одним призывом к России «использовать весь свой авторитет для нормализации отношений Крыма с Украиной». Одновременно он призвал президента и министра обороны РФ оставить подразделения Черноморского флота на территории АРК.

Как и следовало ожидать, подобные призывы «президента» Крыма Москва одобрила. Так, в ответ на обращение Ю. Мешкова главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Ф. Громов подтвердил позицию российской стороны о необходимости сохранения Севастополя в качестве главной базы Черноморского флота. При этом, по его словам, Черноморский флот будет оставаться в повышенной боевой готовности до окончательного решения указанного вопроса.

Упреждая попытки дестабилизировать обстановку в Крыму, руководство Украины пыталось укрепить на полуострове силу закона. 24 марта 1995 года Кабинет министров Украины перестал финансировать органы исполнительной власти Автономной Республики Крым. В Симферополь прибыло еще около 200 сотрудников подразделений специального назначения МВД Украины. Несмотря на попытки пророссийских сил Крыма обвинить Украину в «силовой ликвидации государственности АРК», украинский спецназ и другие подразделения милиции не вызывали у крымского населения негативной реакции.

Помимо этого была предотвращена незаконная попытка парламента Крыма сменить руководство правительства Крымской Автономии. Так, сотрудники МВД Украины не пропустили в кабинет премьер-министра Крыма нового «главу крымского правительства» А. Дроботова и сопровождавшего его спикера парламента Крыма С. Цекова. В отсутствие законного главы правительства АРК А. Франчука помещение охранялось украинской милицией.

* * *

Последовательные усилия Украины по урегулированию ситуации в Крыму поддерживались ведущими государствами мира и международными организациями. Так, посол Франции в Украине Д. Шассар признал внутренним делом Украины решения ее Верховного Совета об отмене конституции Крыма и ликвидации института президентства в АРК. Позиция Киева по крымскому вопросу нашла понимание также и у руководства Греции и Болгарии.

* * *

Совершенно противоположной позиции придерживалась Государственная дума России. 26 марта 1995 года в Симферополь прибыла делегация комиссии Госдумы РФ по вопросам Черноморского флота во главе с К. Затулиным. В аэропорту, помимо командования ЧФ, комиссию встречали прокурор Крыма В. Купцов и начальник Главного управления МВС Украины в АРК В. Кириченко. Представители украинских правоохранительных органов предупредили К. Затулина о недопустимости публичных высказываний и действий, направленных на подрыв национального суверенитета и территориальной целостности Украины.

27 марта К. Затулин выступил на митинге пророссийских сил у штаба ЧФ в Севастополе и поддержал идею референдума о статусе Крыма
27 марта К. Затулин выступил на митинге пророссийских сил у штаба ЧФ в Севастополе и поддержал идею референдума о статусе Крыма
http://new-sebastopol.com/

Несмотря на это, 27 марта К. Затулин выступил на митинге пророссийских сил у штаба ЧФ в Севастополе и поддержал идею референдума о статусе Крыма. Он также огласил о намерении руководства Российской Федерации оказывать давление на Украину по крымскому вопросу, в том числе путем актуализации проблемы «украинских долгов России». По его словам, Государственная дума России не ратифицирует ни одного договора с Украиной в случае, если она не отменит своего решения по Крыму.

Подобные же идеи высказывались К. Затулиным и на встрече с командующим ЧФ Э. Балтиным, «президентом» Крыма Ю. Мешковым, спикером парламента АРК С. Цековым, представителями пророссийских сил полуострова.

* * *

Вакханалия на полуострове раздражала здравомыслящее население АРК. Так, Общественный совет Крыма (оппозиционный парламент, созданный весной 1993 года в целях противодействия антиукраинской позиции Верховного совета АРК), организация «Просвіта», Союз офицеров Украины, крымские отделения Организации украинских националистов (ОУН), Украинской республиканской партии, Общественный конгресс Севастополя и другие организации, выступили с решительным протестом против попыток руководства Крыма создать на полуострове обстановку хаоса и отделить его от Украины.

А вот проукраинские организации Крыма потребовали отменить конституцию АРК, а также ряд законов автономии, противоречащих законодательству Украины. Кроме того, Верховный совет Крыма обвинялся в фактическом развале крымской экономики, срыве посевной и программ водообеспечения полуострова.

Одновременно выражалась озабоченность деструктивной позицией Российской Федерации, откровенно вмешивающуюся в крымскую жизнь и открыто провоцирующую конфликт. В частности, обращалось внимание на провокационные визиты в Крым представителей государственного руководства РФ, противоправные действия в Крыму консульской группы Посольства России в Украине, предоставляющую российское гражданство жителям АРК в обход законодательства Украины.

* * *

Несмотря на все попытки России спровоцировать конфликт в Крыму, твердая, взвешенная и последовательная позиция Украины позволила избежать превращения Крымского полуострова в очередную зону конфликта на территории бывшего СССР. Точку в процессе сползания Крыма в пучину вооруженного противостояния поставила встреча 30 марта 1995 года Президента Украины Л. Кучмы с парламентской делегацией, членами правительства, а также руководством городских и местных советов АРК.

В ходе встречи представители крымской власти поддержали все решения руководства Украины. Было принято решение о выделении из бюджета Украины около 500 млн. долл. на обеспечение Крыма водой, проведение весенних полевых работ, открытие курортного сезона, а также на возвращение депортированных народов.

 

Эпилог

31 марта 1995 года выездная консульская группа Посольства России в Украине, занимавшаяся оформлением российского гражданства для жителей Крыма и Севастополя, начала подготовку к отъезду. Как объяснял руководитель группы А. Молочков, Россия вынужденно выполняла требование Украины, хотя это якобы и противоречило Венской конвенции о консульских отношениях, а также Закону Украины о гражданстве.

Социологический опрос показал, что более половины жителей крымского полуострова одобрили решение Украины ликвидировать институт президентства в Крыму.

Штандарт Командующего ВМС Украины

Штандарт Командующего ВМС Украины

 

1 апреля в Измаиле закончила свою работу комиссия ВМС Украины по приему речных кораблей, катеров, вооружения и береговой инфраструктуры бывшей бригады речных кораблей и катеров Черноморского флота. Акт приема-передачи подписали командир Северо-Западного морского района капитан 1-го ранга Д. Украинец (от Украины), и первый заместитель начальника штаба ЧФ контр-адмирал А. Манченко. Из указанных средств в Измаиле началось формирование теперь уже украинских частей Военно-Морских Сил.