Особенности развития геополитической ситуации в мире в 2013 году. Часть 2

Особенности развития геополитической ситуации в мире в 2013 году. Часть 2

Особенности развития ситуации в других регионах мира

Европа

Ситуация в Европе напрямую зависела от европейских стран, которые постепенно начали преодолевать затяжной финансово-экономический кризис, способствуя тем самым возобновлению позитивной динамики развития ЕС и НАТО.

Экономический рост ЕС возобновлялся, благодаря использованию руководством Европейского Союза комплекса определенных мероприятий, включающих, в частности, структурное реформирование экономической, энергетической и банковской сфер, рынка труда ЕС, активизацию торгово-экономического сотрудничества с другими странами (США, КНР, Африкой, Латинской Америкой). К тому же руководящие органы Европейского Союза проводили жесткую политику экономии бюджетных средств. Например, бюджет ЕС 2014 года, по сравнению с 2013 годом, сокращен на 9%. Некоторые европейские страны выражают по этому поводу свое недовольство, требуя для себя большей независимости в финансовой сфере.

http://futurenow.ru/rasshirenie-evropeyskogo-soyuza

Не приостанавливалась реализация основных программ Европейского Союза, в т.ч. расширение ЕС, «Восточного партнерства», Общей безопасности и обороны, энергетического обеспечения Европы. Выполняя программу расширения, Европейский Союз уделял внимание вопросам евроинтеграции стран Западных Балкан — Македонии, Албании, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговины и Косово. К важным достижениям программы ЕС «Восточное партнерство» можно отнести парафирование соглашений об ассоциации между Европейским Союзом и Молдовой и Грузией (на Вильнюсском саммите в ноябре 2013 года). Однако отказ Украины и Армении подписать такое соглашение можно трактовать как фактический провал этой программы.

Заботясь о повышении безопасности Европейского Союза, его руководство стремилось эффективно использовать военные возможности стран-членов ЕС (аналогично с концепцией НАТО «Умная оборона»), расширяло сотрудничество с НАТО, принимало участие как в урегулировании кризисов и конфликтов (в т.ч. в рамках EULEX-Косово, тренировочной миссии в Мали, наблюдательной миссии в Грузии и т. п.), так и в нейтрализации пиратства в Индийском океане, развивало и укрепляло силы ЕС для надежной защиты национальных территорий и кризисного реагирования (в частности, совершенствовались и привлекались к несению постоянного дежурства боевые тактические группы). 25 ноября 2013 года Совет ЕС принял решение о реализации отдельных приоритетных программ по созданию многонационального флота самолетов-заправщиков, беспилотных летательных аппаратов, налаживанию системы правительственной спутниковой связи.

Укрепляя свою энергетическую безопасность, ЕС определил основной маршрут транспортировки азербайджанского газа в Европу, отдав предпочтение проекту «Трансанатолийского» газопровода (Турция — Греция — Албания — Италия).

В условиях динамичных изменений геополитической ситуации в мире, а также новых вызовов и угроз мировой и региональной безопасности руководство Североатлантического союза определило основные направления своей деятельности. Это — обеспечение безопасности национальных территорий стран-членов Альянса, урегулирование кризисов и конфликтов (в первую очередь, в Афганистане и Косово), борьба с морским пиратством, развитие взаимоотношений со странами-партнерами.

http://oko-planet.su/first/print:page,1,145625-geopoliticheskiy-razlom-ukraina.html

Реализуя концепцию «Умная оборона», руководство НАТО занималось углублением специализации стран-членов Альянса в военном строительстве и оборонной промышленности, привлекало страны-партнеры к многонациональным проектам, оптимизировало организационно-штатную структуру рабочих органов НАТО. При этом первоочередными были следующие задачи: создание новых автоматизированных систем управления, информационного обеспечения, связи и разведки; наращивание возможностей коалиции по воздушным и морским перевозкам; повышение защищенности личного состава и техники от самодельных взрывных устройств; создание европейской системы ПРО; кибернетическая безопасность и совершенствование системы тылового обеспечения.

Боевая деятельность НАТО концентрировалась на завершении операции в Афганистане и передаче ответственности за безопасностную ситуацию в стране афганским силовым структурам. Это можно считать предпосылкой выведения Международных сил ISAF с территории Афганистана до конца 2014 года и создания на их месте новой тренировочной и вспомогательной миссии. Правда, для того, чтобы решить эту задачу, необходимо заключить новые соглашения между США, НАТО и руководством Афганистана, что проблематично.

Ввиду того, что обстановка в северных муниципалитетах Косово несколько стабилизировалась, командование НАТО приняло решение реорганизовать структуры КФОР и постепенно сократить их численность. С сентября 2013 года началось поэтапное выведение подразделений КФОР из контрольно-пропускных пунктов на границе между Косово и Сербией. Кроме того, командование ОВС НАТО в Европе разработало указания по уточнению планов Миссии КФОР на 2014-2018 годы и определило основные этапы подготовки к завершающей фазе операции «Сдерживающее присутствие».

На обстановке в Европейском регионе существенно сказалась ситуация, сложившаяся в некоторых европейских странах.

В первую очередь здесь имеется в виду ФРГ. Она является одной из наиболее влиятельных и экономически развитых стран Европейского Союза. Ведь именно благодаря ускорению темпов экономического роста ФРГ возобновилась позитивная динамика развития ЕС. Кроме того, ФРГ, как основной финансовый донор Европейского Союза, по существу, определяла финансовую политику руководящих органов ЕС по экономии кредитных и бюджетных средств.

По мнению большинства экспертов, дальнейшему укреплению лидерских позиций ФРГ будет способствовать создание новой правящей коалиции (по итогам парламентских выборов в сентябре 2013 года) из ХДС/ХСС и Социал-демократической партии Германии, а также назначение этой коалицией в декабре 2013 года нового правительства страны. Должность федерального канцлера ФРГ в третий раз подряд досталась А. Меркель.

Программой нового правительства ФРГ предусматривается повышение внимания к социально-экономическим проблемам страны с одновременным укреплением позиций Германии в Европейском Союзе. Надо полагать, что ФРГ активизирует свои шаги по реализации национальных интересов как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. В частности, ФРГ будет отстаивать жесткую финансовую политику ЕС, усилит противодействие экспансионистской политике России в Европе (что уже негативно сказалось на немецко-российских отношениях), а также поддержит демократические силы Украины.

Важная роль в ЕС отведена также Франции. Согласно концептуальному документу страны — «Белой книге 2013 года» — руководство страны, проводя внешнюю политику и заботясь о безопасности, пыталось укрепить единство стран-членов ЕС для правильного определения ими позиций при принятии совместных решений; заботилось о полноценном использовании имеющихся возможностей и потенциала Европейской комиссии в управлении Европейским Союзом; стремилось улучшать работу других руководящих органов ЕС, в т.ч. Европейской внешнеполитической службы и Европейского оборонного агентства; уделяло внимание укреплению оборонных возможностей Европейского Союза. Необходимо отметить, что достаточно серьезной проблемой Франции, в т.ч. в делах реализации ее внешней и оборонной политики, была сложная финансово-экономическая ситуация в стране.

Такие же проблемы наблюдались и у Великобритании, темпы экономического развития которой были очень низкие. К тому же британское руководство определенным образом сохраняло дистанцию между собой и ЕС, выступая за сохранение права самостоятельно решать свои экономические и другие проблемы. Отдельной проблемой для Великобритании были сепаратистские настроения в Шотландии, региональная власть которой инициировала проведение референдума об отделении региона от Британского государства.

В регионе Центрально-Восточной Европы ведущая роль принадлежала Польше. Укрепляя её международные позиции и отстаивая национальные интересы, польское руководство четко определило главные вопросы внешней политики государства: повышение роли Польши в Европейском Союзе и Североатлантическом Альянсе; углубление стратегического партнерства с США (в т.ч. в военной и военно-технической сферах); развитие отношений со странами ЦВЕ как на двухсторонней основе, так и в рамках международных организаций (в первую очередь ЕС, НАТО и «Вышеградская группа»); содействие в европейской интеграции странам бывшего СССР по программе «Восточное партнерство»; создание благоприятных условий для деятельности польского бизнеса за рубежом. Приоритетность этих направлений подтверждалась новой Стратегией национальной безопасности Польши, принятой в октябре 2013 года.

Вопреки сложной экономической ситуации, руководство Польши активно развивало и модернизировало национальные вооруженные силы. Польское правительство приняло «Приоритетные задачи технической модернизации ВС Польши на период до 2022 года», а также «Программу поддержки развития польской оборонной промышленности на 2013-2022 годы», предусматривающие консолидацию оборонной промышленности страны в рамках профильных холдингов и концернов.

Осенью 2013 года акции протеста польского населения усложнили внутригосударственную ситуацию. Поляки требовали улучшения социальной защиты и отставки правительства во главе с Д. Туском. Как следствие, в ноябре 2013 года польское правительство обновилось, а вместе с этим определились новые приоритеты его деятельности, предусматривающие повышение уровня заработной платы, создание новых рабочих мест, развитие городской инфраструктуры.

            Активную роль в регионе Юго-Восточной Европы пытается играть Румыния, стремящаяся достичь уровня одного из региональных лидеров. В течение года руководство Румынии укрепляло свои позиции в Черноморском регионе, к которому проявляют интерес США, НАТО и ЕС, а также усиливало свое влияние на Молдову с целью ее дальнейшей реинтеграции в состав «большого румынского государства».

В частности, согласно ранее заключенными соглашениями, в октябре 2013 гола на территории Румынии началось развертывание противоракетных установок «Иджис» системы ПРО США/НАТО в Европе. Кроме того, решено предоставить в распоряжение США румынскую авиационную базу г. Когильнечану для развертывания Центра транзитных перевозок, которому предстоит обеспечивать Международные силы в Афганистане (после закрытия в 2014 году такого Центра в Киргизстане).

Если сравнивать с предыдущими годами, то нужно отметить, что из-за сложной внутригосударственной обстановки активность внешней политики Румынии несколько снизилась. Так, ни внеочередными парламентскими выборами в декабре 2012 года, ни назначением нового правительства в январе 2013 года не удалось предотвратить противостояние между президентской и правительственной ветвями власти, утихомирить вызванные социально-экономическими проблемами массовые акции протеста румынского населения.

Одним из самых серьезных факторов, повлиявшим на развитие ситуации в Черноморском регионе, были события в Турции. Так, турецкое руководство пыталось выдерживать курс на укрепление своих лидерских позиций в Черноморском, Кавказском и Ближневосточном регионах. Приоритетными вопросами во внешнеполитической деятельности Анкары были следующие: достижение регионального паритета с Россией и Ираном; свержение режима Б. Асада в Сирии; углубление сотрудничества с ведущими странами мира, а также Ближнего Востока, Кавказа, Западных Балкан, Центральной Азии и Африки. Для Турции было важным возобновить переговоры о вступлении страны в ЕС.

Внутренняя политика правительства Турции была направлена на сохранение позитивной динамики экономического развития страны, достижение стабильности на турецкой территории путем создания условий для прекращения экстремистской деятельности радикальных курдских организаций. В частности, была достигнута договоренность об отводе курдских вооруженных формирований в северные районы Ирака (Иракского Курдистана) в обмен на признание прав курдов в Турции.

И все же внутренняя ситуация оставалась сложной из-за усиливающегося противостояния между различными политическими силами, ведущими подготовку к президентским выборам 2014 года (прежде всего между сторонниками и противниками премьер-министра Т. Эрдогана, как главного кандидата на должность президента страны), а также из-за осложнившейся социально-экономической ситуации, вызванной внешними факторами (в первую очередь конфликтом в Сирии). Поводом послужили массовые выступления турецкого населения против властей летом прошлого года (протестовали против реконструкции парка Гези), политический скандал в конце 2013 года, вызванный арестами родственников ряда высших представителей турецкой власти, обвиненных в коррупции, а также фактический срыв процесса урегулирования курдской проблемы.

Постсоветское пространство

http://www.leonidstorch.ru/putin-foreign-policy-part/

В прошлом году Российская Федерация стремилась усилить свое влияние на страны бывшего СССР, реализуя стратегию возобновления роли России как «большого мирового государства».

К рассмотренным выше мероприятиям можно добавить такие действия россиян, как укрепление интеграционных структур на постсоветском пространстве, в первую очередь Таможенного союза (ТС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В частности, в 2013 году фактически завершился процесс разработки и принятия внутренней законодательной базы ТС. Кроме того, были приняты принципиальные решения о присоединении к Таможенному союзу Киргизстана и Армении. Необходимо отметить также, что робота ТС сопровождалась серьезными проблемами. Имеются в виду торговые противоречия между странами-участницами организации, попытки России использовать Таможенный союз в своих политических целях, что провоцировало негативную реакцию других стран. К тому же в течение года наблюдалось общее сокращение объемов торговли внутри ТС.

Параллельно предпринимались меры для развития военной составной Организации Договора о коллективной безопасности. Например, сформирован Информационный центр ОДКБ (прообраз разведывательной структуры), достигнута договоренность о создании авиационной компоненты организации. Повышенное внимание руководство ОДКБ уделяло также вопросам усиления защиты таджикско-афганской границы и безопасности в Центральной Азии в связи с предполагаемым обострением обстановки в регионе после вывода Международных сил из Афганистана.

Наращивалась также военная составляющая союзного государства Беларуси и самой России, прежде всего в плане увеличения российского военного присутствия на белорусской территории. В частности, началось развертывание истребительного подразделения ВВС РФ в Беларуси, которое будет нести боевое дежурство в белорусском воздушном пространстве.

Проверка объединенных военных возможностей России и Беларуси осуществлялась в рамках стратегических учений вооруженных сил обеих стран «Запад-2013» в сентябре 2013 года. В это же время в Беларуси проходили учения Объединенных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2013» при участии воинских подразделений России, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. Согласно заявленным сценариям, во время этих учений прорабатывались локализация и подавление массовых беспорядков, в которых участвовало белорусское население. Необходимо отметить, что, по некоторым оценкам, истинной целью учений была демонстрация силы перед НАТО в рамках общей политики России по усилению противостояния Западу.

На таком фоне развитию обстановки в странах СНГ были присущи местные особенности, которые зависели от национальных приоритетов, расстановки политических сил и экономической ситуации.

Невзирая на тесные отношения с Россией, а также на участие Беларуси в работе Таможенного союза, в 2013 году на ситуации в этой стране сказалось продолжающееся ухудшение состояния белорусской экономики. Например, в течение года сократилось производство практически во всех экономических отраслях, в т.ч. промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте. Автоматически увеличивались цены на основные виды товаров, падал курс национальной валюты, сокращался золотовалютный запас страны (более чем на 1,5 млрд. долл. США) и повышался уровень безработицы.

В таких условиях правительство Беларуси пыталось решить экономические проблемы с помощью Российской Федерации, обращаясь к ней за очередными финансовыми кредитами и торговыми льготами. Вместе с тем, ввиду того, что в отношениях с Россией в который раз обострились отношения из-за давления россиян (в т.ч. с применением энергетического и торгово-экономического факторов), белорусская сторона изыскивала другие возможности для решения своих экономических проблем. В частности, руководство Беларуси прибегало к мероприятиям по диверсификации своих внешнеэкономических связей (в первую очередь, за счет Китая и стран Ближнего Востока), разрешило приватизацию объектов национальной экономики, повысило налоги.

Белорусская власть активно стремилась установить отношения с западными странами и международными организациями для того, чтобы получить доступ к их рынкам, кредитам и инвестициям. Для этого использовалась тактика отдельных уступок ЕС, в частности, по освобождению заключенных лидеров белорусской оппозиции.

Сложность ситуации в Молдове объяснялась противостоянием между проевропейским руководством страны и Партией коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и другими левыми и пророссийскими силами. Но, невзирая на обострение политических и экономических проблем, на попытки ПКРМ спровоцировать массовые беспорядки, на масштабное давление со стороны России, руководству Молдовы удалось перегруппировать правящую коалицию, не допустить социального взрыва в стране и парафировать Соглашение об ассоциации с ЕС.

При этом изменения фактически не коснулись ситуации, сложившейся вокруг приднестровского конфликта. Руководство Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), как правило, отказывалось обсуждать политические аспекты урегулирования приднестровской проблемы и соглашалось на сотрудничество с Молдовой лишь в отдельных экономических вопросах. Лидеры ПМР одобряли политику давления России на Молдову в вопросе ее европейской интеграции, угрожая выйти из переговорного процесса в формате «5+2» (в частности, по причине размещения Молдовой погранично-таможенных постов на приднестровской границе, как того требовал ЕС для улучшения охраны государства). Со стороны Приднестровья были попытки спровоцировать напряженность в Зоне безопасности на границе с Молдовой.

Что касается роли России, то она оказывала всестороннюю помощь самопровозглашенной республике, усиливая одновременно свое военное присутствие в регионе путем перевооружения Оперативной группы российских войск в Приднестровье.

Сложный и динамичный характер был присущ развитию ситуации в Грузии. Главным событием в стране стали президентские выборы, в которых победил представитель новой правящей коалиции «Грузинская мечта» — Г. Маргвелашвили. Даже притом, что произошла смена лидера грузинской власти и предпринимались попытки нового руководства наладить отношения с Российской Федерацией, Грузия не отказалась от избранного курса на вступление в НАТО и ЕС. Активное сотрудничество Грузии с Североатлантическим Альянсом продолжается, парафировано Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

Ситуация в зонах конфликтов на территории Грузии оставалась относительно стабильной. Однако никаких позитивных сдвигов в решении грузино-абхазских и грузино-осетинских проблем не произошло. Главным дестабилизирующим фактором в ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии оставалась позиция России, которая оказывала политическую и экономическую помощь самопровозглашенным республикам, и отказывалась подписывать с Грузией соглашения о ненападении. Кроме того, на мировое сообщество производили негативное впечатление провокационные действия России по наращиванию российского военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии и установлению на их границах системы инженерных заграждений с одновременным нарушением грузинской территории.

Давним и серьезным источником напряженности на Кавказе остается продолжающийся армяно-азербайджанский конфликт из-за территории Нагорного Карабаха. Как Азербайджан, так и Армения не прекращали наращивать мощь своих вооруженных сил, предъявляли взаимные угрозы, обещая применить военную силу для отстаивания своих интересов, что могло спровоцировать масштабный вооруженный конфликт в регионе. При этом работа Минской группы ОБСЕ практически была бесполезной, что объяснялось неуступчивостью Армении, которая отказывалась освободить оккупированные азербайджанские территории.

Российская Федерация это использовала для сохранения своего военного присутствия и влияния в регионе. Так, с одной стороны Россия оказывала давление на Армению и Азербайджан, а с другой — предлагала им же разные формы экономических преференций и военно-технической помощи в обмен на поддержку российских интересов на Кавказе.

Фактически, это и стало причиной отказа Армении от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и её согласия на вступление в Таможенный союз с расширением российской военной базы на своей территории.

С другой стороны, даже получая от России немало оружия (на сумму около 2 млрд. долл. США) и углубляя сотрудничество с РФ в энергетической отрасли, Азербайджан всегда отстаивал свои независимые позиции и развивал отношения с ЕС, включительно с участием в реализации европейских проектов по созданию новых транспортно-энергетических коридоров в регионе. Позиция Азербайджана в этом вопросе укрепилась после переизбрания И. Алиева на пост президента страны на выборах в сентябре 2013 года.

Достаточно сложная ситуация наблюдалась также и в странах Центральной Азии. В течение года усложнилась безопасностная обстановка вокруг Таджикистана, на которой сказывается исламский экстремизм Афганистана, увеличилось число акций протеста населения в Киргизстане из-за падения его экономики, обострились противоречия между Узбекистаном и Таджикистаном, вызванные распределением водных ресурсов региона, активизировались оппозиционные силы в Казахстане вследствие ухудшения состояния здоровья президента страны Н. Назарбаева. Наиболее стабильной страной в такой ситуации оставался Туркменистан, избравший нейтральную позицию в отношениях со своими соседями и занимавшийся диверсификацией путей экспорта энергетических ресурсов.


  
Геополитический дневник Виктора Гвоздя
«Евромайдан»
«Евромайдан»

Акции протеста в Украине в контексте уроков социальных выступлений в разных странах мира

Параллели и меридианы Богдана Соколовского
Опять переплачиваем?
Опять переплачиваем?

...кредит в 6 миллиардов американских долларов...

Партнеры