24 января 2014

Военно-морские силы Иракской республики. Часть 3

Андрей Поспелов, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории ОНУ имени И. И. Мечникова

Часть 1.  Военно-морские силы Иракской республики. На пути к самостоятельности

Часть 2. Материально-техническая составляющая и её развитие

 

Часть 3. Особенности боевой подготовки ВМС Ирака

Современные военно-морские силы Иракской Республики созданы на основополагающих принципах, принятых, прежде всего в США (в меньшей степени — в Великобритании). Это проявляется даже в униформе и сценарии официальных церемоний. Вместе с тем, ещё с начала 1980-х гг. значительная часть офицерского состава ВМС Ирака обучалась в Италии, в основном в военно-морской академии города Ливорно (Accademia Navale di Livorno). Как следствие, именно это и сказалось на мировоззрении иракского военно-морского офицерского корпуса, которое, в отличие от армейских командиров, базируется на осознании своей знаковой роли как в вооружённых силах страны, так и в иракском обществе в целом. При этом добровольный принцип комплектования ВМС Ирака рядовым и младшим командным составом, высокое материальное стимулирование их службы также даёт о себе знать — иракские моряки по-настоящему любят и ценят свою работу.

Военно-морская академия (L'Accademia Navale di Livorno)
http://italia-ru.com/

Кстати, нужно отметить, что главным в создании боеспособных ВМС Ирака всё же явилось стремление американского командования сформировать пусть и ограниченную по численности, но относительно боеспособную боевую структуру, чётко и качественно выполняющую возложенные на неё функции, при этом усматривающую в роли потенциального противника ВМС ИРИ. В этих условиях крайне важно было обеспечить регулярное патрулирования наиболее уязвимого элемента иракской морской инфраструктуры — нефтеэкспортного комплекса в районе полуострова Фао. При наличии небольшого по численности корабельно-катерного состава выполнить эту задачу можно было, лишь радикально интенсифицируя его боевое использование. Фактически необходимо было, чтобы патрульные катера ВМС Ирака находились постоянно в море — 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. При этом с самого начала американским штабистам было понятно, что ограниченность материальных ресурсов не позволит ВМС Ирака в обозримой перспективе полностью контролировать вверенную им зону патрулирования. Именно поэтому их боевая подготовка с самого начала планировалась не столько индивидуально, сколько в составе совместных с ВМС США, Великобритании и особенно Кувейта, а также других стран боевых соединениях. Однако для этого так или иначе часть и без того немногочисленного корабельно-катерного состава ВМС Ирака нужно будет отвлекать от выполнения боевых (патрульных) задач на выполнение учебных. Иракские же моряки и их командиры отлично осознавали при этом, что в море они могут рассчитывать лишь на самих себя. Молодые военно-воздушные силы страны, практически не имеют боевых самолётов, а их вертолётный парк, лишь с 2013 года пополняющийся закупленными в России боевыми вертолётами (36 Ми-28НЭ и 6 Ми-35М), работает, и ещё долго будет работать только «по суше».

Уже первое многонациональное учение с участием возрождённых ВМС Ирака, проведённое в марте 2005 г., показало эффективность концептуальных основ принятой для ВМС Ирака системы комплектования, организации и боевой подготовки. И хотя в этом учении иракские моряки выступили, в основном, в роли наблюдателей, но необходимые выводы их командирами и кураторами со стороны ВМС США были сделаны. (Всего в учении приняло участие 19 боевых и вспомогательных единиц ВМС США, Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Омана и Пакистана, с общей численностью личного состава до 3,000 человек).

Офицеры британских ВМС, курировавшие в тот момент подготовку к учениям иракских моряков, отмечали, что, не смотря на выделяемые правительством страны и союзниками огромные средства на финансирование флота, уровень коррупции в ВМС Ирака крайне невысок (если сравнивать его с коррупцией в Вооружённых силах Ирака). И используемая в ВМС система комплектования и профессиональной подготовки себя оправдала.

Применяемая же система организации ВМС Ирака универсальна в плане расширения численности, как личного состава, так и корабельно-катерного наполнения флота. Это все вместе взятое позволяло расширять зону ответственности ВМС Ирака, поскольку потребность в сильных Военно-Морских Силах для защиты портов и нефтяных платформ «достаточно самоочевидна» (лейтенант Королевского флота Эндрю Ливси). В дальнейшем речь уже велась о повышении уровня реагирования на возникающие угрозы и быстроту соответствующих миссий.

Как сказал в апреле 2005 года заместитель командующего ВМС Ирака бригадир (командор) Мухаммад Джавад, упор в совершенствовании боевой учёбы ВМС Ирака был сделан на качественном повышении индивидуальной подготовки «каждого человека в моём флоте», на «поддержание высоких темпов операций» и действия в ночное время. При этом, главным стимулом для иракских военнослужащих ВМС была именно перспектива «хорошего будущего», как следствие отличного прохождения обучения и чёткого выполнения своих профессиональных обязанностей. И хотя М. Джавад называл ВМС «сестрой армии и полиции в деле обеспечения безопасности страны», реально подразумевалось, что иракские военно-морские силы в перспективе будут действовать только самостоятельно. Интересно, что именно тогда иракские офицеры высказались о своём стремлении быть оперативно независимыми из-за постоянно расширяющейся зоны ответственности ВМС страны. И это были не просто слова.

Уже в сентябре 2011 года ответственный от США за подготовку ВМС Ирака контр-адмирал Н. Кельвин Диксон отмечал: «Сегодня они (иракцы) патрулируют и защищают нефтяные терминалы очень хорошо, лучше, чем мы ожидали, и лучше, чем некоторые из их соседей по региону... Уже сейчас они патрулируют 80% своей зоны ответственности, но в ближайшее время возьмут и остальные 20». Фактически, в начале 2013 г. так и произошло.

Американский адмирал поведал и о других оригинальных сторонах действий иракских моряков. Так, по его словам, иракские экипажи находятся в море до 4-х суток (в 2013 г. этот показатель доведён до 7 у катеров и 14 у патрульных кораблей), тогда как все их соседи лишь по несколько часов. При этом он отметил, что уровень нападения на нефтяные платформы весьма низок и для противников ВМС Ирака «куда легче атаковать наземный нефтяной объект, чем морскую нефтяную платформу». Адмирал также описал элемент рутинной боевой работы иракских моряков: «Иранцы действуют на своих катерах в районе иракских нефтяных платформ, стремясь выявить иракский механизм реагирования. Иракцы же постоянно сопровождают эти катера и выдворяют их из охраняемой зоны. В этом отношении иракцы проделали феноменальную работу».

Конечно, подобные действия, вне сомнения, делают честь иракским морякам. Но справедливости ради следует отметить, что подобные операции проходили на пределе возможностей, при минимуме техники, состоящей на вооружении ВМС Ирака. Так, основные и наиболее современные патрульные катера ВМС Ирака фирмы Swiftships способны развивать максимальную скорость в 34 узла, действуя автономно до 5 суток. Малые скоростные катера (фактически — моторные лодки) типа Defender, хотя и способны развивать скорость в 46 узлов, но автономностью практически не обладают (до суток в море). При этом общая численность всех патрульных единиц ВМС Ирака на оперативном использовании не превышает пятидесяти, и действуют они исключительно с Умм Касра. В свою очередь, ВМС ИРИ обладает только 30 большими ракетными катерами, имеющими скорость хода от 34 до 45 узлов, и минимум 30 малыми и сверхмалыми подводными лодками. Однако основу ВМС ИРИ составляют прежде всего малые скоростные ракетные (как с ПКР так и с РСЗО) и торпедные катера различных проектов. Их скорость не менее 50 узлов, а численность таких единиц по разным оценкам от 200 до 600.При этом действуют они из многочисленных пунктов базирования, часть из которых вплотную примыкает к иракской границе. Как следствие, у иракских нефтяных терминалов эти катера могут оказаться за несколько минут.

В этих условиях достигнутый к весне 2013 г. уровень подготовки ВМС Ирака, предусматривающий действия моряков на пределе, а то и выше автономности своих кораблей и катеров, непрерывное боевое дежурство, как в море, так и в базе вне зависимости от времени суток и погодных условий, систему сменных экипажей (фактически как на ПЛАРБ великих держав), при наличии постоянного резерва корабельно-катерного состава, выделяемого для совместных с союзниками учений или отдельных операций, уже не мог противостоять постоянно растущей мощи ВМС ИРИ. Но вместе с тем, подобный уровень ВМС Ирака достигли всего лишь в течение 8-9 лет, чем при всей своей мощи и многочисленности ВМС Ирана похвастаться не могли. Кроме того, следует учитывать и чисто психологический фактор. Ведь как это ни парадоксально, но национальный характер, как арабов, так и персов, никогда ранее в истории подобного не демонстрировал. Для ВМС ИРИ, которые уже четверть века затачиваются для действий во всей акватории Персидского залива и Аравийского моря, против наиболее серьёзного в нынешней ситуации противника — фактически ВМС США, — опыт боевой подготовки иракских моряков, по сути, до недавнего времени вышколенных американцами, более чем важен.

Что же касается командования ВМС Ирака, то наиболее актуальной на сегодняшний день их задачей является усиление материальной составляющей. Причём в условиях, когда ВМС страны фактически вышли на практически самостоятельный уровень оперативно-боевой, учебной и потенциально-перспективной деятельности.

 

Перспективы развития

Вполне очевидно, что созданные с помощью США новые военно-морские силы Ирака хотя и являются наименьшим по численности компонентом возрождённых вооружённых сил страны, тем не менее, по имеющемуся у них вооружению (корабельно-катерный состав) могут считаться одними из самых современных в зоне Персидского залива. Вместе с тем, полной самостоятельностью ВМС Ирака до сих пор не отличаются. И дело даже не в том, что оперативно они подчинены Объединённому Центральному командованию вооружённых сил США. Главная причина заключается как раз в том, что оснащённые в основном патрульными катерами, кораблями и лодками, они более-менее успешно могут выполнять возложенные на них задачи исключительно в мирное время. В период же военных действий корабли и катера ВМС Ирака, полностью лишённые ударного вооружения и не имеющие специальных средств противовоздушной и противолодочной обороны, с большой вероятностью будут быстро уничтожены либо в море, либо, учитывая крайнюю уязвимость своих баз и пунктов базирования — непосредственно в их акватории. Причём, как ВМС ИРИ, так и ВМС Кувейта для иракского военного флота одинаково опасны. Более того, с середины 2013 г. у ВМС Ирака появляются и новые противники. Это резко усиливающая свой военный потенциал Саудовская Аравия, огласившая планы создания федеративного государства путём объединения монархических государств Персидского залива, и Катар, руководство которого, почувствовав свою политическую мощь после вмешательства в гражданскую войну в Сирии, приступило и к активизации своей военно-морской политики в указанной акватории.

Понятно, что из-за своего физико-географического и политического положения Иракской Республике намного труднее защитить собственные ВМБ, чем создать обладающий ударным компонентом военный флот. Отсюда вполне понятны выводы, к которым пришло в 2013 г. командование ВМС Ирака, — активизация сотрудничества с ВМС ИРИ. Еще точнее — с морской компонентой Корпуса Стражей Исламской Революции. Однако, это лишь полумера, причём, довольно зыбкая. Ибо в условиях резкого обострения американо-иранских отношений в регионе Иракская Республика и её военно-морские силы станут заложниками крайне опасной военно-политической ситуации. Не смотря на постоянные совместные учения с ВМС Кувейта (под эгидой США), надежды на малочисленный, но обладающий ракетными катерами военный флот Кувейта у иракских лидеров мало.

В этих условиях военно-политическое руководство Ирака зондирует почву на предмет строительства не позже 2015 г. серии новейших ракетных катеров, приобретения береговых ракетных комплексов мобильного типа, морской авиации и резкого расширения боевых возможностей морской пехоты страны. Сегодня предварительное согласие на строительство для ВМС Ирака дивизиона ракетных катеров (5 единиц) уже выразили соответствующие структуры Италии, Германии, Франции и КНР. В перспективе (до 2020 года) не исключается возможность закупки правительством Ирака для ВМС страны и ракетных кораблей (корветов) с большим ударным потенциалом и радиусом действия (2-4 единицы). Причём, во всех случаях выбор типа противокорабельной ракеты сделан — это отлично зарекомендовавшая себя в «саддамовских» ВМС Ирака французская Exocet. Правда, теперь её новейшая модификация ММ-40 blok 3. Одновременно вопрос о приобретении для ВВС Ирака тактических истребителей (реактивных учебно-боевых самолётов) в последнее время постоянно увязывался с оснащением их противокорабельными ракетами с дальностью полёта не менее 100 км. Иное дело, что с 2009 и вплоть до конца 2013 г. прогресса в этом направлении не было заметно (рассматривались варианты американского F-16IQ и чешского L-159).

Иным типом боевых кораблей, приобретение которого для ВМС Ирака активно стало рассматриваться, начиная с 2011 г., являются корабли минно-тральных сил. Где и в каком количестве намечалось строить тральщики — не сообщалось. Однако, в условиях заключения с ВМС ИРИ соглашений о сотрудничестве, данная идея пока что откладывается. Для морской авиации, которую в Иракской Республике всё же намерены создать, к 2015 г. запланировано приобрести эскадрилью вертолётов поиска и спасения (не менее 8 единиц), а также, минимум, 1 базовый патрульный самолёт или самолёт наблюдения по типу имеющихся в составе береговой охраны ведущих государств мира (не исключён вариант переоборудования под морские функции и 1-2 поставленных в Ирак в 2012 г. Украиной военно-транспортных самолётов Ан-32Б). По всей видимости, эти летательные аппараты будут оснащены ударным ракетным вооружением.

Уникальным следствием военно-политической обстановки, сложившейся вокруг Ирака с весны 2013 г., стал и довольно оригинальный подход его руководства к закупкам вооружений, косвенно связанных с ВМС. Так, в апреле 2013 г. был подписан контракт с Российской Федерацией (ОАО «Роствертол») на поставку ещё 6 боевых вертолётов Ми-35М (в дополнении к аналогичному числу вертолётов по контракту 2012 г.). При этом данный контракт был выполнен неожиданно быстро. Уже в октябре все вертолёты были построены, а к концу декабря 2013 г. доставлены в Ирак. 12 декабря 2013 г. Министерство обороны Ирака заключило контракт с Республикой Корея (компания Korea Aerospace Industries (KAI)) на поставку для ВВС страны 24 учебно-боевых самолетов/легких истребителей T-50IQ Golden Eagle. Все самолёты должны быть построены к апрелю 2016 г. и затем поставлены в Ирак в течение 12 месяцев. Кроме того, в 2014 г. намечается подписание соглашения на 20-25 летнее сервисное обслуживание приобретаемых самолётов.

В обоих контрактах примечательны 2 обстоятельства. Во-первых, это достаточно ограниченные сроки их реализации. Во-вторых, это подписание специальных контрактов на поставку вооружения и дополнительного оборудования. Причём, судя по сумме данных контрактов (почти 50 и почти 400 млн. долларов соответственно), речь идёт о поставке средств борьбы, в том числе и с различными морскими целями. Всё это пусть и не прямо, но всё же свидетельствует о желании военного руководства Ирака, прикрыть свои ВМС с воздуха и тем самым частично парировать потенциальную угрозу со стороны соседей.

 

 

Подписание южнокорейской корпорацией Korea Aerospace Industries (KAI) и Министерством обороны Ирака соглашения на поставку ВВС Ирака 24 учебно-боевых самолетов/легких истребителей KAI T-50IQ. Багдад, 12.12.2013 г.
http://bmpd.livejournal.com

С учетом накопленного современными ВМС Ирака опыта, в ближайшее время предполагается значительно расширить и возможности морской пехоты. В частности, рассматривается вопрос о создании двух или даже трёх бригад морской пехоты. При этом одна из бригад будет отвечать за безопасность морских буровых платформ и нефтеэкспортных терминалов, а отдельные её подразделения выступят в качестве абордажных партий на патрульных кораблях и катерах ВМС Ирака. Вторая бригада будет защищать порты и военно-морские базы страны, а также выполнять функции береговой обороны. Такие же задачи, возможно, будут возложены и на третью бригаду.

Не исключён и сценарий создания трёх бригад морской пехоты Ирака с использованием исторического опыта 1980-х гг. По этому варианту две бригады будут непосредственно подчинены командованию ВМС страны с задачей оборонять побережье. Так, в случае военной опасности, они будут использованы в качестве ударного компонента на приморском направлении или в зоне болотистой местности (например, в дельте реки Шатт-эль-Араб или в районе болот Маджнун (Majnoon). Третья бригада будет в составе сил специальных операций страны (как это было в 1980-е гг., когда аналогичное подразделение входило в состав Республиканской Гвардии Ирака) и лишь оперативно будет подчинена командованию военно-морских сил Иракской Республики.

Таким образом, 2013 год стал для ВМС Ирака периодом перехода к оперативной, политической и технической самостоятельности. Его командованию (и косвенно правительству) дипломатическими методами удалось устранить наиболее реальную и потенциально знаковую для экономики и хозяйственной стабильности страны опасность, исходившую от военно-морских сил Исламской Республики Иран. При этом, не смотря на некоторые трения, отношения с Соединёнными Штатами и их военным региональным Объединённым Центральным командованием также удалось сохранить на приемлемом для официального Багдада уровне. Но главное, 2013 год продемонстрировал кардинально возросшие возможности ВМС Ирака, если их сравнивать не только с ВМС периода правления в Ираке президента Саддама Хусейна, но и с ближайшими соседями. При этом ВМС Ирака фактически наиболее передовой вид вооружённых сил, как по уровню боевой подготовки, так и по уровню технического развития. Фактически, успех закупки Ираком высокотехнологических средств вооружённой борьбы в 2013 году как раз являлся определённым следствием усиленного развития ВМС страны.

Вместе с тем, сложившаяся именно в 2013 году военно-политическая ситуация вокруг Иракской Республики продемонстрировала и существенные проблемы в строительстве национальных ВМС. Реально 2013 год показал, что Ираку, при относительно небольших материальных затратах и всего за неполных 9 лет, практически с нуля удалось создать современные боеспособные военно-морские силы. Но созданы то они для мирного времени!

В условиях изменения (или фактического ухудшения) военно-стратегической обстановки в зоне Персидского залива возникла потребность не только в самостоятельности (вплоть до полной независимости действий) ВМС Иракской Республики, но и в усилении их боевого потенциала. Необходимость приобретения кораблей и катеров, оснащённых ударным ракетным вооружением, равно как и создания соответствующей авиационной группировки, способной действовать над морской акваторией, проявилась со всей очевидностью. Фактически медленно, но верно наблюдается возвращение к концепции создания «регионального» или «большого» флота, которую иракское руководство, во главе с казнённым президентом Саддамом Хусейном активно развивало в период с конца 1970-х до начала 1990-х гг.

Впрочем, даже по самым скромным прикидкам, финансовые и временные рамки этого процесса будут, как минимум, тождественны тому, что при строительстве национальных ВМС Иракская Республика уже преодолела за последнее десятилетие. И это лишь после преодоления своеобразного «переходного» периода, под которым западные эксперты понимают 2013-2015 гг. По-настоящему мощные ВМС Ирака, пусть и с ограниченным, но ударным потенциалом, удастся построить не ранее 2025 года. Но в любом случае, как бы в ближайшее время при относительно небольших материальных (и всего за неполных 9 лет) затратах не развивалась ситуация, после 2015 года ВМС Ирака смогут обрести действительно самостоятельный статус и возможности, значительно превышающие функции патрулирования национального побережья, государственной речной границы, территориальных вод и 200-мильной экономической зоны страны.

 

Приложение 1

Таблица динамики роста корабельно-катерного состава ВМС Ирака 2005-2025 гг.

Тип катера (корабля\судна) / годы

2005

2008

2012

2015

2020

2025

КВ УРО

 

 

 

 

2

2-4

РКА

 

 

 

 

5

5-10

ПКА PCC 53.4-meter Fatah (Saettia)

 

 

4

4

4

4

ПКА РС Predator 81

5

5

5

[5]

[5]

-

ПКА РС Al Uboor

2

[2]

[2]

-

-

-

ПКА РС Al-Faw

2

6

6

[6]

[6]

-

ПКА PC 15-meter Type 200 (бывшие катера БОХР Италии)

 

 

2

2

2

[2]

ПКА PC 35-meter Swiftships

 

 

11

12

12

12

МСП (С) OSV Al Shams

 

1

1

[1]

-

-

МСП (С) OSV Al Basrah

 

 

2

2

2

2

ТЩ

 

 

 

 

 

3-5

ПКА (р,м) PBR 15-Meter

 

 

 

(15)

(20)

(30)

ПКА (р,м) PBR 12.5-Meter Type 2010 (бывшие катера БОХР Италии)

 

 

4

4

4

[4]

ПКА (р,м) PBR 9.5-Meter Seaspray

 

 

24

24

24

-

ПКА (р,м) PBR 7.7-meter Defender (бывшие катера БОХР США)

 

26

26

26

26

-

ПКА (р,м) PBR RHIBS

5

10

10

10

10

10

 

Примечания:

2 — количество кораблей/катеров, находящихся в боевом составе флота;

[2]–количество кораблей/катеров, вспомогательных судов, находящихся в резерве, на консервации или не боеспособных;

(20) — количество катеров, запланированных к строительству и вводу в боевой состав флота.

КВ УРО — корветы с управляемым ракетным оружием;

ПК — патрульные корабли, построенные для функций береговой охраны (PCC — Patrol Craft Customs);

РКА — ракетные катера (PG — Patrol Guide);

ПКА — патрульные катера (большие) (РС — Patrol Craft);

ПКА (р,м) — малые или речные патрульные катера (лодки) (PBR Patrol Boat River);

ТЩ — тральщики (рейдовые или базовые);

МСП (С) — морские суда поддержки (снабжения) (OSV — Offshore Support Vessels).