Богдан Соколовский
Недавно премьер-министр Украины В. Гройсман на заседании правительства заявил, что через 5 лет Украина может стать полностью энергетически независимой. Дословно в СМИ приводятся его следующие слова: «Оживают государственные предприятия нефтегазовой сферы и будут добывать украинский газ. Задача — за 5 лет нарастить на 7 млрд кубов, что является абсолютно реальным для собственной добычи», «...Через пять лет мы должны стать полностью энергонезависимым государством», «... премьер подчеркнул, что Украина может уменьшить потребление за счет энергоэффективности. В балансе мы сможем отказаться от импортируемого газа, более того, стать энергонезависимым государством».
То, что он сказал, несколько не совпадает с подобным заявлением примерно годичной давности предыдущего премьер-министра Украины А. Яценюка, который сказал: «Я понимал, что повышение тарифов — это наиболее непопулярна политическая вещь. Я также понимаю, что другого пути, чем приведение тарифов к рыночной цифре, нет. Какая наша цель? Цель такая — через 10 лет Украина должна стать полностью энергетически независимой страной. Это задача. И мы к этой задаче движемся, в том числе посредством рыночных тарифов».
В контексте таких заявлений целесообразно напомнить, что энергетическая независимость Украины, в основном, определяется независимостью таких наших энергетических отраслей, как: ядерная энергетика; тепловая энергетика (ТЭС и ТЭЦ); газовая; нефтяная и нефтеперерабатывающая.
При этом следует сказать, что в течение последнего года Украинским Государством почти ничего не предпринималось для достижения своей энергетической независимости. Возможно, эти работы были засекречены. Однако, даже при таких обстоятельствах все равно не совсем понятно, почему за год указанный срок изменился с 10 до 5 лет.
О состоянии дел в сферах ядерной и тепловой энергетики писалось немало. Но предыдущий, как и нынешний наш Кабмин сделали очень мало или почти ничего не сделали для того, чтобы приблизить нашу энергетическую независимость. Более того, теперь уже идут разговоры о продлении срока эксплуатации (продлении, а не завершении!) российских ядерных блоков на украинских АЭС. То есть, о зависимости украинской ядерной энергетики от РФ. По крайней мере, о технологической, даже если удастся заменить ядерное топливо на нероссийское (американское). С другой стороны, при условии целенаправленной работы и соответствующего финансирования, за 4-5 лет можно обеспечить технические условия для их полной независимости или разумной (рациональной!) диверсификации в этих отраслях в интересах украинских национальных возможностей.
В газовой же отрасли в последнее время действительно наблюдается тенденция к уменьшению объемов потребления газа. По правде говоря, это происходит вследствие переориентации населения с газа на другие виды топлива, а промышленные потребители сокращают собственное потребление, в основном, за счет свертывания производства. При этом хотелось бы надеяться, что в ближайшие годы будет увеличиваться объем добычи своего газа. В частности, за счет обещанного увеличения объемов финансирования геологических разработок новых месторождений. Так же хочется верить, что Украинское Государство начнет выделять из бюджета необходимые объемы средств на разработку и внедрение энергосберегающих технологий. По крайней мере, в рамках субсидий. При таких условиях 5 лет — вполне реальный срок, чтобы выйти на самообеспечение газом, то есть на независимость отрасли от импорта.
Более сложным является состояние дел в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли. В то время, как у нас есть технические возможности для импорта сырой нефти из различных международных рынков (без привязки к одному из них), наблюдается значительная зависимость украинского внутреннего рынка от импорта нефтепродуктов. Обратим внимание, что нефтепродукты импортируются на наш рынок в основном из НПЗ, перерабатывающих значительные объемы российской нефти или находящихся в собственности РФ. Фактически, наше Государство не влияет на свой внутренний рынок нефтепродуктов. Но эту же зависимость можно устранить, создав в Украине современный нефтехимический комплекс с диверсифицированным доступом на несколько международных рынков нефти. По оценкам ведущих специалистов, для этого необходимо 4-5 лет.
Итак, как заявил премьер-министр Украины В. Гройсман, 5 лет вполне достаточно, чтобы обеспечить полную энергетическую независимость нашего государства. При условии, что уже сейчас будут целенаправленно работать и финансироваться соответствующие отрасли. Если же нет, то и упомянутое заявление А. Яценюка о 10-летнем сроке до момента достижения энергонезависимости Украины будет очередным мифом.