12 февраля 2016

Геополитические основы немецкой политики на украинском направлении: вчера и сегодня

Юрий Радковец

 

С началом необъявленной вооруженной агрессии России против Украины в феврале 2014 года, одним из основных и последовательных союзников нашей страны стала Федеративная Республика Германия. Так, руководство ФРГ жестко осудило действия режима В.Путина против Украины, категорически и однозначно отказалось признавать российскую аннексию украинского Крыма, а также заняло активную позицию в рамках работы «нормандской группы» по урегулированию конфликта на Донбассе.

В плане практической реализации такой политики, ФРГ вместе с США стали инициаторами введения и последовательного наращивания политико-экономических санкций против Российской Федерации как по «крымскому вопросу», так и по поводу вторжения России в восточные области Украины. Одновременно Берлином была начата масштабная кампания всесторонней помощи Украине, включая политическую, экономическую и финансовую поддержку нашей страны, а также предоставление ей отдельных видов военного имущества и снаряжения.

Фактически, именно действия ФРГ стали ключевым фактором, позволившим не допустить дальнейшего расширения масштабов военной агрессии России против Украины, а также объединить усилия Европейского Союза по противодействию экспансии Кремля в европейском направлении.

Все это было обусловлено небезосновательной обеспокоенностью Берлина фактическим разрушением всей системы коллективной безопасности в Европе, да и в мире, в результате беспрецедентной агрессии России против Украины. Практически против Украины была начата и в настоящий момент ведется Россией полноценная война — «гибридная» по форме и «ассимметричная» по содержанию. Последнее обстоятельство воспринимается в ФРГ как прямая угроза объединенной Европе (ЕС) в целом и Германии в частности в контексте попыток Москвы пересмотреть политическое устройство и сложившиеся границы на Европейском континенте. В данной связи, теперь без преувеличения можно говорить, что основные надежды Берлина на сохранение мира в Европе и были возложены на Украину, как исторического партнера Германии.

 

Да, Германия и немецкий мир всегда играли особую роль в истории Украины. В частности, в раннем средневековье именно нормандские/скандинавские (а по сути – немецкие) князья способствовали возникновению Киевской Руси как единого централизованного государства. При этом Киевская Русь занимала одно из ведущих мест в тогдашнем цивилизованном мире, а также реально спасла Европу от нашествия монголо-татарской Золотой орды, породившей нынешнюю Россию.

В дальнейшем, уже в новой и новейшей истории, Украина стала для Германии своеобразным противовесом России в Восточной Европе и, кроме того, сдерживающем фактором экспансии Москвы на Западном (Европейском) направлении. Данный вопрос имел тогда и продолжает иметь сейчас исключительную актуальность для Берлина в условиях перманентного противостояния Германии с Россией на всех этапах исторического развития двух стран, а также их взаимоотношений.

Немаловажным фактором стали и экономические интересы Германии в Украине, в основном в сельском хозяйстве и животноводстве в южноукраинских областях, а также в тяжелой промышленности – на востоке украинских территорий. Так, в 18-19 веках немецкие колонисты активно обустраивались в украинском Причерноморье, а немецкие капиталы массово инвестировались в развитие угледобычи и металлургии на Донбассе, в Запорожье и Екатеринославе (Днепропетровске).

В рамках реализации указанных выше целей, которые в полной мере соответствовали интересам возрождения Украины как независимого и суверенного государства, Германия собственными силами и через своих союзников (прежде всего Австро-Венгрию) проводила последовательный курс на поддержку и реализацию украинской национальной идеи.

 

 

По сути, именно в юго-восточной части тогдашней Австро-Венгрии, так называемой Галиции, и было сохранено основное культурно-историческое наследие Украины. Помимо того, Германия и Австро-Венгрия оказывали поддержку национально-освободительным движениям в Украине, в частности «Союзу освобождения Украины». Отдельную поддержку находили и украинские церковные конфессии западной ориентации – прежде всего Украинская греко-католическая и Украинская автокефальная церкви. 

Особенно важное значение для германских интересов приобрела Украина накануне и в ходе Первой мировой войны, которая стала следствием общеевропейского и мирового кризисов, имеющих глобальные последствия для Германии и ее союзников – Австро-Венгрии, Болгарии и Турции.

Учитывая особенности обстановки того времени, уже в ноябре 1914 года Германия и Австро-Венгрия заняли четкий курс на создание независимой Украины, как одной из основных политических целей в войне против Российской империи.

Реализация указанных планов осуществлялась Генеральным штабом германской армии как через национальные силы Украины, так и через антимонархические движения в России – в первую очередь коммунистов (большевиков), ситуационно солидарных со всеми противниками царского режима в стране. При этом руководство Германии опиралось на собственные политические силы, выступавшие за независимость всех «нероссийских сил» Российской империи.

Поддержка большевиков со стороны Германии на фоне резкого обострения общеполитических и экономических проблем в России, способствовали падению царского режима и последующей большевистской революции в Российской империи в октябре (ноябре) 1917 года. Следствием этого стал распад царской России с возникновением ряда независимых государств на ее территории. Основным из них стала Украинская Народная Республика (УНР) – новое независимое государство во главе с Центральной Радой (главным законодательным органом) Украины и ее председателем М. Грушевским – фактически первым Президентом Украины.

Вместе с тем, несмотря на декларацию демократического курса и права наций на самоопределение, новый большевистский режим России, сразу же после захвата власти в стране перешел на позиции российского империализма и шовинизма. Так, уже в январе 1918 года большевистское правительство России во главе с В. Лениным объявило войну УНР в интересах восстановления российского контроля над Украиной.

Несмотря на идеологические разногласия, неоимперские цели большевиков были поддержаны российскими шовинистами и монархистами, часть из которых перешла на сторону партии большевиков В. Ленина. Это позволило большевикам сформировать армию вторжения в Украину во главе с бывшим капитаном царской армии М. Муравьевым

 

 Справка:  А. Керенским произведен в подполковники; в 1907 году примкнул к левоэсеровской террористической группе Б. Савинкова; в 1917 году перешел на сторону большевиков и был назначен ими главнокомандующим Петроградским военным округом; в дальнейшем – командующий группой войск на Киевском направлении и командующий Восточным фронтом /в начале 1918 г./; 11 июля 1918 г. расстрелян большевиками по личному распоряжению В. Ленина и Л. Троцкого как изменник и враг народа.

 

и при партийном (большевистском) контроле со стороны бывшего царского подпоручика В. Антонова-Овсеенко

 

 Справка: в 1910 году примкнул к меньшевикам; в 1917 году перешел на сторону большевиков; принимал активное участие в установлении советской власти практически на всей территории Украины, в формировании вооружённых сил УССР, военных действиях против армии Директории, ликвидации Григорьевского мятежа /Херсонская губерния, май 1919 г./; участвовал в подавлении Тамбовского восстания /1920 г./; в дальнейшем на дипломатической роботе в Чехословакии, Литве, Польше и Испании; 10 февраля 1938 г. расстрелян как шпион и враг народа).

 

К несчастью для Украины, в данной ситуации недальновидная политика руководства Украинской Народной Республики, по сути, распустившей Украинскую армию в расчете на дружбу с Россией, лишила УНР реальных возможностей противодействия военной агрессии со стороны большевистского правительства в Москве. При этом, помимо прямого военного вторжения в Украину, Россия активно применяла и так называемые методы «гибридных войн» как в рамках организации массовой поддержки пророссийских сил и их подрывной работы на украинской территории, так и в плане расшатывания устоев молодой украинской власти.

В связи с отсутствием в УНР достаточных сил для противодействия большевикам, а фактически – частям регулярной российской армии, используемым в своих целях новой властью России, им удалось оккупировать большую часть Украины уже к февралю 1918 года.

Однако на этот раз Германия не дала Москве реализовать ее планы. Под угрозой немецкого вторжения, что грозило большевистскому режиму неминуемым крахом, в начале февраля 1918 года В. Ленин был вынужден пойти на так называемый Брест-Литовский договор с Германией и ее союзниками. Документ, подписанный при участии представителей Центральной Рады Украины, предусматривал признание УНР Германией, Австро-Венгрией, Турцией, Болгарией и Россией, вывод российских войск с украинской территории, а также оказание военной помощи Украине со стороны Берлина и Вены.

В соответствии с упомянутым договором, на украинской территории был размещен немецко-австрийский военный контингент численностью около 450 тыс. человек. Это позволило освободить Украину от российско-большевистских войск, стабилизировать обстановку в стране, а также обеспечить охрану ее границ.

В дальнейшем, германская администрация способствовала укреплению государственности Украины путем трансформации достаточно аморфной УНР без сильных лидеров и конкретных национальных целей – в так называемый Гетьманат во главе с П. Скоропадским. Несмотря на присутствующие проблемы, именно эта власть стала первой, по настоящему независимой властью Украины со всеми законодательными и исполнительными органами и функциями.

На беду для Украины, в это время революционные процессы охватили также и саму Германию, что обусловило ее поражение в Первой мировой войне и капитуляцию перед странами Антанты. 4 ноября 1918 года немецкие моряки захватили город Киль и военные корабли, стоящие в порту. На следующий день восставшие рабочие, матросы и примкнувшие к ним солдаты тыловых гарнизонов захватили Любек, Гамбург, Бремен, а также другие города Германии. Началась революция и 9 ноября 1918 года монархия в стране была свержена.

В этой ситуации новое руководство Германии само начало переговоры о перемирии с западными противниками. Договор был заключен 11 ноября 1918 года и предусматривал полное разоружение Германии, а также вывод немецких войск из всех внешних территорий, включая и Украину. При этом, в силу собственных интересов, Франция и другие западные страны отказались поддержать независимость Украины и фактически выступили на стороне Москвы.

В условиях постреволюционной нестабильности в Украине все это привело к возникновению хаоса на украинской территории и как следствие – падению Гетьманата, вместо которого к власти пришла так называемая Директория во главе с малокомпетентными людьми, анархистами и авантюристами. Всем этим немедленно воспользовалась Россия, которая начала новую интервенцию в Украину уже в январе 1919 года.

В феврале 1919 года Киев был второй раз захвачен большевиками, что окончательно погрузило Украину в пучину масштабной гражданской войны. В результате – Украина утратила свою государственность, оказавшись на долгие 70 лет под контролем России в составе СССР.

При этом, вследствие вооруженного противостояния на территории Украины, а в дальнейшем репрессий со стороны большевиков, а также насильственной коллективизации и Голодомора (1932-1933 гг.), организованного Москвой, погибло более десяти (по другим источникам – больше двенадцати-пятнадцати!) миллионов украинцев.

Единственным государством, осудившим Голодомор, была, как ни странно, национал-социалистическая Германия, о нем в своих речах не раз говорили ее лидеры, что вызывало решительные протесты официальной Москвы. Так, в 1935 году на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии министр образования и пропаганды Й. Геббельс произнес знаменитую речь «Коммунизм без маски». Прочитав ее (она имеется в Интернете), каждый воочию может убедиться, что уже тогда Германия признавала страшное преступление большевистского режима по отношению к украинскому народу.

 

 

23 августа 1939 г.в Москве был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией («Пакт Молотова—Риббентропа»). К догово­ру прилагался секретный протокол о разграни­чении советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. Согласно протоколу в сферу влияния СССР переходили: западноукраинские земли из состава Польши и земли, населенные украинцами в Южной Бессарабии. Переход в сферу интересов СССР Северной Буковины оп­ределялся тайным протоколом к новому советско-германскому«Догово­ру о дружбе и государственной границе» от 28 сентября 1939 года.

Воспользовавшись нападением Германии на Польшу, части Красной армии 17 сентября 1939 года перешли советско-польскую границу. Практи­чески не встречая сопротивления, советские войска захватили земли, населенные украинцами, но остановились на этнической границе расселения поляков. Официально советское руководство объяснило этот шаг необходимостью предупредить фашистскую оккупацию западноукраинских и западнобелорусских земель. Тем не менее, такие действия означали фактическое вступление Советского Союза в мировую войну.

Для конституционного оформления присоединения к СССР западноукраинских земель были проведены выборы в Народное собрание Запад­ной Украины. 27 октября 1939 г. Народное собрание приняло решение о присоединении к СССР и о включении Западной Украины в состав УССР.В ноябре 1939 г. это решение подтвердил Верховный Совет СССР.

Таким образом, большинство западноукраинских земель (кроме Закарпатья и Холмщины, Подляшья, Посянья, Лемковщины), а также Северная Буковина и Южная Бессарабия были присоединены к Советской Украине. На вновь приобретенных землях сталинское руководство проводит радикальные политические, социально-экономические, культурные пре­образования, направленные на установление советского строя.

Присоединение территорий было непосредственным последствием подписания пакта Молотова-Риббентропа с секретным протоколом к нему, начала Второй мировой войны и германо-советской оккупации Польши. Аннексия привела к кардинальному увеличению территории и населения Украинской ССР, в том числе и за счёт тех территорий (Галичина), которые никогда ранее не входили ни в состав Советского Союза, ни в состав Российской империи. Казалось бы, Украина полностью потеряла шанс стать независимым государством.

Очередной шанс получить независимость появился у Украины в период Второй мировой войны опять же при помощи Германии. Так, еще в марте 1941 года одной из политических целей войны Германии против СССР, как превентивного акта предупреждения сталинского вторжения в Европу, было определено создание независимого Украинского государства. В частности, это было предусмотрено немецким планом «Барбаросса», который предполагал «...расчленение СССР на независимые государства с собственными правительствами, с которыми можно было достичь мира».

Вопреки настроениям значительного числа жителей западных районов Советского Союза (в том числе Прибалтики, Украины, Молдавии, а также Белоруссии и самой России), которые воспринимали немецкие войска как освободителей от большевиков, Гитлер отказался предоставить политическую независимость этим народам СССР. Более того, все попытки создания национальных органов власти на оккупированных территориях – жестко пресекались, а против активистов независимых от гитлеровского режима национальных движений – были начаты масштабные репрессии.

Так, сразу же после провозглашения Украинского государства 30 июня 1941 года во Львове, гестапо арестовало практически всех инициаторов этого акта, в том числе лидера Организации украинских националистов (ОУН) С. Бандеру и его соратников. В последующем оккупационные власти Германии оказывали решительное противодействие и другим попыткам создания независимых украинских организаций. При этом их члены арестовывались и ликвидировались наряду с просоветскими активистами, партизанами и подпольщиками.

В августе 1941 года, полностью игнорируя чаяния украинского народа, Гитлер приказал разделить Украину на отдельные административные образования – Рейхскомиссариаты, что, по сути, поставило точку на идее ее национального возрождения под немецким протекторатом. Практически, применение украинского потенциала в борьбе против России ограничивалось Берлином всего лишь использованием отдельных военных, военизированных и полицейских подразделений из числа идейных противников советской власти, а также нескольких, полностью подконтрольных Германии, политических организаций и средств массовой информации.

В совокупности с переходом гитлеровского режима к репрессиям и против мирных жителей, в ответ на активизацию Москвой партизанского движения на территории Украины, все это привело к возникновению совершенно иной ситуации – неприятия немцев большей частью украинского населения. Против немецких войск с оружием в руках выступили как националистические, так и просоветские-пророссийские силы Украины.

После поражения немецкой армии под Сталинградом зимой 1943 года, что, по сути, означало перелом во Второй мировой войне, Германия попыталась несколько изменить свои позиции. Однако было уже поздно. Исход войны был предрешен, а Россия, в свою очередь, получила статус великой мировой державы, став впоследствии «империей зла» и угрозой всему западному цивилизованному миру.

Вместе с тем, так или иначе, но Вторая мировая война, а также влияние Германии на Украину, стали мощнейшим стимулом формирования национально-освободительного движения в Украине. В своей активной, в том числе вооруженной фазе, это движение просуществовало до начала
1990-х годов, создав основу для нынешней суверенной Украины.

Обретение Украиной независимости в 1991 году (после распада СССР) возобновило предпосылки для развития немецко-украинских отношений. Этот вопрос вышел на новый уровень актуальности для Берлина после прихода к власти в России В. Путина, который перешел от политики взаимовыгодного сотрудничества с Западом на путь конфронтации с Европейским Союзом и НАТО/ США.

Следуя таким курсом, 20 февраля 2014 года Россия начала военную агрессию против Украины, что привело к разрушению существующей системы коллективной безопасности в Европе и мире, сложившейся после Второй мировой войны. Прежде всего, это касается нарушения базового для всех принципа Хельсинского договора о нерушимости границ суверенных государств, а также принципов ООН о неприменении силы при разрешении конфликтов между странами-членами организации.

Все это было воспринято ЕС и НАТО/США как реальная угроза со стороны Российской Федерации, что объективно потребовало от них адекватных действий. В первую очередь, данная ситуация коснулась Германии, которая опять оказалась на переднем крае противостояния России с Западом. Именно это обстоятельство и вернуло Германию на путь активной поддержки национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, как весомого фактора сдерживания режима В. Путина.

К сожалению этот фактор опять не находит полной и безоговорочной поддержки со стороны всего европейского сообщества, включая ряд политических сил и даже отдельных политиков ФРГ.

Так, основным союзником В. Путина в Германии является энергетическое лобби во главе с бывшим федеральным канцлером Г.Шредером. Кроме того, политику России в отношении Украины поддерживают ряд немецких левых партий. На снятии санкций с России настаивают и отдельные политико-бизнесовые круги ЕС (в том числе представители большого бизнеса Германии), заинтересованные в возобновлении с ней нормальных торгово-экономических отношений.

Аналогичным образом – в поддержку России и против Украины –  выступают пророссийские и антиукраинские ультралевые, националистические и евроскептические (изоляционистские) партии как в Германии, так и в других странах Европейского Союза. Среди них особенное место занимают «Национальный фронт» и «Левый Фронт» во Франции, «Сиризи» в Греции, «Вперед, Италия» в Италии, «Йоббик» в Венгрии, а также «Новые правые» и так называемые «кресовые» (местные /районные/ националистические) организации в Польше.

 

Вместе с тем, ФРГ и ее федеральный канцлер А. Меркель остаются самими последовательными в противостоянии с российским экспансионизмом и иррационализмом.

Так, 14 декабря 2015 года канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила за сохранение санкций в отношении России. Свое заявление она сделала во время партийного съезда Христианско-демократического союза в Карлсруэ. По ее словам, для ЕС это было правильным решением – в ходе международных переговоров требовать соблюдения мирного порядка в Европе и наложить санкции на Россию, которые могут быть отменены только после полного выполнения ею минских договоренностей.

А. Меркель отметила, что это было общим решением стран Евросоюза. «Я думаю, это было правильной реакцией, как бы нам не хотелось иметь хорошие отношения с Россией. Наши принципы должны быть соблюдены». Кроме того, А. Меркель подчеркнула, что право на самоопределение народов должно существовать не только на бумаге.

 

Таким образом, Украина издавна рассматривалась Германией, как один из основных партнеров на Востоке Европы и она всегда выступала за украинскую государственность и суверенитет. Существующие же современные противоречия в странах Европейского Союза, в т.ч. и в ФРГ, активно поддерживаются и используются Москвой в своих собственных целях – развалить ЕС, прорвать изоляцию России со стороны западных стран и международных организаций, а также убедить часть из них выйти из режима санкций против Российской Федерации.    

Вместе с тем, четкая и последовательная политика Германии, проводимая федеральным канцлером ФРГ А. Меркель, позволяет сохранять единство Европейского Союза в вопросе его отношения к режиму В. Путина. Это формирует мощнейший фактор сдерживания экспансии Москвы на объединенную Европу, а также создает предпосылки для урегулирования ситуации вокруг Украины и восстановления ее территориальной целостности как одной из составляющих укрепления безопасности и возобновления стабильности в Европе.