1 октября 2014

Месяц сентябрь: день за днем. Как Россия обнародует свои ядерные планы

Богдан Соколовский

Вице-премьер-министр РФ Д. Рогозин недавно пообещал, что до 2020 года РФ возобновит свой ядерный потенциал. Правда, было бы неплохо уточнить, о каком уровне возобновления ведется речь: о том, когда СССР подписал соответствующие соглашения, или об уровне 80-х, 70-х, 60-х или 50-х годов? Такое неконкретное рогозинское заявление, по меньшей мере, удивляет и уже в очередной раз свидетельствует, что кремлевская политика ну никак не может обойтись без авантюризма и блефа. Не будет преувеличением, если скажем, что здесь имеет место дилетантство и сплошная дезинформация российского вице-премьера в военных ядерных вопросах.

Также можно себе только представить, насколько дезинформирован одновременно и президент РФ! Отметим, страна, где, в частности, провалился проект Сколковой долины, уже пытается стращать мир новейшим ядерным оружием! Это лишний раз доказывает, что в Кремле нет настоящих аналитиков, трезво оценивающих государственные расходы и возможности по изготовлению и размещению новейшего ядерного оружия. А если и есть, то они по каким-то причинам «не имеют доступа к телу». И это в то время, когда российская экономика пребывает в стагнации!

Наверное, российский вице-премьер надеется на прибыли от продажи нефти и газа? Но помнит ли он, что такие прибыли определяются не только и не столько Москвой, а, в первую очередь, зажиточными демократическими странами? Теперь к ним присоединяются Китай и другие ядерные государства, и они не потерпят нового-старого вооруженного конкурента. В конечном итоге, история уже зафиксировала недавний факт, когда самонадеянный Кремль распорядился наклепать трубопроводов для поставок своих нефти и газа на запад и… просчитался. Запад когда-то аккуратно «подсадил СССР на нефтегазовый наркотик», а потом, обвалив цены на энергоносители, нанес непоправимый удар его экономике. Теперь на эту тропу, к сожалению, вышла Россия.

Очевидно, что Д. Рогозин серьезно не готовился к огласке соответствующего заявления, сделал его впопыхах, а потому уже в который раз продемонстрировал миру российское легкомыслие.

Очевидно также, что это заявление было ответом на заявление Министра обороны Украины В. Гелетея о ядерных ударах россиян в Луганске, которое помогло тем же россиянам преодолеть психологический барьер в вопросе применения ядерного оружия. А всему миру, таким образом, было продемонстрировано, что Украина не располагает ни техническими возможностями, ни специалистами для того, чтобы можно было отличить фугасный заряд от ядерного.

Мог ли мир серьезно воспринять такое заявление Кремля? Нет, конечно.

А вот Украине, к сожалению, надо дополнительно напрячься. Нам практически безразлично, какое оружие применила бы против нас Россия — старое или новое. Так или иначе, а угроза существует! Поэтому Киев вынужден адекватно реагировать на российские ядерные уловки. В этом контексте необходимо, прежде всего, сделать невозможным любое сотрудничество по поддержанию российского ядерного комплекса. В частности, полностью перекрыть доступ к научно-конструкторской документации соответствующих учреждений в Донецке, Днепропетровске, Харькове и тому подобное.

Как Кремль пытался блокировать реверсные поставки

Пока украинская компания не подпишет газовый контракт с независимым от РФ добытчиком, будет реальной кремлевская угроза в отношении его реверсивных поставок.

Теперь о реверсивных поставках имеется договоренность с польской, венгерской и словацкой компаниями. И даже подписаны соответствующие документы. Это очень правильно, но на этом нельзя останавливаться. Теперь, при активном участии ЕК, часть дела сделано — в рамках законодательства ЕС обеспечен транзит газа в Украину из европейских рынков. Ни Польша, ни Венгрия, ни Словакия не являются ни экспортерами природного газа, ни владельцами международных газовых рынков. Но они его транзитеры и потребители. Они импортируют в основном газовые объемы из РФ. И очень сложно, практически невозможно доказать, что излишки, реэкспортируемые в Украину, имеют нероссийское происхождение.

В этой ситуации, когда РФ блокирует реверсивные поставки, по-своему интерпретируя законодательство, у нас имеется единственный выход — срочно подписать контракт о поставках газа от нероссийских газодобытчиков. Только в таком случае международное сообщество, а главное — европейские юристы, смогут доказать, что Кремль, как третья сторона, не имеет права вмешиваться в любые отношения двух других субъектов.

В целом может и хорошо, что Газпром не удержался и в очередной раз продемонстрировал свое настоящее отношение к Украине именно теперь, а не, например, в ноябре, когда было бы однозначно невозможно что-то решать с реверсивными поставками газа. В частности, было бы поздно договариваться и подписывать газовые контракты.

Вся эта история с блокированием реверса еще раз демонстрирует, что во взаимоотношениях с Кремлем Украине нужно соблюдать осторожность и внимательно просчитывать все возможные и невозможные московские проделки. А в целом, становиться понятно в очередной раз, что нужно делать все, чтобы навсегда избавиться от любой монопольной зависимости от Москвы.

Как осуществляется газовый прорыв на словацком направлении

Только по истечении определенного времени рядовые украинцы оценят недавний настоящий прорыв, осуществленный нашим государством в газовой отрасли. Ведь нынче по-настоящему заработала реверсивная схема импорта природного газа. Благодаря НАК Нефтегаз Украины, Правительству Украины, Руководству Словакии и ЕС наше государство получает газ через Словакию. До этого годами велись переговоры, но под давлением Кремля ситуация казалась безнадежной. В конце концов, пришел конкретный ответ Европы Кремлю на его «медвежье» поведение в газовых вопросах.

Конечно, теперь говорится о еще не достаточных для нашего государства объемах импорта газа —10 миллиардах кубометров без вреда транзиту. Ведь за год мы потребляем свыше 50 миллиардов кубометров, а добываем 20. Но для начала это очень показательно! Украина впервые демонстрирует, что хотя и трудно, но переживет этот год без российского газа.

Понятно, мы потребляем в течение года слишком много газа. Для сравнения: соседняя Польша (и по площади, и по населению приблизительно такая же, как и Украина) за год потребляет 14-16 млрд куб. м. газа. А Украина — 50. Следовательно, можно еще сокращать потребление, по крайней мере, до добываемых нами объемов. И необходимо уменьшать объемы газа в общем балансе энергообеспечения. И, судя по сегодняшней настроенности и конкретным действиям НАК Нефтегаза и Правительства Украины, через несколько лет этого можно достичь. А теперь надо было продемонстрировать действенность реверсивной схемы. И обязательно подчеркивать, что, в принципе, есть техническая возможность поставок только через Словакию до 30 млрд кубометров газа. Без учета возможностей Польши и Венгрии.

Конечно, на западной границе себестоимость газа более высокая, чем на восточной. Но во время российской агрессии цена не является приоритетом. Тем более, газ с запада существенно дешевле предложенного нам РФ.

В ответ на конкретный шаг украинской стороны по организации серьезных реверсивных поставок РФ, по-видимому, растерявшись, только 28 августа 2014 года сумела словами российского Министра энергетики О. Новака (донецкого по происхождению) абсурдно заявить, что для гарантирования бесперебойного транзита Нефтегаз в сентябре-октябре вроде бы еще должен закачать около 10 млрд кубометров газа. То есть, довести объемы газа в ПСГ до 25 млрд, как будто господин министр не помнит, что год назад и российской, и тогдашней украинской сторонам хватило 18-19 млрд в начале отопительного сезона.

Как Путин помогает реформировать украинскую экономику

23-го августа спикер СНБО Украины полковник А.Лысенко сообщил, что россияне вывезли в пустых автомашинах так называемого российского гуманитарного конвоя оборудование украинских заводов Донбасса. В том числе патронного завода в Луганске и предприятия «Топаз», изготавливавшего «Кольчуги».

Безусловно, это досадный случай, еще раз подтверждающий агрессию РФ против Украины. Уверен, что этот факт, как и все остальные, детально изложен в протоколе и получит надлежащую оценку. Он также будет включен в перечень претензий РФ на возмещение Украине расходов, связанных с российской агрессией.

В то же время нужно отметить, что уже давно надо было перепрофилировать предприятия в Украине. В первую очередь, это касается восточной части государства, где основные промышленные предприятия создавались для потребностей СССР и (по разным причинам) практически сохранились почти без изменений в независимой Украине. И их никоим образом нельзя причислять к предприятиям, обладающим перспективными технологиями.

Именно технологии будущего необходимы нашей стране для ее дальнейшего развития. А Кремль, к сожалению, и далее будет удовлетворяться тем, что ему удастся отнять де-факто у других государств, — воплощенное в металле, то есть, априори уже не новое, вчерашнее.

Здесь рашисти как-то упустили из виду опыт Второй мировой войны, когда передовые государства после победы вывозили из Германии людей, а не технику. А СССР, как и нынешняя РФ, — оборудование с бетонными фундаментами. Именно поэтому, в частности, те страны и развивались, а Союз вскоре развалился.

…Главное сокровище нашего государства — люди-остались. И теперь от нас и всего демократического мира будет зависеть, что мы сможем предложить этим носителям ноу-хау в виде новых, необходимых независимой Украине предприятий. Конечно, это надо было сделать раньше. Но теперь так сложилось, что враг вынуждает нас технологически обновлять нашу экономику. Еще за это и платит. По крайней мере, частично.

Таким образом, вместо «Топаза», патронного завода и многих других предприятий у нас должны появиться новые, высокотехнологичные заводы будущего. А производимая продукция этих предприятий будет иметь спрос на высоколиквидных рынках. Возможно, и в странах НАТО. А если нам сейчас понадобятся, например, патроны или оружие, их можно заполучить из других стран.

Таким образом, из-за ограбления россиянами украинских заводов особенно не стоит печалиться. Неприятно, но — не трагедия!

Как немецкая RWE потеряла право на реверс

Разрешение немецкого Правительства на продажу дочерней RWE приближенному к В.Путину российскому олигарху лишь подтверждает, что в будущем (в частности, начиная с отопительного сезона 2015/16 г.г.) эта компания не может считаться независимой от Кремля, а, следовательно, не может быть и поставщиком газа для Украины по реверсивной схеме.

Следовало бы срочно пересмотреть уже подписанные контракты и больше не рассматривать RWE в роли потенциального поставщика или даже партнера. Не надо ссориться, но следует помнить, что немцы соглашаются на компромисс ради собственных интересов.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что Берлин примет сторону россиян при любом споре РФ с Украиной. Украина же для Германии не есть, не была и никогда не будет приоритетом. В частности, когда затрагивается тема об отношениях с Россией или ее представителями. По многим причинам. Но, в первую очередь, когда идет речь о немецком прагматизме и немецкой уверенности в своей геополитической мощи. Мы, украинцы, к сожалению, в немецких глазах являемся «младшим братом россиян». Это хотя и не объективно, но так удобнее Берлину. И это следовало бы, в частности, учесть во время пребывания немецкого лидера-женщины на берегах Днепра.

По-видимому, не случайно информация о разрешении на продажу дочерней RWE появилась именно в день экстренного визита А.Меркель в Киев. Конечно, уже поздно серьезно менять наработанное договоренностями с Федеральным Канцлером ФРГ. В то же время однозначно можно было предположить, что ключевые украинские собеседники в общении с А.Меркель затронут упомянутую тему. Однако, украинцы должны понимать, что для немцев главным приоритетом является немецкий национальный интерес, а не украинский или какой-либо другой. И это по-европейски — нормально.

И именно так, по-украински, должны мыслить и наши руководители, когда ведется речь об украинском национальном интересе. И именно так и должны восприниматься немецкие (читай ЕЭСовские) санкции по отношению к РФ. Именно этот малозаметный факт энергетической торговли свидетельствует, что в нынешнем противостоянии с РФ украинцам больше всего следует полагаться на себя, а не на чью-то помощь. Какой бы она ни была очевидной, в частности, с точки зрения международного права.