Богдан Соколовский: Главные угрозы Кремля в энергетике Украины

Богдан Соколовский: Главные угрозы Кремля в энергетике Украины

Часть 1

Прежде, чем перейти к сути дела, автор, руководствуясь личным опытом, подчеркивает, что высказывает свое собственное мнение, ибо знает, как легко оценивать чужие поступки и как непросто принимать правильные решения.

В этом материале затрагиваются только наиболее зависящие от нынешнего агрессора — РФ — сферы украинской энергетики.

Нефтяная отрасль.

Самая большая проблема — высокая зависимость от поставок нефтепродуктов из зарубежных заводов (НПЗ), обеспечивающихся полностью или частично российской нефтью (НПЗ Мозырь в Беларуси, НПЗ Мажекяй в Литве, несколько НПЗ в Румынии, фирма Орлен в Польше и др.).

Кроме этого, ряд украинских предприятий химической промышленности (например, Калушское научно-производственное объединение Ориана в Западной Украине) зависят от российского экспорта нефтехимического сырья, как правило, на 100 %. Эти предприятия невозможно модернизировать и, соответственно, не улучшится качество выпускаемой ими продукции (из-за несоответствия качества сырья).

Высококачественную продукцию нефтехимической промышленности Украина, как правило, импортирует. Хотя производить такую продукцию ей не составляло бы большого труда.

Объективные данные:

Карта-схема основных нефтегазовых месторождений Украины
Карта-схема основных нефтегазовых месторождений Украины
http://www.photoukraine.com/

Сейчас в Украине добывается немногим более 2 миллионов тонн нефти (в 2013 году добыто 2,4 млн тонн). Еще примерно 1 млн тонн — импорт из РФ. Потребляется же нефтепродуктов в количестве примерно 9 млн тонн.

В стране имеется 6 НПЗ с отсталыми технологиями переработки нефти. Когда-то (во времена СССР) они могли перерабатывать более 51 миллиона тонн нефти, как правило, добываемой в России, и производить нефтепродукты качества Евро2 и Евро3 (хорошие по тем временам). С тех пор практически ничего не изменилось – качество нефтепродуктов украинского производства осталось на том же уровне. Правда, некоторые нынешние владельцы НПЗ утверждают, что модернизировали свои предприятия и выпускают улучшенную продукцию. Но полагаю, что это не так. Скорее всего, тут не обошлось без известной украинской коррупции.

Нефтеперерабатывающие заводы Украины — мощности, работа, собственники (2013 г.)
Нефтеперерабатывающие заводы Украины — мощности, работа, собственники
(2013 г.)
http://zet.in.ua/

В прошлом году украинские НПЗ произвели чуть меньше 2 млн тонн низкокачественных нефтепродуктов. Еще около 0,5 млн тонн произвел Шебелинский государственный газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Итого: менее 2,5 млн тонн нефтепродуктов из имевшихся на нашем рынке более 9-ти млн тонн.

То есть, разница (как правило, высококачественная) была получена из НПЗ Беларуси, Литвы, РФ, Румынии, Польши, на которые поступает, как правило, российская нефть. Эти НПЗ были построены во времена бытия социалистического лагеря. Они также когда-то выпускали продукцию Евро 2 и Евро 3. Теперь же они модернизированы.

Низкокачественные нефтепродукты еще имеют спрос в Украине из-за имеющейся техники советского (или постсоветского) производства, используемой в сельской местности. Однако хотим мы этого или нет, эта техника уйдет в небытие до конца уже этого десятилетия.

Таким образом, тогда же в полный рост станет вопрос обеспечения украинского рынка качественными нефтепродуктами. Обеспечат ли его такими нефтепродуктами нынешние технологически отсталые украинские НПЗ?

Известны три варианта решения такой проблемы:

  • переход на 100 %-й импорт необходимых нефтепродуктов. Это бы вылилось в фактическую ликвидацию украинской нефтеперерабатывающей отрасли, из-за чего пострадает, как говорится, и человеческий фактор (производственная школа, рабочие места и т. д.) что не допустимо с точки зрения национальной безопасности.
  • модернизация имеющихся украинских НПЗ. (Для этого понадобится столько же, примерно, средств, как и для строительства новых НПЗ. Кроме того, процесс выделения средств на модернизацию чреват напряжением отношений между собственниками НПЗ и государством).
  • постройка нового современного нефтехимического комплекса, способного производить ликвидные высококачественные нефтепродукты и современное сырье для химической промышленности.

Перспективным является создание (строительство) в Украине современного нефтехимического комплекса (по исходной продукции это гораздо больший спектр, чем в НПЗ) с помощью кредитования. Такой комплекс возможен при таких условиях:

  1. Наличие сырья — нефти.
  2. Наличие технических и людских ресурсов.
  3. Наличие рынков сбыта произведенной продукции (нефтепродуктов и сырья для нефтехимической промышленности).

Условия создания (строительства) в Украине современного нефтехимического комплекса

Условия создания (строительства) в Украине современного нефтехимического комплекса

В Украине не имеется первого условия (нефть в ограниченном количестве). Но есть два следующих, не имеющихся у большинства нынешних потенциальных наших партнеров (есть возможности и рынки). Россия в роли партнера, естественно, не рассматривается.

Для решения упомянутых и других вопросов из области национальной безопасности есть смысл построить в Западной Украине нефтехимический комплекс для переработки 8–10 млн тонн высококачественной нефти в год с участием трех сторон:

  • Украина;
  • обладающая нефтью страна;
  • страна, открытая для ликвидных рынков (наиболее подходящая – член ЕС).

Наиболее оптимально для переработки — 8–10 млн тонн нефти в год.

Еще во времена третьего президента Украины такой проект успешно прорабатывался. Сейчас есть смысл его реализовать, так как не имеется иного варианта для обеспечения реальной самостоятельности Украины.

Коммерческие и политические выгоды сторонников проекта:

  1. Украина, в основном, решает вопрос обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов и сырья для химической промышленности. При этом не исключается их частичный импорт, а, значит, сохранится конкуренция среди прозрачных импортеров. Также это не создаст дополнительного напряжения для добросовестных импортеров. Будет решен вопрос аверсного (запланированного) использования нефтепровода «Одесса-Броды». Производитель получает свободный выход на конкурентные рынки нефтепродуктов, в частности, на рынки ЕС, и прежде всего за счет меньшей себестоимости вследствие меньшей зарплаты. Сравнительно легко решается вопрос занятости квалифицированных работников на западно-украинских НПЗ.
  2. Страна-нефтевладелец реализует свой стратегический интерес на ликвидных рынках (ЕС): продает не сырую нефть, а нефтепродукты.
  3. Третья страна (наиболее подходящая — член ЕС) выступает гарантом функционирования Комплекса по европейским прозрачным правилам и, в случае необходимости, балансирует сбыт продукции. В частности, усиливает свое влияние на конкурентных рынках (рынках ЕС). А то, что произведенная в Украине продукция имеет все шансы быть конкурентной, объясняется, прежде всего, тем, что наша рабочая сила еще длительное время будет менее оплачиваемой, чем, например, в ЕС.

 

Газовая отрасль.

Объективные данные:

Прогноз добычи природного газа в Украине до 2030 года
Прогноз добычи природного газа в Украине до 2030 года
http://ekonomika.eizvestia.com/

Украина (с учетом Крыма) потребляет 50–52 млрд кубометров природного газа за год. В Крыму добывается и потребляется газа примерно в равном количестве — около 2 млрд кубометров.

Структура потребления в течение года примерно следующая: 16–17 млрд кубометров — «на комфорку» (непосредственно населению), свыше 0,5 до 1,0 млрд кубометров потребляется бюджетной сферой, 7–9 млрд кубометров – предприятиями теплокомунхоза, примерно 23–25 млрд кубометров – промышленностью (в частности, химией и металлургией, большинство продукции которых экспортируется на мировые рынки). В эти объемы для экономики входит также и 4–6 млрд кубометров технологического газа, обеспечивающего транзит.

Добываем (с учетом Крыма) 20–21 млрд кубометров. Импортируем 28–30 млрд кубометров газа.

Структура потребления природного газа в Украине
Структура потребления природного газа в Украине

Существует техническая возможность импортировать газ по реверсной схеме: свыше 5 млрд кубометров через Польшу и Венгрию, и через Словакию — до 10 млрд кубометров (благодаря уже сделанным сравнительно небольшим капиталовложениям) – так называемый недавно открытый «малый реверс». Еще не задействован т.н. «большой реверс» — до 30 млрд кубометров газа через Словакию (тоже со сравнительно небольшими капиталовложениями для создания 300–400 метров обходного газопровода на территории Словакии, что обычно делается за 2–3 недели и всерьез не обсуждается) и те же 5 млрд кубометров через Польшу и Венгрию.

Вся эта информация получена от специалистов Чехословакии (Словакии), СССР (Украины), Польши и Венгрии, причастных когда-то к проектированию ГТС. Потом это подтверждалось непосредственно на месте в Украине, Словакии, Польше и Венгрии.

Как видим, Украина до недавних пор (пока не прекратился импорт из России), обеспечивала себя (население и промышленность) природным газом собственной добычи примерно на 40 %. Еще около 60 % импортировала. До 2012 года весь импорт газа, по давней советской традиции, осуществлялся из РФ. С 2012 года – газ, кроме российского Газпрома, импортирует немецкая компания RWE через Польшу, Венгрию и с недавних пор — через Словакию. Как оказалось, немецкая RWE в определенной степени также зависима от РФ. Но радует то, что с 2015 года, благодаря инициативе НАК Нафтогаз Украины, импорт будут обеспечивать и другие западные фирмы.

Итак, Газпром обеспечивал 26–30 млрд кубометров газа. А RWE — 1–2 млрд Такая структура импортирования газа не может удовлетворить национальную безопасность.

Годовое потребление природного газа
Годовое потребление природного газа

Для сравнения: Польша, примерно одинаковая с Украиной по площади и населению, потребляет в течение года 14–16 млрд кубометров газа. А мы — более 50-ти! Притом, что ВВП Польши в три раза больше нашего! Это лишний раз доказывает, что главным нашим резервом в газовой отрасли является сокращение объемов потребления газа.

С другой стороны, импорт газа из РФ можно полностью заменить импортом из других европейских стран при условии, в частности, что схема снабжения будет заменена реверсной. Такая техническая возможность имеется. И недавно это было продемонстрировано всему миру путем введения так называемого «малого» реверса через Словакию до 10 млрд кубометров газа в год. Теперь необходимо решать вопрос крупного реверса — большого количества газа (свыше 28 млрд кубометров) из приемлемых для нас европейских рынков. И вопрос резервирования Газпромом транзитных мощностей, противоречащего европейскому законодательству, не может быть серьезным препятствием. Как и незначительные инженерно-строительные работы. И то, и другое требует переговоров и политической поддержки. Нас поддерживает Брюссель и почти весь демократический мир. А переговоры нужно было начинать еще в марте текущего года… Сейчас, с конца августа беспокоится о предстоящем отопительном сезоне уже поздно! Мировая практика не знает прецедента, чтобы за 1,5–2 месяца до начала отопительного сезона кто-то начинал и успешно завершал переговоры с потенциальными поставщиками газа и еще его закотрактовал (даже во время войны, идущей у нас, а не у потенциальных поставщиков). Для этого переговорного мероприятия необходимы, по меньшей мере, несколько месяцев и серьезная политическая поддержка. Такие переговоры и подписание контрактов должны быть завершены до середины октября (когда заканчивается период закачивания газа в ПХГ). Наиболее подходящей для нас может быть норвежская компания Stattoil, конкурирующая с поставщиком-лидером на европейских рынках российским Газпромом. Целесообразно также провести переговоры и с другими компаниями, в частности, с только что появившимися на рынке.

Дай Бог, чтобы такие переговоры представители Украины провели в условиях повышенной секретности, чтобы даже автор этих строк, как и большинство обычных граждан Украины, об этом не догадывались. А недавние поездки газовых делегаций к агрессору, в Москву, – это всего лишь для отвода глаз, отвлекающий маневр! Но справедливости ради нужно отметить, что в последующие годы тоже наступят отопительные сезоны, в частности, сезон 2015/16. Впрочем, как и лето… И вряд ли актуальность импорта газа полностью будет снята с повестки дня. Ведь в ближайшие лет 8–10 мы обречены на импортирование газа. Но только не от агрессора!

Словом, никогда не поздно искать в Европе поставщиков, вести с ними переговоры, контрактовать газ. И делать это в будущем нужно как можно раньше. Ведь сейчас на западных рынках свободного, без дополнительных усилий газа есть не более 3-х млрд кубометров. А нам сегодня нужно около 30-ти.

Таким образом, при наличии ресурса (газа) на европейских рынках (для нас наиболее приемлемым является хаб Баумгартэн в Австрии) Украина могла бы полностью отказаться от российского импорта газа уже в 2014 году, переориентировавшись на западных поставщиков.

Конечно, сейчас такой газ (по реверсу, из европейских рынков) был бы дороже на 100–120 долларов США (это включает транспортные издержки и прибыль поставщика) по сравнению с газом, полученным из РФ по справедливой рыночной цене. Все равно это дешевле чем нынешняя, «политическая» российская цена для Украины в 485 долларов США за 1000 кубометров. Однако, в условиях российской агрессии цена импортного газа не должна быть для нас приоритетом, так как с агрессором никто и никогда не сотрудничает.

Естественно, одновременно с налаживанием «реверса» нужно активно и качественно выполнять главное стратегическое задание: сократить потребление газа, и в перспективе — полностью отказаться от его импорта.

Продолжение следует…


  
Партнеры