31 мая 2016

Балтийско-Черноморский Союз: перспективы реализации (часть 2)

Алексей Волович

Потенциал Украины в составе БЧС

Наша страна, несмотря на то, что она сегодня погрузилась в экономический кризис, все же владеет достаточно мощным экономическим потенциалом, благодаря которому может претендовать на ведущее место в будущем БЧС. На постсоветском пространстве Украина на втором после России месте по численности населения, экономическому и научно-техническому потенциалу. А по размерам территории — самая большая страна Европы. По уровню ВВП Украина на втором месте в Центрально-Восточной Европе после Польши. По имеющемуся научному потенциалу у нее одно из первых мест в Европе. В частности, она вошла в первую пятерку мировых лидеров в сфере ІТ-продукции, имея наибольшее количество дипломированных компьютерных программистов.

Украина все еще пребывает в пятерке стран, имеющих новейшие технологии и в авиакосмической сфере. При условии должного инвестирования Украина имеет все возможности развивать самолетостроение и ракетостроение для запуска космических спутников. Судостроительные заводы Николаева и Херсона могут строить различные суда, в том числе и танкеры, являющиеся сегодня крайне дефицитными. Украина владеет третьей частью мировых черноземов и уже сегодня является европейской житницей. Украина стабильно занимает 7–8-е место в мире по экспорту оружия.

По мнению международных экспертов, Украина занимает первое место в Европе по коэффициенту транзитности. И все это благодаря своему как выгодному географическому месторасположению в центре Европы, так и достаточно развитой системе наземных и водных путей сообщения.

Как мы полагаем, используя геостратегическое положение, уникальные возможности Украины в качестве страны-транзитера энергоресурсов с Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирака и Ирана в Европу, украинскому правительству следует проработать комплекс мероприятий политического, экономического и научно-технологического характера, направленных на практические поставки в Украину углеводородов из только что упомянутых стран. Необходимо как можно быстрее вернуться к проектам строительства газопроводов, прежде всего из Ирана и Ирака через Турцию, Черное море, Украину и дальше в Европу. В данном случае у Турции больше преимуществ (как транзитной страны) по сравнению со странами Кавказа, где Россия и ее «Газпром» имеют достаточно серьезное влияние.

Среди перспективных масштабных польско-украинских совместных проектов следует назвать проект присоединения украинской газотранспортной системы (ГТС) к европейскому газовому коридору «Север — Юг» путем строительства интерконектора Украина — Польша, который откроет доступ Украины к европейскому газовому рынку, а также к мощностям польского LNG-терминала вблизи Свиноуйсьце.

Украина не может считаться полноправным суверенным государством из-за своей зависимости от российских энергоносителей. Оптимальным ответом Украины на вызовы России в энергетической отрасли должно быть лишь продолжение последовательной работы по диверсификации источников и маршрутов поставок энергоносителей в Украину. Основными путями реализации этой задачи должно быть получение нефти и газа из Каспийского региона, Средней Азии и Ближнего Востока.

 

Роль экспертной среды в деле реализации проекта БЧС

В последнее время эксперты Украины, Польши, Латвии и других стран уделяют большое внимание проекту БЧС. Так, в ноябре 2010 года в Вильнюсе состоялась международная научная конференция «Новый регион Европы: парадигмы регионального развития в Балтийско-Черноморском регионе», где политики, эксперты и аналитики из Польши, Литвы, Беларуси, Молдовы, Украины, Венгрии и других стран обсуждали перспективу создания Балтийско-Черноморского союза.

В сентябре 2014 года участники международной конференции, состоявшейся в Национальном университете «Острожская академия» по случаю 500-й годовщины победы объединенных сил Великого Княжества Литовского и Королевства Польского под руководством князя Константина Острожского над войском Московского княжества 8 сентября 1514 года под городом Орша на Днепре, приняли обращение к президенту П. Порошенко с предложением рассмотреть возможность создания Балтийско-Черноморского альянса в составе Украины, Польши и Литвы с правом присоединения к нему других государств.

12 ноября 2015 г. в Киеве прошел Балтийско-Черноморский форум, организованный общественной организацией «МИПУ» (Международная инициатива по поддержке Украины) совместно с фондом «Балтийско-Черноморской Конфедерации» (Литва). Итогом мероприятия стали две институционные инициативы: создание информационно-культурного, безопасностного и экономического объединения наций и государств — «Балтийско-Черноморского Содружества», и активизация Межпарламентской ассамблеи Польши, Литвы и Украины с постоянно действующим при ней органом — Секретариатом. Он призван способствовать международному и информационному сотрудничеству политических сил и общественных организаций, что определили цель усилить Балтийско-Черноморскую интеграцию.

В феврале 2015 года в Украине создана общественная организация «Балтийско-Черноморская Конфедерация» (ОО БЧК — www.bbsc.eu), основной целью деятельности которой является формирование посредством гражданских структур социально-экономической платформы для построения межгосударственного объединения стран Балтийского и Черного морей при участии народов, проживающих на исторических территориях Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, — современных Польши, Литвы, Латвии, Беларуси, Молдовы, Украины и др. Главная задача ОО БЧК заключается в возобновлении транзитно-транспортной, экономической, финансовой, торговой, духовно-культурной, социальной и военной кооперации между Востоком и Западом, Югом и Севером Европы для обеспечения национальных интересов стран Конфедерации. Основатели ОО БЧК надеются, что созданное совместными усилиями стран Балтийского и Черноморского регионов мощное межгосударственное объединение будет содействовать экономическому развитию стран Междуморья, а также их культурному росту и социальной защите народов этого региона.

С целью поиска стратегических партнеров ОО БЧК участвует и сама же выступает в качестве инициатора проведения тематических научно-практических конференций, круглых столов, а также консультаций с правительствами, национальными платформами, неправительственными организациями в странах Междуморья, в первую очередь с Польшей и Литвой, по совместным приоритетам в различных отраслях политической, общественной, экономической жизни.

20 мая с. г. в интервью телеканалу «Рада», спикер Верховной Рады Андрей Парубий предложил создать Балтийско-Черноморский союз. Об этом он заявил после встречи 16 мая с главой польско-украинской группы дружбы в парламенте Республики Польша Михалом Дворчиком. По мнению А. Парубия «Украина должна стать одним из центров принятия решений, одним из центров влияния как большое могучее государство». А. Парубий полагает, что «идея Балтийско-Черноморского союза, как один из форматов европейской интеграции Украины, является чрезвычайно перспективной и важной для нашего государства».

 

Исторические негативные наслоения и препятствия

К помехам на пути создания БЧС следует отнести расхождения в толковании некоторых исторических событий, а также этноцентричное видение функционирования БЧС, что более всего присуще как некоторым польским, так и украинским геополитологам. В данный момент сохраняется различное видение в Украине и Польше, касающееся трактовки Волынской трагедии 1943 года и деятельности ОУН-УПА, что определенным образом усложняет как межгосударственный, так и межнациональный диалог. Остаются также определенные проблемы во взаимоотношениях польского национального меньшинства на территории Виленщины с государственной властью Литвы и литовским населением. Очевидно, что в течение ближайших лет будет достаточно сложно достигнуть консенсуса или полного понимания по упомянутым и другим историческим проблемам, и спорам во взаимоотношениях между поляками, украинцами, литовцами и белорусами, особенно в условиях, когда эти проблемы и споры искусственно подогреваются кремлевской агентурой. Кажется, что наиболее приемлемым и оптимальным шагом в этих условиях было бы вынесение их «за скобки» дискуссий по созданию Балтийско-Черноморского альянса.

Еще одной проблемой является отношение лукашенковской Беларуси к гипотетическому союзу восточно-европейских государств, поскольку вряд ли режим А. Лукашенко в своей трансформации и дистанционировании от Москвы настолько отдалится, что начнет воспринимать положительно проект БЧС. С другой стороны, проект БЧС вступает в противоречие с проектом формирования «союзного государства» с Россией. Впрочем, нельзя исключать того, что А. Лукашенко будет балансировать между двумя проектами с целью получить дополнительные дивиденды, играя на этих противоречиях между Россией и странами Междуморья. Конечно, многое будет зависеть от умения лидеров стран Междуморья, особенно Литвы, Польши и Украины, налаживать диалог с А. Лукашенко, используя определенное улучшение отношений в последнее время между Брюсселем и Минском. Например, если А. Лукашенко предложат разместить штаб-квартиру БЧС в Минске, то вряд ли он сможет удержаться от искушения стать формальным лидером союза восточноевропейских государств.

Одной из главных преград на пути реализации идеи Балтийско-Черноморского союза есть наша военно-политическая конфронтация с Россией вследствие российской агрессии в Крыму и на Донбассе. Падение украинской экономики на 25-м году независимости Украины, глубокий политический кризис, особенно в парламенте, слабое проведение эффективных реформ, необузданная коррупция на разных уровнях украинской власти, тотальное обнищание народа никоим образом не способствуют вступлению Украины в БЧС. Так называемые Минские договоренности по урегулированию ситуации на Донбассе, ставшие следствием немецко-российского компромисса за счет национальных интересов Украины, свидетельствуют об ущербности субъектного геостратегического мышления украинского политического руководства. В то же время нынешняя украинская власть сможет исправить ситуацию и отстоять в ней национальные интересы Украины лишь при условии ее активной поддержки странами Междуморья.

Слабым местом большинства концепций создания БЧС является охват слишком большого количества стран с разнонаправленными векторами геополитического тяготения, что негативно сказывается на стабильности этого гипотетического проекта. В частности, привлечение к проекту БЧС стран бывшей Югославии кажется достаточно проблематичным и нереальным, если принять во внимание, что уровень их реинтеграции после распада СФРЮ в начале 90-х годов прошлого века достаточно низок.

 

Юридические аспекты реализации проекта БЧС

Некоторые политологи сомневаются по поводу возможного объединения Литвы и Польши с Украиной в конфедерацию или союз потому, что обе страны входят в состав Европейского Союза и НАТО. Однако в соответствии с уставом НАТО и договором о функционировании Европейского Союза нет никаких правовых норм, которые бы воспрепятствовали этому. Конституциями Литвы и Польши прямо предполагается возможность заключения многосторонних договоров о вступлении в разнообразные международные объединения, союзы, конфедерации и т. п. Кроме того, создание конфедерации или межгосударственного союза вполне возможно в соответствии с Уставом ООН, Декларацией о принципах международного права и Венской конвенцией о международных договорах с учетом положений договоров о Европейском Союзе. Таким образом, действующее международное право позволяет отдельным государствам-членам Евросоюза и НАТО быть членами Международной организации Балтийско-Черноморский союз без процедуры согласования своего вступления со странами-членами ЕС.

В Европе уже известны прецеденты, когда рядом с Европейским Союзом существовали другие военно-политические и экономические организации. Имеется в виду созданный в 1948 году Западноевропейский Союз, который прекратил свою деятельность в июне 2011 года.

Для образования союза стран Балтийско-Черноморского региона Украина должна заключить между странами-участниками международный договор, который, в соответствии с законодательством Украины, может быть ратифицирован в парламенте квалифицированным большинством голосов от своего конституционного состава или принят путем проведения всенародного референдума. Кроме этого, на конституционном уровне должен быть урегулирован вопрос соотношения национального и наднационального права путем внесения в Конституцию Украины нормы, которая будет предусматривать превосходство международных законов над национальными. Таким образом, в Украине возникла необходимость внести конституционные изменения, которые создадут необходимые правовые предпосылки для ее участия в межгосударственном союзе или конфедерации.

 

Отношение США и ЕС к проекту БЧС

Известный американский геополитолог Збигнев Бжезинский убеждал, что Балтийско-Черноморский союз интересен США как пояс, запирающий Россию с ее экспансионистскими намерениями в Азии и Европе. Глава влиятельной американской компании Stratfor, занимающейся глобальной интеллектуальной разведкой и стратегическим прогнозированием, Джордж Фридман также выдвинул геополитическую концепцию Intermarium (Междуморья) с целью не допустить распространения влияния России на Европейский континент. По мнению Дж. Фридмана, локомотивом этого альянса должны стать Польша, Украина, Литва, а также Румыния и Азербайджан. По словам Дж. Фридмана, общность геополитических интересов этих стран будет способствовать их объединению в военном союзе при поддержке США. Как считает Дж. Фридман, новая стратегия позволит Соединенным Штатам использовать возможности своих восточноевропейских союзников для укрепления своей позиции в Европе.

Отношения ведущих стран Евросоюза и США к гипотетическому проекту Балтийско-Черноморского союза существенно отличаются. Если Вашингтон в целом поддерживает этот проект, то этого нельзя сказать о Берлине, Париже и даже о Лондоне, который традиционно больше ориентируется на Вашингтон, чем на Брюссель. Определенным образом это можно объяснить некоторыми сложностями в процессе диалога США с Францией и Германией, а также внутренними проблемами в самом Евросоюзе, возникшими в последнее время. К таким проблемам в первую очередь следует отнести вопрос о членстве Великобритании в ЕС, что вызывает серьезную обеспокоенность у Вашингтона, поскольку возможный выход Великобритании из Евросоюза может нарушить глобальный баланс сил в ЕС между Лондоном, Парижем и Берлином.

С другой стороны, постоянно откладывается подписание соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) между Европейским Союзом и США. Более того, в сообществах ведущих европейских стран все больше проявляется негативное отношение к ТТИП. Так, по итогам недавних опросов общественного мнения в Германии, количество немцев, положительно оценивающих это соглашение, снизилось с 55 % в 2014 году до 17 % в настоящее время. После 12 раундов переговоров позиция Франции по отношению к ТТИП остается стабильно негативной.

Нет полного понимания и взаимодействия между Вашингтоном, Парижем и Берлином и в деле реализации Минских договоренностей по Донбассу. Так, в конце апреля с. г., президент США Б. Обама, общаясь с канцлером ФРГ А. Меркель на международной промышленной выставке в Ганновере, предложил ей расширить «нормандский формат» переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе за счет участия Вашингтона, однако получил «вежливый отказ».

Разочаровавшись в отсутствии достаточной лояльности со стороны Франции и Германии, а также не исключая выход Великобритании из Евросоюза, Вашингтон в своей европейской политике делает ставку на страны Восточной Европы и в первую очередь Польшу, Румынию и страны Прибалтики. В проекте оборонного бюджета США на 2017 год заложено 3,4 млрд долларов для расширения американского военного присутствия в Восточной Европе и предоставления прямой военной помощи странам региона. Сенат США предлагает предусмотреть в проекте бюджета на 2017 фискальный год до 500 млн долл. для оказания помощи Украине, в том числе на летальное оружие.

Таким образом, можно не сомневаться, что США поддержат проект создания Балтийско-Черноморского союза в случае его реализации, чего нельзя сказать о немецко-французском тандеме, который в случае возникновения мощного геополитического центра в Междуморье заметно потеряет свое лидирующее положение в Европе.

 

* * *

Сегодня, когда на Западе и Востоке Большой Европы сформировались два блока государств — Европейский Союз и Евразийский Экономический Союз, — есть, по нашему мнению, экстренная необходимость в создании «срединного» объединения — Балтийско-Черноморского альянса — в составе государств Центральной и Восточной Европы, который мог бы стать субрегиональным компонентом Европейского Союза и НАТО.

Ядром Балтийско-Черноморского альянса могло бы быть конфедеративное государство в составе Украины, Польши, Литвы и со временем — Беларуси. Активное участие восточноевропейских стран в БЧС будет отвечать интересам всех европейских стран, поскольку это способствовало бы дальнейшему укреплению Европы в качестве мощного геополитического центра. С другой стороны, развитие БЧС определенным образом отвечало бы и американской концепции укрепления «молодой Европы».

Налаживание союзнических отношений между странами Междуморья может дать мощный импульс их экономическому развитию благодаря привлечению новых рынков и возможностей сотрудничества между Европой и Азией с использованием «шелкового пути». Украина может стать одним из локомотивов будущего геополитического объединения. Если в ближайшие 2–3 года Польша, Литва, Беларусь и Украина смогут сформировать ядро будущего Балтийско-Черноморского союза, то через 10–15 лет новое геополитическое образование по своим экономическому и военному потенциалам выйдет на уровень Германии, Великобритании и Франции вместе взятых и превзойдет Россию.

Военный союз только Украины и Польши с общей численностью вооруженных сил от 400 до 500 тысяч военнослужащих и суммарным военным бюджетом 16–20 млрд долл. станет мощнейшей военной силой в Европе и, с учетом размещения ПРО на их территории, будет играть ведущую роль в военной политике НАТО.

По нашему мнению, проект Балтийско-Черноморского союза мог бы способствовать реализации следующих задач:

- нейтрализовать попытки России рассматривать постсоветские страны как сферу своих особенных интересов и играть мессианскую роль в постсоветском пространстве;

- отработать общие приемлемые подходы, формы и методы постепенного объединения Восточной и Западной Европы на основе общеевропейских (а не только западноевропейских) демократических интеграционных норм, экономических и политико-социальных стандартов с учетом особенностей стран Восточной Европы;

- противостоять попыткам законсервировать Восточную Европу в качестве традиционного сырьевого придатка или рынка сбыта продукции Западной Европы и России;

- способствовать возобновлению системы общеевропейской коллективной безопасности посредством интеграционного политико-экономического процесса с помощью усиления роли ОБСЕ и взаимодействия стран НАТО и военно-политических структур восточноевропейских стран.

В том случае, если удастся создать жизнеспособный Балтийско-Черноморский союз, тогда он станет мощным геополитическим игроком, серьезно конкурирующим с имеющимися центрами мировой политики. Как субрегион Большой Европы, Балтийско-Черноморский союз может реализоваться лишь при условии тесного взаимодействия Киева, Варшавы, Вильнюса, Бухареста, Тбилиси, Баку и Анкары. Вступление стран Междуморья в Балтийско-Черноморский союз обеспечит победу над экспансионизмом Москвы, а также будет способствовать их превращению в новый центр мировой политики и экономики.

Только в составе Балтийско-Черноморского союза Украина сможет отстоять свою независимость и противостоять агрессивным посягательствам России. Поэтому нынешнее руководство Украины должно немедленно и энергично поддержать предложение президента Польши А. Дуды о создании Балтийско-Черноморского союза.

www.reliablecounter.com