19 марта 2013

КРЫМ 94. Часть 4 «Севастополь – Крым – Россия»

Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины

Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга

Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»

 

Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»

Летом 1993 года экономические проблемы Украины отразились на ее внутренней жизни. Этим немедленно воспользовалось руководство России, вынуждая Украину на более ощутимые уступки в вопросе раздела Черноморского флота.

17 июня 1993 года в Москве подписывается очередной договор, по которому флот должен разделяться в пропорции 50 на 50, а его финансирование до окончания раздела осуществляться в равных долях.

Однако такое соглашение не понравилось российским шовинистам, которые, пользуясь готовностью Украины к компромиссам, пытались оторвать при разделе флота более «жирный кусок». И, не утруждая себя разработкой каких-либо новых так называемых разделительных средств, «рыцари закулисной войны» обратились к уже испытанному методу политических провокаций.

Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота
Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота.
29 июня 1993 года, офицерское собрание ЧФ приняло резолюцию «...О переходе Черноморского флота под юрисдикцию России». Это же собрание решило 1 июля 1993 года на всех боевых кораблях Черноморского флота поднять андреевские флаги.
http://ria.ru/photolents/

Под давлением командующего флотом Э. Балтина 29 июня 1993 года, офицерское собрание ЧФ приняло резолюцию «...О переходе Черноморского флота под юрисдикцию России». Это же собрание решило 1 июля 1993 года на всех боевых кораблях Черноморского флота поднять андреевские флаги. Требования «военных моряков» также касались нового положения, предусматривающего предоставление Крыму «особого» статуса, что должно было стать первым шагом на пути присоединения полуострова к России.

Предугадывая возможность острого конфликта с Украиной и неминуемое ухудшение международного имиджа РФ, Президент России Б. Ельцин запретил эту откровенно провокационную акцию. Однако политическое и экономическое давление на Украину резко активизировалось.

Нужно отметить, что проблемы ЧФ, Крыма и Севастополя, оставаясь средством для реализации внешних геополитических целей Российской Федерации, превращались в важный фактор внутриполитической борьбы между различными ветвями российской власти. Одним из примеров такой борьбы может служить постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года «О статусе города Севастополя». Оно должно было «работать» на имидж российских законодателей как «несгибаемых борцов за российские интересы».

В рамках этого документа Верховный Совет России «решил судьбу Севастополя», подтверждая его «…российский федеральный статус в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года».

Одновременно Правительству Российской Федерации поручалось в кратчайшие сроки подготовить государственную программу обеспечения «российского статуса» города Севастополя, а также провести переговоры с Правительством Украины о городе Севастополе как о «главной базе единого Черноморского флота». Кроме того, Центральный банк России получил распоряжение предусмотреть финансирование соответствующих статей бюджета города Севастополя посредством своих отделений. В целях же юридического закрепления «российского статуса» Севастополя Комитет Верховного Совета РФ, согласно конституционного законодательства, должен был подготовить по данному вопросу проект соответствующего закона Российской Федерации.

К тому же Верховный Совет России потребовал от Украины вывести из Севастополя ее силовые структуры, что, по сути, означало объявление Киеву военного ультиматума.

А правительство России резко усилило экономическое давление на Украину. Причем, этот факт не скрывал и сам Б. Ельцин, называя «необходимость уступок Украины российской стороне в вопросах раздела флота… вынужденным и неизбежным шагом». Как он утверждал, Украина задолжала России от 2-х до 3-х миллиардов долларов США, поэтому, в Москве флотский вопрос считался практически решенным.

Кстати говоря, долги эти были достаточно спорными. В 1992 году, когда тогдашние премьер-министр Украины Фокин и глава правительства России Е. Гайдар подписывали соглашение о взаимной задолженности, Украина задолжала России около 408 млрд. руб., тогда как Россия Украине — не менее 672 млрд. руб. В дальнейшем же правительство Фокина включило долги государственных предприятий Украины в общегосударственный долг, а вот правительство России сделать это категорически отказалось. Поэтому пропорция, складывающаяся в пользу Украины, изменилась на прямо противоположную.

Это вынуждало Украину пойти на еще большие уступки России, следствием которых стало подписание в сентябре 1993 года так называемых «массандровских» соглашений о разделе Черноморского флота. В соответствии с этими соглашениями, Украина передавала под юрисдикцию России флот в целом со всей его инфраструктурой в Крыму при условии, что та компенсирует Украине ее долю, приняв ее в качестве оплаты украинских долгов за энергоносители.

 

* * *

 

Все это создавало видимость «более чем очевидной победы России» в реализации ее планов по восстановлению контроля над Черноморским флотом, Крымским полуостровом и, в целом, над Украиной.

В Крыму потребовали отменить обязательное изучение украинского языка
В Крыму потребовали отменить обязательное изучение украинского языка.
Шовинисты всех мастей поспешили праздновать победу в виде публичных театрализованных похорон украинской государственности под «триумфальными» лозунгами: «Отстояли российский флот — отстоим и Севастополь!»
http://www.bagnet.org/

Шовинисты всех мастей поспешили праздновать победу в виде публичных театрализованных похорон украинской государственности под «триумфальными» лозунгами: «Отстояли российский флот — отстоим и Севастополь!» Город, который не выходил из состава Украины, был от нее полностью информационно блокирован. В каждом газетном киоске всегда в предостаточном количестве можно было приобрести экземпляры «Правды», «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Известий», «Славы Севастополя», «Флага Родины», а также прочих российских газет и журналов. РДК и ФНС кроме этих изданий распространяли также черносотенную газету «День», а также антиукраинские прокламации. Их читали, перечитывали и обсуждали в Севастополе, в других крымских городах. Идеи реанимации бывшей Российской империи все более поглощали умы широких слоев населения, сдабривая их ядом ненависти к Украине. И эта ненависть все ощутимее проявлялась даже на бытовом уровне: женщину с украинским флажком в руке ударили по голове; разговаривающего на украинском языке мужчину вытолкнули из троллейбуса; в присутствии многотысячной толпы через мегафон озвучиваются смертельные угрозы командующему ВМС Украины.

События в Крыму постоянно были в поле зрения руководства Российской Федерации.

Более того, депутаты Верховного Совета, лидеры политических организаций России появлялись на полуострове, пытаясь придать ускорение и без того уже активным антиукраинским сепаратистским процессам.

Самыми одиозными были визиты в Крым тогдашних вице-президента России А. Руцкого, секретаря конституционной комиссии А. Румянцева, мера Москвы Ю. Лужкова, депутатов Верховного Совета России Бабурина, Барсукова и др. Своеобразной вершиной провокаций и политической некорректности стало выступление на митинге в Симферополе московского литератора Э. Лимонова, открыто призывавшего к использованию силовых методов для возвращения Крыма в состав России. По словам Э. Лимонова, он уже обсудил этот вопрос с лидерами российских национал-патриотических (а, по сути, фашистских) организаций — С. Ампиловым и М. Баркашовым, и они выразили готовность «прийти на помощь крымчанам в случае их конфликта с Украиной».

Севастополь-Крым-Россия пикетировал штаб ВМС Украины

Не удивительно, что эти заявления вдохновляли на «подвиги» и местных последователей российских национал-империалистов, которые пытались разжечь такой конфликт. По науськиванию своих идейных учителей предводитель марионеточного «Фронта национального спасения» А. Круглов в ходе очередного митинга в Севастополе призвал своих сторонников «…не бояться крови и быть готовым пролить ее за российские интересы». И уже будто потеряв голову, он призывал «…пролить этой крови столько, сколько нужно для того, чтобы размыть крымский перешеек».

Так проходило завоевание духовного плацдарма, а в сознание людей вдалбливалось, что «…Севастополь никогда не был, не является и не будет украинским». По сути, подготавливалась база для более решительных и агрессивных действий. И они были не за горами, если бы не парламентский кризис в России...

 

* * *

 

Резкое осложнение ситуации в Российской Федерации в октябре 1993 года временно отвлекло Москву от крымской темы.

Тогда главная роль опоры крымских сепаратистов снова перешла к командованию Черноморского флота, которое не прекращало нагнетать антиукраинскую истерию на полуострове.

Так, в связи с событиями в Москве, командующий Черноморским флотом Э. Балтин потребовал от Круглова избрать иную тактику действий «Фронта национального спасения» по отторжению Крыма от Украины. В частности, А. Круглову предписывается объединить пророссийские силы полуострова для обеспечения победы единого кандидата на предстоящих выборах «президента» Крыма. А командование Черноморского флота обещает всестороннюю помощь и поддержку предвыборной кампании ФНС.

Ю. Мешков.
Ю. Мешков еще во времена Советского Союза принимал активное участие в создании Крымской автономии, войдя в состав организаторов провокационного референдума 20 января 1991 года о «Воссоздании Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза СССР и участника Союзного договора»
http://kro-krim.narod.ru/PUBLIK/RDK/meshkov.htm

После всестороннего обсуждения возможных кандидатур было решено остановиться на Ю. Мешкове — тогдашнем лидере «Республиканского движения Крыма». В ноябре 1993 года на базе РДК и «Народной партии Крыма» был создан предвыборный блок «Россия» во главе с Ю. Мешковым, который и начал его продвигать в «президенты».

Чем же Ю. Мешков приглянулся своим московским кураторам? Конечно же, своей готовностью исполнять все поручаемые ему задания, даже несмотря на их нередко противоправный характер.

Например, будучи депутатом областного (а потом и Верховного) Совета Крыма, Ю. Мешков еще во времена Советского Союза принимал активное участие в создании Крымской автономии, войдя в состав организаторов провокационного референдума 20 января 1991 года о «Воссоздании Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза СССР и участника Союзного договора». Само такое «действие», по определению самого Ю. Мешкова, предпринималось с исключительной целью — вывода Крыма из состава Украины. И хотя областной совет не поддался на провокацию, заявив об автономии полуострова именно в составе Украины, Ю. Мешков не успокоился и вместе со своими приспешниками создал «Республиканское движение Крыма» — первую на полуострове откровенно антиукраинскую организацию. Именно под руководством Ю. Мешкова РДК с самого начала заняло непримиримо шовинистические позиции, став инициатором тех печально известных акций, о которых уже упоминалось выше.

Кстати, российским спецслужбам Ю. Мешков был интересен из-за своего достаточно темного прошлого, когда он имел тесные связи с бывшим КГБ СССР. Не исключено, что первая встреча будущего «президента» Крыма с КГБ СССР произошла еще во время его учебы в симферопольской средней школе № 14, из которой его как-то пытались исключить за «политическую неблагонадежность»: юношей он увлекся сочинениями дессидентов-шестидесятников. О чем шла речь на встречах Ю. Мешкова с оперативниками из КГБ — не известно, однако их последствия не заставили себя ждать. Несмотря на его «политическую неблагонадежность», Ю. Мешкова принимают в МГУ на один из наиболее престижных факультетов — юридический.

После окончания учебы в университете Ю. Мешков опять появился в Крыму, получив должность старшего следователя крымской прокуратуры, что в те времена не могло произойти без достаточно мощной протекции. А уже через некоторое время, попавшись на злоупотреблениях своим служебным положением, он вынужден уйти с государственной службы.

Необходимо отдать должное покровителям Мешкова, которые не оставили своего протеже без средств пропитания. Несмотря на запятнанную репутацию, Ю. Мешков получил возможность выезда за границу теперь уже в роли моряка торгового флота, которым он и прослужил несколько лет.

А по забвению его «действий» в прокуратуре «отставной юрист» опять занялся юридической деятельностью, возглавив одну из адвокатских контор. При этом связь Ю. Мешкова с КГБ никогда не прерывалась, принимая иногда совершенно экзотические формы, например, спортивного звания «чемпиона войск КГБ по стрельбе из автоматического оружия». Таким образом Ю. Мешков был надежно «наживлен» и находился под полным контролем российских спецслужб.

Интерес к Ю. Мешкову проявила и еще одна очень влиятельная сила Крымского полуострова — пышно распустившая свои щупальца в регионе организованная преступность. Именно тут, в Крыму, более чем где-либо в бывшем СССР, возникли условия для преступного бизнеса. 12 миллионов человек, ежегодно приезжавшие сюда на отдых, создавали благоприятные условия не только для развития индустрии отдыха и лечения, но и для сопутствующих им проституции, сутенерства, рэкета, торговли наркотиками (чему, к слову, способствовала слабая местная власть).

Огромные средства, которые выкачивались из теневой экономики и преступного бизнеса «крестными отцами» нескольких крымских кланов, требовали своего вложения в недвижимость: санатории, пляжные участки, здания, предприятия. Мафии были известны законы рыночной экономики не хуже чем экономистам крымского рескома КПСС, и поэтому она хорошо понимала, что для того, чтобы «отмыть» добытые деньги, необходима власть, и желательно — власть исполнительная. Поэтому лидеры преступного мира отчаянно рвались к руководящим должностям, используя для этого пророссийские организации полуострова.

Учитывая сложность манипулирования сотней депутатов Верховного Совета Автономии, каждый из которых претендовал на собственное мнение, мафия сделала ставку именно на президентский пост, обеспечивающий единоличную власть. Конечно, такую роль мог выполнять только человек, посаженный на трон при помощи криминальных кланов. Вот здесь интересы мафии совпадали с интересами российских спецслужб, планировавших использовать «президента» полуострова в качестве разбивающего украинскую власть в Крыму «тарана».

После тайных консультаций местных авторитетов по поводу кандидатуры своего ставленника во властных структурах Крыма выбор был сделан в пользу Ю. Мешкова, уже имеющего собственные амбиции, но как человека — недалекого, что делало его совсем безопасным для мафии. Вскоре у Мешкова появился собственный «мерседес», на котором он и «въехал» в процесс крымской избирательной кампании президента полуострова.

В отличие от взявшей Ю. Мешкова под свое крыло местной мафии, партия крымских коммунистов все еще пыталась составить конкуренцию «Республиканскому движению Крыма» и самостоятельно овладеть неограниченной властью на полуострове. Тем более, что деньги у нее на это были.

Крымский реском Компартии всегда был в привилегированном положении в КПСС благодаря тесным связям с московской компартийной элитой, приезжавшей в Крым отдыхать на свои многочисленные дачи и санатории. Обслуживание партийных вельмож во время отпуска было одной из наиважнейших функций Крымского рескома. А те, естественно, во времена «перестройки», когда перекачивались фонды компартии в многочисленные фиктивные предприятия и акционерные общества, не забывали о своих крымских друзьях. На счетах многочисленных фирм, созданных крымским рескомом и райкомами, появились огромные средства. Один только лидер крымских коммунистов Л. Грач был основателем четырех коммерческих фирм, не говоря уже о фирмах мелких партийцев. На эти деньги крымская номенклатура надеялась скупить государственную собственность, выиграть выборы и окончательно лишить какого бы то ни было влияния местных демократов. Это позволило бы коммунистам взять в свои руки не только законодательную, но и исполнительную власть в лице «президента» автономии и создать свою, «коммунистически-мафиозную республику».

А возглавлял всю эту компанию Н. Багров — в прошлом первый секретарь рескома КПСС. К чести коммунистического лидера, он вел очень тонкую и дальновидную политику, пытаясь сохранить доверие Президента Украины Л. Кравчука, который, в свою очередь, хотел удержать Крым, идя на компромисс с Н. Багровым. С другой стороны, именно Багров инициировал эскалацию сепаратизма, пытаясь стать полновластным правителем Крыма.

Николай Багров, Председатель Верховного Совета Крыма (1991—1994 гг.) Леонид Грач, Первый секретарь Крымского рескома КПУ (1991-2011 гг.)
Николай Багров,
Председатель Верховного Совета Крыма в 1991–1994 гг.
Н. Багров вел очень тонкую и дальновидную политику, пытаясь сохранить доверие Президента Украины Л. Кравчука
http://www-ki-old.rada.crimea.ua/
Леонид Грач,
Первый секретарь Крымского рескома КПУ в 1991–2011 гг.
Партия крымских коммунистов пыталась составить конкуренцию «Республиканскому движению Крыма» и самостоятельно овладеть неограниченной властью на полуострове
http://www.news24ua.com/

Таким образом на выборах «президента» автономии столкнулись интересы двух мафий: партноменклатурной коммунистической с одной стороны и клановокриминальной — с другой.

Но даже неограниченные средства коммунистов не смогли одолеть те, сдобренные великодержавным российским шовинизмом демагогические обещания, которые раздавал избирателям Ю. Мешков вместе со своей командой из «Русского движения Крыма» и избирательного блока «Россия». Даже вопреки тому, что сам Ю. Мешков был сильно скомпрометирован долговременным и безуспешным пребыванием у власти.

И хотя никто не верил обещаниям Ю. Мешкова решить проблемы крымчан за счет введения на полуострове российского рубля, многие все же надеялись на лучшее: «…Да, я осознаю, что Мешков врет. Ну а вдруг?…» По сути, эти несбыточные надежды и определили его победу на выборах.

А вот центральная власть Украины почему-то никак не реагировала на противозаконные выборы «президента» Крыма, хотя была обязана запретить их, исходя из Конституции Украины, где такая должность не предусмотрена. Вместо официального Киева оценил ситуацию на полуострове «Украинский гражданский конгресс Крыма», квалифицировавший планы выборов «президента» автономии как противозаконные, а также потребовавший от Верховного Совета и Президента Украины их запретить. Но вот официальная власть молчала, очевидно, все-таки надеясь на победу Н. Багрова.

Однако, вмешательство руководства Украины в то, что происходило на Крымском полуострове, было необходимо. Тем более, что сама предвыборная кампания уже превратилась в откровенные разборки нескольких мафиозных кланов.

В частности, во время предвыборного периода погибли лидер «Национального движения крымских татар» Ю. Османов, председатель «Союза в поддержку Республики Крым» Я. Апер, старший офицер Черноморского флота В. Аваков, начальник пресс-центра ЧФ капитан 1-го ранга А. Лабезников, а также советник спикера крымского парламента по вопросам экономики Е. Маметов. Стреляли в председателя компартии Крыма Л. Грача, чуть не забили арматурными прутьями руководителя «Российской общины» А. Лося, пытались расправиться с депутатами В. Межаком, С. Шувайниковым и А. Кругловым. Самому Мешкову накануне выборов пробили голову, а позже на него было совершено еще два нападения.

 

* * *

 

Празднование Дня военно-морского флота России в Севастополе
Празднование Дня военно-морского флота России
в Севастополе.

Выполнение главных задач отводилось 810-й отдельной бригаде морской пехоты, как основной ударной силе, способной в сложной политической обстановке нейтрализовать дислоцированные в Крыму части ВС Украины
http://rus.azattyq.org/

Черноморский флот, активно помогавший сепаратистам, выполнял обещание своего командующего адмирала Э. Балтина. В этой связи выполнение главных задач отводилось 810-й отдельной бригаде морской пехоты, как основной ударной силе, способной в сложной политической обстановке нейтрализовать дислоцированные в Крыму части ВС Украины.

С целью подготовки к такому варианту развития событий, с конца 1993 года в подразделениях 810 обрмп была возобновлена активная боевая подготовка, включавшая практические стрельбы из всех видов оружия, марш-броски личного состава с полной боевой выкладкой, марши боевых машин и автотехники, тактические учения и командно-штабные тренировки.

С октября 1993 года по январь 1994 года в 810 обрмп прибыло 430 призывников-выходцев из различных районов Российской Федерации. За счет этого укомплектованность бригады была доведена до 95 % по штатам военного времени (в два раза больше, чем в 1991 году) исключительно гражданами России. Кроме того, боевые возможности 810 обрмп были существенно усилены за счет дополнительного развертывания в районе ее дислокации 11 танков Т-64 и 10 БМП-2 со штатными экипажами из состава 126-й дивизии береговой обороны ЧФ.

Большое внимание было уделено и морально-боевым качествам командного состава бригады. В частности, в конце 1993 и начале 1994 годов офицерский состав 810 обрмп был подвержен значительным кадровым изменениям. На командных должностях оказались опытные волевые офицеры, способные выполнить любой приказ. Некоторым из них были досрочно присвоены очередные воинские звания.

В январе 1994 года, в преддверии выборов «президента» автономии, части Черноморского флота приступили к непосредственной отработке планов силового отторжения Крыма от Украины. Для начала — города Севастополь, который Россия считала своей главной опорой на полуострове.

Боевая подготовка 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота РФ

В рамках этих действий накануне выборов, 21 января 1994 года, начальник оперативного отделения штаба береговых войск ЧФ полковник Болеванцев вместе с начальником штаба 810 обрмп провели рекогносцировку южной и северной сторон Севастопольской бухты якобы с целью подготовки к «отражению возможной агрессии Украины против главной военно-морской базы Черноморского флота в Севастополе».

В этот же период в повышенную боевую готовность были переведены и части 126-й дивизии береговой обороны ЧФ, которые должны были установить контроль над остальной территорией Крыма.

А уже 24 января морская пехота Черноморского флота начала занимать ключевые позиции в городе Севастополе. В частности, силами десантно-штурмового батальйона 810 обрмп был взят под контроль район дислокации штаба ЧФ — главного руководящего центра планируемых Россией силовых акций в Крыму.

Но кульминацией всех этих мероприятий стали учения общефлотского масштаба, начавшиеся 25 января. Они должны были стать главным фактором давления России на Украину, а именно: продемонстрировать всю мощь Черноморского флота, готового отстаивать российские интересы. В море вышли корабли, составляющие основную ударную силу флота: большой противолодочный корабль «Азов», большие десантные корабли «Ц. Кунников» и «К. Ольшанский», сторожевой корабль «Сдержанный», малый ракетный корабль «Мираж», ракетные катера № 109, 239, малый противолодочный корабль 043, тральщики «Зенитчик» и «Радист», корабль управления «Даурия», а также вспомогательные суда ЧФ.

В конце этих учений, 28 января 1994 года, два самолета Су-27 из состава 43-го отдельного морского штурмового авиаполка ВВС ЧФ при отработке мероприятий боевой подготовки в районе дислокации кораблей ВМС Украины допустили нарушение нижнего предела высоты, демонстративно имитируя захождение на боевой курс для применения бортового оружия.

 

* * *

 

 «Хотите газ – верните Крым России!»: в Севастополе "крымчане боролись за свое освобождение"http://censor.net.ua/
«Хотите газ – верните Крым России!».
30 января 1994 года выборы «президента» Крыма наконец состоялись и закончились полной победой Юрия Мешкова
http://censor.net.ua/

30 января 1994 года выборы «президента» Крыма наконец состоялись и закончились полной победой Юрия Мешкова.

Сразу же после завершения выборов он отбыл в Киев для встречи с руководством Украины. В целом, в ходе переговоров по экономическим вопросам было достигнуто определенное согласие. В частности, это касалось раздела бюджетов, формирования налоговой и кредитно-банковской систем Крыма, а также снижения налогов. В то же время, в ответ на попытки Ю. Мешкова изменить статус Крыма, установив конфедеративные или федеративные отношения с Украиной, ему была четко доведена позиция Киева о том, что Крым был и остается территорией Украины и может быть в крайнем случае автономией в ее составе. Разумеется, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и верховенства законодательства Украины на полуострове.

Конечно, такая позиция Киева не входила в планы Ю. Мешкова, который уже видел себя своеобразным «удельным князьком» на подвластной ему территории. Не совпадала она и с целями его московских хозяев, строящих планы использования «крымской независимости» в качестве первого шага к возвращению своего контроля над Украиной.

Поэтому, сразу же по возвращению из Киева, Ю. Мешков поспешил пожаловаться на Л. Кравчука командующему ЧФ Э. Балтину, не без основания надеясь на его помощь в случае возможного конфликта с Украиной.

Встреча прошла под знаком взаимного понимания и закончилась вполне удачно. Стороны приняли решение про базирование ЧФ как флота России в Крыму. В свою очередь, командование Черноморского флота обязывалось оказывать всяческую поддержку действиям Ю. Мешкова по отторжению полуострова от Украины, как политически, так и с применением вооруженной силы, если этого потребует обстановка.

8 февраля 1994 года, окрыленный результатами встречи с Э. Балтиным, Ю. Мешков отбыл в Москву, где он должен был получить инструктаж в отношении своих дальнейших действияй теперь уже на посту «президента» Крыма. При этом Ю. Мешков и не думал согласовывать свой визит с президентом Украины, называя поездку «рабочей», за которую он ни перед кем не обязан отчитываться.

Между тем, визит «президента» Крыма в российскую столицу носил крайне скрытый характер. По словам Ю. Мешкова, некоторые встречи в Москве носили «сугубо конфиденциальный характер» и он считал преждевременным оглашение их результатов. Хотя и без того было понятно, что речь шла о поддержке Москвой сепаратистских настроений на полуострове. В том числе и на самом высшем уровне, что с гордостью подтвердил сам Ю. Мешков, который был даже несколько ошарашен очень теплым приемом в Москве. Суммируя итоги переговоров, Ю. Мешков подвел их одной фразой: «Россия с нами».

Охватившую Ю. Мешкова эйфорию легко было понять. Обещания, которые раздавались Москвой избранному «президенту» в надежде обеспечить свои интересы в Крыму, действительно превышали не только все возможные чаяния, но и выходили за рамки здравого смысла. В частности, по данным, предоставленным Ю. Мешковым для прессы, наряду с прямой экономической помощью, в Крыму предполагалось открыть торгово-экономические представительства Российской Федерации и ее субъектов — Краснодара, Ставрополя и Ростова-на-Дону. В свою очередь, в России планировалось учредить соответствующие крымские представительства.

Кроме того, для обеспечения российской экспансии в Крыму, была разработана программа постепенного введения российского рубля в качестве параллельной валюты на полуострове. В рамках этой программы московские экономисты намеревались вытеснить украинские купоны из обращения в Крыму, за счет чего привязать полуостров к России и в финансово-экономическом отношении. Рубль планировалось запустить в обращение в самые короткие сроки как полноценное платежное средство. Предполагалось, что регулировать этот процесс будет республиканский Центральный банк Крыма.

Разрабатывалась также программа взаимодействия Крыма с Россией в плане возрождения рекреационного хозяйства, укрепления деловых структур, развития культуры и медицины. Бывшее 4-е медицинское управление открывало в Крыму свой филиал.

В Министерстве топлива и энергетики РФ решался вопрос о дополнительных поставках газа и нефти в Крым, что должно было резко ослабить его зависимость от Украины. Наряду с этим Россия обещала выделить необходимые сельскохозяйственные продукты и зерно для весеннего сева, а также была готова строить в Крыму комплексы для переработки плодоовощной продукции.

Россияне обещали Ю. Мешкову даже строительство моста через Керченский пролив, прокладку трубопроводов и линий электропередач, которые должны были соединить Крым и Россию в обход Украины, а также обновление морских и океанских портов.

В условиях экономического кризиса в России все эти планы были явно несбыточны, однако такое положение дел совершенно не волновало Ю. Мешкова. По словам «президента» Крыма, не было ни единой отрасли экономики, по которой отсутствовала бы договоренность о сотрудничестве с российской стороной.

В то же время уже тогда возник вопрос: а чем же будет расплачиваться Крым за эти благодеяния?

Ответ Ю. Мешкова не был очень сложным и не отличался особенной оригинальностью. По его мнению, Крым пользовался в России режимом наибольшего благоприятствования. А российские специалисты, знающие уникальность его невостребованного потенциала, совершенно не боялись иждивенческих тенденций и ожидали прибыль от вложенных инвестиций. «Президент» был готов расплачиваться с Россией, выполняя ее заказы на оборонных предприятиях, поставляя фрукты, овощи и обслуживая здравницы.

Хотя уже тогда большинство из этих «средств расчетов с Россией» утратили значительную часть своей практической ценности. Деятельность предыдущего крымского руководства, которое в основном занималось политическим противостоянием Киеву, привела к полнейшему провалу экономики полуострова. Большинство предприятий остановились, а та продукция, которую все еще выпускали некоторые заводы и разоренное сельское хозяйство, не выдерживала никакой конкуренции с заграничными изделиями и продуктами, заполонившими рынок Российской Федерации. Кроме того, провоцирование Россией политической нестабильности в Крыму уже в который раз срывало курортный сезон, не давая возможности стабилизировать местную экономику.

Трудно предположить, что всего этого не знал Ю. Мешков. Следовательно, его заявления о расчетах с Россией экономическими средствами были откровенной дезинформацией, направленной на успокоение общественного мнения. Главное, на что рассчитывала Москва за помощь «президенту», был окончательный отрыв Крыма от Украины.

Учитывая эти обстоятельства, Кремль позаботился и о создании определенного окружения «президента», которое должно было предотвратить возможные «разборки» с Ю. Мешковым местных мафиозных структур после ожидаемого провала его экономической политики.

Всего из 20 человек ближайшего окружения Мешкова практически все были «специалистами» из того же ведомства (КГБ)
http://newsland.com/

Так, руководителем администрации «президента» Крыма был назначен бывший начальник особого отдела КГБ СССР по 32 армейскому корпусу (дислоцировался в Крыму) В. Гришанков; заместителем главы администрации — подполковник военной контрразведки В. Кожевников; начальником канцелярии аппарата «президента» — бывший начальник особого отдела КГБ СССР в одной из дивизий Западной группы войск Е. Михайлов; а советником Ю. Мешкова — бывший начальник особого отдела КГБ СССР по Киевскому военному округу О. Бойченко. Всего из 20 человек ближайшего окружения Мешкова практически все были «специалистами» из того же ведомства.

Не менее тенденциозно был подобран и состав нового правительства автономии, который, вместо отправленного в отставку Самсонова, возглавил директор «Центра информационных и социальных технологий при правительстве РФ» Е. Сабуров, до этого возглавлявший министерство экономики России. Сам Ю. Мешков объяснял этот выбор не профессиональными качествами Е. Сабурова (об уровне которых можно было судить, исходя из показателей российской экономики), а совсем другими причинами. По утверждению «президента» Крыма, за Сабуровым стояла вся Россия, а его назначение премьером одобрено всеми официальными лицами России.

Опираясь на такое окружение, а также на поддержку из Москвы, Ю. Мешков перешел к практическим действиям по отрыву Крыма от Украины и в политической области. 11 февраля 1994 года он издает указ «Об опросе граждан Крыма по поводу их отношения к Украине». По сути, этот опрос должен был стать завуалированной формой отмененного референдума по независимости Крыма.

Продолжение следует