Справочник «Борисфен Интел» по вооруженным силам

Военно-воздушные Силы

КА-27 (Россия)

Ка-27 — советский корабельный многоцелевой вертолёт. Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.

На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).

14 апреля 1981 года принят на вооружение.

В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).

Вертолеты обычно действуют парами: один обнаруживает подводную лодку, другой её поражает, обеспечивая противолодочную оборону на площади около 2000 км². По боевой эффективности вертолеты Ка-27 превосходят вертолеты Ка-25 в 3-5 раз.

Технические характеристики

Экипаж: 3
Грузоподъёмность: 5000 кг
Максимальная скорость: 270 км/ч
Практическая дальность: 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220км/ч)
Практический потолок: 5000 м

Вооружение:
Один четырехствольный пулемёт ГШГ калибра 7,62 мм.
4 ракеты АТ-6 «Спираль» класса «воздух-поверхность» на пилонах или контейнеры с 57 НАР калибра 80 мм.
Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбы массой по 50 и 250 кг.
На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.
Боевая нагрузка: 2000 кг


Грумман F-14 «Томкэт» (Grumman F-14 Tomcat) — двухместный реактивный истребитель-перехватчик четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла (США)

F-14 задумывался как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей, с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был быть способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп.

F-14 приняли участие в операции «Буря в пустыне», где обеспечивали воздушное прикрытие американским бомбардировщикам и штурмовикам. В последующих конфликтах (операция «Умеренная сила», война против Югославии, войны в Афганистане и Ираке) F-14 применялись для нанесения ударов по наземным целям.

F-14 официально снят с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года, последний полёт эскадрильи VF-31 и VF-213, оснащённые F-14D, совершили 10 марта того же года, а все самолёты моделей A и B были выведены в резерв ещё раньше. Однако, самолеты этого типа до сих пор эксплуатируются. Так, 26 января 2012 года один из F-14 упал и взорвался на побережье Персидского залива

Варианты:

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение


Макдоннел-ДугласF/A-18 (McDonnel Douglas F/A-18 Hornet («шершень») — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик (США)

Является основным боевым самолётом ВМС США. F/A-18D морской пехоты используются в качестве ночных штурмовиков, в то время как на одноместные машины возложены задачи подавления ПВО и нанесения ударов по наземным целям днем.

Вооружение. Самолет оснащен встроенной пушкой М61А1 "Вулкан" (20-мм, 4000 и 6000 выстр./мин., 570 снарядов), установленной в носовой части фюзеляжа с блоком стволов, расположенным сверх)' РЛС.

Имеется девять узлов внешней подвески (по одному на концах крыла, по два под каждой консолью и три фюзеляжных). Нормальная боевая нагрузка при сопровождении ударных самолетов включает две УР AIM-9M "Сайдуиндер" на концах крыла и две УР AIM-7M по бокам воздухозаборников. На F/A-18C/D (после 1993 г.) вместо AIM-7M может подвешиваться до шести УР средней дальности с активным радиолокационным самонаведением AIM-120 AMRAAM (вариант: 10 УР AIM-120 и две AIM-9M "Сайдуиндер").

С 2010 г. вооружение истребителя дополнено новой высокоманевренной ракетой ближнего воздушного боя AIM-9X.

Для решения ударных задач самолет может нести корректируемые авиабомбы с лазерным полуактивным GBU-10 и -12, обычные авиабомбы Мк.82 (до 27) и Мк.84, разовые бомбовые кассеты CBU-59, УР AGM-65F "Мейврик" (до четырех) с тепловизионной ГСН, противокорабельные УР AGM-84 "Гарпун", противорадиолокационные УР AGM-88 HARM, контейнеры с НАР.

С 1999 г. самолеты оснащаются тактическими крылатыми ракетами SLAM-ER. В ближайшей перспективе истребитель должен получить также корректируемые авиабомбы с инерциально-спутниковым наведением типа JDAM, а также планирующие авиабомбы GBU-154 JSOW.

Варианты
ЛТХ:
Модификация   F/A-18E
Размах крыла, м    нормальный 11.62, со сложенными крыльями 9.32
Масса самолета, кг    максимальная взлетная 29937 кг
Максимальная скорость на высоте км/ч   1915 (М=1.80)
Практическая дальность с ПТБ, км   1280
Боевой радиус действия действия, км   760
Продолжительность патрулирования, ч   2.25
Практический потолок, м   15240
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 570 патронами.
Боевая нагрузка 8051 кг. размещается на 11 узлах подвески:
2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder на концах крыльев,
Возможна подвеска:
УР воздух-воздух AIM-7,AIM-120 AMRAAM
УР воздух-поверхность AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW,
AGM-62 Walleye ER/DL and Walleye-1.
Обычных бомб и бомб с лазерным наведением -
450-кг GBU-32 JDAM и 907 кг GBU-31 JDAM,
УАБ GBU-12, GBU-24 и GBU-15,
кластерных бомб CBU-72 and CBU-59,
бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83 ,
напалмовые бомб типа BLU,
ядерные бомб В-57(В-61) 100/500 килотонн.
ПУ НУР 70-мм типа LAU-58.
Авиационные ловушки TALD

 


Грумман EA-6 «Проулер»Grumman EA-6 Prowler, «Мародер») — палубный самолёт ВМС США, предназначенный для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. (США)

Самолеты EA-6 состоят на вооружении авианосной авиации ВМФ США и используются для сопровождения групп ударных самолетов с целью обеспечения им радиоэлектронной зашиты посредством постановки помех радиолокационным постам ПВО противника, а также средствам его радиосвязи.

Боевые "Проулеры" попали во Вьетнам уже под конец боевых действий, но использовались там очень интенсивно (совершили 720 боевых вылетов). Один ЕА-6В, находящийся в боевых порядках ударной группы, полностью подавлял работу четырех радиолокационных станций противника в районе удара. Серийное производство постановщика помех ЕА-6В закончилось в 1979-м.

После войны радиоэлектронное оборудование для постановки помех неоднократно модернизировалось. "Проулер" по-прежнему считается самым дорогим самолетом флота (на 2008 год), но зато он может ставить помехи восьми РЛС одновременно.

В состав радиоэлектронного оборудования входит следующая аппаратура:

Тактико-технические характеристики : Год принятия на вооружение - 1963 Размах крыла - 16,15 м Длина самолета - 18,24 м Высота самолета - 4,95 м Масса, кг - нормальная взлетная - 27490. Максимальная скорость - 1315 км/ч Крейсерская скорость - 744 км/ч Практическая дальность - 3860 км Дальность действия - 1770 км Практический потолок - 12550 м Экипаж - 4 чел

На базе F/A-18F создан самолет РЭБ EF-18G «Гроулер». До 2015 года их количество во флотах США достигнет 90, и они полностью заменят устаревшие EA-6B «Проулер»


Американский палубный самолет ДРЛО E-2C Хокай (Hawkeye) (США)

E-2 Hawkeye с момента принятия на вооружение (1964 год) выполняет задачи дальнего радиолокационного патрулирования авианосных групп американских ВМС и управления действиями палубной авиации. Данный самолет является одним из немногих специально спроектированных для выполнения задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Благодаря пассивной системе обнаружения и новой РЛС Е-2С Hawkeye является одним из наиболее эффективных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления в мире. Он уступает только крупногабаритным и более сложным российскому А-50 и американскому Е-ЗА.

В основе подсистемы обнаружения лежит трехкоординатная радиолокационная станция ANA\PS-145. Главным отличием данной РЛС от предыдущей модификации является возможность дальнего обнаружения надводных и воздушных целей на фоне любой подстилающей поверхности. Станция способна сопровождать до 1200 целей одновременно, на 40 из которых может наводить истребители.

Боевой единицей ПВО авианосного соединения считается один самолет Е-2С и пара перехватчиков F-14A, патрулирующая в зоне на удалении 110-115 км от корабля базирования на высотах 46007600 м; время патрулирования 3,5 часа. Связке "Хокай-Томкэт" ставилась задача сбивать не носители, вроде Ту-22М, а сами ракеты, и задача эта была вполне решаемой, во что долго не могли поверить в СССР. А когда поверили - пришлось делать новое поколение ракет, способных прорвать резко усилившуюся ПВО авианосного ордера. Кто победил в этой дуэли умов, СССР или США, на практике, к счастью, проверить не удалось.

Летно-технические характеристики
Размах крыла – 24,56 м;
Длина самолета – 17,54 м;
Максимальная взлетная масса - 23556 кг;
Максимальная скорость – 598 км/ч;
Практическая дальность – 2583 км;
Дальность действия – 320 км (время патрулирования 3 – 4 часа);
Продолжительность полета – 6 ч. 06 мин.;
Практический потолок – 9390 м;
Экипаж – 2 пилота и 3 оператора ДРЛО.

К 2015 году самолеты ДРЛО E-2C «Хокай» будут заменены более современными E-2D «Супер Хокай» в количестве 75 единиц.


Сикорский SH-60 «Си Хок» (Sikorsky SH-60 Sea Hawk) — американский многоцелевой вертолёт. (США)

Основным назначением вертолета SН-60В является обнаружение и идентификация надводных и подводных целей в радиусе 185 км во взаимодействии с кораблем базирования. Вторая задача вертолета SН-60В - загоризонтное обнаружение цели для увеличения дальности действия запускаемых с корабля противокорабельных ракет и раннее предупреждение об атаке посредством радиоэлектронной разведки. Дополнительные задачи предусматривают поисково-спасательные и разведывательные операции, патрулирование, а также эвакуацию раненых и доставку снаряжения на военные корабли.

Летно-технические характеристики. Приведённые характеристики соответствуют модификации SH-60B. Источник данных: Jane's

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение


Палубный поисково-спасательный вертолет HH-60H Sea Hawk (другое название Rescue Hawk) (США)

Предназначен для проведения спасательных операций на море, круглосуточно, в простых и сложных метеоусловиях.

The HH-60H Sea Hawk, sometimes known as 'Rescue Hawk', is a dedicated combat rescue and special operations support helicopter. If friendly air-crew are shot down, the HH-60H is configured to retrieve them from hostile territory, be it over lland or water. The helicopter is also tasked with the insertion/extraction of Naval Special Warfare (NSW) units such as US Navy SEAL teams. The HH-60H can also carry out anti-surface warfare operations.

Создан на базе противолодочного вертолета SH-60F Ocean Hawk. Первый полет опытного образца состоялся в августе 1988 года. Выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Лопасти несущего винта и концевая балка со стабилизатором и рулевым винтом складываются для обеспечения размещения в корабельном ангаре. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-401 мощностью по 1690 л.с. В грузовой кабине оборудованы места для шести пострадавших. Вертолет оснащен системой посадки на палубу корабля в условиях качки RAST, надувными баллонетами для обеспечения плавучести приаварийной посадке на воду. Модификация для береговой охраны США получила обозначение HH-60J Jayhawk.


Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II (McDonnell Douglas AV-8B Harrier II) — семейство американских штурмовиков вертикального взлёта и посадки. (США)

Состоит на вооружении Корпуса морской пехоты США, а также военно-морских сил Испании и Италии.

Боевая эффективность AV-8А «Харриер» чрезвычайно низка. При вертикальном взлете с нагрузкой 1360 кг боевой радиус самолета составляет всего 92 км. Увеличение боевого радиуса до 500-700 км возможно только при взлете с разбегом длиной 270-305 м. Но при этом теряются все его преимущества как вертикально взлетающего - ведь такой самолет рассматривался как средство, способное подниматься с замаскированных площадок (например, в лесу) и после выполнения задания на них же возвращаться. Причем эти площадки можно было располагать в прифронтовой зоне. Но действительность оказалась не такой - слишком был велик у самолета расход топлива.

Самолет AV-8B "Харриер" II предназначен для ведения боевых действий при хорошей погоде днем и ночью и обладает достаточной маневренностью, чтобы уходить от истребителей ПВО. Основными задачами СВВП в корпусе морской пехоты США являются все типы атак с воздуха: бомбометание с горизонтального полета, с пикирования и на выводе из пикирования, доставка обычных и кассетных бомб, бомб с лазерным наведением, специальных бомб, а также управляемых ракет воздух-поверхность и НУР. Для стрельбы по воздушным и наземным целям для AV-8B выбрана одна пятиствольная пушка Дженерал Электрик GAU-12/U калибром 25 мм; боезапас 300 снарядов. Сама пушка размещается в левом контейнере, а в правом - находится ее боезапас в многослойном ленточном магазине. Вес всей системы с боекомплектом 558 кг. Между узлами для подвески контейнеров пушечной системы имеется еще один центральный узел для размещения нагрузки весом до 258 кг: это могут быть или бомбы, или контейнер с системой радиопротиводействия, или фоторазведывательная аппаратура.

Под крылом находятся шесть узлов подвески вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки на подкрыльевых узлах и одном центральном подфюзеляжном узле равна 4173 кг. Типовая нагрузка СВВП AV-8B "Харриер" II на подкрыльевых узлах включает: две или четыре управляемые ракеты воздух-воздух AIM-9L "Сайдуиндер" или Матра "Мажик" или такое же количество управляемых ракет воздух-поверхность AGM-65E "Мейверик" или "Гарпун"; до 16 фугасных бомб калибром по 227 кг, до 12 кассетных бомб; до десяти бомб "Пейвэуй" с лазерной системой наведения; до восьми зажигательных бомб; до десяти контейнеров с НУР; до десяти контейнеров с дипольными отражателями или излучателями; два контейнера с пушками. Самолет AV-8B "Харриер" II стал основой для создания различных вариантов, некоторые из которых уже находятся на вооружении, а для других - еще все впереди. В начале 1983 г. был разработан двухместный учебно-тренировочный самолет TAV-8B, который в отличие от исходного имеет фюзеляж, удлиненный для размещения второго кресла и увеличенные размеры оперения. Первый полет самолета TAV-8B состоялся 21 октября 1986 г., а летом 1987 г. первый учебно-тренировочный СВВП был принят на вооружение корпуса морской пехоты США.

Очень своеобразно оценил семейство "Харриеров" капитан эскадрильи VMA-331 (она первая в корпусе морской пехоты США приняла на вооружение самолеты AV-8B) К.Кэчмар: "Если самолет AV-8A был нашим "Остином Хили", то истребитель AV-8B - это уже "Бьюик", настоящая рабочая лошадка". А один из летчиков, когда его попросили охарактеризовать самолет AV-8B, ответил: "Это самая великая вещь после изобретения "гамбургера" и "кока-колы"!

ЛТХ:
Модификация   AV-8B
Масса, кг  
  максимальная взлетная в режиме ВВП   8702
  максимальная взлетная   14061
Максимальная скорость, км/ч  
  на уровне моря   1093 (М=0.9)
  на высоте   1160 (М=0.91)
Максимальная скороподъемность, м/мин   5310
Боевой радиус действия, м  
  при вертикальном взлете (нагрузка 1 т)   240
  при взлете с нагрузкой 1815 кг   1112
  при взлете с нагрузкой 1000 кг   1480
Практический потолок, м   15240
Экипаж, чел   1
Вооружение:  одна 25-мм пятиствольная пушка GAU-12/A Equaliser с 300 патронами. Максимальная боевая нагрузка - 4173 кг
Возможна установка:
6 УР воздух-воздух AIM-9 или AIM-120 AMRAAM
4 УР воздух-поверхность AGM-65 Maveric
4 ПКР AGM-84 Harpoon или SeaEagle
2 бомбы с оптическим наведением AGM-62 Walleye
2 контейнера с 30-мм пушками


Ми-24П (Россия)

Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский/российский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым российским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом.

На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения. Фонари кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. Вертолет Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов.

В экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей. Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Вертолет-штурмовик Ми-24 принимал участие уже в четырех десятках вооруженных конфликтов. Впервые Ми-24 был задействован в боевых операциях в Эфиопии в 1978 г. Все модификации боевого вертолета «воевали» в составе советских войск в Афганистане. Ми-24 участвовал в восьмилетней ирано-иракской войне, в ходе которой иракские Ми-24 не раз сходились в воздушных схватках с боевыми вертолетами «Кобра» ВВС Ирана и, как правило, выходили победителями. В одном из боев, 27 октября 1982 г., произошел единственный в истории случай поражения вертолетом реактивного самолета-истребителя: иракский Ми-24 сбил иранский «Фантом».

В ходе ливанской войны 1982 г. сирийские Ми-24 вывели из строя около сотни израильских танков. Ми-24 сражались в небе Анголы, Сьерра-Леоне, Никарагуа, Камбоджи, индийского штата Джамму и Кашмир, Йемена, Югославии, на Цейлоне, в Карабахе и в других горячих точках земного шара.

И сейчас транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (Ми-35) являются одним из самых эффективных средств в арсеналах многих стран.

Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.

На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке. На внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32*57 мм или 20*57) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР калибра 240 мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами, до 1500 кг бомб.

Экипаж, чел. – 2,
Длина, м – 17.51, Высота, м – 3.9,
Масса максимальная взлетная, кг – 12000,
Макс. скорость, км/ч – 335,
Практическая дальность полета, км – 1000, Дальность действия, км – 224,
Практический потолок, м – 4500,
Двигатели – 2 × Климов ТВ3-1171 × 2200 л.с.,
Вооружение: 1 × ЯкБ-12,7, 1 × ГШ-23Л4, 1 × ГШ30 4 × М-17П Скорпион.
Полезная нагрузка До 8 солдат или 4 носилок.


«Газель» (Франция)

Аэроспасьяль «Газель» (Aérospatiale Gazelle) — французский легкий многоцелевой вертолёт. Состоит на вооружении армий Франции, Великобритании и ряда других стран.

Основной особенностью машины стало использование вместо обычного рулевого винта многолопастного вентилятора, получившего название «фенестрон».

Характеристики


Ту-22 (Россия)

Cоветский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева. Стал поступать в части ВВС с 1962 года. Ту-22Б предназначался для нанесения бомбовых ударов по стационарным, морским и ограниченно подвижным целям. В варианте ракетоносца-бомбардировщика (Ту-22К, Ту-22КД) самолёт мог нести одну сверхзвуковую ракету «воздух-поверхность» Х-22 «Буря» (ракета размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем) или до 13 т бомб свободного падения. Экипаж состоял из командира корабля, штурмана и бортового оператора.

Недостаточная надёжность и недоведённость жизненно важных систем привела к серии тяжёлых лётных происшествий, а из-за конструктивных просчётов и ошибок самолёт на протяжении всей своей эксплуатации постоянно дорабатывался представителями ОКБ и промышленности, и был доведён до более-менее нормального состояния к середине 80-х годов.

На самолёте Ту-22 командирами кораблей летали только летчики 1 класса. Не все пилоты могли освоить эту редкую, тяжёлую и скоростную машину. В Дальней авиации, да и пожалуй в мировой авиации, это был единственный тяжёлый (с посадочным весом в районе 60 тонн и скоростью касания 320—330 км/ч) серийный самолёт с «одинарным» экипажем — без «правака» (второго лётчика) и без второго штурмана.

В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта.

На машине более чем широко применялось спиртовое охлаждение, в виде спиртоводной смеси (так называемой «шпаги» или «шила» — в ДА, и «шлёмки» — в АВМФ), в количестве 450 литров (количество и объём спиртовых ёмкостей очень неодинаково на разных модификациях самолёта), что вызывало весьма неоднозначную реакцию в среде авиаторов и создавало проблемы командованию.

Авиационные полки Ту-22 дислоцировались только в европейской части страны в том числе в авиации ВМФ (30 ОДРАП ЧФ Саки). Хотя Ту-22 состояли на вооружении советской авиации довольно долгое время, фактов их боевого применения практически не было. Уже в 1995 г. в авиации ВМФ не осталось ни одного Ту-22.

Несмотря на огромные трудности и потерянные жизни при создании и эксплуатации этого самолёта (всего с 1960 по 1989 г. только Дальняя авиация потеряла 31 Ту-22, в катастрофах погибли 44 человека), накопленный опыт привёл к созданию многорежимного сверхзвукового ракетоносца Ту-22М - среднего бомбардировщика (по классификации НАТО — BACKFIRE).

 Модификации :
 "105" и "105А"  опытные самолеты
 Ту-22

 первая серийная модификация

 Ту-22Б  бомбардировщик

 Ту-22П

 самолет РЭП

 Ту-22Р,Ту-22РД,Ту-22РМ и Ту-22РДМ  разведывательные модификации
 Ту-22К и Ту-22КП  ракетоносцы для КР КСР и КСР-2

 Ту-22У

 учебно-тренировочный самолет




 ЛТХ:
Модификация   Ту-22
Размах крыльев, м   23.17
Длина, м   41.60
Высота, м   10.13
Масса, кг  
  максимальная взлетная   85000
Тип двигателя   2 ТРД ВД-7М
Максимальная скорость, км/ч   1510
Практическая дальность, км   5850
Практический потолок, м   14700
Экипаж, чел   3
Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23
бомбовая нагрузка - 12000 кг и
включает бомбы калибром от 250 до 9000 кг
(в частности, 24 ФАБ-500 или одну ФАБ-9000), а также один или несколько спецбоеприпасов.


Ка-25ПЛ (Россия)

Противолодочный вертолёт корабельного базирования Ка-25ПЛ. Основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования, а также для корректировки загоризонтного прицеливания корабельных ракет большого радиуса действия. Кроме того, вертолеты выполняли задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие в море, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.Всего было выпущено 275 машин этой модификации.

Первый полет корабельный боевой вертолет Ка-25 совершил 20 мая 1961 г. Ка-25 первый боевой вертолет в СССР. Ка-25ПЛ ("изделие ДБ") - противолодочный (базовая модификация).В поисковом варианте вертолёт Ка-25ПЛ может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси.

Вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).

Отличался сдвинутыми на 1 м назад основными стойками шасси, формой шайб оперения, складывающимися лопастями винтов. Первый полёт 25 апреля 1965 года.

Вертолёт оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку».

Ка-25 построен по соосной схеме. Несущие винты трёхлопастные, противоположного вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке.

 Модификации :
 КА-25ПЛ (ПЛО)  противолодочный вертолет.
 Ка-25Ц

 целеуказатель ракетному оружию кораблей и береговых установок, первый полет 21 марта 1962 года, летчик В.Н. Евдокимов. Вертолет отличался мощной РЛС с ретранслятором данных обзора водной поверхности на корабельные и береговые пункты управления огнем и имел большую дальность и продолжительность полета. Для кругового обзора без затенений было использовано убирающееся (поднимающееся) шасси.

 Ка-25ПС

 поисково-спасательный вертолет, оснащенный лебедкой грузоподъемностью 250 кг, создан в 1975г. Поисково-спасательные работы на море, поиск приводнившихся космических кораблей, первый полет 21 июля 1967 года, летчик В.Н. Евдокимов).

 Ка-25Ш

 вертолет-штурмовик с блоками НАР для поддержки морских десантов, первый полет 3 августа 1974 года, летчик В.П.Журавлев.

 Ка-25ШЗ  буксировщик шнуровых зарядов.
 Ка-25БТ

 буксировщик трала. Группа вертолетов Ка-25БТ использовалась в 1974г. в международной операции по очистке Суэцкого канала

 Ка-25К

 вертолет-кран, гражданская модификация, первый полет 6 мая 1967 года, летчик Е.И.Ларюшин.

 Ка-25ДИВ

 вертолет с комплексом оборудования для слежения за баллистическими ракетами на конечном участке их полета; два вертолета Ка-25ДИВ использовались на тихоокеанском флоте во время испытаний баллистических ракет в 1966-1967гг.




 ЛТХ:
Модификация   Ка-25
Длина,м   9.75
Высота ,м   5.37
Масса, кг  
  максимальная взлетная   7500
Тип двигателя   2 ГТД Марс ГТД-3Ф (ГТД-3БМ)
Мощность, кВт   2 х 671 (738)
Максимальная скорость, км/ч   220
Крейсерская скорость, км/ч   195
Практическая дальность, км   650
Дальность действия, км   400
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   2 пилота + 2-3 оператора
Полезная нагрузка:   до 12 пассажиров или 1300 кг груза
Вооружение:   Боевая нагрузка - 2000 кг в отсеке вооружения максимально, нормально - 650 кг.
Типовая нагрузка - 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы


Су-17 (Россия)

Су-17 (изделие "С32", по кодификации НАТО: Fitter - слесарь, монтер, монтажник) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов как модернизация Су-7. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов. Производство Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2867 самолётов всех модификаций. Последней строевой частью в ВВС России, использовавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я омшаэ Черноморского Флота, дислоцированная на аэродроме Гвардейское в Крыму.

Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, никогда не использовался в качестве истребителя. Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979—1989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р.

Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1970
Размах крыла, м
- при мин. стреловидности - 13,68
- при макс. стреловидности - 10,025
Длина самолета - 19,02 м
Высота самолета - 5,129 м
Масса, кг
- максимальная взлётная - 19500
Двигатели - 1 ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга - 11500 кгс
Максимальная скорость, км/ч
-у земли - 1185
- на высоте - 1850
Дальность полета - 2200 км
Боевой радиус действия - 590 км
Потолок высоты - 16500 м
Экипаж - 1 чел

Вооружение:2 30-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку) 300 снар. Боевая нагрузка - 3800 кг на 8 узлах подвески: 8 УР "воздух-воздух" Р-60,К-13; УР "воздух-земля" Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-1500,КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки.

Базовые варианты

Экспортные варианты


Су-24 (Россия)

Фронтовой бомбардировщик Су-24 по кодификации НАТО: Fencer, Фе́нсер — Фехтовальщик был создан в 1960-е годы С самого начала основная конструкторская мысль заключалась в создании боевой машины с коротким взлетом и посадкой. Для этого вместо подъемных двигателей установили крыло изменяемой стреловидности.

Сегодня, основной тактический бомбардировщик ВВС России Су-24 по-прежнему в строю, но на смену ему идет самолет нового поколения - Су-34.

По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. Первоначально планировалось заменить 60—70 % самолётного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные — модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Также в феврале 2012 года обьявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь

Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации, потеряно около 100 самолётов.

Модификации

Вооружение

• стрелково-пушечное вооружение; Су-24 имеет встроенную одну шестиствольную пушку калибра 30-мм (ГШ-30-6) или 23-мм (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
• неуправляемые авиационные бомбардировочные средства поражения;
• неуправляемые авиационные ракеты;
• управляемые авиационные ракеты классов "воздух-поверхность" и "воздух-РЛС";
• управляемые ракеты класса "воздух-воздух".
Все виды вооружения, кроме встроенной пушечной установки, устанавливаются под самолетом на балочных держателях и авиационных пусковых устройствах на 8 точках подвески: четырех подфюзеляжных, двух под центропланом, и двух - под поворотными консолями крыла. Максимальная масса боевой нагрузки самолета Су-24 составляет 7000 кг. Для решения задач подготовки и выбора видов оружия, управления пуском (сбросом) авиационных средств поражения и взрывателями при различных вариантах загрузки самолета предназначена установленная на борту система управления оружием (СУО).


Су-24 : основные характеристики
Масса взлетная максимальная, кг
39700
Размах крыла мин., м
10,37
Размах крыла макс., м
17,64
Длина, м
24,53
Высота, м
6,19
Максимальная скорость, км/ч
2320
Дальность полета, км
4270
Экипаж, чел.
2
Боевая нагрузка, кг
11000
 


43-й истребительный авиационный полк

43-й истребительный авиационный полк был сформирован 11 мая 1938 года на базе двух эскадрилий, участниц гражданской войны. Он вошел в состав 36-й истребительной авиадивизии ПВО Киевского военного округа. Базировался в Василькове. В его задачу входила защита Киева от нападений с воздуха.
До 1953 года полк оставался в Германии, в группе оккупационных войск. Затем дислоцировался в Латвии на аэродроме Тукумс. С 1968 года — на аэродроме Чойбалсан в Монголии.
43-й полк пролетал в Монголии до 1990 года. После решения о ликвидации группировки советских войск в МНР полк был выведен в пос. Гвардейское, Крымской области и передан в состав Черноморского флота СССР. Полк получил название 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк.
После развала СССР и начавшегося массового сокращения армии 43-й ОМШАП был вынужден передать часть своей боевой техники формировавшимся тогда ВВС Республики Украина. Полк был сокращен до отдельной эскадрильи и стал называться 43-я ОМШАЭ.
http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/history/43-apib.shtml

43rd Sevastopolskiy Red Banner order of Kutuzov Fighter-Bomber Aviation Regiment
43-й авиационный полк Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова истребителей бомбардировщиков
Military Unit: 53838, from 1969: 23300, from 1989: 13111
Activated 11.5.38 as the 43rd Fighter Aviation Regiment.
14.8.60 renamed 43rd Fighter-Bomber Aviation Regiment (43rd IBAP, from 11.76 43rd APIB).
1989 transferred to the Black Sea Fleet, and renamed 43rd independent Maritime Assault Aviation Regiment.
Reduced to squadron size in 1990, but reverted back to regiment size in 1992.
Bases:
Elstal, Germany, 5.45 - 8.49 [52 31 43N, 12 59 21E]
Peenemunde, Germany, 9.49 - 1951 [54 09 23N, 13 46 27E]
Damgarten, Germany, 1951 - 10.53 [54 15 49N, 12 26 35E]
Tukums, Latvian SSR, 10.53 - 1968 [56 56 31N, 23 13 21E]
Choybalsan, Mongolia, 1969 - 1989 [48 08 04N, 114 38 48E]
Gvardeyskoye, Crimean Oblast, 1989 - today [45 07 02N, 33 58 43E]
Aircraft:
I-15bis, 1938-1940
I-16, 1938-1942
I-153, 1940-1941
Yak-1, 1941-1943
Yak-7, 1942-1944
Yak-9, 1944-1948
Yak-3, 1948-1951
MiG-15, 1951-1957
MiG-17, 1956-1969
Su-7B, 1969-1971
Su-17, 1970-1971
Su-17M, 1971-1979
Su-17M3/4, 1979-1998
Su-24M, 1998-today
Inventory:
11.90: 46 Sy-17M3 [CFE treaty data exchange]
2000: 16 Su-24M [CFE treaty data exchange]
Subordinated:
220th Fighter-Aviation Division, 8.42 - 2.43
278th Fighter-Aviation Division, 2.43 - 1.49
263rd Fighter-Aviation Division, 1.49 - 8.60
30th Air Army, 8.60 - 1969
29th Fighter-Bomber Aviation Division, 1969 - 1989
VVS Black Sea Fleet, 1989 - today
http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/shap/43apib.htm


78-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк

78-й отдельный вертолётный противолодочный корабельный полк авиации КЧФ в составе эскадрильи вертолётов Ка-25 нёс боевую вахту в Средиземном море на противолодочных вертолётоносцах «Москва» и «Ленинград».
http://wikimapia.org/883713/ru/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%C2%AB%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%B7%D0%BB%D0%B0%D0%B2%C2%BB

78 ОКПЛВП являясь родоначальником корабельной авиации группового базирова-ния на вертолетоносцах «МОСКВА» и «ЛЕНИНГРАД», одним из первых осваивал корабельные противолодочные вертолеты КА-25пл.
http://pmhistory.net/kniga/soderganie/vvedenie

78th independent Shipborne Anti-Submarine Helicopter Regiment
78-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк
Military Unit: 42837
Activated 15.9.69 in Lake Donuzlav, Crimean Oblast, from the 3rd squadron of the 872nd independent Shipborne Anti-Submarine Helicopter Regiment.
Disbanded 1995.
Bases:
Lake Donuzlav, Crimean Oblast, 1969 - 1995 [45 19 55N, 33 02 59E]
Aircraft:
Ka-25, 1969-1987
Ka-27, 1986-1995
Subordinated:
VVS Black Sea Fleet, 1969 - 1995
http://www.ww2.dk/new/navy/78okplvp.htm


318-й отдельный противолодочный авиационный полк

В апреле 1916 года в Ораниенбауме создается Чудский отряд морской авиации.

В 1938 году эскадрилья получает самолеты МБР-2 и преобразуется в 18-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью.

В сентябре 1941г. 18-я ОРАЭ была перебазирована на Черное море и включена в состав ВВС Черноморского флота. Вначале эскадрилья базировалась на гидроаэродроме озера Донузлав, а в последующем – на аэродромах Керчи, Ейска, Геленджика, Севастополя и Поти.

В апреле 1961 года 18-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья перебазируется на озеро Донузлав, где с января 1962 г. преобразуется в 318-й отдельный Констанцский Краснознаменный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

15 октября 1995г. полк переформировывается в 318-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью и перебазируется в Качу. 1 сентября 1996 года эскадрилья вновь реорганизуется и входит в состав 318 отдельного смешанного авиаполка, состоящего из противолодочной авиационной эскадрильи самолетов Бе-12 и транспортной авиационной эскадрильи самолетов Ан-26.

1 августа 2009 года на базе всех частей Качинского авиагарнизона сформирована 7057 авиационная Констанцская Краснознаменная база Морской авиации ЧФ РФ.
http://evpatoria.interbron.ru/news/?category=history&altname=oni_vzletali_s_donuzlava

 

318th independent Konstantskiy Red Banner Anti-Submarine Aviation Regiment
318-й отдельный противолодочный Констанцский Краснознаменный авиационный полк
Military Unit: 42898
Activated 1940 as the 18th independent Maritime Reconnaissance Aviation Squadron.
1948 renamed 977th Long-Range Reconnaissance Aviation Regiment.
1.62 renamed 318th independent Anti-Submarine Aviation Regiment.
From 19.8.68 to 1973(?) some aircraft were deployed to Cairo-West (30 07 03N, 30 54 53E) and Mersa-Matruh (31 19 37N, 27 13 21E) in Egypt.
Some aircraft were deployed to Cam Ranh Bay in Vietnam [12 00 12N, 109 13 10E] during the 1970's.
1972 renamed 318th independent Long-Range Anti-Submarine Aviation Regiment.
15.10.95 renamed 318th independent Anti-Submarine Aviation Squadron.
1.9.96 renamed 318th independent Mixed Aviation Regiment.
Disbanded 1.8.2009.
Bases:
Lake Donuzlav, Crimean Oblast, 1945 - 1995 [45 19 55N, 33 02 59E]
Kacha, Crimean Oblast, 1995 - 2009 [44 46 31N, 33 33 55E]
Aircraft:
MBR-2, 1941-1945
PBY-6 Catalina(?), 1944-1953
Be-6, 6.53-1966
Be-12, 7.65-2009
An-26, 1996-2009
Subordinated:
VVS Black Sea Fleet, 1940 - 2009
http://www.ww2.dk/new/navy/318oplap.htm


Су-25СМ (Россия)

Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Этот современный самолет оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 метров, которая позволяет автономно действовать летчику без поддержки наземных служб не только в простых метеоусловиях, но и в сложных, при "нулевой" видимости. В кабине установлен цифровой дисплей, в котором отображается наземная и воздушная обстановка. За счет новой спутниковой системы самолет получил возможность выполнять боевое применение на высоте почти в 2 раза превышающей показатели штурмовика Су-25. Благодаря глубокой модернизации, боевая эффективность применения средств поражения штурмовика Су-25СМ выросла до трех раз.

Модернизированные машины должны иметь комплекс бортового оборудования "Пантера" с высокопроизводительной БЦВМ, радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ на базе РЛС "Копье" и комплекс средств РЭБ. Установка комплекса "Пантера" обеспечивает повышение точности навигации, максимальную автоматизацию поиска, распознавания и поражения цели, применения управляемого оружия высокой точности с лазерными и телевизионными ГСН и др. Бортовая РЛС способна картографировать подстилающую поверхность. Она служит для обнаружения и целеуказания в режимах "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и "воздух-море", "воздух-РЛС".

Су-25СМ отличается от Су-25ТМ наличием бортовой РЛС не в подвесном контейнере, а встроенной, в носовой части фюзеляжа. Комплекс средств РЭБ позволяет осуществлять радиотехническую разведку, предупреждать летчика о степени угрозы, производить прицеливание УР с ПРГС по излучающим РЛС противника, создавать уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие радиопомехи, управлять работой устройства выброса ложных тепловых целей. Для снижения нагрузки на летчика в кабине самолета создано современное информационно-управляющее поле с цветными многофункциональными индикаторами и индикатором на лобовом стекле. Изменена компоновка приборной доски самолета и пульты управления самолетом, установлена новая система индикации и управления САУ-25.

Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс". В его состав входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации "Карат-Б-25" и ряд других систем.

http://www.airwar.ru/enc/attack/su25sm.html


Беспилотный вертолет "Горизонт Эйр S-100" (Россия)

Беспилотный комплекс разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) "Горизонт Эйр S-100" производства ОАО "Горизонт" (г. Ростов-на-Дону)

Разработан как вертолет вертикального взлета и посадки (VTOL). Не требуется ни ВПП, ни специального наземного авиационного оборудования. Может базироваться на кораблях, морских платформах, водных сооружениях. Предназначен для решения широкого спектра задач. Может нести различную полезную нагрузку (до 50 кг).

Области применения:
- Дневное/ночное патрулирование.
- Масштабное и точечное наблюдение.
- Обеспечение безопасности на море.
- Точный мониторинг наземного и надводного пространства.
- Обнаружение и контроль очагов экологических катастроф природного и техногенного происхождения (пожары, разливы нефти, прорывы нефте- и газопроводов и пр.)
- Участие в поисково-спасательных мероприятиях при возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Охрана границ.

Варианты возможной нагрузки/комплектации в зависимости от цели и области применения:
- видеокамера дневного/ночного видения на гиростабилизированной платформе.
- датчик синтезированной апертуры (SAR).
- лазерный сканер (LIDAR).
- датчик мультиспектрального отображения.
- наземный радар (GPR).

Автономность: полностью автономный взлет, навигация по точкам маршрута и приземление. Модули пилотирования и полетного контроля осуществляют привязку координат к карте и показывают местонахождение S-100 в режиме реального времени на экране с цифровой картой, соответствующем приборной панели самолета с интегрированными контрольными данными. Компьютер контроля полезной нагрузки дает оператору возможность вести постоянное наблюдение за конкретными показателями, исходя из данных полетного задания, видео- и фотосъемку. В случае потери связи автоматически возвращается на исходную точку.

http://www.gorizontrostov.ru/ru/bpla1.html

Для обеспечения безопасности Олимпиады-2014 в Сочи авиация МВД закажет комплекс воздушной разведки с беспилотными вертолетами. Об этом 29 октября сообщает "Интерфакс" со ссылкой на главного инженера по эксплуатации беспилотных комплексов Центра авиации МВД РФ Дмитрия Садового.
По словам Садового, в 2013 году МВД закажет несколько комплексов, в каждый из которых будут входить два беспилотных вертолета "Горизонт Эйр S-100" и наземный (или корабельный) пункт управления.
Вертолеты "Горизонт Эйр S-100", которые производятся ростовской компанией "Горизонт" совместно с австрийской Schiebel, могут эксплуатироваться в любых погодных условиях и в любое время суток как на суше, так и на воде. Аппарат имеет подъемную силу в 34 килограмма, радиус действия до 200 километров и автономность работы до десяти часов.

Производство комплекса осуществляется по лицензионному соглажению с компанией «Шибель», расположенной в Австрии. Camcopter S-100  — многоцелевой беспилотный вертолёт. Разработан и создан австрийской фирмой Schiebel. Первый заказ на 40 аппаратов поступил из армии ОАЭ. Поступили заявки из ещё трёх стран. Всего заказано около 200 БПЛА. Фюзеляж собран из композитных материалов. Навигация осуществляется с помощью системы GPS, ГЛОНАСС. Управление может осуществляться на расстоянии до 50, 90 и 200 километров от базы в зоне прямой радиовидимости (зависит от выбранной антенны главного канала связи). ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с Schiebel наладили производство беспилотных вертолетов в России, где комплекс носит название БАК "Горизонт Эйр S-100"


Миг-29 (Россия)

МиГ-29 ( по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения.

Первые серийные МиГ-29Б начали поступать на авиабазу Кубинка в 1983 году. МиГ-29Б широко экспортировался в версии с ухудшенными характеристиками — с более слабой авионикой и без возможности доставки ядерного заряда (модели МиГ-29Б 9-12А и МиГ-29Б 9-12Б — первая для стран Варшавского Договора, вторая для прочих стран).

МиГ-29М имеет большой экспортный потенциал в силу того, что это многоцелевой самолет с высокими характеристиками, способный эффективно действовать по воздушным и по наземным целям и оснащенный двумя двигателями - немаловажный фактор для стран, самолетам которых часто приходятся совершать полет над морем.

Летно-технические характеристики:

МиГ-29М МиГ-29М2
Взлетная масса, кг
- нормальная 17 500 17 800
Максимальная скорость полета, км/ч:
- у земли 1500 1500
- на большой высоте 2400 2400
Максимальное число М 2,25 2,25
Практический потолок, м 17 500 17 500
Максимальная перегрузка 9 9
Перегоночная дальность полета, км:
- без ПТБ 2000 1800
- с 3 ПТБ 3200 3000
- с 3 ПТБ и одной дозаправкой 6000 6000
Тип двигателей РД-33МК РД-33МК
Тяга на взлете, кгс 2х9000 2х9000
Вооружение:
Число точек подвески вооружения 9 9
Управляемые ракеты «воздух–воздух»:
- средней дальности 6хРВВ-АЕ 6хРВВ-АЕ
- малой дальности 8хР-73Э 8хР-73Э
Управляемые ракеты «воздух–поверхность»:
- общего назначения 4хХ-29Т(ТЕ) 4хХ-29Т(ТЕ)
- противокорабельные 4хХ-31А, Х-35Э 4хХ-31А, Х-35Э
- противорадиолокационные 4хХ-31П 4хХ-31П
Корректируемые бомбы 4хКАБ-500Кр 4хКАБ-500Кр
Встроенная пушка калибра 30 мм ГШ-301 ГШ-301

Миг-21 (Россия)

МиГ-21 (по кодификации НАТО: Fishbed) — советский многоцелевой истребитель. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1. Самолеты МиГ-21 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Алжира, Анголы, Бангладеш, Болгарии, Буркина Фасо, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Йемена, Эфиопии, Финляндии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Ирака, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Нигерии, КНДР, Вьетнама, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Сирии, Уганды, Замбии. По советской лицензии МиГ-21 строились в Индии и Китае (китайский вариант самолета МиГ-21Ф-13, J-7, находится в серийном производстве до настоящего времени.

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2.

МиГ-21 был лёгким, маневренным самолётом, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были ещё несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить манёвр уклонения и обмануть ракету.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1959
Размах крыла — 7,154 м.
Длина самолета — 13,46 м.
Высота самолета - 4,806 м.
Площадь крыла — 23 кв.м.
Масса пустого самолета - - кг.
Масса топлива — 1790 кг.
Взлетная масса, кг:
- нормальная - 6850 ,
Максимальная посадочная масса — 4165 кг.
Тип двигателя — Р-11-Ф300,
Максимальная тяга:
форсированная/нефорсированная -5740/3880 кгс).
Максимальная скорость- 2175 км/ч:
Посадочная скорость — 280 км/ч.
Практический потолок — 19000 м:
Практическая дальность — 1520 км:
Длина разбега — 900 м.
Длина пробега — 800 м.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7.

Вооружение

Вооружение самолета МиГ-21Ф-13 в основном варианте состоит из двух УР с ТГС К-13 или Р-3с и пушки НР-30, установленной в фюзеляже справа. Вместо УР под крылом возможна подвеска 32 НАР С-5М или С-5К, двух НАР С-24, двух бомб калибром 50 кг или двух зажигательных баков ЗБ-360. Самолеты МиГ-2ПФ оснащены чисто ракетным вооружением. В дальнейшем на истребителе устанавливалась пушка ГШ-23 в подвесном контейнере ГП-9 или встроенная пушка ГШ-23Л (23 мм, масса 51 кг, максимальная скорострельность 3200 выстр./мин, начальная скорость снаряда 700 м/с, масса снаряда 200 г, боекомплект 200 снарядов, принята на вооружение в 1965г.). Число подкрыльевых узлов подвески было увеличено до четырех, ракетное вооружение составило (в различных комбинациях) УР К-13М, РС-2УС, Р-3с, Р-3р, Р-55, Р-60, Р-60М, Х-66, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг (максимальная масса боевой нагрузки — до 1 300 кг). Часть самолетов МиГ-21бис оснащена оборудованием для подвески ядерной бомбы. Самолет МиГ-21И предполагается оснастить одной УР средней дальности Р-27Р1 или Р-27Т1, а также четырьмя высокоманевренными УР малой дальности Р-73Э.


Су-22 (Россия)

Су-22 — экспортный Су-17М2. Су-17 ( по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.

Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, практически никогда не использовался в качестве истребителя. Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979—1989 годов от начала и до конца. Сирийские Су-22 используются в гражданской войне для нанесения ударов по позициям антиправительственных повстанцев. По состоянию на лето 2013 года потеряно как минимум три самолёта (один сбит огнём с земли, один разбился из-за боевых повреждений и ещё один по неизвестной причине)19 февраля 2013 года самолет Су-22 ВВС Йемена упал на жилой дом в столице Йемена. Пилот катапультировался, но позже скончался. В результате катастрофы погибло 15 человек. Сообщалось, что самолет выполнял учебный полет.

Тактико-технические характеристики

Выпускался с 1976 года
Размах крыла, м
- при мин. стреловидности — 13,68
- при макс. стреловидности — 10,025
Длина самолета — 19,02 м
Высота самолета — 5,129 м
Площадь крыла, кв.м
- при мин. стреловидности — 38,49
- при макс. стреловидности — 34,85
Масса, кг
- пустого — 10500
- максимальная взлётная — 19500
Двигатели — 1 ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга — 11500 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- у земли — 1185
- на высоте — 1850
Дальность полета — 2200 км
Боевой радиус действия — 590 км
Потолок высоты — 16500 м
Экипаж — 1 чел

Вооружение

 2 30-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку) 300 снар. Боевая нагрузка — 3800 кг на 8 узлах подвески: 8 УР «воздух-воздух» Р-60,К-13; УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-1500,КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки.


Ми-35 (Россия)

Ми-35 — модернизированный вариант Ми-24. Предназначен для уничтожения бронетанковой техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, десанта и эвакуации раненых, а также перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске.

Фактически Ми-35М – это новая машина, в которой богатый опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолётостроения. Ми-35М многоцелевой ударный вертолет для: выполнения боевых задач круглосуточно и в сложных метеоусловиях, "летающая боевая машина пехоты"

Многоцелевой военно-транспортный Ми-35М – уникальный вертолет в своем классе. Он представляет собой глубокую модернизацию знаменитого боевого вертолета Ми-24 по прозвищу «Крокодил», еще известного как «Стакан» – из-за плоских стекол кабин пилотов. Конструкция Ми-24 оказалась такой надежной, что модификации вертолета в 60 странах мира.
Сегодня модификация «Крокодила» Ми-35М производится как для продажи за рубеж, так и для нужд российской армии. Машина прекрасно показывает себя в действии, помогая вести огонь на поле боя, поражать бронетанковую технику и эвакуировать раненых. Перевозить груз можно как в кабине, так и на внешней подвеске.
Ми-35М оказался популярен не только в России и странах СНГ. Новыми рынками для этого вертолета стали, в том числе, страны Южной Америки, взявшие на вооружение эту уникальную машину. Вертолеты этой модели стоят на вооружении в армиях Бразилии, Перу, Индонезии, Венесуэлы, Мьянмы и Афганистана.

Летно-технические характеристики Ми-35М:

Размеры: диаметр несущего винта – 17,2 м., диаметр рулевого винта – 3,84 м., длина – 17,49 м., высота – 4,16 м.
Масса пустого – 8 360 кг, нормальная – 10 900 кг., максимальная взлетная – 11 500 кг.
Тип двигателя – 2 ВК-2500-02, 2х2200 л.с.
Максимальная скорость у земли – 300 км/ч., крейсерская – 260 км/ч
Практическая дальность – 450 км. (без ПТБ) и 1 000 км. (с ПТБ).
Статический потолок – 3 150 м., динамический – 5 100 м.
Экипаж – 2 человека
Вооружение: 2х23-мм установка НППУ-23 (450 патронов), до 8 ПТУР «Штурм-В», «Атака-М», 2 или 4 блока НАР С-8 и др.


Ми-17 (Россия)

Ми-17 - многоцелевой вертолет, являясь фактически модификацией Ми-8 с двумя ГТД ТВЗ-117МТ взлетной мощностью по 1400кВт, и улучшенными летно-техническими характеристиками, сохранил кодовое наименование НАТО Hip-H. Он имел планер Ми-8, силовую установку от вертолета Ми-14, при этом хвостовой винт был перенесен на левый борт. На военных вариантах Ми-17 установлены устройство выброса ЛТЦ и дипольных отражателей АСО-2 (под хвостовой балкой) и передатчик помех ИК системам.

Вертолет остается в серийном производстве и находится в гражданской и военной эксплуатации.

Вертолет может использоваться как десантный (с 30 вооруженными солдатами), медико-эвакуационный (12 раненных и медицинское оборудование) и транспортный (4000 кг груза в кабине или на подвесной крюке).

Вертолеты Ми-17 эксплуатируются более чем в 10 странах мира. В общей сложности изготовлено более 12 000 вертолетов (Ми-8) некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 31 машину.

Тактико-технические характеристики вертолета:
Диаметр главного винта - 21,29 м
Диаметр хвостового винта - 3,91 м
Длина - 18,424 м
Высота - 4,755 м
Масса, кг
- пустого - 7100
- нормальная взлетная - 11100
- максимальная взлетная - 13000
Внутренние топливо - 1450 + 1420 кг
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117МТ
Мощность - 2 х 1980 л.с.
Максимальная скорость - 250 км/ч
Крейсерская скорость - 240 км/ч
Практическая дальность - 950 км
Боевой радиус действия - 495 км
Практический потолок - 5000 м
Статический потолок - 1760 м
Экипаж - 2-3 чел

Полезная нагрузка: 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг груза на крюке.

Вооружение: 1 12.7-мм пулемет Афанасьева. Боевая нагрузка - 1500 кг на 6 узлах подвески: 6 ПУ УВ-16-57 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм НУР, или 6 250-кг бомб, или 2 контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 4 ПТУР М-17П Скорпион.


Ми-171 (Россия)

. Вертолет Ми-171 - это многофункциональный вертолет, глубокая модернизация вертолета Ми-8, который может быть переоборудован как пассажирский, грузовой, поисково-спасательный, санитарный, противопожарный, VIP, военно-транспортный.

Многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-171 был разработан с учетом пожеланий покупателей. В связи с установкой на нем новых двигателей, он мощнее своего прототипа Ми-8Т, имеет улучшенные летно-технические характеристики и способен выполнять полеты в сложных метеоусловиях в условиях ограниченной видимости.

Внешне Ми-171 незначительно отличается от своего прототипа. Но двигатели ТВЗ-117ВМ увеличивают высоту полета и грузоподъемность, особенно в условиях высоких температур и разреженного воздуха. Ведутся работы по установке на вертолет нового двигателя ВК-2500. Вспомогательная силовая установка обеспечивает автономность эксплуатации вертолета.

Транспортно-боевой (штурмовой) вертолет Ми-171Ш является экспортной модификацией вертолета Ми-8АМТШ. Вертолет Ми-171Ш предназначен для эффективного поражения бронированных наземных и надводных малоразмерных подвижных и неподвижных, в том числе и воздушных, целей при выполнении широкого круга боевых и специальных (десантные, транспортные, санитарные) задач.

Летно-технические характеристики:

Максимальная взлетная масса (категория А): 12000 кг
Максимальная взлетная масса (категория Б): 13000 кг
Нормальная взлетная масса: 11100 кг
Размеры грузовой кабины:
- длина: 5,34 м
- ширина: 2,34 м
- высота: 1,8 м
- полезная площадь:12,5 кв. м
- полезный объем: 23 куб. м
Практический потолок полета (Категория А): 5000 м
Практический потолок полета (Категория Б): 6000 м
Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут):
с основными топливными баками: 610 км
с двумя дополнительными топливными баками: 1065 км
Максимальная скорость полета: 250 км/ч
Скорость набора высоты:
- при нормальной взлетной массе: 10,4 м/сек
- при максимальной взлетной массе: 7,2 м/сек
Вертолет оснащен двумя двигателями ТВ3 117ВМ взлетной мощностью 2200 л.с.