11 марта 2013

Военное присутствие России на Средиземном море и его реальные возможности

В современных условиях теряющая свои позиции в мире Россия (в частности, имеется в виду выдавливание Российской Федерации из регионов Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии, а также из энергетического рынка Европы) все активнее пытается демонстрирует свои возможности перед геополитическими противниками, в первую очередь США и НАТО.

Интенсивность этих мероприятий возрастает на фоне вооруженного противостояния в Сирии, шде наблюдаются определенные признаки возможного падения режима Б. Асада уже в недалекой перспективе. В частности, повстанцы фактически установили в январе 2013 года свой контроль над северными районами страны и г. Алеппо (экономический центр Сирии), захватили несколько баз правительственных войск (в т. ч. аэродромов, объектов ПВО и складов с вооружением), а также активизировали боевые действия в предместьях Дамаска, а некоторые вооруженные формирования оппозиции вышли к центральным районам города.


Средиземноморский регион

Если власть в Сирии все же поменяется, то это ощутимо отразится на ходе ближневосточных событий (включительно с созданием предпосылок для силовых действий США, Израиля и их союзников против Ирана), а также основательно расшатает ближневосточные позиции России, так и международный престиж Российской Федерации как главного сторонника режима Б. Асада. Не исключено, что победа сирийских повстанцев может коснуться пакета неудобных для России вопросов, в т. ч. относительно поставок российского оружия (возможно, также и химического) для действующей сирийской власти, «отмывания» средств в международных масштабах, ведение разведки с сирийской территории против третьих стран и тому подобное.

Россия направила в Сирию военные корабли

Сложившиеся обстоятельства не идут на пользу интересам Российской Федерации, которая,  пытаясь предотвратить такое развитие ситуации, прибегает к любым имеющимся возможностям, привлекая в том числе российские Вооруженные силы. Примером могут служить межфлотские учения ВМФ РФ в Средиземном и Черном морях в январе 2013 года. Как сообщают российские СМИ, эти учения были наиболее масштабными за последние 20 лет. К участию, в частности, привлекались: от Черноморского флотаракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Сметливый», большие десантные корабли «Новочеркасск», «Азов», «Николай Фильченков», большой морской танкер «Иван Бубнов»; от Балтийского флотасторожевой корабль «Ярослав Мудрый», большие десантные корабли «Александр Шабалин», «Калининград» и танкер «Лена»; от Северного флотабольшой противолодочный корабль «Североморск», танкер «Дубна», спасательный буксир «Алтай» и, по некоторым сообщениям, атомная подводная лодка.

В акваториях Черного и Средиземного морей проходят масштабные учения военно-морских сил России.

К тому же российские СМИ прямо уведомляли об истинной цели учений — демонстрация силы перед Соединенными Штатами Америки и НАТО, а также поставка вооружения режиму Б. Асада. Учитывая интересы России в Сирии, а также российские взаимосвязи с сирийским руководством, корабли ВМФ РФ могли решать и другие задачи, в т. ч. связанные с эвакуацией золотовалютных запасов и архивов сирийского режима, членов семьи Б. Асада и его окружения, а также российских военных советников, оборудования и техники (в частности, разведывательной) и тому подобное.

Учения имели и сугубо пропагандистские цели: продемонстрировать, что военное присутствие России в районах ее геополитических интересов возобновляется, и что Российская Федерация способна противостоять США и НАТО в Черноморском и Средиземноморском регионах. Именно так, с соответствующими комментариями широко и освещался ход учений в российских СМИ с соответствующими комментариями. В частности, в присущей для россиян манере — перекручиванием фактов — сообщалось о «мощности» и «значимости» объединенного отряда боевых кораблей ВМФ РФ, который будто-то бы вынудил авианесущую ударную группу во главе с атомным авианосцем «Дуайт Д. Эйзенхауэр» и экспедиционную ударную группу «Иводзима» ВМС США (в целом до 20 боевых кораблей), не только отойти от берегов Сирии, но и вообще покинуть Средиземное море.

Два атомных авианосца, «Энтерпрайз» и класса Нимиц «Дуайт Д. Эйзенхауэр» в сопровождении ракетных крейсеров типа «Тикондерога» на учениях

Все это подается как «возрастающее могущество» России, которая возобновляет свои возможности по отстаиванию собственных интересов в важных для себя мировых регионах, в т. ч. на Ближнем Востоке, а также на периферии бывшего СССР. И формируется вывод о ведущей роли Российской Федерации на постсоветском пространстве, как «естественного центра интеграции стран СНГ», в т. ч. в сфере безопасности.

Так утверждают и такие делают выводы российские СМИ, несущие за это моральную ответственность. Как и в большинстве случаев, касающихся «возрождения мощи России», реальные дела и поступки демонстрируют совершенно иное. Стоит обратиться к тем же средствам массовой информации России, пытающихся произвести впечатление на аудиторию тактико-техническими характеристиками российских кораблей. В частности, российское электронное издание topwar.ru от 15 января с. г. предоставляет такие ТТХ основных боевых кораблей из состава упомянутой выше группировки ВМФ РФ:

ракетный крейсер Москва — водоизмещение 11,5 тыс. тонн; длина 186 м, ширина 20,8 м; основное вооружение: 8 пусковых установок по 2 противокорабельные крылатые ракеты «Вулкан», 8 ПУ по 8 ракет ЗРК С-300Ф, артиллерийская установка АК-130, 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата; авиационная группа: один вертолет Ка-27;

большой противолодочный корабль «Североморск» — водоизмещение 7,5 тыс. тонн, длина 165 м, ширина 19 м; основное вооружение: две 100-мм артиллерийские установки АК-100, 4 зенитных артиллерийских комплекса АК-630, 2 зенитных ракетных комплекса «Кинжал», 2 пусковые установки, имеющие по 4 противолодочные управляемые ракеты «Раструб-Б» кажжая, 2 реактивные бомбовые установки РБУ-6000, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата; авиационная группа: 2 вертолета Ка-27ПЛ;

сторожевые корабли — водоизмещение 4,3 тыс. тонны, длина 130 м, ширина 15 м; основное вооружение: одна 10-мм артиллерийская установка АК- 100, две пусковых установки, имеющие по 4 противокорабельные ракеты «Х-35» каждая, 2 ЗРК «Кинжал», 2 зенитных ракетных артиллерийских комплекса «Кортик», 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, одна реактивная бомбовая установка РБУ-6000; авиационная группа: один вертолет Ка-27;

большие десантные корабли — водоизмещение 4 тыс. тонн, длина 112 м, ширина 15 м; основное вооружение: две 57-мм артиллерийские установки АК-752, две реактивных системы залпового огня А-215 «Град-М», 4 ПЗРК «Игла»; транспортно-десантные возможности: усиленная рота морской пехоты и до 10 танков.

На первый взгляд, ТТХ действительно внушительные, особенно без учета аналогичных характеристик кораблей упомянутых выше ударных групп ВМС США, которые включали атомный авианосец «Дуайт Д. Эйзенхауэр», крейсер с управляемым ракетным оружием (УРО) «Хью Сити», эсминцы УРО «Уинстон С. Черчилль», «Фаррагут» и «Джейсон Данхем», универсальный десантный корабль «Иводзима», десантный транспортный корабль-док «Нью-Йорк», десантный вертолетоносец корабль-док «Ганстон-Холл» и другие корабли. Общедоступные справочники (в т. ч. сайт «Википедия» в сети Интернет) дают следующие характеристики этих кораблей:

авианосец «Дуайт Д.Эйзенхауэр» — водоизмещение 91 тыс. тонн, длина 333 м, ширина 317 м; авиационная группа: 70–90 самолетов F-14F, F/A-18, EA-6B, E-2C и вертолетов SH-60F, HH-60H; основные виды вооружений: 3 ЗРК «Sea Sparrow» по 8 пусковых установок, 20-мм артиллерийские установки Mk-15;

крейсер УРО — водоизмещение 9,9 тыс. тонн, длина 172 м, ширина 17 м; основное вооружение: многофункциональная система выявления и управления вооружением «Иджис», которая включает смешанный боекомплект, в целом 122 ракеты, в т. ч. крылатые ракеты «Tomahawk» и противокорабельные ракеты «Harpoon», а также ракеты комплексов ПВО SM-2 и ПРО SM-3; две 127-мм артиллерийские системы Mk-45, две 25-мм артиллерийские системы Mk-38 и две 20-мм артиллерийские системы Mk-15;

эсминец УРО — водоизмещение 8,4 тыс. тонн, длина 153 м, ширина 20 м; основное вооружение: многофункциональная боевая информационно-управляющая система «Иджис», всего до 90 ракет вышеприведенных классов; артиллерийское вооружение аналогично крейсеру УРО;

универсальный десантный корабль — водоизмещение 40 тыс. тонн, длина 257 м, ширина 42 м; основное вооружение: 20 и 25-мм артиллерийские системы, 2 ЗРК «Sea Sparrow» по 8 пусковых установок; транспортно-десантные возможности: усиленный батальон морской пехоты, 200 единиц бронетанковой и автомобильной техники; в т. ч. 5 танков, 25 бронетранспортеров и 8 пушек; авиационная группа: 42 самолета и вертолета, в т. ч. AV-8B, CH-46E, AH-1W, CH-53E, CH-53D, UN-1N, AH-1T, SH-60B.

Как убеждаемся, по своим ракетным, авиационным и транспортно-десантным потенциалам группировка боевых кораблей, которая может быть создана ВМС США в Средиземном море за счет вооружения и техники одного из своих флотов, просто превосходит все, что может собрать Россия со всех своих флотов в европейской части страны под названием «растущее могущество России». При таком соотношении сил (даже без учета критического технического состояния кораблей ВМФ РФ), российской стороне только и остается надеяться, что американские моряки, в отличие от российских, как утверждают аналитики сайта topwar.ru, «вряд ли согласятся умирать за непонятные им интересы».

Все это в полной мере касается и Черноморского флота Российской Федерации, который Россия настойчиво позиционирует и как гаранта собственных интересов, и как «гаранта безопасности Украины в Черноморском регионе».