26 ноября 2015

Будет ли поставлять Украина электроэнергию оккупантам Крыма?

Богдан Соколовский

 

Дискутируя по поводу крымско-татарской электроэнергетической блокады Крыма в Верховной Раде Украины, 13 ноября 2015 года министр энергетики и угольной промышленности Украины В. Демчишин, между прочим, сообщил, что Украина не будет прекращать поставок электроэнергии в оккупированный Крым. Потому что таким образом она, мол, надеется расположить к себе тех жителей Крыма, которые верят в Украину как в свое государство. Вот их нельзя лишать украинской электроэнергии. Министр одновременно и прав, и неправ.

Прав в том, что действительно нельзя лишать электроэнергии тех граждан Украины, которые живут в Крыму и верят в наше государство. В частности, имеются ввиду те граждане, которые связывают свое будущее с Украиной, но не поддерживают нынешнюю энергетическую блокаду Крыма.

Неправ хотя бы в том, что такой подход разрушает идею энергетической блокады и превращает ее в бессодержательную и даже абсурдную неполитичную акцию, не согласованную должным образом и не поддержанную руководством государства. Скорее всего, нынешняя блокада сводится к предотвращению контрабанды через Крым в Россию. Но для этого существуют другие государственные органы, работа которых оплачивается украинским обществом. Кроме того, поставляя электроэнергию в Крым, в частности, промышленным потребителям, платящим налоги в российский бюджет, то есть оплачивающим российскую агрессию против Украины, фактически таким образом мы сами поддерживаем российского агрессора.

В этом контексте подавляющее большинство проблемных вопросов сегодня актуально.

Первое. В целом разные политические мероприятия, в частности, акции наподобие блокады, возвращение Крыма и тому подобное — не входят в обязанности Министерства энергетики Украины. Его дело — обеспечивать, в частности, электроэнергией всех требующих ее украинских потребителей, не принимая во внимание их политических, этнических, религиозных и тому подобное убеждений. Решать политические вопросы и наводить порядок в торговле обязанность других структур. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что министр энергетики Украины 13 ноября в Верховной Раде Украины выражал не свою, а чью-то мысль.

С другой стороны, все это лишний раз доказывает, что Украина не готова к отключению электроэнергии на части своей территории. По-видимому, главной причиной этого является отсутствие информации о потребителях электроэнергии и их потребностях, что является важной составляющей национальной безопасности. Кроме того, это также свидетельствует и об абсолютной неготовности Крыма обходиться без украинской электроэнергии.

Очевидно, что с международно-правовой точки зрения Украина уже давно (с момента оккупации Крыма Россией) должна была бы прекратить снабжать электроэнергией полуостров. Но с моральной точки зрения следовало бы поставлять минимально необходимые для выживания крымского населения объемы электроэнергии — для роддомов, больниц (реанимаций), домов ветеранов и тому подобное. Об этом следовало бы предоставлять исчерпывающую информацию как населению материковой части и Крыма в Украине, так и за рубежом. Именно таким образом завоевывались бы понимание поступков Украины как внутри ее самой, так и в целом мире. Таким образом, Украину никто и никогда не обвинил бы в отсутствии человеческой этики и морали. Уже потом пусть российский оккупант (агрессор) «перераспределяет электричество» и сам уже оправдывается в глазах крымчан и всего мира. Его никто бы не понял. То есть, если марионеточная крымская власть и ее российские хозяева «перераспределят электричество», то это уже будет на их совести и чести, если они у них имеются.

 А так Украина до недавнего времени (до 21 ноября с. г.) постоянно и покорно осуществляла поставки всего объема электроэнергии в Крым, включительно предприятиям, объектам инфраструктуры и даже военным частям государства-оккупанта.

С другой стороны, сегодня в Украине нет информации о конкретном минимальном количестве электроэнергии необходимом для выживания крымчан. Следует напомнить, что такую инвентаризацию планировали осуществить, в первую очередь, украинские патриоты-государственники еще на первых порах независимости Украины. В 1992 году такую инициативу выдвинул тогдашний народный депутат Украины И. Юхновский. Потом еще были такие же предложения. Последний раз (по информации автора этих строк) о всеобъемлющей инвентаризации наших потребностей и возможностей, в том числе в отрасли электроэнергетики, шла речь в 2007-2009 годах. Но, к сожалению, о проведении и итогах такой инвентаризации украинской общественности ничего не известно.

Если же такие данные имеются, то не проблема в течение месяца технически реализовать поставки в Крым лишь того объема электроэнергии, который необходим вышеупомянутым потребителям, не подлежащим отключению. То есть, поставлять в Крым лишь то количество электроэнергии, которое минимально необходимо для поддержания жизнедеятельности. Все это нужно было детально разъяснить с помощью СМИ населению полуострова, материковой части Украины, Европы и всему миру.

В то же время упорное блокирование инвентаризации наших потребностей и возможностей по обеспечению электроэнергией лишний раз свидетельствует о наличии в Украине, в частности, в энергетической отрасли мощной антиукраинской «пятой колонны».

Второе. Можно по-разному расценивать и характеризовать диверсии, произошедшие ночью с 21-го на 22-е ноября 2015 года на линиях электропередачи (ЛЭП) с материковой части Украины в Крым. Но все это будет не более, чем догадки. Окончательные выводы может сделать лишь следствие, пользующееся доверием народа.

Фактически, по-моему, авария на ЛЭП (то ли в результате взрыва, или по какой-то другой причине) продемонстрировала готовность украинской энергосистемы к аварийному отключению мощного потребителя, которым является Крым. На первый взгляд, вроде бы никаких негативных последствий ни для энергосистемы, ни для людей нет. Все это может только дополнительно свидетельствовать о высоком профессионализме украинских энергетиков и о высокой технической надежности нашей энергосистемы.

А практически, как выясняется, за все время оккупации Крыма (и даже с начала блокады!), у нас вообще не разрабатывались конкретные письменные инструкции для персонала генерирующих, распределительных и других причастных энергокомпаний в отношении того, как поступать и что делать при возникновении нештатных ситуаций и тому подобное. То есть, о реальной готовности нет даже разговора.

В этой ситуации остается риторическим вопрос о том, что же случилось бы, если бы российские оккупанты-диверсанты самостоятельно совершили такую диверсию на оккупированной территории (например, в Крыму или на Донбассе), теперь неподконтрольной Украине? Расшатывание украинской энергетической системы, так сказать, извне? А может нынешний подрыв ЛЭП на территории Херсонской области — это дело рук российских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), которые такими диверсиями на украинской территории проверяют нас на прочность?

Ну и для чего это (подрыв ЛЭП на территории Украины) может делаться — также не составляет большую тайну: создать предпосылки аварии (или, не приведи Господи, аварии!!!) на двух АЭС и этим же запугать Европу, а, следовательно, фактически напрочь отвернуть ее от Украины! Зачем Европе еще и такая атомная зараза, которая опять двинется с Украины и опять на Европу?

То есть, можно также уверенно констатировать, что Украина оказалась вовсе не готовой к подрыву ЛЭП на «входе» в Крым, хотя его оккупация Россией продолжается уже почти два года.

Третье. Ажиотаж в СМИ 22 ноября с. г., наподобие «...это очень опасно для аварийного снижения нагрузки на АЭС», «...без электричества остались столько-то населенных пунктов в Херсонской и Николаевской областях», «...Россия прекратила поставлять антрацит семи украинским ТЭС» и тому подобное, в очередной раз свидетельствует о наличии в энергетической отрасли антиукраинской «пятой колонны», о чем и должны позаботиться украинские правоохранительные органы.

Четвертое. Всех небезразличных украинцев удивляет то, что инициатива по блокированию и фактическому отключению электроэнергии оккупированному Крыму принадлежит сугубо общественности, а не украинской государственной власти. Особого внимания заслуживает вопрос, как это воспринимают за рубежом. Ведь международные агентства активно транслируют, что только сугубо по инициативе общественности Украины поставки электроэнергии в оккупированный Крым были прекращены. При этом иностранное телевидение «с легкой руки России», как правило, показывает «абсолютно обесточенный Крым» и ни разу — обесточенные населенные пункты Херсонской и Николаевской областей, а также комментирует, что «...украинское государство не в состоянии или не желает контролировать ситуацию и, в соответствии со своими обязанностями, не стремится контролировать ситуацию с электроснабжением/непоставками оккупанта/агрессора)». В то же время, с украинской стороны нет никаких опровержений или объяснений: почему именно общественность своими инициативами (волонтерское движение, блокирование оккупированного Крыма и так далее) опережает в этом вопросе государство.

И кто же после этого будет верить нам и нас будет уважать?