23 января 2016

История ничему не научила

Юрий Радковец

 

История ничему не научила, или Зачем Россия создает новую ударную группировку

Вместо того, чтобы искать компромиссы и поддерживать баланс сил, Россия сегодня начала создавать новую ударную группировку войск (сил) на Западном стратегическом направлении.

 

Часть 1. Зачем России три новые дивизии на Западном стратегическом направлении

Одной из самых важных задач министерства обороны Российской Федерации в 2016 году является формирование на Западном стратегическом направлении трех дивизий, сообщил 12 января министр обороны РФ Сергей Шойгу на первом в 2016 году селекторном совещании руководства военного ведомства. «Необходимо не только сформировать эти дивизии, но и, безусловно, обустроить их в местах постоянной дислокации со строительством и созданием соответствующих полигонов, мест хранения техники и, безусловно, проживания личного состава», — заявил министр обороны. Каких-либо других деталей, касающихся новых соединений, в т. ч. причин их создания, С. Шойгу не сообщил.

Подавляющее большинство ведущих западных военных экспертов полагает, что таким образом Российская Федерация планирует как «избежать опасности, исходящей от НАТО/США» (о чем в Кремле говорят уже много лет), так и «вести заблаговременную подготовку к вступлению Украины в НАТО».

Выступая 11 декабря 2015 года на расширенной коллегии министерства обороны РФ, С. Шойгу сразу же повел разговор об опасности расширения НАТО. По его словам, только в течение 2015 года в странах Балтии, Польше, Румынии натовский контингент увеличился по самолетам в 8 раз, а по количеству военнослужащих — в 13. По его словам, активно готовятся к вступлению в НАТО Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Грузия и Украина, а «в сферу интересов альянса вовлекаются Финляндия, Швеция, Сербия и Молдова».

Справка:

Определенным подтверждением этого постулата путинских апологетов об исходящей опасности от НАТО/США может быть и то, что в утвержденной Путиным в последний день 2015 года обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации говорится об «активизации военной деятельности» стран НАТО, об антиконституционных событиях в Украине и «сдерживании» России Соединенными Штатами Америки.

Украина, в частности, подается в документе как «долговременный очаг нестабильности в Европе и непосредственно возле границ России». Вину за возникновение украинского кризиса Москва возлагает на США и Европейский Союз, поддержавшие, по версии российской стороны, «антиконституционный государственный переворот в Украине», приведший к «глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта».

Относительно США в документе утверждается, что «проведение Российской Федерацией самостоятельной внутренней и внешней политики наталкивается на противодействие со стороны США и их союзников по НАТО, стремящихся сохранить доминирование в мировых событиях».

 

Политический смысл этого решения — создать на западном направлении три новые дивизии — совершенно очевиден. Фактически, это является российским ответом на подготовку к развертыванию передовых сил НАТО в балтийских странах, а также в Польше и Румынии, что, в свою очередь, стало ассиметричным ответом на российские военные авантюры в украинских Крыму и на Донбассе, а также на постоянное провоцирование и нарушение воздушной и морской границы стран Балтии и Северной Европы. То есть, решение о развертывании трех новых дивизий — это еще одно доказательство того, что Россия стремительно движется к новой «холодной войне» с Западом.

Что касается заблаговременной подготовки России к вступлению Украины в НАТО, то это решение вроде бы тоже имеет право на жизнь, поскольку украинское направление — пять областей на границе с Россией — в общем, всегда считалось безопасным для России и там, по утверждению российских военных экспертов, не было развернуто ни одного военного соединения. Однако, это чистой воды лукавство российской стороны.

 

Справка:

В декабре 2011 года в составе Южного военного округа ВС РФ была сформирована новая 49 общевойсковая армия (штаб — г. Ставрополь) специально для ведения действий на одном из украинских операционных направлений, основные соединения и части которой дислоцированы на территории Ставропольского края.

49 общевойсковая армия имеет в своем составе 3 (три) мотострелковые бригады (в т. ч. две горные); боевые части и подразделения армейского подчинения, а также части обеспечения. Оперативное назначение 49 общевойсковой армии — ведение действий на Азово-Черноморском операционном направлении.

Количество личного состава 49 армии — примерно 35 000 человек. На вооружении армии имеется не менее 350 танков (Т-72 ​​и Т-90), 1 тыс. БМП и БТР, около 180 орудий и минометов, 100 установок «Град» и 220 зенитно-артиллерийских и зенитно-ракетных систем.

В течение 2015 года, в результате участия частей и соединений 49 армии в российско-украинском конфликте на Донбассе, они активно пополнялись новейшими вооружением и военной техникой, а также доукомплектовались личным составом до состояния военного времени.

 

В период обострения российско-украинского конфликта Кремль был вынужден послать туда части и соединения из других военных округов ВС РФ, включительно из Центрального и Восточного, создав группировку российско-террористических сил на Донбассе в количестве 42-45 тысяч человек, а также группировку российских войск приблизительно 45-50 тысяч человек на границе с Украиной.

Как известно, в 2009 году в рамках «сердюковской военной реформы» в России состоялся болезненный переход от дивизионной структуры Сухопутных войск к бригадной. Есть основания полагать, что бригада, формирующая батальонные тактические группы, более эффективна именно в локальном конфликте. Что, кстати, и было продемонстрировано во время «гибридной войны» России в Крыму и на Донбассе.

Но если готовиться к масштабной войне с Западом (НАТО), то полноценные дивизии Сухопутных войск с соответствующими средствами усиления — это фактически маленькие армии, которые показали себя практически более удобным инструментом именно в большой (обычной) войне. И, к сожалению, не исключено, что решение о создании трех новых дивизий Сухопутных войск — это лишь начало новой реорганизации Сухопутных войск ВС РФ в плане их подготовки к большой войне с Западом (НАТО).

В настоящее время в Сухопутных войсках ВС РФ есть только три дивизии: 2-я гвардейская Таманская мотострелковая дивизия (Калининец), 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия (Наро-Фоминск), которые были восстановлены в 2013 году (сегодня переданы из 20-й общевойсковой армии в состав вновь созданной в июне 2015 года 1-й гвардейской танковой армии), и 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (с. Горячие Ключи, Курильские острова, Сахалинская обл.). Все остальные соединения — бригады.

Управление 1-й гвардейской танковой армии в Баковке (Одинцово, Московской обл.) было сформировано в связи с переводом в Воронеж из Мулино (Нижний Новгород) управления 20-ой общевойсковой армии. Как следует понимать, перевод управления 20-й армии в Воронеж было вызвано необходимостью развертывания постоянной группировки войск Западного ВО на границе с Украиной. Эта группировка и была объединена управлением 20-ой армии.

Предварительно планировалось, что в состав 20-й армии с управлением в Воронеже войдут: 9-я Краснознаменная отдельная мотострелковая бригада, переведенная из Нижнего Новгорода к новому месту постоянной дислокации в Богучар (Воронежская область); 1-я отдельная танковая бригада (из созданной при расформировании 10-й гвардейской танковой дивизии 262-ой базы хранения и ремонта военной техники), которая планировалась к развертыванию тоже в Богучаре, а также новая отдельная мотострелковая бригада, формирование которой началось в 2015 году в городе Ельня Смоленской области.

 С учетом последних данных можно с большой долей вероятности утверждать, что в планах создания на западном направлении трех новых дивизий предусматривается формирование двух мотострелковых и одной танковой дивизий, которые войдут в состав 20-й общевойсковой армии. При этом в мотострелковые дивизии будут преобразованы две мотострелковые бригады, одна из которых, 33-я отдельная мотострелковая бригада, была перемещена из Майкопа в Ростовскую область, а другая начала формироваться в прошлом году в Ельне (Смоленская обл.), куда в постсоветское время была выведена из Германии 144-я гвардейская мотострелковая дивизия, расформированная в 1998 году. Что касается третьей дивизии, то о ее развертывании объявлялось чуть раньше — речь идет о восстановлении 10-й гвардейской танковой дивизии в Богучаре (Воронежская обл.).

Таким образом, по предварительным данным, две из трех запланированных дивизий будут дислоцироваться непосредственно возле границы с Украиной — в городах Богучар (танковая дивизия) и Новочеркасск (мотострелковая дивизия), а еще одна — в городе Ельня Смоленской области (мотострелковая дивизия) на границе с Беларусью. Части дивизий будут размещены в Воронежской, Белгородской, Смоленской и Ростовской областях.

По оценкам западных военных экспертов, создание вместо бригад дивизий, численность которых на несколько тысяч человек больше, может объясняться тем, что армии Западного стратегического направления (1 гвардейскую танковую и 20 общевойсковую) решено сделать более мощными с ядром как минимум из двух-трех полноценных дивизий.

Но все же не верится, что создание/воспроизведение и усиление двух армий Вооруженных сил РФ на Западном стратегическом направлении — это сугубо для «ограждения от опасности, исходящей для России от НАТО/США» и «заблаговременной подготовки к вступлению Украины в НАТО». Ну не будут нападать НАТО/США и Украина на Россию! Не будут они этого делать!

Тогда зачем это все инициируется Россией в ускоренных темпах?

Есть еще одна версия по этому поводу, она также имеет право на существование — это Сувалкский коридор или Сувалкская брешь. Но об этом уже в другом информационно-аналитическом исследовании.

Продолжение следует

 

Статья напечатана в издании румынского центра «INGEPO Consulting Company» —

журнале “Geostrategic Pulse” № 212 от 20 апреля 2016 года