Борисфен Интел

Исторический опыт и новаторство в китайской политике в условиях современных геополитических изменений

24 июня 2017

Часть 3. «Могущество сторон — обязательное условие мирного соглашения» — Чанакья

Часть 1. «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем…» — Конфуций

Часть 2. Особенности внешней политики Китая в новых геополитических условиях

 

Александр Лебедь, военный и политический эксперт

Высказывание древнеиндийского философа Чанакья, которое выбрано в качестве заголовка, довольно точно характеризует роль военного могущества Китая в его политике установления равноправных отношений с мировыми центрами принятия решений.

Китайское руководство уделяет особое внимание повышению боеспособности Народно-освободительной армии Китая (НОАК), развитию национального военно-промышленного комплекса и военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

Реализации планов реформирования вооруженных сил КНР способствует рост национального экономического потенциала. При этом, китайское руководство рассматривает реформы и модернизацию НОАК в качестве органической составляющей экономического и социального развития государства.

Реформирование НОАК осуществляется в соответствии с программой «Модернизация национальной обороны и вооруженных сил», цель которой — создание до 2049 года вооруженных сил «нового типа», способных принимать участие в современных войнах и защищать национальные интересы в глобальном контексте. Новшества в вооруженных силах КНР должны обеспечить эффективное межвидовое взаимодействие, мобильность, использование инновационных технологий, а также создание компактных вооруженных сил с высоким уровнем постоянной боевой готовности. Фактически, реформированные вооруженные силы должны быть готовы к региональным конфликтам разной интенсивности, что обеспечит Китаю лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С учетом перечисленных задач, определяются следующие основные направления реформирования НОАК:

  • совершенствование системы командования и управления;
  • оптимизация численности ВС и организационно-штатной структуры;
  • определение политического курса армии;
  • интеграция армии и общества.

Предполагается, что поставленные задачи по основным направлениям модернизации НОАК будут выполнены до 2020 года. Основным содержанием этого процесса на современном этапе является информатизация и компьютеризация ВС, повышение их боевых возможностей за счет улучшения взаимодействия видов ВС во время совместных операций. Конечную цель военной реформы руководство КНР видит в создании ВС, способных эффективно осуществлять ядерное сдерживание, успешно решать поставленные задачи в современной высокотехнологичной войне локального масштаба, а также во время проведения антитеррористических операций.

По заявлениям представителей командования НОАК, главная задача нынешнего этапа реформирования вооруженных сил Китая — создание научно обоснованной и рациональной системы управления, эффективной системы объединенного оперативного командования, пропорционально выстроенной организационно-штатной структуры ВС, а также повышение боеспособности армии путем устранения структурных противоречий.

Мероприятия 2015–2016 гг. по реформированию НОАК включали:

  • переход к структуре вооруженных сил, состоящих из пяти видов. В результате реформирования созданы Сухопутные войска, Военно-морские силы, Военно-воздушные силы, Ракетные войска и Войска стратегической поддержки (должны вести боевые действия в киберпространстве);
  • создание трехуровневой системы командования и управления: «Центральный военный совет (ЦВС) КНР — вид вооруженных сил — части и соединения», а также трехуровневой системы оперативного объединенного управления: «ЦВС КНР — командование зоны — соединения и части»;
  • изменение военно-административного деления территории КНР, в рамках которого создано пять зон боевого командования (Восточная, Южная, Западная, Северная и Центральная), которым в мирное и военное время подчинены все объединения и соединения в их зоне ответственности;
  • создание предпосылок для улучшения морально-психологического климата в вооруженных силах за счет очистки НОАК от коррупции и тех военнослужащих, которые не воспринимают реформы.

Также предполагается до 2018 года сократить общую численность НОАК до 2 млн человек.

Председатель КНР Си Цзиньпин вручает военный флаг Сил стратегической поддержки НОАК, Пекин, 31 декабря 2015 г. Территориальные командования
Народно-освободительной армии Китая (НОАК)

Анализ мероприятий нынешнего этапа реформирования определяет первоочередные задачи, к выполнению которых НОАК должна быть готова, а именно:

  • повышение оперативности управления войсками за счет унификации и упрощения системы их управления. Виды вооруженных сил получили равные по статусу штабы, а общее управление НОАК входит в сферу компетенции созданного Объединенного штаба, который подотчетен ЦВС КНР;
  • повышение готовности к выполнению боевых задач, связанных с контролем обстановки вокруг Тайваня и спорных островов в Тихом океане, в акваториях Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.

 

Повышение боеспособности НОАК напрямую зависит от уровня развития китайского военно-промышленного комплекса (ВПК). Китайский ВПК располагает солидной научно-технической и производственной базой, что позволяет выпускать широкую номенклатуру товаров военного и двойного использования. В целом китайская военная промышленность удовлетворяет потребности НОАК в вооружении и военной технике (ВВТ). Однако, отставание страны в сфере науки и техники, в частности, военных НИОКР, имеющееся на некоторых предприятиях большое количество устаревшего оборудования, а также дефицит новых материалов являются причиной того, что тактико-технические характеристики значительной части производимых ВВТ и технологии их изготовления в ряде случаев ниже уровня аналогичных образцов ведущих зарубежных стран.

Кроме того, китайский ВПК все еще не готов к самостоятельным прорывным инновациям. Большинство китайских разработок являются результатом глубокой переработки иностранных технологий.

Для того, чтобы производить ВВТ на уровне западных высокотехнологических образцов, в Китае приступили к реформированию национального ВПК по следующим направлениям:

  • улучшение качества подготовки квалифицированных кадров для военной промышленности, для работы на всех уровнях разработки и производства ВВТ;
  • совершенствование системы управления ВПК с целью создания нового механизма хозяйствования предприятий оборонной промышленности, отвечающего требованиям рыночной экономики;
  • активное привлечение гражданского, в том числе негосударственного, сектора экономики к процессам разработки и производства продукции военного назначения;
  • создание системы малообъемного военного производства при сохранении широких мобилизационных возможностей;
  • продолжение конверсии военного производства, когда активно используются избыточные мощности оборонных отраслей промышленности в интересах гражданского сектора экономики.
Оборонный бюджет Китая (2011–2017), млрд юаней

В настоящее время одним из главных направлений реформирования ВПК Китая стало создание современной научно-технической базы военного производства на основе интеграции предприятий оборонной промышленности и передовых в технологическом отношении гражданских компаний и предприятий, включая частные и с иностранным капиталом.

Предполагается, что привлечение негосударственного сектора к выполнению задач по производству ВВТ существенно облегчит получение из-за рубежа образцов высокотехнологичной продукции и инновационных технологий с целью их использования в военном производстве, снизит себестоимость разработки ВВТ, сократит сроки НИОКР и обеспечит дополнительные инвестиции в развитие научно-производственной базы.

Для этого в Китае была создана комиссия по интегрированному гражданскому и военному развитию, возглавил которую Председатель КНР Си Цзиньпин. Комиссия будет заниматься вопросами интеграции государственных оборонных и передовых гражданских предприятий в единую производственную систему. Фактически, китайская сторона планирует воспользоваться опытом США по развитию военной промышленности и использовать в работе государственных оборонных компаний рыночные подходы. Например, так функционируют американские корпорации Boeing и Lockheed Martin. Одна из задач такой интеграции предприятий — ликвидация монополии военно-промышленного комплекса в производстве оборонной продукции. Однако, серьезным препятствием на этом пути является значительная зависимость предприятий от государственного финансирования.

Особое внимание в развитии и укреплении китайского ВПК долгое время уделялось военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, которое было источником передовых военных технологий для КНР.

С начала экономических преобразований до событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Китай активно сотрудничал со странами Запада и использовал это для ускоренного развития национального ВПК. Контакты с французскими, британскими, итальянскими, американскими и немецкими компаниями позволили существенно реформировать многие отрасли ВПК и задать ритм для самостоятельного развития некоторых из них. Так, после событий на площади Тяньаньмэнь и введения западных санкций китайская вертолетостроительная промышленность смогла развиваться, опираясь на полученный опыт использования западных технологий. При этом Китай обходился без значительной технологической помощи России.

Отличительной особенностью такого сотрудничества с Западом была возможность использовать технологии производства важных агрегатов и компонентов военной техники, что позволило китайским производителям освоить выпуск двигателей для бронетехники и подводных лодок, отдельные типы авиамоторов, авионики, систем управления огнем. Особое место в законном приобретении западных военных технологий отводилось сотрудничеству с Израилем.

В нынешних условиях политического давления и сохранения эмбарго на эмбарго на военные поставки в Китай со стороны США и Евросоюза, военно-техническое сотрудничество с РФ приобрело особо важное значение. Однако, Россия не спешит передавать Китаю технологии производства ВВТ, предлагая ему готовую российскую продукцию. Такая особенность китайско-российского ВТС, активизация которого наблюдалась в 2015–2016 гг., сохраняет зависимость КНР от России.

Объемы поставок российского вооружения в Китай (1992–2016), млрд долл. США

Наибольшим спросом китайской стороны пользуются российские авиационные двигатели, программное обеспечение для авиационных комплексов, композитные материалы для авиастроения, боевые комплексы и оборудование для авианосного флота, морская истребительная и бомбардировочная авиация.

По мнению китайских экспертов, к перспективным направлениям ВТС КНР с иностранными государствами следует отнести развитие контактов в рамках организации БРИКС. Достаточно развитая военная промышленность, разнородность ее специализации, разный политический фон международных отношений стран-членов организации позволяют предположить, что ВТС между странами БРИКС способно наладить обмен технологиями и производство ВВТ для реализации в третьих странах.

 

Заключение. Особое место Украины во внешней политике Китая

Геополитические и геоэкономические устремления КНР создают условия, с помощью которых Украина может занять особое место в ее внешней политике.

В частности, китайская сторона заинтересована в активном участии Украины в реализации инициативы «Один пояс — один путь», поскольку за счет этого Китай получает возможность эффективно хеджировать риски, связанные с международной напряженностью вокруг России. Международные санкции в отношении России, наложенные вследствие ее вооруженной агрессии против Украины, а также усиление социально-экономической нестабильности в РФ подталкивают Пекин к разработке альтернативных инфраструктурных проектов, которые обеспечат бесперебойное сообщение между КНР и Евросоюзом.

Шаги Китая по реализации запланированного в отношении Украины исключают политизацию украинско-китайского сотрудничества и направлены на поддержку конструктивных контактов с украинским руководством любой политической ориентации. Китай также не намерен вмешиваться в решение конфликта в Украине. Исходя из этого, для него очень важно развивать экономическое украинско-китайское сотрудничество. К основным его направлениям следует отнести инвестирование экономики, создание совместных предприятий, проведение научно-технических исследований и т. д. В ходе переговоров между первым вице-премьером, министром экономического развития и торговли Украины С. Кубивым и вице-премьером Госсовета КНР Ма Каем на полях форума «Один пояс — один путь» было решено:

  • организовать двухсторонний бизнес-форум и третье заседание межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического взаимодействия (перерыв длился около 4 лет);
  • активизировать сотрудничество в сфере сельского хозяйства, космонавтики, авиационной промышленности и машиностроении.
Встреча первого вице-премьера Украины С. Кубива с вице-премьером Госсовета КНР Ма Каем, Пекин, 14 мая 2017 г.

В целом, развивая сотрудничество с Украиной, Китай сосредоточил усилия на украинской инфраструктуре, сфере сельского хозяйства, а также на военно-техническом сотрудничестве. По данным посольства КНР в Украине, сегодня китайские инвестиции в украинскую экономику составляют приблизительно 7 млрд. долл. США.

Намерения Китая добиться присоединения Украины к инициативе «Один пояс — один путь» с некоторыми опасениями воспринимается в Европейском Союзе и США, поскольку создание инфраструктурных коридоров за пределами российской территории увеличивает вероятность успешной реализации китайской геоэкономической инициативы.

Поскольку современный подход КНР к развитию экономики определенным образом не отвечает западным принципам экономической деятельности, Евросоюз и США советуют украинскому руководству согласовывать свое участие в инициативе «Один пояс — один путь». За счет таких согласованных действий Запад получит возможность решать такие задачи, как:

  • обеспечение евроатлантической интеграции Украины;
  • сохранение возможности оказывать влияние на функционирование транспортных коридоров за счет использования режима санкций в отношении России;
  • принуждение КНР соблюдать паритетность и равные права в экономической деятельности с учетом исповедуемых на Западе принципов;
  • соблюдение формата сотрудничества Европейский Союз–КНР вместо двухсторонних контактов Китая с членами ЕС.

Развивая в таких условиях свои отношения с Украиной, Китай остается приверженцем традиционной внешней политики, в соответствии с которой запланированное реализовывается в полном объеме и без форсирования процессов. Он воспринимает Украину как государство, которое, в случае успешной интеграции в ЕС, станет первой европейской страной в инфраструктурных проектах инициативы «Один пояс — один путь». В связи с этим Пекин позитивно оценил подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Терпеливое отношение Китая в значительной степени объясняется его большим экономическим потенциалом и готовностью к непредвиденным финансовым издержкам.

В то же время Китай может сблизиться с Украиной только на безопасном для себя расстоянии, которое обеспечивает баланс отношений в геополитическом треугольнике США–Россия–Китай и в мировом масштабе в целом.

 

URL страницы http://bintel.com.ua/ru/article/print/06-24-lebid/