23 марта 2017

Усиление протестного потенциала в российском обществе как начало конца режима В. Путина

Иван Сичень, военный и политический эксперт

Западные экономические санкции в последнее время ощутимо сказываются на развитии внутренней ситуации в России. Прежде всего, усиливается напряженность в российском обществе, постепенно смещаясь из социально-экономической в политическую плоскость.

В рамках такого процесса, наряду с повышением активности либерально-демократической оппозиции режиму В. Путина, в частности, партий ПАРНАС, «Иная Россия», «Открытая Россия», «Прогресс» и др., формируются массовые, более действенные протестные движения работников различных отраслей экономики РФ. Большинство из этих движений были созданы на экономической основе, однако сегодня выдвигаются еще и политические требования — смена местной власти и отставка правительства. Это такие движения и организации, как Объединение перевозчиков России, Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов, ассоциация «Дальнобойщик», «Вежливые фермеры», Объединение работников угольной отрасли южных регионов России.

Против режима В. Путина подает свой голос и часть национально-патриотических организаций России, хорошо осознающих опасность политики Кремля для Российской Федерации.

Активизируются и другие политические оппозиционные силы, в т. ч. так называемой «Новой оппозиции», которые выступают за восстановление гражданских свобод в России, объединяя при этом активистов различной направленности — от либералов до националистов. При этом лидеры «Новой оппозиции» признают невозможность смены власти в России с помощью выборов и пытаются создать условия для «демократической революции» в

Со второй половины 2016 года наиболее резонансными действиями таких политических сил стали: пикеты и акции протеста шахтеров в ряде городов Ростовской области РФ (в связи с невыплатой заработной платы вследствие банкротства угольной кампании «Кингкоул»); попытки организации марша на Москву и блокирования дорог объединениями дальнобойщиков России (в знак протеста против повышения налогов за пользование автодорогами); выступления фермеров Ставропольского и Краснодарского краев (в ответ на притеснение их прав); голодовка рабочих металлургической отрасли Уральского региона (из-за постоянных задержек заработной платы).

В то же время известны и чисто политические акции против режима В. Путина. Так, 5 ноября 2016 года (сразу же после провластного «Дня народного единства России») в Москве состоялся альтернативный «Русский марш» под лозунгами «Россия без Путина», «Путин — предатель Родины и враг российского народа», «Хватит войн Русского мира», «Россия должна заняться своими делами и прекратить конфликты с Западом, США и братской Украиной» и др.

Следующая массовая акция в центре Москвы с участием до 15 тыс. человек состоялась 27 февраля с. г. Ее посвятили памяти оппозиционного политика Б. Немцова (убитого 2 года назад). Участники акции осудили политику Кремля, в т. ч. за притеснения демократии в России, войну против Украины и конфронтацию с Западом.

 

Сейчас лидеры протестного движения готовят более масштабные акции. Имеется в виду переход от митингов к блокированию автомобильных дорог и протестам, как это наблюдалось в 1990-х годах. Это вызвано усилением социальной напряженности в России из-за резкого сокращения правительством социальных расходов (на 40–50 %), увеличения налогов, роста тарифов на коммунальные услуги и других «поборов» с населения и предпринимателей для наполнения государственного бюджета РФ.

Так, по решению Объединения перевозчиков России, Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов и ассоциации «Дальнобойщик», на 27 марта с. г. запланирована общероссийская акция протеста, где будут озвучены требования об уменьшении сборов за пользование автомобильными дорогами (отмена сборов по системе «Платон»), о пересмотре цен на горючее, о структурировании системы труда водителей (в т. ч. отмене чрезмерных штрафов). При этом, в отличие от предыдущих акций, будут озвучены недоверие президенту РФ как «гаранту конституции РФ», а также политические требования — отставка правительства России.

В акции примут участие около 7 тыс. дальнобойщиков (из 45 регионов страны), которые обещают выстроить грузовые автомобили вдоль дорог крупных российских городов. Так начнется бессрочная забастовка с целью максимально усложнить товарооборот, как средство давления на правительство России. Позже, с 15 апреля с. г. акцию водителей-профессионалов поддержат митинги протеста в различных городах Российской Федерации.

В этот же период, с 28 марта с. г. движение «Вежливые фермеры» начнет «Тракторный марш фермеров на Москву», который стартует в Ставрополе, а его конечным пунктом определена столичная Красная площадь. Активисты будут прибывать в Москву и на общественном транспорте.

Для согласования своих действий водители-профессионалы (дальнобойщики) и фермеры создали специальный координационный комитет, в который вошли лидеры этих протестных движений. К участию в совместных акциях приглашаются также представители шахтеров Ростовской области.

В рамках подготовки к президентским выборам в России в 2018 году активизирует свою деятельность и либерально-демократическая оппозиция. Так, активную предвыборную кампанию ведет лидер «Партии прогресса» и основатель «Фонда борьбы с коррупцией» А. Навальный, прибегая при этом к методам политической борьбы девяностых годов прошлого века. Например, в сети Интернет появился видеоматериал с компроматом на главу правительства России Д. Медведева о его противозаконном обогащении (количество просмотров — более шести миллионов). По сути, такие методы оппозиция впервые использует со времен утверждения власти В. Путина в начале 2000-х годов. При этом, по некоторым источникам, материалы (в т. ч. детальные снимки имения Д. Медведева с беспилотного летательного аппарата) были переданы А. Навальному спецслужбами РФ, что свидетельствует об обострении отношений в высшем государственном руководстве России. Вместе с тем, по данным социологических исследований, А. Навальный и его партия, как и другая либерально-демократическая оппозиция, пока не пользуются массовой поддержкой населения страны.

 

Рост недовольства российского общества политикой властей по-своему использует так называемая системная (подчиненная режиму Путина) оппозиция, стремящаяся поднять свои рейтинги перед президентскими выборами. В частности, известны попытки КПРФ возглавить протестное движение работников экономической сферы России (прежде всего вышеупомянутых дальнобойщиков, фермеров и шахтеров). Однако их лидеры не идут на тесные контакты с коммунистами. Поэтому основные усилия КПРФ сосредотачивает на традиционном для себя электорате — на гражданах пожилого возраста и сторонниках коммунистической идеологии, которые принимают участие в отдельных немногочисленных митингах в различных городах России (от нескольких десятков — до нескольких сотен человек). Эти акции могут активизироваться, стать более массовыми уже в октябре–ноябре текущего года, накануне 100-й годовщины коммунистического переворота в России 1917 года. Но они не окажут существенного влияния на ситуацию в стране.

В сложившихся обстоятельствах сегодня наиболее действенной оппозиционной силой в России могут быть именно протестные движения, как рабочих, так и представителей среднего класса РФ. По оценкам неправительственного Комитета гражданских инициатив А. Кудрина, организованный характер этих движений и координация акций свидетельствуют, что существует единый центр, который последовательно работает над формированием объединенного фронта противников режима Путина. Такой центр может находиться как в России, так и за ее пределами. Он имеет соответствующее финансирование и располагает необходимыми инструментами влияния на ситуацию в РФ. При этом его организаторами и финансовыми спонсорами могут быть как определенные российские олигархические круги, недовольные Кремлем (в частности, группа А. Чубайса), так и страны, которые прибегают к политике сдерживания Кремля.

Не меньшей проблемой для режима В. Путина является усиление напряженности в отношениях между федеральным центром и регионами России из-за нехватки средств в государственном бюджете РФ для финансирования региональных потребностей страны. Более того, правительство Российской Федерации систематически увеличивает финансовые изъятия из регионов (в виде различных налогов), а также перераспределяет их доходы в интересах депрессивных субъектов федерации.

Так, на сегодняшний день консолидированный долг регионов РФ уже составляет 2,2 трлн руб., из-за чего местные органы власти сокращают социальные расходы. Несмотря на это, в течение последующих трех лет правительство России планирует почти в 7 раз снизить объемы бюджетных кредитов для субъектов федерации. По оценкам экспертов Международного рейтингового агентства S&P Global Rating, это поставит на грань банкротства около 20 регионов России.

В такой ситуации руководство региональных органов власти требует от правительства РФ увеличить объемы финансирования их субъектов и не перераспределять доходы. С таким требованием открыто выступил глава Республики Татарстан Р. Минниханов (кстати, один из ставленников В. Путина), выразив свое недовольство изъятием части доходов республики в пользу Крыма. Позицию Р. Минниханова поддержал и ряд других руководителей регионов-доноров (в частности, во время так называемого «Гайдаровского форума» в январе этого года).

Об остроте этих проблем свидетельствует дальнейшее банкротство региональных банков (из-за вынужденного использования их средств органами местной власти), что также увеличивает протесты в России. Пример — «крах» Татфондбанк в начале марта с. г., что вывело на улицы Казани местных жителей с требованием вернуть вклады и отправить в отставку руководство Татарстана.

Кроме того, из-за ухудшения социально-экономической ситуации в России (особенно на региональном уровне), а также ее вмешательства в вооруженный конфликт в Сирии, исламский экстремизм распространяется на Северном Кавказе и в других мусульманских районах РФ, повышая таким образом уровень угроз терроризма на всей территории страны. По данным ФСБ РФ, в 2016 году оно предотвратило 42 террористических акта на исламистской почве, в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Конечно, в ближайшей перспективе упомянутые тенденции не смогут привести к широкомасштабным социальным беспорядкам в России или смене власти в стране по сценариям «арабской весны» или украинского «Майдана». Но могут запустить цепную реакцию дестабилизации обстановки в Российской Федерации. Первыми проявлениями этого и станут упомянутые акции протеста в РФ. По оценкам экспертов неправительственного Центра политического и экономического анализа России, в дальнейшем этот процесс будет более организованным и выйдет на пик интенсивности во время проведения президентских выборов в России в 2018 году. Он может послужить основой для масштабных антиправительственных выступлений граждан, которые будут обвинять руководство РФ в фальсификации президентских выборов. Характерно, что именно к середине 2018 года будут исчерпаны и все резервные фонды Российской Федерации, что поставит ее перед угрозой полномасштабного экономического кризиса.

Руководство РФ осознает реальную опасность такой угрозы и пытается предпринять необходимые меры. Так, в 2016 году создается новая силовая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии (т. н. Росгвардия), которая лично контролируется В. Путиным. Структура будет упреждать возможные социальные беспорядки в стране. В то же время правоохранительным органам России предоставляется право применять силу против участников акций протеста, вплоть до применения огнестрельного оружия. Законодательно повышена ответственность за организацию несанкционированных митингов и демонстраций, за участие в их проведении.

13 марта с. г., в рамках реагирования руководства РФ на планы проведения акций протеста дальнобойщиков и фермеров, началась проверка боевой готовности соединений и частей «Росгвардии» в Южном и Центральном федеральных округах России (впервые с момента ее создания). Отрабатываются методы борьбы с «террористическими и экстремистскими группировками», а также усиления охраны важных государственных объектов и объектов энергетической, промышленной и транспортной инфраструктуры.

В этот же день началась проверка боевой готовности войск Южного военного округа вооруженных сил России (в Ставропольском и Краснодарском краях, Чечне, Дагестане и Карачаево-Черкесии). Цель военного командования России — оказать помощь «Росгвардии» в ее противодействии акциям протеста, а также изолировать районы возможных столкновений между властью и оппозицией. Для руководства РФ это важно, так как эти районы расположены возле зоны конфликта на востоке Украины (фактически в тыловой зоне российско-террористических войск и на путях их коммуникаций), а также нестабильного региона Северного Кавказа.

На этом фоне усиливается давление и на лидеров протестного движения, путем привлечения их к уголовной ответственности под надуманными предлогами. В частности, 20 февраля с. г. правоохранительные органы РФ возбудили уголовное дело против лидера движения «Вежливые фермеры» А. Волченко за «дачу взятки». Кроме того, проведен обыск в московском офисе партии «Иная Россия», а также задержаны несколько ее активистов. По свидетельству представителей фермерского движения, власть применяет к ним и другие формы давления, в т. ч. анонимные угрозы убийства, уничтожения имущества и т. п. Против активистов организуются провокации и на бытовом уровне.

Вместе с тем правительство РФ «задабривает» протестующих разного рода обещаниями удовлетворить их социальные требования. Например, обещает обязательно выплатить долги по зарплате шахтерам Ростовской области к середине лета текущего года. При этом необходимые финансовые ресурсы (250 млн руб.), из-за отсутствия средств в государственной казне РФ, планируется получить при помощи реализации имущества обанкротившейся кампании «Кингкоул» (то есть, их же предприятия).

Известны также попытки перехватить инициативу у протестующих, расколоть их и установить над ними правительственный контроль. В частности, 21 февраля с. г. под патронажем правительства РФ в Москве состоялся Всероссийский съезд фермеров, где власть пообещала «оказать полное содействие в решении проблем работников сельского хозяйства».

Особое внимание В. Путин уделяет усилению контроля над регионами страны и укреплению руководства силовых структур. В феврале текущего года произошла смена губернаторов наиболее проблемных субъектов РФ, в т. ч. Карелии, Пермского края и Бурятии, Рязанской и Новгородской областей. В феврале–марте этого года должностей лишились 26 генералов различных силовых ведомств Российской Федерации.

 

Однако российские эксперты полагают, что к протестам в России причастны принципиальные противники режима Путина, имеющие целевую установку подорвать его власть. А поскольку у этого режима нет необходимых ресурсов для решения вышеупомянутых социально-экономических проблем, то он не в силах остановить протестующих мирным путем. То есть, В. Путин будет применять силу для удержания своих позиций в стране.

В свою очередь, это послужит катализатором усиления недовольства населения России действиями власти, увеличится активность протестующих по примеру того, как это наблюдалось во время «арабской весны» в странах Ближнего Востока и Северной Африки в начале 2010-х годов и украинского «Майдана» в 2013–2014 годах.

А примененная Кремлем против оппозиции сила даст США и ЕС основания для критики режима В. Путина и, соответственно, для продления их санкций против России, что только усложнит ее экономические проблемы.

Фактически режим Путина сознательно погружается в кризисные процессы экономического, социального и политического характера, которые нельзя предотвратить без смены курса России. А главной целью санкций США и ЕС против Российской Федерации и был запуск именно таких процессов.

 

www.reliablecounter.com