9 сентября 2012

Иногда разведчиков награждают под другими фамилиями

7 сентября будет отмечаться 16-я годовщина украинской военной разведки. В канун праздника начальник ГУР Минобороны Виктор Гвоздь дал ”Сегодня” эксклюзивное интервью.

Уважаемый Виктор Иванович! Поздравляем с приближающимся праздником, а также присвоением звания генерал-майора накануне Дня Независимости Украины. Это, кстати, накладывает какой-то отпечаток на вашу службу?

За поздравления спасибо. А насчет отпечатка... Сказал бы так: звание - это, с одной стороны, проявление доверия высшего руководства страны, а с другой - большая ответственность и стимул к дальнейшему самосовершенствованию.

Вы стали пятым шефом украинской военной разведки после Александра Скипальского, Игоря Смешко, Виктора Палия, Александра Галаки. Вступив в должность, заявили о готовности превратить ГУР в эффективную, действенную, патриотичную, высокотехнологичную структуру. Что из намеченного уже удалось?

На каждом этапе развития военной разведки ее возглавлял руководитель, который был необходим именно тогда. И я пришел не на пустое место. Благодаря предшественникам ГУР сегодня - самодостаточная, слаженная, хорошо функционирующая и потому авторитетная структура. Моя задача - вывести ее на качественно новый уровень, позволяющий покрывать весь спектр существующих в мире угроз.

Что подразумевается конкретно?

Дальнейшее развитие всей системы ГУР направлено на повышение эффективности разведывательной и информационно-аналитической деятельности. Здесь я бы отметил несколько аспектов. Скажем, развитие технических средств разведки, в частности, ее космической составляющей. За последние полгода мы в этом направлении работали в интересах как Минобороны, Генштаба, так и МИДа, МЧС, других ведомств.

Например?

Снимки из космоса помогали в отслеживании ситуации с терпевшими бедствие в Черном море судами и ликвидации последствий этих происшествий. В недавних событиях, связанных с освобождением из сомалийского плена украинских моряков судна «Леман Тимбер», о которых писала ваша газета, космическая разведка тоже сработала достойно.

Какой была разрешающая способность снимков?

До 70 сантиметров. Люди, их перемещение, мелкие суда, курсировавшие между «Леман Тимбер» и берегом - все считывается очень четко. Наши представители, кстати, входили в состав межведомственной группы, созданной для разрешения кризиса, и внесли свой вклад в его урегулирование, закончившееся, как известно, благополучным, бескровным освобождением заложников...

Что еще удалось новому начальнику ГУР?

Предприняты шаги по оптимизации оргштатной структуры, привлечению молодых, перспективных специалистов с тем, чтобы эффективно работала и давала максимальную отдачу вся система военной разведки, от тактического звена до стратегического. Не стану углубляться в тонкости, но делается немало.

«Сегодня» писала о 7 возможных сценариях военных действий вокруг Украины. Как бы вы их оценили?

При желании, к ним можно добавить еще столько же. Угроз и вызовов вокруг нашей страны, к сожалению, более чем достаточно - военных, военно-политических, террористических, экологических, техногенных... Важно их предвидеть, трезво оценивать и работать на упреждение. Это то, что объединяет разведчиков и журналистов...

А что мешает военной разведке?

Основным сдерживающим фактором является недостаточный уровень финансирования. Разведка - это ведь современные технологии, высокоточная техника. Еще одна причина, не позволяющая в краткие сроки достичь эффективности - низкая зарплата. Она даже не всегда вовремя выплачивалась. Ситуацию удалось подправить, иначе стали бы уходить уникальные специалисты, знающие по несколько иностранных языков, прекрасно владеющие информтехнологиями, классные аналитики. Любого из них на «гражданке» заберут с дорогой душой, обеспечив социальным пакетом, который и не снился военным - квартирами, санаторно-курортным лечением. Руководство Минобороны это поняло, поддержав ГУР. И о третьем факторе хотел бы сказать, который мешает - нас пытаются вовлечь в политику, какие-то интриги. Ну, не нравится кое-кому, что мы спокойно делаем свое дело, не реагируем на чьи-то выпады, обвинения...

Имеете в виду намеки на причастность ГУР к обвинениям Секретариата президента в адрес премьер-министра? Якобы толчком для публичных заявлений о государственной измене и политкоррупции Юлии Тимошенко послужила ваша аналитическая записка в СП. Это так?

Мне понятен интерес к военной разведке как к закрытой структуре и всему, чем она занимается. Но ввязываться в дискуссию и делать кому-то рекламу не буду. Ограничусь кратким: как бы кому-то ни хотелось раздуть политический скандал с участием военной разведки, - мы такой возможности не дадим. Собака лает - караван идет. ГУР остается вне политики. Точка.

Тогда коснемся другого. Как часто вы общаетесь с Верховным Главнокомандующим, каким является президент? Кто еще является потребителем информации ГУР?

Наши информационно-аналитические материалы, освещающие вопросы развития военно-политической ситуации в мире и вокруг Украины, ежедневно ложатся на стол президента (кстати, именно главой державы было принято решение, чтобы ГУР возглавил военный). Информация, требующая оперативного реагирования высшего руководства страны, доводится до его сведения незамедлительно, что не исключает и форму устного доклада. В рамках их компетенции информируются Минобороны, ГШ ВСУ, СНБО, СП, Кабмин, а также министерства, ведомства - по линии взаимодействия, порядок которого определен нормативно-законодательными актами.

До перехода в ГУР вы работали Секретариате президента - чувствуете ли «опеку» со стороны СП и его главы Виктора Балоги? Какие у вас отношения, кроме деловых?

Я работал в СП, и не только при Викторе Ивановиче. Это значительно расширило мой кругозор, обогатило опытом. Отношения нормальные, деловые, что способствует эффективному выполнению задач, которые ставит перед моим ведомством президент и Верховный Главнокомандующий. Об «опеке», как вы выразились, подразумевая, очевидно, стремление подмять военную разведку под себя, речи нет.

Августовские события на Кавказе - стали ли они неожиданностью для нашей военной разведки? Какого рода аналитическая и оперативная информация поступала высшему руководству Украины накануне грузино-осетинского конфликта?

Мы постоянно отслеживаем ситуацию в регионах пребывания украинского миротворческого персонала и информируем о ее развитии высшее руководство страны. В Грузии находятся пять офицеров ВСУ, выполняющих свои обязанности в рамках миссии ООН. Так что, анализируя обстановку в этом проблемном регионе, мы прогнозировали ее обострение. Информация поступала в режиме он-лайн. Думаю, она была весьма важной для позиции нашего президента.

Был ли, исходя из этих прогнозов, ГУР готов к жесткой позиции России в этом конфликте?

В оценках и прогнозах развития ситуации в Кавказском регионе стараемся учитывать весь спектр влияющих на этот процесс обстоятельств и факторов, естественно, включая и российский.

Кто, по данным нашей военной разведки, первым начал боевые действия в Цхинвали?

По нашим данным, стрельба в том регионе в последнее время вообще не прекращалась. Известно, что грузинская сторона, в ответ на провокации и с целью их прекращения, начала боевые действия. А кто кого спровоцировал первым, как правило, тяжело определить, да и потом это в истории забывается. Могу привести множество примеров «замороженных» или действующих сегодня, а также недавно завершившихся конфликтов в Вуковаре, Сербской Краине, Мостаре, Горажде, Бендерах, Тирасполе, Нагорном Карабахе, Дарфуре, других местах. Все начинается с первого выстрела или из охотничьего ружья, или из артустановки. Но вопрос в другом. Если мировое сообщество не одумается и не найдет единую формулу современной системы безопасности, большинство вышеперечисленных конфликтов может привести к еще более трагическим последствиям.

Является ли предметом внимания ГУР Черноморский флот России?

На территории нашего государства мы разведку не ведем.

Но корабли ЧФ время от времени покидают Севастополь и делали это недавно, выдвигаясь к берегам Грузии!

В Украине достаточно силовых и иных структур, отслеживающих ситуацию вокруг Черноморского флота. Но это тема отдельного разговора.

Не кажется ли Вам, прошедшему службу на Балканах, что после Абхазии и Южной Осетии, с помощью россиян добившихся независимости, «косовский синдром» проявится в Приднестровье, а в перспективе, возможно, и Крыму?

Не думаю, что повторение южноосетинского или абхазского сценария возможно в регионах, о которых вы говорите. Будучи стороной переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта, Украина констатирует готовность к исключительно мирному решению спорных вопросов. Что же касается Крыма, то на полуострове полностью отсутствуют признаки конфликтного региона с военной точки зрения. А периодически возникающие споры вокруг территориальной принадлежности автономии подогреваются нечистоплотными политиками и опрометчивыми выступлениями прессы...

Орденами-медалями сотрудников ГУР награждают по случаю каких-то знаменательных дат или же за конкретные боевые заслуги?

Военные разведчики получают отличия за конкретные дела, выполнение специальных задач. Некоторые награждаются закрытыми Указами президента, другим вручают ордена под чужими фамилиями...

Что за несправедливость?

Время не пришло. За что они награждены, люди узнают через много лет. Если узнают...

ОТ КУРСАНТА ДО ШЕФА ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ. Виктор Иванович Гвоздь родился 24.05.1959 в Тернопольской области. Окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище, юрфак Львовского, магистратуру Киевского университета экономики и права. Кадровый разведчик. Служит с 1981 года на различных командных и штабных должностях. Участвовал в миротворческих операциях ООН на территории бывшей Югославии. Был атташе по обороне при посольстве Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине, замом начальника военно-дипломатического управления Минобороны, представителем МО Украины в постпредстве при ООН в Нью-Йорке. Служил в СБУ, СВР, работал в Секретариате президента. С января 2008 — глава ГУР. Женат. Имеет двоих детей. Владеет 5 языками. Увлекается теннисом, фотографией.

Газета «Сегодня», 5 сентября 2008 года